«Хайбулла», Рустем Шайхутдинов
Исторический триллер Рустема Шайхутдинова «Хайбулла» посвящён драматическим событиям 1921 года. И корни этой, кажущейся почти фантастической киноистории в снятом ранее самим Рустемом Шайхутдиновым документальном проекте «Ҙур аслыҡ» («Большой голод»), основанном на записях семейных рассказов, былей, воспоминаний.
Потому что, как верно понял режиссёр, есть вещи, которые можно рассказать только через хронику и документ. А есть вещи, которые помогает выявить только чистый, прямой взгляд художника. Такой, как «Хайбулла».
К сожалению, фильм «Хайбулла» – фильм не полнометражный. А не полнометражное кино – редко можно увидеть на сеансах в кинотеатрах. Обычно – на кинофестивалях.
И российские кинофестивали – фильм оценили высоко.
Лента получила награду II международного кинофестиваля короткометражного кино «Время вспомнить» в Санкт-Петербурге, III Межрегиональной премии в области кинематографии «Алтын тәлинкә».
«Солнце да не зайдёт во гневе вашем...»
Потому что если зайдёт, то, может быть, и не взойдёт уже вовсе. Никогда. Совсем.
Не озарит небо. Не пробежит по нему, потряхивая золотой конской лучистой гривой. Останется там – в чёрной бездне, в которую рухнуло на долгую холодную мёртвую ночь...
Пробудиться спящему – как живому умереть. И то и другое – дело несложное. Тем более в башкирских степях 1921-го, грозного года. Тем более в голодную лютую снежную зиму.
Как выжить? Как спастись? Как достать хлеба?
А смотря какой смысл вкладывать в эти слова – «выжить» и «спастись».
Если смысл – напитать любой ценой, чем угодно земное своё тело, спасти себя за счёт брата своего...
Тогда вот он! Уготован уже тебе тёплый уголок! Озарённый уютными отблесками адского пламени. Только у такого-то пламени, такого злого комелька – мудрено согреться, не обжегшись. У самого чёрта рогатого, за широкой спиною – от его страшного жара не укрыться!
А если всё же – «не хлебом единым»? Если главное – остаться человеком, сохранить честь джигита да коня удалого? Если главное – выживать по Богу, а не «как сытнее»? Если грех и «неправильное поведение людей» в предыдущие годы (как выразились герои документального проекта) и породили само бедствие?
Тогда нравственность – это условие подлинного, настоящего выживания.
...Тогда, куда бы ни заманила тебя страшная судьба, из самой тёмной ночи, из глубин леденящего ада – позовёт тебя свет. И жизнь. И любовь. И новый день. И золотогривое твоё, звонкое солнце.
Доктор Свет
Памяти Сергея Пуспекалиса
Вы уже читали, конечно, о многих совпадениях жизни и творчества, случившихся на последнем полнометражном проекте любимого актёра.
О том, как роль ждала исполнителя долгие годы. И друг-режиссёр – ждал. Потому что альтернативы, другого такого человека с такой неповторимой киногенией не находилось. И не могло, видимо, найтись.
Вы читали, конечно, о чудом завершённом, полном озвучании. Всего лишь за несколько дней до аварии. И о самом трагическом происшествии по пути на Донбасс. Когда настоящий человек погиб в считанных километрах от того места, где снимались заключительные сцены с экранным героем.
Он пришёл доктором и ушёл «Доктором». Так, видно, на роду было написано...
Так что любовь к актёру Сергею Пуспекалису – одна из причин посмотреть фильм «Доктор».
Только одна из. Но есть и другие причины. Есть много причин, не менее весомых, посмотреть необычайный фильм Артёма Темникова. И первая из них – сам этот ясный, как зимний день, фильм.
Итак...
...Чёрным бесформенным запутанным комком гордиева узла появляется перед нами первый страждущий, больной. Не разрубить, не распутать. Жутко!
Но врач в книге и фильме, конечно, не напрасно носит фамилию Христофоров. А другой Сергей, Сергей Эйзенштейн, конечно, не напрасно называл служение кинематографу – «рыцарством света». И вот отражением из белой зеркальной глади экрана появляется перед зрителем доктор Христофоров. Появляется – как свет, как луч света кинематографа, способный проницать любую тьму.
Появляется свет. И начинается увлекательная, прекрасная и победительная – а временами и озорная и весёлая! – борьба этого света экранного мира с тёмной материей мира материального. Борьба настолько успешная, что унылая больница скоро засияет светлой обителью. А самые злодейские злодеи при должном освещении на экране покажутся если не смешными и достойными жалости, то несчастными и понятными...
...Он много чего ещё успеет в своей просвещённой борьбе, этот доктор, доктор Христофоров. Кинематограф и экран ему в помощь! Исцелит всех больных. Возвратит сердца отцов их детям. Сотворит в этом белом и светлом, но стерильно-невинном, больничном мире сверхновую маленькую яркую вселенную. И вложит всю свою душу и свой отражённый свет в маленького ребёнка.
Чтобы постепенно чёрный узел раскрылся, распустился, как цветок, в маленький чёрный крест на стене докторского дома. А маленький крестик в конце концов простёрся бы на весь светлый озарённый и прекрасный мир.
И любовь, и шум моря снова, как когда-то, соединили у креста любящего сына с любящей женой. «Жено, се сын твой!»