Все новости
Синематограф
2 Июля , 10:37

Евгения Баранова, Ахсан Султанов. Откройте, полиция…

Образ стража правопорядка в отечественном и зарубежном кинематографе

Кадр из фильма "Хозяин тайги"
Кадр из фильма "Хозяин тайги"

С момента своего появления искусство кино воплотило вековую мечту человечества – «создать, запечатлеть, сохранить зрительные образы в первозданном виде для потомков». И сегодня нас поражают кадры прибытия поезда с первой картины братьев Люмьер, по-прежнему испытываешь волнение и сопереживаешь за маленького человека в фильмах Чарли Чаплина. Даже в старом споре, который время от времени разгорается в средствах массовой информации, – о массовом проникновении продукции американской киноиндустрии – как-то забываются славные моменты прошлого, когда о художественных фильмах говорили как о высоком искусстве. Достаточно вспомнить эру итальянского неореализма в истории мирового кинематографа, выдающиеся фильмы французских кинорежиссеров.

Для жителей нашей страны кинематограф всегда был не только универсальной формой организации культурного отдыха граждан, но и эффективным инструментом воспитания. Естественно, что знаменитая фраза В.И. Ленина о «важнейшем из видов искусства» была, прежде всего, применима для советского периода нашей истории. В недавнем прошлом походы в кинотеатры были действительно семейным мероприятием. Как правило, перед началом демонстрации художественного фильма зрителям показывали «Хронику дня», где освещались основные события в жизни страны. Нередко зрителей «баловали» очередной серией сатирического журнала «Фитиль», в котором постоянно поднимались острые вопросы в организации торговли, медицинского обслуживания, транспорта и бытового обслуживания граждан. На «закуску» в конце фильма предлагался игровой сюжет.

Одному из авторов вспоминается конец шестидесятых годов прошлого века, когда на экранах нашей страны появилась знаменитая киноэпопея режиссера Юрия Озерова «Освобождение». Как-то теплым весенним днём отец повёл нас с матерью и братом на первый фильм этой величественной саги о подвиге народа-победителя. Масштабные съемки батальных сцен, созданные в эпоху, когда отсутствовало само представление о компьютерных технологиях, поражали зрителя и не оставляли его безучастным к происходившему на экране. Разумеется, сценарий фильма не мог приобрести иную форму в эпоху всеобщего преобладания в искусстве концепции социалистического реализма. В картине, наряду с солдатами, нашли отражение и образы советских и германских военачальников. Увидел зритель и тех, чье решение бросало в сражение сотни тысяч людей. Отчетливо помню ту пронзительную тишину, которая воцарилась в кинозале, когда на экране появился И.В. Сталин в исполнении Бухути Закариадзе. Раздались аплодисменты. Это было естественно, так как в течение двадцати лет кинозритель видел образ Сталина лишь на портретах в той или иной мизансцене кинокартин, сюжет которых разворачивался на фоне событий 30-х – начала 50-х годов прошлого века. Впоследствии не раз приходилось читать о том, что режиссера фильма обвиняли в активных усилиях по возрождению идеологии неосталинизма. Стремясь избежать возможных упреков в отсутствии собственной четко выраженной позиции по данному вопросу, хотелось бы высказать следующее предположение. Вряд ли бы зритель понял даже в те далекие семидесятые годы прошлого века присутствие Верховного главнокомандующего лишь на портретах в штабах Г.К. Жукова и К.Г. Рокоссовского. Тем более что указанные исторические персонажи в киноэпопее были блестяще воплощены с точки художественного восприятия.

Кадр из фильма "Следствие ведут знатоки"
Кадр из фильма "Следствие ведут знатоки"

Естественно, что отечественный кинематограф не избегал и проблем борьбы с преступностью. Советский зритель с конца 50-х годов XX века активно начал знакомиться с положительным образом сотрудника органов внутренних дел. Следует обратить внимание на тот факт, что главные роли в таких фильмах играли выдающиеся советские актеры. Достаточно перечислить артистов, сыгравших подобные персонажи в фильмах 50–80-х годов прошлого века: Михаил Жаров, Владимир Самойлов, Михаил Ульянов, Кирилл Лавров, Олег Басилашвили, Василий Лановой, Олег Борисов, Юрий Соломин, Владимир Высоцкий. Можно сказать и о том, что государство уделяло значительное внимание пропаганде позитивного образа сотрудника органов внутренних дел. В частности, по центральному телевидению шли сериалы о деятельности советской милиции. В этой связи нельзя не вспомнить фильм «Рожденная революцией», где рассказывалось о судьбе главного героя, прошедшего трудный путь от уполномоченного уголовного розыска до генерала милиции. Почти три десятилетия продержался на телеэкранах знаменитый сериал «Следствие ведут знатоки». Тонкое знание человеческой психологии Знаменского, профессионализм эксперта Кибрит, мастерство оперативника Томина – так воплощались в собирательном образе лучшие черты сотрудника советской милиции.

С распадом союзной государственности подобное направление кануло в лету. Начавшиеся процессы коммерциализации киноискусства потребовали своих жертв, и первыми исчезли фильмы, в которых раскрывалась правдивая картина повседневной деятельности защитников правопорядка.

В западном кинематографе ролей полицейских, сотрудников правоохранительных органов не чурались Жан Габен, Лауренс Оливье, Роберт де Ниро, Аль Пачино, Мэл Гибсон, Брюс Уиллис, Морган Фримен, Брэд Питт. Список можно было бы продолжать долго.

Говоря о развитии кинематографа в странах Западной Европы и США, отметим, что именно здесь с 60-х годов прошлого века появляется образ героя-одиночки, противостоящего подчас не только преступному сообществу, но и «сотоварищам по ремеслу». Отдельные актеры буквально вжились в подобные образы. В этом плане можно вспомнить Клинта Иствуда, Алена Делона, Франко Неро, Микелле Плачидо. За счет своего харизматического образа, профессионального мастерства они сформировали у западного кинозрителя устойчивое представление о «хорошем полицейском».

Луи де Фюнес
Луи де Фюнес

С другой стороны, можно вспомнить два кинообраза знаменитого Луи дэ Фюнеса – жандарма из маленького провинциального городка на юге страны и комиссара полиции Жюва в Париже. Причем в обоих случаях актер абсолютно третировал правила игры, игнорируя условности и необходимость хотя бы частично «войти в роль» в профессиональном плане. В той же Франции в 80-х годах прошлого столетия появляются фильмы, где подчас в комедийной форме представлены образы нечистых на руку полицейских, занимавшихся поборами с местных торговцев, сутенеров. Им противостоит комиссар полиции, образ которого в гротескной форме воплощает Жан Поль Бельмондо. Таковы правила игры, сложившиеся в мире кинобизнеса, когда французы задавали тон с преобладающим уклоном к фарсу, а другим остается следовать сложившимся канонам трагедии.

На этом фоне выделяются фильмы, где повествуется о тяжелейших условиях работы полицейских и карабинеров Италии в 60-х – начале 80-х годов двадцатого столетия. На волне роста террористического движения в стране, взаимопроникновения государственных структур и мафиозных кругов на Аппенинах возросла угроза правого переворота. Подобные фильмы, которые широко шли в отечественном прокате, вызывали оторопь у зрителей, видевших на экране сцены перестрелок, мафиозных разборок средь бела дня. Фильмы итальянских режиссеров во многих случаях были сняты «по горячим следам». Такие картины, как «Признание комиссара полиции прокурору Республики», даже по оценке самих итальянцев, отражали реалии жизни в этой стране.

Если попытаться сравнить советскую и западную кинематографию в концептуальном разрезе, следует отметить, что отечественные сценаристы и режиссеры в меньшей степени делали ставку на создание картин, в которых вырисовывалось противостояние сильных личностей – преступника и полицейского.

В этой связи стоит вспомнить фильм «Семь», где полицейским, роли которых исполняют Морган Фримен и Брэд Питт, противостоит изощренный убийца, его сыграл один из культовых актеров Голливуда Кевин Спейси. Заключительные кадры фильма буквально пронизывают холодом, охватывают ужасом зрительскую аудиторию. В этом и заключается сила киноискусства, когда режиссер щадит эмоции зрителя в условиях визуального восприятия, но при этом подвергает его душевной встряске. Примером другого плана можно также назвать «Молчание ягнят» – фильм-столкновение двух героев, которых играют Джоди Фостер и Энтони Хопкинс. Если подвести общий знаменатель под этими двумя картинами, можно сказать, что отрицательные образы здесь выглядят рельефнее и, позволительно употребить подобное сравнение, оказывают мощное воздействие на зрителей. Эти персонажи диктуют свои правила игры, навязывают условия для дальнейших действий, оставляя защитников правопорядка подчас в роли пассивных наблюдателей.

В советском кинематографе такая линия – противостояние добра и зла – также получила свое развитие. Одним из ярких отечественных фильмов, где было показано столкновение сотрудника милиции (участкового) и преступника стал фильм «Хозяин тайги». Положительный образ был сыгран Валерием Золотухиным, отрицательный – Владимиром Высоцким. Любопытно, что в жизни эти актеры оставались друзьями, причем играли в одном театре на Таганке, где главным режиссером был Юрий Любимов. В компании друзей оба часто исполняли песни, однако выступали в разном амплуа. Валерий Золотухин, безусловно, блистал вокальными данными. Достаточно вспомнить потрясшее страну исполнение им роли Бумбараша в одноименном фильме. Это был один из ярких примеров в истории кинематографа, и не только отечественного, когда актер не только вжился в образ, но и поразил зрительскую аудиторию проникновенным исполнением песен. Маленькие музыкальные шедевры наполняли картину значительным смыслом, благодаря которому создатели фильма воплотили вживую счастливое неведение человека, который наслаждается простым житейским счастьем. В то же время неотвратимая череда событий – прощание с мировой войной и нежелание втянуть себя в круговерть войны гражданской – предопределили крах всех надежд простого крестьянина.

Владимир Высоцкий избрал свой путь и сформировался как автор-исполнитель собственных песен. Причем, его нельзя было отнести к разряду исполнителей бардовской песни, в его песенном творчестве получили отражение значительные пласты общественно значимого содержания.

Фильм "Серпико"
Фильм "Серпико"

В 1973 году на экраны вышел фильм Дино де Лаурентиса «Серпико», где главную роль сыграл Аль Пачино. Сюжетная основа завязана вокруг молодого выпускника полицейской академии, который проходит службу в рядах полиции Нью-Йорка. Герой Аль Пачино не захотел примириться с системой коррупции, сложившейся к тому времени в подразделениях полиции. Особенно впечатляют сцены, где Серпико обращается в вышестоящие инстанции, но никто не захотел выносить сор из избы. Даже окружной прокурор дает понять молодому человеку, что он обречен воевать с системой. Попытки пробиться к мэру крупнейшего города США также ни к чему не привели. Помощник городского головы в отчаянии заявляет, что его шеф не испытывает желания ссориться с руководителями департамента полиции, который обеспечивает поддержание общественного порядка в городе. В содержательном отношении фильм воспринимался как определенный прорыв в общественном сознании, когда американцы стали воспринимать реальную картину о людях, призванных обеспечивать защиту закона и справедливости.

С точки зрения современного зрителя, фильм начисто лишен сцен погони, перестрелок и других компонентов, ставших основой современных кинокартин о жизни полицейских. В некотором отношении «Серпико» производит впечатление несколько затянутого фильма. Главный герой большую часть экранного времени предстает растерянным человеком. Более того, он выглядит несколько нервическим типом. Попутно можно сказать, эта картина вышла почти одновременно с культовым фильмом «Крестный отец». Как известно, Аль Пачино сыграл в нем одну из главных ролей. Создается впечатление, что он по инерции, не выходя из роли в одной картине, продолжил свою творческую игру в другой.

Через одиннадцать лет во Франции выходит фильм «Откройте, полиция!» Здесь в чисто французском стиле рассказывается о двух полицейских, занимающихся рэкетом и вымогательством. В результате их активной деятельности одному из них пришлось отправиться в места не столь отдаленные. Находясь в тюремной камере, этот герой, которого великолепно сыграл Филипп Нуаре, узнает из новостей по радио, что его подельник процветает. И становилось грустно за столь печальный конец жизненного пути полицейского, которому оставалось немного времени до заслуженной пенсии. Но так заканчивался фильм в советском прокате. Исключительно из идеологических соображений была вырезана последняя часть картины. А она была полна отнюдь не двусмысленных моментов. В полном формате картина завершалась счастливым финалом: напарник встречает старшего товарища прямо у ворот тюрьмы, везет его в ресторан, который, как оказалось, принадлежит теперь бывшему заключенному. И на десерт они отправились на скачки, где герой Филиппа Нуаре узнает, что его любимая скаковая лошадь тоже является его собственностью. Так зритель становился жертвой политических кульбитов.

Другой сюжетной линией в мировом кинематографе, многочисленной фильмографии о защитниках правопорядка являлась известная поляризация честного сотрудника полиции и представителя законопорядка, для которого жизненным принципом стала знаменитая формула Макиавелли: цель оправдывает средства.

Из американских картин подобного плана следует выделить фильм «Тренировочный день». Дензел Вашингтон играет в нем роль полицейского, для которого нет никаких моральных ограничений. Для этого человека не существует ни друзей, ни понятия человеческого достоинства. Его молодой напарник не желает поступаться определенными принципами. В конце фильма герой Вашингтона обречен на гибель. Диссонансом идут последние сцены, где закадровый голос говорит о потере борца с преступностью, произносятся слова соболезнования семье погибшего.

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»

Говоря о российской (советской) фильмографии, следует обратиться к ставшему культовым фильму «Место встречи изменить нельзя». Никогда не забыть эти пять вечеров, когда миллионы телезрителей прильнули к голубым экранам. По многочисленным свидетельствам самих сотрудников органов внутренних дел, в эти вечерние часы крайне редко фиксировались факты нарушения правопорядка. В фильме проводится не всегда последовательно линия противостояния честного и порядочного сотрудника (фронтовика) Шарапова и готового преступить нормы законности Глеба Жеглова. Напомним, фильм был снят на основе романа братьев Вайнеров «Эра милосердия». Там рукою авторов выведен не совсем привлекательный образ Г. Жеглова. В романе он представлен подчас грубым, жестоким и хамоватым мужчиной. Образ же Владимира Шарапова наполнен благородством, великодушием, что особенно ярко воспринималось читателями, которые знали о его суровом фронтовом прошлом. К тому же и в последующих произведениях братьев Вайнеров Шарапов предстает мудрым наставником, который ставит перед сотрудниками МУРа (где он является начальником) задачу – помочь человеку, если он запутался, допустил слабость. И наоборот, если перед тобой матерый преступник, необходимо, используя только законные приемы, вывести его на чистую воду. О дальнейшей судьбе Жеглова в этих произведениях нет ни единого упоминания.

Но кино – великое искусство. Случилось чудо, режиссер Станислав Говорухин определил на роль Жеглова Владимира Высоцкого. В стране, где каждый второй взахлеб заслушивался песнями легендарного исполнителя, можно было и не гадать, к кому придет первым признание телезрителей. В результате Жеглов-Высоцкий стал более популярным, чем интеллигент Шарапов.

Сейчас не принято цитировать В.И. Ленина, но его фраза не утратила своей актуальности и поныне: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Фильм в значительной степени повлиял на формирование соответствующего стереотипа поведения будущих сотрудников органов внутренних дел. Знаменитая сцена с подброшенным вору-карманнику кошельком полностью убедила значительную часть сотрудников милиции о допустимости таких форм работы, как обман, подлог и даже жульничество. Подобный негатив дал знать о себе в девяностые годы прошлого столетия. Это подтверждало правоту высказывания: добрыми намерениями вымощена дорога в ад.

Как мы видим, кино иногда дает более убедительные ответы на вопросы, чем наука и практика. За примерами далеко ходить не приходится. Подобное можно отнести к характеристике фильма «Над схваткой». Необходимо отметить высокий профессионализм авторов сценария, режиссера, всей команды в плане знания (вернее, получения аутентичной информации) реальной работы полиции по организации оперативных мероприятий по поиску вооруженных преступников. Имеются журнальные публикации, согласно которым для отдельных преступных организованных группировок этот фильм явился своеобразным учебным пособием. В фильме противостоят два главных героя – детектив в исполнении Аль Пачино и глава преступной группы, которого играет Роберт де Ниро. Воплощая на экране достаточно сложный комплекс противоречий, которые сложились у героев в личной жизни, два блестящих профессионала в актерском ремесле рельефно воплотили образы людей, противостоящих друг другу в повседневной схватке. Детальная сюжетная основа, разворачивающаяся на фоне острого психологического соперничества, с качественной режиссерской проработкой привела к созданию фильма, получившего высокую оценку как искушенных зрителей, так и придирчивых критиков.

Если говорить о состоянии современного российского кинематографа, будет справедливым утверждение о его расплывчатом характере. Речь идет о преобладании образа сотрудника, который в основном «сливается» с фоном, окружающей обстановкой. Либо это славные ребята с «улицы разбитых фонарей», они часто могут в разгар рабочего дня выпить бутылку пива (это в лучшем случае); либо герой решает проблемы местных жителей в тихой, патриархальной обстановке сельской местности (С. Безруков).

Таким образом, складывается впечатление, что главным в деятельности сотрудников органов внутренних дел является способность «слиться» со средой, когда профессиональные качества оказываются на втором плане. С другой стороны, в телевизионных сериалах уже два десятилетия преобладают герои-сотрудники, продолжающие «традиции» Жеглова.

Фильмы о современном состоянии органов внутренних дел полны противоречивого показа различных сторон деятельности их сотрудников. Подчас позитивный образ борцов с преступными элементами обрастает лишними бытовыми деталями. При этом часто на передний план выдвигаются атрибуты, явно заземляющие образы стражей порядка.

К таким выводам начинаешь приходить, когда задумываешься о преломлении образа полицейского в многочисленных сериалах и телевизионных фильмах: от отдельных типажей зритель буквально начинает теряться – реальная ли картина воспроизводится или происходит высмеивание (причем, подчас примитивное) тяжелого труда полицейского. Особенно усердствует в этом отношении телеканал «ТНТ».

Хотелось бы провести аналогии с оценкой общего положения с пониманием юмора на отдельных телеканалах: произошло значительное, мягко сказать, снижение планки требований к уровню трактовки ироничного отношения к окружающей действительности. Может, стоит обратиться к опыту британского телевидения, где было много передач юмористического направления весьма высокого уровня и качества. Достаточно вспомнить знаменитые передачи «Шоу Бенни Хилла».

Каким бы сложным и противоречивым ни был процесс отражения реальности в киноискусстве, зритель требует не «голой правды», не искажения действительности, а «высокой прозы», где разумно сочетаются истина и художественный вымысел. История мирового киноискусства, в том числе и отечественного, дает немало тому примеров.

Из архива: сентябрь 2014 г.

Читайте нас: