Все новости
Синематограф
15 Июля , 10:10

№7.2024. Юлия Ломова-Устюгова. «Туман» Натальи Гугуевой

Кадр из фильма «Туман»
Кадр из фильма «Туман»

13 апреля 2024 г. в кинотеатре «Родина» состоялось значимое для кинематографической Уфы событие – показ нового фильма кинорежиссёра Натальи Гугуевой, неоднократного победителя и лауреата отечественных и зарубежных кинофестивалей.

Её художественный фильм «Туман» также успел получить множество наград на различных кинофестивалях. Спецприз – на МКФ в Ариано (Италия); призы за лучшую операторскую работу, мужскую и женские лучшие роли, лучшие монтаж и саунд-дизайн – на МКФ в Мадриде (Испания); Гран-при и Приз жюри – на КФ «КстоКино», г. Кстово (РФ); спецприз жюри – на МКФ «Золотой ворон», г. Анадырь (РФ); приз прессы – на КФ «Малая Земля», г. Новороссийск (РФ); спецдиплом – на МКФ «Золотой витязь», г. Грозный (РФ); приз за лучший сценарий – на Всероссийском Шукшинском фестивале, г. Барнаул, г. Бийск (РФ); спецдиплом – на МКФ «Человек и природа», г. Иркутск (РФ); Приз за лучшую женскую роль – на КФ «КиноВЕЧЕ», г. Тверь (РФ); Специальное упоминание жюри – на МКФ «Евразийский мост», г. Ялта (РФ); приз за лучшую операторскую работу – на МКФ «Свидание с Россией», г. Архангельск (РФ); специальное упоминание жюри – на МКФ «Северный характер», г. Мурманск (РФ); приз за лучшую режиссуру – на МКФ г. Асти (Италия); спецдиплом за дебют в профессии продюсера и премия за операторскую работу – от Гильдии киноведов СК РФ; приз им. А. Приставкина – на МКФ «Сталкер», г. Москва (РФ); приз за лучший фильм – на МКФ «Отцы и дети», г. Орёл (РФ). Также фильм был отобран в особую программу «Кино мира» – МКФ, о. Гоа (Индия). И участвовал в программах «Дни российского кино в Турции» – г. Стамбул (Турция); «Русский кинофестиваль в Бразилии» – г. Сан-Паулу (Бразилия).

Показ отмеченного призами фильма в Уфе был организован совместными усилиями киностудии «Башкортостан», киностудии «Ольмо», Союза кинематографистов РБ и администрации кинотеатра «Родина». И продемонстрированная на этом показе лента произвела на меня, как на киноведа и зрителя, настолько сильное впечатление, что я не могу не передать его вам...

Что такое туман? Отсутствие пространства и времени. Нечто всепронизывающее и вечное.

Что такое необитаемый остров? Отсутствие всякой связи с другим миром. Нечто предельно особенное, отстранённое. Посреди окружившего горизонты океана.

Что будет, если над необитаемым островом язычками тумана развеются фамилии актёров? Будет – кино. Фильм «Туман» Натальи Гугуевой...

Первое и главное, что надо осознать про фильм, – он целиком определён тем особым миром, который служит живыми его декорациями. Миром красочного клочка первобытной суши, дрожащей на волнах рождения.

Этот отделившийся от всего, но притом абсолютно конкретный мир... Эта вселенная – вселенная феерически красивого приполярного острова – эта приполярная вселенная, это место действия определяет абсолютно всё... В этом данном богом и режиссёром кино.

Кроме редчайших выморочных воспоминаний об условных пространствах, вся жизнь фильма зарождается вокруг похожих на галлюцинацию Ван Гога скал. Именно эти скалы, их геометрия выдумали каждый изгиб сюжета и характера героев. От их суровости – бесполезность слов. От их потерянности – неуловимость времени. Эти скалы равны жуткой и завораживающей вздыбленности пространства.

И особенный, едва-едва ощутимый, но такой чёткий оттенок ни на что не похожего юмора тоже диктуется местом действия. Ещё бы! Окажись эта улыбка хоть на что-то похожа! Ещё бы! Обойдись повествование без юмора! Ведь перед нами редчайший случай, когда повествование ведётся от «лица» пейзажа. Случай, когда необитаемый остров, маленький космос сам сочиняет историю об удивительной, заведшейся на нём жизни!..

...Про проклюнувшихся, как красны-ягодки, из «того самого песочку» героинь в красных платьицах да курточках. Про рухнувших с неба в заботливо-безжалостные женские руки напрямую из стаи птиц «сбитых лётчиков»...

Словом, если не поймёшь, что люди и страсти тут – такая же часть пейзажа, как причудливые камни и первозданная субарктическая флора и фауна; не поймёшь и фильма.

А между тем и камни, и флора, и фауна ликуют и радуются на экране настоящей приполярной радугой. А значит – и у людей есть шанс на счастливый финал в этом забытом и вновь открытом богом месте...

Наверное, всё-таки на «счастливый не финал». Потому что никакие «финалы» в данном, отрезанном от мирского течения времени уголке невозможны. Только продолжение. Особенно когда спустится и окончательно завяжет в один узел всё пространство и время густой туман... «Туман» Н. Гугуевой... 

...Фильм идеален для художников.

После показа состоялась встреча автора фильма со зрителями, где в процессе живого общения режиссёра и публики Наталья Гугуева сформулировала своё видение картины. Режиссёр, говоря зрителям о «Тумане», была предельно конкретна. Как и первые уфимские зрители её ленты, задававшие ей «наводящие вопросы».

– Мы снимали историю любви и ненависти. Вины и прощения, которые возникают между самыми близкими. Психологический триллер с притчевой составляющей. Мы сознательно стремились к тому, чтобы в ленте не было быта, ведь там решаются не сиюминутные вопросы, а глубинные. Что такое отношения мужчины и женщины? Почему любовь приносит вместо светлого и радостного чувства, которое подарил Господь, страдания? Что происходит, когда в любовь вмешивается эгоизм, зависть, негативные эмоции? Что бывает, когда отсутствует жертвенность, но есть ревность? Почему самым близким людям, самым любимым мы наносим шрамы на сердце и мучаемся потом угрызениями до конца жизни? Вот начинка, которая составляет психологический сюжет триллера.

Но там есть и притча. Своих героев мы поселили на необитаемый остров. Это метафора. Остров возникает, когда люди заняты друг другом и только друг другом. Когда есть пара, и в ней настолько сильная страсть и проблемы внутри этой страсти, что всё вокруг гаснет и меркнет. Даже в городе они оказываются на необитаемом острове. Их не интересует ни работа, ни другие вопросы, ни люди. Они видят лишь глаза друг друга. Поэтому – остров.

В реальных жёстких, северных условиях проходила и съёмка, и жили герои. Мы снимали нашу историю на старейшей метеостанции мира Териберке, на Кольском полуострове, в тундре. Этой метеостанции 134 года. Она действовала при двух последних царях. Она работала и в Первую мировую войну и во Вторую. Она продолжает работать до сих пор. Нам очень важно было эту фактуру старой метеостанции использовать как живую локацию фильма. Точно знала, что хочу снять этот сценарий именно в Териберке. Здесь, где удивительные сопки, жёсткая природа, удивительные северные водопады, стальной цвет Баренцева моря. Я хотела снимать осенью, когда там появляется бордовый мох. Когда там особенно неописуемая красота. И чтоб мои герои в этой красоте жили и действовали в этой среде.

Здесь одна из зрительниц спросила:

– В фильме прозвучали слова: «Туман стоит переждать». Какой смысл вложили вы, как автор и режиссёр, в эту фразу?

Автор пояснила: «Туман – это ещё одна притчевая метафора. Метафора блуждания героев в своих проблемах. Мы все знаем такое мучительное состояние. Когда крутишь одни и те же обиды, переживания и не можешь выйти из неразрешённых проблем. Тогда приходит это состояние. А потом – закрывается гештальт, люди помогают друг другу пережить свои обиды, раскрываются друг другу. И туман рассеивается. Герои получают шанс. Финальный кадр с появлением радуги говорит о том, что всё только начинается с чистого листа... Кстати, эта радуга настоящая, она не нарисованная... Самое сложное было, как раз, с природой договориться, чтобы снять картину. Но природа в конце нас вознаградила. Когда на три дня приехал оператор с коптером, чтобы снять финальные сцены, и тогда на несколько часов вдруг вышла радуга. Вот один-единственный раз за весь съёмочный период. Это был подарок для нас от природы...»

Председатель Союза Кинематографистов РБ З. Д. Буракаева, один из организаторов встречи, согласилась, что остров – это состояние души. Особенная точка зрения на жизнь, точка, откуда герои не могут вырваться. «Фильм понравился. Особенно понравилось, как герой физически уничтожает своё прошлое. Мы же кинодраматурги... Мы ждём, когда ружьё выстрелит... А вопрос такой: “Вы далеко не самый обычный творческий человек. Вы также и математик. В статье про вас писали, что вы математически выстраиваете фильмы, учитываете всё... Так было ли на съёмках что-то непредсказуемое? Такое, что изменило сценарий?”»

«Да такое было, – призналась режиссёр. – Но был и изначально заданный, математически выстроенный, внутренний темпоритм картины. Я к нему стремилась. Убирала лишние диалоги, объединяла сцены. Для меня профессия режиссёра заключается в умении удержать цельное. Цельный темпоритм. Цельную драматургическую канву. Цельную степень условности. В притче нельзя без условности. А насчёт жёсткой конструкции... Я ведь и шахматную школу оканчивала. А шахматы приучили меня к строгим конструкциям. Настолько, что некоторые коллеги утверждают, что у меня полностью мужские мозги. Но вместе с тем я всё-таки женщина. У меня свой женский “пакет” очень сильных эмоций внутри. Я человек экстремальных переживаний. В каких-то экстремальных внутренних и внешних выражениях реализующий эти переживания. Так что конструкция была. Конструкция весь фильм держала. Но внутри этой конструкции и этого расчисленного темпоритма оставалось место для импровизации. Импровизация начала возникать ещё на кастинге... Например, Олю Красько, которая сыграла мать, утвердили в самый последний момент. Я по-другому её персонажа представляла вначале. Но на кастинге я подговорила актёра-партнёра, чтобы он сказал в спину Ольге фразу, которой не было в сценарии. Чтобы он её встряхнул. И у Оли Красько возникла такая неожиданная реакция. Развернулась, подошла. По ней было видно, что готова партнёра убить. Сколько в ней проявилось боли за то, что он предал её этой фразой, эта спонтанно придуманная фраза потом в сценарии появилась. А я утвердилась в том, что мне нужна здесь Оля. У неё было что пережить. Я это почувствовала. Имея чуйку документалиста. Таким образом, неожиданности начинались ещё на кастинге. И, конечно, подобные ситуации случались во время всего съёмочного периода... Импровизация была, но на основе довольно жёсткой конструкции-каркаса».

Кадр из фильма «Туман»
Кадр из фильма «Туман»

Одна из женщин в зале задала вопрос, на который, наверное, сложно ответить режиссёру.

– Почему порой женщина убивает ребёнка, чтобы не потерять мужчину? Почему?

Однако Наталья Гугуева смогла ответить:

– Вы попали в точку. Мы почти год фестивалим этот фильм. Причём в разных странах с разным менталитетом. Почему-то в обществе эта проблема замалчивается. Об этом редко снимаются фильмы. Хотя проблема, в общем, с античности существовала. И до сих пор через этот выбор проходят многие женщины. Я получаю после показов много писем. И подходили ко мне женщины, которые пережили и продолжают переживать это. Вот в Архангельске подошла одна. Плачет и говорит: «Я живу в состоянии каждодневного выбора между ребёнком и любимым мужем до сих пор... Мне каждый день приходится этот выбор делать. И если звонит уже взрослый сын, то муж обижается...» Жить всегда в этом состоянии... Такая наша греховная природа... На удивление близка оказалась людям разных стран наша история. У нас 24 приза на международных фестивалях. В том числе зарубежных. Картина в настолько разных по менталитету, по социальному положению странах задела зрителя за живое. Так я убедилась, что этот конфликт универсален.

Башкирский кинорежиссёр Вилюра Исяндавлетова поздравила автора с прекрасным фильмом. И спросила: «Наталья, когда ты писала сценарий, ты ведь заранее продумала, где будешь снимать? Потому что это море, эта Мурманская область так передают состояние героев... А игра актёров... Она настолько прекрасна. Ты просто открыла нам всем других, новых киноактёров... А работа композитора... Настолько ненавязчивая. Вообще, не сознаёшь, что слышишь музыку. И ещё те журавли, которые там пролетели... Мне очень понравилось. Это было спланировано?»

– Там не журавли, там северные эти чайки, но они необычные. Они большие. А думала ли я о Кольском полуострове сразу? Это было обязательное моё внутреннее условие. Я должна была писать сценарий только про это, снимать лишь здесь. Лишь в этой северной природе. Сколько бы меня ни уговаривало большинство опытных профессионалов: «Не надо про север, будет трудно, не снимете, не справитесь с погодой, будет тяжело передвигаться по сопкам». По сопкам, действительно, тяжело. И ходить, и снимать, и сниматься. Но я настояла. И поскольку я ещё и генеральный продюсер фильма была – пришлось всем смириться и поехать на Кольский полуостров. Но зато – мы не прогадали. Иначе бы мы скатились в другой жанр. Иначе – не было бы так сурово и правильно. Не было бы строгой красоты. Которую замечательно снял оператор Шандор Беркеши.

...А насчёт актёров... Писалось на северные же характеры, на людей немногословных. Я минимум оставила слов. Между двумя героями – Сергеем и Андреем – развивается конфликт. Но Андрей в этом конфликте не произносит ни единого слова. Это сделано сознательно. Люди северные больше отвечают за слова. Они чётче. Резче. Не рефлексируют по поводу тонких материй. И по пластике они другие. И я выбирала именно тех актёров, которые вписываются в запланированную натуру. Вот Женя Харитонов с Камчатки. Вырос в похожих же местах. Он органично входил в северную среду. Здесь, конечно, мне помогала не только пресловутая чуйка документалиста. Но и одиннадцать лет моего балетного стажа, хореографическое образование. Очень важно, чтобы актёры были пластичные и чтобы пластика совпадала с островом. Нужны были актёры, которые передают действие, чувство и состояние – своей пластикой в том числе... С актёрами я долго проводила кастинг. Чересчур долго. У меня на этом этапе был художественным руководителем Сергей Урсуляк, просто гениальный по работе с актёрами режиссёр. Он мне помог, когда сказал, что нужно выбирать актёров нутряных. Они играют нутром и обладают качествами, которые органично погружают в среду.

А вопрос по композитору... У меня сложный момент случился со съёмочной группой фильма. Несколько десятков человек со мной на съёмочной площадке ‒ и ни с одним из них я раньше не работала... Профессионалы знают, что это такое ‒ объединить несколько десятков незнакомых человек...  А я убеждена, что надо создавать общую атмосферу на площадке. Не только в кадре. Потому что энергетика всей съёмочной группы всё равно передастся в кадр. Композитор у меня на фильме был Антон Силаев. Он очень разносторонний парень и очень много работает и в полнометражном художественном кино, в документальном, в сериалах. А самое главное, я с ним начала работать очень давно. И это очень помогало. У нас выработался свой собственный способ работы. Композитор делает заготовки, я приезжаю к нему в студию. По восемь часов работаем вместе. Мы вместе на компьютере меняем инструменты, темпоритмы. Предлагаю какие-то совершенно нелепые, с  точки зрения профессионального музыканта, решения. Скажем, говорю: «Давай уберём седьмую ноту, тринадцатую и двадцать четвёртую!» Он: «Рухнет конструкция». Я настаиваю. Потом начинаются совместные эксперименты, которые приводят к каким-то неожиданным результатам. Мне это очень нравится. Хотя мучительно проходит. То есть мы работаем по пять, по шесть месяцев. Даже над короткими документальными картинами. Отчего бывает, что, когда он посылает мне первые заготовки, я их несколько дней боюсь открыть. Потому что первые наброски обычно не совпадают с моим видением. Но потом... Потом мы начинаем подстраиваться друг под друга. И... музыкальная тема острова, которая вам так понравилась, родилась не сразу.

На вопрос, почему среди городов, где были запланированы встречи со зрителями и особые показы, кроме главных столиц оказалась Уфа, автор фильма призналась: «Мне просто нравится ваш город. В нём всё так здорово. И я благодарю Союз кинематографистов Башкортостана, студию “Ольмо” и кинотеатр “Родина” за наше мероприятие. Мне запомнился ваш замечательный город и ваши замечательные люди, когда год назад я представляла здесь свою документальную картину на фестивале “Свой путь”. У меня осталось очень мощное ощущение от этого фестиваля. От Уфы. Поэтому за содействием я обратилась к председателю СК Зугре Диккатовне. И дальше мы с ней обратились в кинотеатр “Родина” и Т. А. Разиной, чтобы показ моей новой картины и встреча с Уфой состоялись. Я надеюсь, что просмотр принёс зрителям башкирской столицы глубокие эмоции и размышления. Такие же, как мне общение с уфимцами...»

Так увидела свой фильм и его спецпоказ в Уфе сама кинорежиссёр.

И если вы не были на этом мероприятии, надеюсь, ещё посмотрите фильм «Туман» Натальи Гугуевой. И насладитесь северным простором. И загоритесь любовью героев и к героям. И сможете составить также и своё мнение о фильме...

Читайте нас: