Все новости
Синематограф
11 Июня 2023, 11:28

№6.2023. Юлия Устюгова. Круглый стол «Своего пути»

В 2023 году впервые состоялся Международный кинофестиваль «Свой путь». Состоялся в Башкортостане, в Уфе, с 9 по 16 февраля. При поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

В ходе кинофестиваля, 14 февраля 2023 г., в конференц-зале ГКЗ «Башкортостан» состоялось и ещё одно важное для развития кинематографа Республики событие. Круглый стол «Пути кинематографа в России и за рубежом: общечеловеческие ценности и национальная идентичность».

Открыл мероприятие Президент гильдии продюсеров и организаторов кинопроцесса Союза кинематографистов РФ, директор и продюсер студии социального кино «Вифсаида» Филипп Кудряшов. Во вступительном слове обозначил основной проблемой отечественного кинематографа – оторванность от отечественного зрителя, воспитанного на американской продукции. А основным способом преодолеть эту проблему – стимулировать интерес к родному кино и кино дружественных стран через рекламу, административный и организационный ресурсы. Заметив, что «хотя «Чебурашка» успешно борется с «Аватаром», радоваться этому рано, так как оба фильма сняты по американской модели.

На что ему немедленно возразил Алексей Алешковский, Президент гильдии сценаристов СК России, только что представленный всем как модератор Круглого стола, напомнив, что все «якобы американские лекала» были построены на системе Станиславского и «аттракционах» Эйзенштейна. А лучшим способом реализации задачи «удержания внимания» кинозрителя назвал – «выбрать болевую точку». (Процитировав президента России Владимира Владимировича Путина на премьере фильма «Аманат».) В том числе поэтому главной «сверхзадачей» государства в области кино сейчас является развитие регионального, близкого зрителю кинематографа. Чему свидетелем является интерес к созданию фильмов «Центра стратегических разработок». И особенно основание «Фонда поддержки регионального кино», сферу деятельности которого планируется распространить и на дружественные страны. Весь мировой опыт, в том числе компании Netflix, показал, что зрителям неинтересно абстрактное «кино вообще». Интересна – национальная идентичность. Люди любят узнавать себя в других. А. Алешковский подтвердил сказанное и личным, прошлогодним опытом художественного руководителя лаборатории игровых кино и сериалов «Формула пути», где основным критерием отбора стало соответствие проблематике регионов.

Далее, модератор встречи передал слово своей «почти однокурснице».

Зухра Буракаева, председатель СК РБ, лауреат Государственных премий РБ им. Ш. Бабича и С. Юлаева, член жюри игрового кино кинофестиваля «Свой путь», начала выступление с того факта, что киностудия «Башкортостан» им. Амира Абдразакова изначально была учреждена «прозорливым руководством Республики» для создания национального, регионального кино. Поскольку существование яркого, крепкого, интересного национального кино является залогом сохранения и развития национального языка. Не только башкирского, но и бурятского, якутского и многих других. Поскольку подобная аудиовизуальная продукция «подхватывает ребёнка с пелёнок и воспитывает дальше, в патриотическом русле». Как положительный пример подобного кинопроизводства председатель СК РБ, в том числе, привела фильмы телеканала «Тамыр» под руководством Гульназ Кульсариной. Назвав, далее, главными проблемами кинопроизводства Республики: 1) отсутствие «Фонда кино» для финансирования; 2) воспитание кадров. Поскольку без регулярного финансирования кинопроизводства молодые киноспециалисты просто не возвращаются с учёбы.

На это модератор встречи возразил, что: большой бюджет не залог успеха. Причём в настоящий момент «Фонд поддержки регионального кинематографа» планирует охватить регионы масштабной системой поддержки региональных кинокомпаний, включающей: обучающие курсы, питчинги, конкурсы и не только. Одна из подобных кинолабораторий, по написанию оригинального сценария, для авторов – прошла, в прошлом году, на Алтае, при участии самого А. Алешковского. Также модератор встречи отметил, что каждая региональная киностудия может выбирать между двумя путями: 1) развиваться как сервисный центр столичных проектов; 2) самим снимать собственные, самобытные проекты. Второй вариант предпочтительнее – развивается самобытная идентификация творцов и населения.

Следующим взял слово глава киностудии «Башкортостан» им. А. Абдразакова Юнир Аминев. Отметил широкую поддержку Республикой родного кинематографа, но выразил намерение бороться и за федеральные гранты. При том что имеет место странная ситуация: государственные учреждения не могут подавать заявку на многие государственные гранты. Конечно, существует «Фонд поддержки регионального кинематографа», при участии которого киностудия уже готовит к выпуску фильм, «Фонд кино» поддерживает и сеть собственного республиканского кинопроката, насчитывающую уже 44 кинотеатра. Киностудия настроена и дальше развивать сотрудничество с федеральными фондами. Юнир Аминев сообщил, что в финансировании башкирского кино и в его развитии на федеральном уровне произошли многие положительные перемены. Техническая оснащённость растёт. Заключён договор по прокату башкирских фильмов с компанией «КАРО».  Премьеры республиканских фильмов в Центральном доме кино СК РФ становятся регулярными. А главное, Глава Башкортостана Радий Фаритович Хабиров уже выделил 50 млн на создание Республиканского «Фонда кино». Однако директор киностудии согласился, что в кинематографе остро стоит вопрос нехватки людей «рабочих профессий»: ассистентов режиссёра, помощников оператора, «световиков». Предположил, что проблему можно решить профильным обучением школьников после 9-го класса.

Участница Круглого стола. Фото Галарины Ефремовой
Участница Круглого стола. Фото Галарины Ефремовой

Леонид Филинов, продюсер кинокомпании «Живая лента», поддержал директора киностудии, назвав странным отсутствие возможности участвовать госорганизациям в подаче заявок на многие госгранты и посетовав на то, что региональным кинокомпаниям гранты присуждают редко. А также и на явно недостаточную для кинопроизводства сумму гранта «Фонда поддержки регионального кинематографа».

А. Алешковский в ответ уточнил, что эта сумма не для кинопроизводства, а гонорар за отчуждение сценария. И что поддержкой производства игрового кино занимается Министерство культуры и «Институт развития интернета». А проблема подачи госучреждением заявки на госгрант решается просто – созданием автономной коммерческой организации.

Следом выступал Михаил Анисимов, генеральный продюсер компании «Триколор». Он предложил своё собственное решение существующей проблемы проката регионального, а также документального, короткометражного и дебютного кино. Учитывая положительный опыт «Триколора», предложил всем авторам обращаться к нему, генеральному продюсеру М. Анисимову, напрямую, взяв контакты у председателя СК РБ. Гарантировал выход в эфир в течение нескольких дней, заметив, что «при правильной рекламе зрительский интерес обеспечен». 

Виктор Васильев, председатель Белорусского союза кинематографистов, доцент кафедры кинорежиссуры БГАИ, председатель игрового жюри фестиваля «Свой путь», оценил текущее развитие кино в Беларуси. Отметив как положительный, тот факт, что приоритетными направлениями кино в стране стали детское и национальное. Что Республика Беларусь обладает прекрасным запасом кадров и уникальным «Смолливудом», натурной площадкой Национальной киностудии в Смолевичах со множеством локаций. Притом председатель СК Беларуси подтвердил существование проблемы, поднятой руководителем СК РБ. Проблемы нехватки ассистентов по актёрам, помощников режиссёра и др., без которых кинопроцесс «разорван». Предположив, что решением проблемы станет возвращение к советской модели студии как кинокомбината.

Здесь кинорежиссёр, киносценарист, продюсер Рауф Кубаев, участник конкурсной программы кинофествиваля «Свой путь», выразил горячее желание снять хорошее, детское игровое кино. Хоть в Беларуси, хоть в Башкортостане.

Следующей выступила главный режиссёр Дирекции документального кино АО «Первый канал», документалист, получившая на кинофестивале «Свой путь» Специальный диплом жюри Неигрового кино, – Наталья Гугуева. Говорила она о проблемах документального кино. Главные из них – отсутствие проката. И то, что – «ушёл сценарист». Т. е. драматургия. В результате многие молодые документалисты, снимая уникальные материалы, не могут собрать из них ничего внятного. При том что любой кинорежиссёр должен уметь, в хорошем смысле, «манипулировать зрительскими эмоциями».

Здесь модератор Круглого стола А. Алешковский особо отметил конкурсную программу кинофестиваля «Свой путь», насыщенную прекрасными, по драматургии художественными и документальными фильмами. Особо подчеркнув достоинства фильма «Храм» Рауфа Кубаева и «Жили 12 разбойников» Светланы Стасенко. И поделившись планами решить проблему со сценаристами и драматургами, в том числе в регионах, через дообучение журналистов. Особенно репортёров, поскольку они «уже хорошо понимают драматургию».

На это Андрей Райкин, шеф-редактор Службы информационного вещания телеканала «Культура», руководитель семинаров «Театральная тележурналистика» МГУ, сценарист одного из конкурсных фильмов кинофестиваля «Свой путь», заметил, что культурный уровень молодых журналистов тоже упал за последнее время. Приведя примеры своего общения с практикантами и студентами: «Люди разучились смотреть внутрь».

Выступавший следующим кинорежиссёр Булат Юсупов, лауреат Государственных премий им. Ш. Бабича и им. С. Юлаева, получивший Главный Приз конкурса игровых полнометражных фильмов кинофестиваля «Свой путь» за фильм «Дневник поэта», сравнил участие в фестивале и Круглом столе после долгого, изнурительного периода создания ленты с глотком свежего воздуха, после «выхода из танка». Выразил пожелание, чтобы кинофестивали и кинофорумы проводились в Уфе чаще, отметив, что ситуация с 1990–2000-х, когда национальное кино отказывались брать в программу фестивалей, сильно изменилась к лучшему. При том что регионы всегда были важны для развития отечественного кинематографа. Достаточно вспомнить Василия Шукшина. Также режиссёр поддержал выводы Председателя СК Беларуси о том, что молодая кинопоросль покидает родину оттого, что не может найти работу. И предложив как решение проблемы, учитывая новость о создании Республиканского «Фонда кино», составить «план производства» по картинам, которые начнут снимать на выделенные деньги.

Президент гильдии кинодраматургов СК РФ А. Алешковский. Фото Галарины Ефремовой
Президент гильдии кинодраматургов СК РФ А. Алешковский. Фото Галарины Ефремовой

А. Алешковский горячо поддержал идею о «плане производства» фильмов, высказав мнение, что каждый регион РФ должен иметь такой план.

Максим Васюнов, журналист «Российской газеты», режиссёр документального кино, член Неигрового жюри фестиваля, предложил всем присутствующим творцам помощь по написанию рекомендательных писем для подачи на гранты «Фонда президентских инициатив» и других. И в продвижении этих заявок.

Продюсер студии «Муха» Камиль Бузыкаев анонсировал выход на экраны республиканского 3D-проекта «Северные Амуры», поблагодарив Радия Фаритовича Хабирова, «без которого ничего бы не было», и выразив мнение, что развитие регионального кино в РФ зависит в первую очередь от позиции главы региона.

Модератор мероприятия А. Алешковский согласился с этим взглядом. Уточнив, что, например, на Алтае первоначальная инициатива исходила от Министерства культуры.

Камиль Бузыкаев согласился с поправкой, отметив большую поддержку проекту и башкирскому кино в целом со стороны Министерства культуры РБ.

Режиссёр-документалист Владимир Головнёв, председатель жюри фестиваля «Свой путь», отметил как главную проблему отечественного кинематографа тот факт, что «из дебютного кино ушла дерзость». Осталось «грантовое кино». Правильно и хорошо снятое. Но – без лица. При том что кино – главный инструмент для определения авторской, национальной, государственной идентичности. Особенно в настоящий, нелёгкий момент.

Режиссёр-документалист и журналист из Уфы Галина Ефремова предложила бороться с проблемами проката, проводя «тематические фесты». По образцу «Ночи пожирателей рекламы», «Ночи музеев» и т. д. Сформировать модный тренд по показу документального, короткометражного, дебютного или национального кино, предложив участвовать в разработке подобных трендов и программ показа генеральному продюсеру «Триколора». Но согласившись с продюсером «Мухи», что активное участие первых лиц Республики и страны сделало бы неоценимую рекламу подобному начинанию.

М. Анисимов и А. Алешковский горячо поддержали идею, сообщив, что есть опыт проведения подобных мероприятий.

Сценарист, писатель и драматург Шаура Шакурова в своём выступлении не согласилась с мнением, что большинство отучившихся по кинопрофессии уроженцев Республики остается в Москве. Некоторые «задерживаются», но многие – З. Буракаева, В. Исяндавлетова, А. Байрамгулова, сам Б. Юсупов, другие – возвращаются. И хотят работать. Но, учитывая нерегулярность республиканского кинопроцесса, им приходится искать выход в смежных специальностях. Например, театрального драматурга. При этом работать на родине всё равно проще и лучше, потому что местность формирует человека. И истории, которые человек рассказывает, получаются такие, которые могли произойти только в одном месте на Земле.

Модератор встречи А. Алешковский поддержал мысль кинодраматурга, выразив мнение, что подобная уникальная история способна победить на конкурсе «Формула пути».

В завершение же Круглого стола Таалайбек Кулмендеев, председатель Союза кинематографистов Кыргызстана, председатель Центрально-Азиатской академии кинематографических искусств «Ак илбирс», член жюри игрового кино кинофестиваля «Свой путь», выразил намерение заключить договор-соглашение о сотрудничестве Союза Кинематографистов Кыргызстана с Союзом Кинематографистов РБ, подразумевающий создание совместных фильмов и проведение совместных киномероприятий. Добавив, что этот договор дополняет заключённый ранее между Кыргызстаном и Якутией. И что союз между кинематографиями с такой интересной, а в случае со среднеазиатской Республикой и очень долгой историей – непременно даст интересные творческие результаты. Таким образом, по итогам мероприятия главами Союзов Кинематографистов Кыргызстана и РБ был подписан меморандум соглашения.

При подписании А. Алешковский особо отметил умение кыргызских кинематографистов работать с молодёжной аудиторией, приведя в пример сериал «Акыркы сабак» («Последний урок»), порвавший в прошлом году все рейтинги и увеличивший в несколько раз число молодых киргизских программистов. Затем модератор Круглого стола поздравил председателей СК Башкортостана и Кыргызстана, выразив надежду, что сотрудничество будет плодотворным, и поблагодарил участников встречи.

 

По итогам Круглого стола была предложена резолюция:

Участники Круглого стола подтверждают стремление деятелей кино способствовать объединению многонационального общества путём развития кинематографа народов России и культурной идентичности. Работать над укреплением и развитием профессиональных связей с коллегами из дружественных стран.

Участники Круглого стола обращаются в Министерство культуры России и Федерацию Союза Кинематографистов с инициативой:

Поддержать кинематограф Башкортостана путём разработки для региона образовательных кинопрограмм, предполагающих частичное финансирование на создания фильмов.

Оказать поддержку по линии Союза Кинематографистов России и «Фонда поддержки регионального кинематографа» в подаче документов в учреждения, занимающиеся поддержкой регионального кинопроизводства.

Оказать Республике Башкортостан поддержку в прокате кинофильмов, способствующих смещению вектора интереса населения к кинематографу дружественных Российской Федерации стран.

Определить продукцию Российских регионов и дружественных РФ стран как некоммерческий социальный продукт. Предоставить ему льготное размещение на соответствующих рекламных площадях. А также официальных порталах, находящихся в подчинении региональных властей.

Участвовать в создании и продвижении онлайн-кинотеатра, демонстрирующего общественно-значимую кинопродукцию, созданную при федеральной или региональной поддержке.

Поддержать проект международной кинопрограммы «Сабантуй».

Цель кинопрограммы «Сабантуй» – развитие креативных индустрий регионов России и дружественных стран, путём разработки совместных кинопроектов.

Также был озвучен предварительный проект на 2023–24 гг. первого мероприятия программы «Сабантуй»«Сабантуй-Квадро», включающий съёмку сборника киноновелл в Сербии, Башкортостане, Беларуси и на Кубе и проведение в рамках этих четырёх локаций показов фильмов и Деловых Форумов.

Юлия Юрьевна Ломова-Устюгова родилась 18 июля 1979 года в Уфе. Окончила Республиканскую художественную гимназию им. Давлеткильдеева, истфак БГПУ им. Акмуллы. Участвовала в форумах молодых писателей в Липках (2002, 2006, 2007). Член СП Москвы. Публиковалась в республиканской прессе, в московских журналах «Кукумбер» и «Пролог».
Читайте нас: