Все новости
Синематограф
14 Марта , 11:06

Алла Докучаева. С любовью о любви

Кадр из фильма "Из Уфы с любовью"
Кадр из фильма "Из Уфы с любовью"

В этом фильме два главных героя: большеглазый наивный паренек Урал из башкирской деревни, возвратившийся после воинской службы, и столица нашей республики Уфа, куда он только что приехал. Счастливый дембель, полный радужных надежд, восторженно впитывает опьяняющую летнюю красоту обновленного города, с которым столь долго находился в разлуке и откуда явно не спешит отправиться в родной аул. Впрочем, появляется и причина здесь задержаться: нужно непременно найти семейную реликвию – кольцо, которое продала (а по нравственному смыслу рассказанной с экрана истории – предала) нареченная ему с детства в невесты Гульназ, вычеркнув из своей жизни бывшего жениха в обмен на манящие блестки городской жизни.

Завязка лирической комедии «Из Уфы с любовью» весьма проста, да и сам жанр не претендует на особую глубину, но по мере погружения в сюжетную канву повествования невольно проникаешься симпатией к главному персонажу, смешному в своей непосредственности и простоте, которая и в самом деле порой «хуже воровства» из-за нелепости совершаемых им поступков. Но за этой его деревенской бестолковостью прослеживаются черты весьма привлекательные – та же упертость в достижении цели, уважение к старшим, природная наблюдательность и, в конечном счете, принятие решения, которое предполагает начало истинно мужской самостоятельности. Студент института искусств Аскар Нагаев сыграл своего ровесника очень темпераментно и органично, и это не удивляет, когда узнаешь, что его педагогом является замечательный актер, режиссер и наставник Олег Ханов.

Режиссер Айнур Аскаров на вопрос о лейтмотиве своего фильма ответил одним словом – урбанизация. В пору, когда в деревнях и селах остаются одни древние старики, а более молодые рвутся к городским удобствам, комедия «Из Уфы с любовью» действительно выглядит актуально. А город с его живописными бульварами и парками, мостами и фонтанами засверкал благодаря оператору Тимуру Ганееву и мастеру воздушных съемок Владимиру Жилкову такими манящими картинками, что легко понять устремления сельских жителей. Более того, и сам чувствуешь гордость за прекрасную нашу Уфу. Недаром в одном из интервью Айнур Аскаров сказал о Башкортостане: «Я хочу всем показать свою родину и еще больше гордиться ею». Как любой творческий человек, а тем более получивший за свои предыдущие документальные и короткометражные ленты немало наград (в том числе такие значимые, как молодежная премия Санкт-Петербурга в области художественного творчества и Государственная республиканская молодежная премия им. Ш. Бабича), 30-летний режиссер достаточно амбициозен, чтобы не мечтать о выходе своих работ на российского и зарубежного зрителя. Думается, что фильм «Из Уфы с любовью» их не разочарует, как и его следующие проекты. Впрочем, об этом чуть ниже. А пока вернемся к экранной истории, где наш молодой герой взрослеет не по дням, а по часам, проходя некую «школу горожанина» под руководством случайно встреченных Фарида и Александры, партнеров по «малому бизнесу». Эмиль Аскаров и Полина Смыковская сыграли современных молодых людей, пытающихся раскрутить «собственное дело». Удалось раскрыть характеры этих персонажей, которые для идеи фильма столь же важны, как и главный герой. Выходец из интеллигентов, брошенный на произвол судьбы родителями, занятыми собой и своими несложившимися отношениями, бабник «в папашу», Фарид едва сводит концы с концами, нанимаясь водителем на свадьбы, а партнершу-фотографа Александру считает «своим парнем», не замечая ее влюбленного взгляда. Несмотря на «фокусы» Урала, несущие угрозу и без того жалкому «бизнесу», неожиданные «наставники», хоть и злятся, хоть и гонят его, но проникаются сочувствием и бескорыстно ему помогают.

Кадр из фильма "Из Уфы с любовью"
Кадр из фильма "Из Уфы с любовью"

Одна из удач нового фильма – как раз то, какими предстают в нем молодые люди: в отличие от приевшихся сериальных героев, одержимых погоней за богатством и готовых во имя этого на любое насилие, здесь действуют нормальные люди с достоинствами и недостатками, способные на хорошие чувства, в меру романтичные, что свойственно возрасту. Таинственная зеленоволосая Дина (Анастасия Речистер), как быстрая птица ускользающая на своем мопеде, – не земное ли это воплощение мечты, за которой надо угнаться, чтобы удержать и разгадывать ее секреты?..

Возрастные роли сыграли опытные артисты, и каждый созданный ими образ запомнился, будь то бабушка Урала (Ильсияр Газетдинова), по-житейски мудрая, любящая внука и в то же время находящаяся в плену старинных обычаев, или дед, смолоду в нее влюбленный (Ахат Хусаинов), которому, возможно, и удастся пусть запоздало соединить их судьбы, тем самым превратив свою деревенскую возлюбленную… в горожанку. Вторая пара, которая своим несостоявшимся любовным дуэтом тоже повлияла на выбор Урала, – Анастасия (Полина Шабаева) и Герман Альфредович (Азат Зиганшин), бывшие одноклассники, встретившиеся через много лет, внесли лирическую ноту в комедийную цепочку событий. Полина рассказала, что их прогулка в парке над кручей, с беседками и мостиком, куда влюбленные вешают замочки на счастье, рождала необходимое в этой сцене волнение, а ее партнер признался, что оба с первой минуты ощутили друг к другу симпатию, как будто в самом деле знакомы давно. Герой Азата Зиганшина – преуспевающий бизнесмен из крупной компании, суровый, сосредоточенный, но совсем иначе он выглядит рядом с первой любовью – размягченным, надеющимся на счастье. И снова замыкается, когда та возвращается в Германию. Чувствуется, что в его жизни произошла драма, он и дочь свою назвал Настей в честь той, которую не смог забыть со времен юности. Его жесткое «нет» на просьбы Урала о помощи разбивается об упорство молодого человека, о его настойчивое желание во что бы то ни стало встретиться с полюбившейся девушкой, и старший сдается, мысленно словно вернувшись в те далекие годы, когда сам не смог столь же напористо побороться за свой выбор.

Особой строкой хочется отметить совсем небольшую, но яркую роль известного актера Алмаса Амирова, сыгравшего отца Фарида. Оказывается, в сценарии не было этого персонажа – художника, ведущего богемную жизнь, но в процессе работы решили показать, откуда в молодом человеке неустроенность, разбросанность, повышенный интерес к женскому полу – вот Эмиль Амиров и попросил своего папу сыграть его экранного отца. Кстати, Алмас сказал, что ему понравилась увлеченность ребят проектом, они буквально горели желанием сделать киноленту для широкого зрителя, показать, какая Уфа – красавица. Кстати, он открыл и такую их «фишку»: если поставить рядом имена трех основных действующих лиц – Урал, Фарид, Александра, то из первых букв составится слово «Уфа».

Когда приводят цифры немалых средств, собранных за период проката этого фильма, по популярности обогнавшего знаменитый американский блокбастер, то даже не хочется удивляться, потому что и сценарий нашего земляка, ныне москвича Айдара Акманова профессионален, и режиссер Айнур Аскаров, безусловно, талантлив, и музыкальный ряд соответствует содержанию (композиторы Руслан Шафиков, Ильдар Шакир, Камиль Абдуллин), и художники постарались (Айгуль Байрамгулова, Руслан Магалилов), да вся группа на высоте. Вот и получился добрый и светлый фильм, каких давно не хватает в отечественном кинематографе. Хочется пожелать удачи Айнуру Аскарову, который начал работать над следующим своим кинодетищем – остросюжетным триллером «Буран» – о стихийном бедствии, случившемся в наших краях. У творческой молодежи Башкортостана хватает таланта и целеустремленности, а когда оказывается финансовая поддержка руководства республики, как в случае с фильмом «Из Уфы с любовью», то итог вырисовывается самый результативный.

Из архива: июнь 2017 г.

Читайте нас: