Все новости
Синематограф
11 Апреля 2023, 10:50

№4.2023. Владимир Жерехов. Жанровое кино Башкортостана

Кадр из фильма «Семья года»
Кадр из фильма «Семья года»

Кинематограф Башкортостана к началу XXI века вышел к реальным возможностям производства жанрового кино. Жанровое кино – фильмы, рассчитанные на максимально широкую аудиторию, ориентированные на зрелищные возможности популярного жанра. Киностудия «Башкортостан» с момента своего рождения опиралась на кадры и традиции телевидения и изначально была ориентирована на создание фильмов, отражающих жизнь республики. Воплощать на экране серьезные проблемы и одновременно развлекать оказалось трудной задачей.

В 2008 году на киностудии «Башкортостан» снимается первая полнометражная комедия – фильм режиссера Айсыуака Юмагулова «Ловец ветра». Этот был год мирового экономического кризиса, для российского кино – момент перехода от господства Голливуда в кинотеатрах к мерам государства по его ограничению и поддержке отечественного кино.

Важно, что лента «Ловец ветра» снималась как совместный проект: 70 процентов из суммы на производство картины было выделено Федеральным агентством по культуре и кинематографии России, 30 процентов – Министерством культуры и национальной политики Республики Башкортостан. Но готова ли была киностудия «Башкортостан» к таким проектам? В республике катастрофически не хватало профессиональных кадров, даже выпускники ВГИКа и Санкт-Петербургского Института кино и телевидения поначалу были вынуждены снимать короткометражки.

Кинорежиссер, а ныне актер Башкирского театра драмы, Айсуак Юмагулов уже к началу работы на киностудии «Башкортостан» был удостоен главного приза кинофестиваля во ВГИКе за короткометражку «Ночью можно». Мастерски справившись с артхаусом, режиссер рискнул снять полнометражную комедию «Ловец ветра», частично опираясь на кадры из России. Тема фильма «Ловец ветра», снятого по сценарию Айдара Акманова и Андрея Чернышова, вырастала из конфликта между сохраняющимся традиционным укладом жизни деревни и быстро меняющимися, особенно с начала перестройки, условиями жизни мегаполиса.

Уже в начале ленты на экране запоминающийся образ: летящий над просторами башкирской земли дельтаплан монтажно соединен с попытками деревенского деда Ахмата запустить ветряную мельницу. Такой пролог поначалу воспринимается как комедийный. Но у него и другой смысл – это образ душевного простора героя. Но это и драматургический конфликт. Поездка Ахмата-бабая в мегаполис обострит столкновение героя с миром новых хозяев жизни.

Кадр из фильма «Из Уфы с любовью»
Кадр из фильма «Из Уфы с любовью»

В основе картины – тема разрушения общечеловеческих и родственных связей. Дед Ахмат приезжает в мегаполис, чтобы встретиться с родственником умирающей односельчанки, которую он любил всю жизнь. Ему нужно уговорить ее сына приехать к умирающей матери попрощаться. Но представитель богатой элиты не помнит деда Ахмата. К тому же первая же встреча рождает непредвиденную героем ситуацию.

На роль управляющего банком была приглашен популярный российский актер Марат Башаров. Ставка на российскую кинозвезду, казалось бы, открывала возможности более широкого проката. На самом деле Башаров смотрится крайне скромно, вероятно не принимая всерьез дебют молодого режиссера.

Эпизод, где герой Башарова пытается скрыться от обманутых вкладчиков, кажется, поворачивает нас к острым социальным проблемам. Но в дальнейшем сюжет быстро сузится до взаимоотношений отца с восьмилетним сыном Андреем. Момент диалога сына и отца снят на крыше высотного дома, под ногами героев бездна высоты – кадр, подчеркивающий напряженность их отношений.

Параллельно с основным комедийным сюжетом в фильм введен визуальный лейтмотив – возвращение молодого Ахмата с фронта. Характер героя постепенно проявится и в современной жизни. Даже попадая в непривычную для него ситуацию в казино, он в итоге окажется спасителем юного Андрея.

Сыгравший роль деда Ахмата непрофессиональный актер, певец из башкирского села Маулитбай Гайнетдинов, пожалуй, главное достижение этой ленты. Именно в этом образе есть развитие – от курьезных ситуаций до моральной победы. В финале ленты мы увидим, как односельчанин Ахмата Алмаз с винтовкой в руках отстаивает ветряную мельницу друга.

 Премьерный показ фильма «Ловец ветра» был осуществлен одновременно в 14 городах и районных центрах республики. Картина была удостоена призов на фестивалях в Казани, Волоколамске, Чебоксарах, Ханты-Мансийске. Но фактически она так и осталась в статусе фестивального кино.

Для нового этапа развития кино в республике нужны были новые возможности. И они наступили. Кинорежиссеры Булат Юсупов, Айнур Аскаров создадут свои киностудии, выживать которым поначалу будет нелегко. Но содействие государства, Министерства культуры, спонсоров и поддержка молодежи откроет им новые творческие возможности.

У истоков подъема башкирского жанрового кино было развитие кинолюбительства, фестивали молодых талантов, проводимые при поддержке государства. В 2010–2012 годах в Уфе на базе киношколы Булата Юсупова были проведены фестивали «Кинозрение» – бесценная практика, ориентировавшая молодежь на создание социального кино. В 2016 году на всероссийском кинофестивале «Кинотавр» остросоциальный фильм «Кредит» Вадима Валиуллина получил главный приз в номинации «Короткий метр». Ему не надо было оглядываться на заказчика, фильм получился, как говорится, с перцем.

В 2017 году на экраны республики вышла кинокомедия режиссера Айнура Аскарова «Из Уфы с любовью», фильм снимался частично на президентский грант в четыре с половиной миллиона рублей и сразу же получил положительную прессу.

Драматургия фильма – сценарий написан Айдаром Акмановым – основана на противостоянии мировоззрения молодежи и старшего поколения, предпочитающего жить по устоявшимся, но не отвечающим современным запросам жизни правилам. В этой ленте сыграла Полина Смыковская – актриса, продюсер, сценарист, запомнившаяся зрителям ленты «Кредит. В фильме Айнура Аскарова она составила прочный дуэт с актером театра Башдрамы Эмилем Амировым.

Молодая пара Фарид и Саша, представлены эффектно: деньги на свадьбах зарабатывают и держатся в жизни уверенно. Это образ городской молодежной среды, нацеленной на успех.

Главный герой – прибывший из армии деревенский парень Урал – не без помех включается в жизнь мегаполиса. Погоня за незнакомкой раз за разом ставит Урала в непредсказуемую ситуацию. И постепенно мы понимаем: это не только погоня за кольцом! Это любовь рождается на наших глазах! Любовь к таинственной зеленоволосой красавице Дине! Словно затаенная мечта, которая пряталась в глубине души, вдруг ожила и явилась, как чудо Уфы!

Заметна идейная основа фильмов Аскарова – проявлять сочувствие и даже симпатию к аутсайдерам. Студенту Уфимского института искусств имени Загира Исмагилова Аскару Нагаеву повезло. Роль Урала оказалась перспективной.

Не менее важно, что Уфа в этом фильме – динамичный и яркий образ. Режиссеру удается воссоздать на экране жизнерадостную открытую атмосферу ее жизни.

Особенно запоминается эпизод концерта «Симфонической ночи»! Толпы сидящих на холме у Конгресс-холла людей наблюдают за комедийно снятой борьбой за микрофон между известным башкирским певцом Иделем Аралбаевым и неожиданно появившимся на сцене Уралом. Не случайно исполняется именно ария Салавата Юлаева. Тоже примета традиций, своего рода фетиш. Но обыгрывается это легко и задорно!

На экране появляются сны Урала: улетающий в небо памятник Салавату Юлаеву, герой в кандалах, сразу напоминающих об участи Салавата. Это как бы и бунт героя: у него свой Салават Юлаев, с которым он своеобразно общается.

В создании группового портрета старшего поколения выделен образ деревенской бабушки главного героя. Эта роль доверена опытной актрисе Башдрамы Ильсияр Газетдиновой. В основе ее роли комическое противоречие: желая добра внуку, она постепенно меняется: мудрая наставница превращается в агрессивную фурию, упорно желающую женить Урала, вопреки его воле, на Гульназ. Хотя сама героиня в молодости лишилась счастья любви по воле родителей. Человек теряет себя, покоряясь воле других, – идея, близкая прежде всего молодому зрителю.

История первой любви Урала к Гульназ начинается с детства, она сразу обрисована по-доброму, но с иронией. Повзрослев, Гульназ отвергла своего избранника, не дождалась героя, служившего в армии. В ней заявляет о себе интерес к городскому образу жизни, но блеск города быстро погаснет, вероятно, из-за разочарования в новом избраннике. Гульназ даже не понимает, что отношения с отвергнутым Уралом не вернуть. Ясно, что оба они должны следовать воле родителей, с нетерпением ожидающих их свадьбы.

На роли пожилых героев Аскаров пригласил медийные лица – известных деятелей культуры: театральную звезду, известного актера Башкирского театра драмы Хурматуллу Утяшева, знаменитого кураиста, директора Башкирской филармонии Расула Карабулатова, известного башкирского актера Ахата Хусаинова. Их образы поданы с точки зрения молодого поколения, то есть сатирически. И это вполне отвечает задачам мейнстрима. Режиссер вынужден разделять точку зрения молодого зрителя.

Старшее поколение, столь уважаемое Уралом, на самом деле прожило жизнь, не осуществив свою мечту, не достигнув счастья. Своего рода наивысшей точки эта проблема достигает в образе влиятельного человека – Германа Альфредовича. В этой роли – известный актер и директор Национального молодежного театра им. Мустая Карима Азат Зиганшин.

Этот герой так и прожил жизнь в мечте, которая почему-то не осуществилась. К Уралу же счастье приходит неожиданно, как подарок судьбы, точнее, как подарок Уфы. И вот она, главная идея фильма – счастье непременно связано с переменой жизни и способностью выбрать свой путь.

Различие в мировосприятии молодых героев откроет возможность сюжетного развития необычной дружбы энергичных Фарида и Саши со столь непохожим на них, поначалу наивным Уралом. А в итоге раскроется способность молодых к взаимопониманию! Лента позволяет верить, что новое поколение сумеет отвоевать свое счастье. Феерический счастливый финал: Урал с самолета разбрасывает обращение к девушке, которую ищет, – типичная, почти сказочная примета романтической комедии.

 «Из Уфы с любовью» стал первым кассовым игровым фильмом, созданным в Башкортостане. Продержавшись в прокате несколько месяцев, фильм побил рекорды посещаемости среди национальных кинолент. По итогам 2017 года лента получила всероссийскую премию «Блокбастер» как самый кассовый фильм ограниченного проката.

Успех ленты привел продюсеров к решению перейти к продолжению темы. Но сам Аскаров принял другое решение: замаскировавшись рабочим названием «Из Уфы с любовью – 2», он стал снимать новый по тематике фильм. Сомневаться в решительном повороте режиссера было некому: над фильмом работала прочно сложившаяся команда единомышленников: сценарист – Айдар Акманов, оператор-постановщик – Вячеслав Ложковой, художник-постановщик – Айгуль Байрамгулова. Комедия «Семья года» снималась кинокомпанией «Аскарфильм» и киностудией «Башкортостан».

Завязка фильма – это драма многодетной семьи, погрязшей в кредитах, где налицо атмосфера взаимных упреков, вражды поколений. «С этими кредитами и долгами они забыли, что любят друг друга. Наше кино о том, что деньги – не самое важное в жизни, порой в погоне за ними мы забываем о семье, о близких, а общая цель, общий путь нас объединяют», – так объясняет идею фильма режиссер Айнур Аскаров.

Фильм снимался как роуд-муви: печальные приключения на пути в Уфу, на конкурс, мгновенно превращались в комедийные. Для съемок был выбран короткий период золотой осени, для кинопутешествия куплен поддержанный желтый «рафик» и выбраны красивейшие места Башкортостана – Абзелиловский и Белорецкий районы. Жаль, что быстро сменяющиеся комедийные сцены в фильме не дают подольше задержаться в этом мире пейзажной красоты. А ведь именно к душевной красоте и оптимизму в итоге идет фильм.

Вероятность успеха ленты изначально связывалась с исполнителем роли Алмаса – отца многочисленного семейства – народным актером Башкортостана Алмазом Амировым. Сценарий писался именно под него. И понятно почему! Характер рискового, непутевого, но все-таки не теряющего надежды героя тут же напомнил о виртуозно озвученном актером Алдаре – герое анимации Рима Шарафутдинова.

В «Семье года» из неудачливого самоубийцы герою предстоит превратиться в активного лидера, ведущего свою семью к феноменальному успеху! Изначально ему приходится преодолевать сложившееся отношение родственников к его жизни. И прежде всего в противоборстве с женой.

Актрису на роль жены из множества претенденток актер по велению режиссера выбирал сам и не промахнулся. Актриса уфимского Русского драмтеатра Ирина Бусыгина сыграла рыжеволосую Лизу уверенно, напористо, с талантом!

Как выяснится в финале: не к победе семьи на конкурсе ведет нас фильм, а к торжеству семейного счастья. А ведь поначалу казалось, что семья Алмаса обречена на развод. Но герои меняются, комедийные приколы и порой очень удачные реплики активно доминируют, побеждает жанр комедии! У всех членов семьи есть свои нераскрытые личностные резервы, и у каждого по ходу действия будет свой коронный номер.

Конкурс в Уфе – кульминационный момент фильма. Именно здесь агрессивно настроенный против отца сын Тагир на самом деле оказывается скромным пареньком. В чем он сам признается прямо со сцены, оказывается, он даже боится как красивых, так и некрасивых девушек. Но выйти на сцену в момент, когда все, казалось, потеряно, он не побоялся. Возможно, потому, что берет пример с отца, тоже может стать лидером семьи!

Бабушка в исполнении ветерана театральной педагогики, профессора Фардуны Касимовой поначалу появляется в образе практичной алкашки, торгующей на дому самогоном. Но на конкурсе она покажет богатырскую прыть, сделав на сцене – и это в 80 лет! – отличный шпагат!

Полная неожиданность – это, конечно, афробашкир – усыновленный в семье негрятенок Булат. Он к тому же еще и популярный блогер, что используется в фильме для показа событий как бы с точки зрения этого героя. История сыгравшего Булата смуглого мальчишки Габриэля Адесокана стала выигрышным материалом для прессы. Режиссер увидел его в лифте в Уфе во время съемок предыдущей ленты и решил пригласить на новый фильм. После долгих поисков в Уфе его нашли в Москве!

Всего в фильме участвует более 600 человек! Вот он, размах настоящего блокбастера! Основных исполнителей режиссер нашел в уфимских театрах – в Башдраме и в Русском драматическом, а детей – в творческой школе Хабенского.

В лице Айнура Аскарова – призера и дипломанта более 200 международных кинофестивалей, лауреата молодежных премий Башкортостана и Санкт-Петербурга – башкирский кинематограф обрел решительного профессионала, доказавшего возможность развития в республике жанрового полнометражного кино.

С 2016 года в павильоне киностудии «Башкортостан» шла работа над лентой «Двое видели козу», где одним из пластов сюжета стало философское осмысление жизни. Фильм снимался многожанровый: в нем в неразрывном единстве соединились и философский фильм-притча, и трагикомедия. Работать над проектом было сложно.

Фильм «Двое видели козу» снимался с ориентацией на зрителя, способного воспринимать ленту не только в прямом, но и в иносказательном смысле. Картина выросла из короткометражки, снималась трудно, но проект был доведен до победной точки! И это был уже новый взгляд на региональное кино киностудии «Башкортостан», накопившей опыт проведения Международных кинофестивалей «Серебряный Акбузат».

Андрей Носков работал как ассистент режиссера уже на первой комедии киностудии «Ловец ветра». Затем последовало завершение обучения в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения и успех дипломной остросоциальной картины «Личное дело», удостоенной наград российских и международных фестивалей.

По сюжету ленты к городскому жителю Андрею приезжает его сводный брат Айдар. Андрей по отцу – русский, Айдар по отцу – башкир. На роль Андрея был приглашен известный актер Национального Молодежного театра им. Мустая Карима Андрей Ганичев, на роль Айдара – Айдар Хасанов, непрофессионал.

Любопытно, что сценарий Розалии Шагаповой писался именно под Хасанова, и она считает, что именно Айдар – главный герой!

Хотя, несомненно, на экране – актерский дуэт, обе роли теснейшим образом связаны друг с другом.

Братья абсолютно разные. Айдар – экстраверт, общительный, напористый, вживающийся в любую ситуацию моментально. Андрей – интроверт, то есть человек, сконцентрированный на своем внутреннем мире. Сама обстановка в квартире Андрея, где идет самостийный ремонт, говорит о его полном разладе с жизнью, что заявляется с начала: герой подходит к двери не по звонку, а после того, как настойчиво постучат в дверь.

Заявившись в городскую квартиру прямо с козой, Айдар, как поначалу кажется, сразу же идет на столкновение с братом. При встрече следует пауза: словно Андрей и не хочет его впускать. Лишь постепенно становится ясно: настроен Айдар весьма дружелюбно. Он быстро обживает напряженную атмосферу квартиры, налаживает мир с агрессивной соседкой. И все же далеко не сразу мы поймем важный смысл этого образа.

И вот уже братья доходят до схватки за кухонным столом, этакий шутливый, но напряженный армрестлинг. Андрея выводит из изоляции не только настойчивость Айдара, но и внутренний монолог – его воспоминание об отце. Вероятно, это картина его детства, отец везет его на велосипеде по берегу реки.

По ходу действия Андрей меняется: вот уже после выпивки с братом он катается на велосипеде по квартире. Этот внезапно возникший порыв снимается верхним ракурсом. Маленькая квартира неожиданно приобретает большое пространство!

Общение братьев постепенно наполняется важными деталями атмосферы квартиры. Но главный итог фильма ждет нас в финале: когда Айдар и Андрей вместе едут домой, на свидание к матери. Андрей с его застывшим окаменелым взглядом, кажется не меняющимся на протяжении всего фильма, попадает в мир природы. Экспедиция в Ишимбайский район к горе Торатау завершилась отличной находкой. Пейзаж финала в полной мере работает на идейное содержание фильма.

В центре спокойной реки – удивительный остров. Вглядываясь в него, вероятно поглощенный красотой и тишиной, Андрей прямо в обуви идет к острову, погружаясь в реку. И внезапно падает в обморок. Глубина образа героя достигается без слов в финале! Мы вместе с Андреем переживаем момент открытия мира, момент, когда душа героя исцеляется за мгновение величием и красотой мира.

На встречах со зрителями режиссер с удовольствием рассказывал, как мучился с козой, с неподатливой героиней пришлось делать до 70 дублей. Коза помогла созданию комедийной атмосферы фильма. И все же трагикомедия – трудный жанр. Он работает именно на разрыве, несоответствии героя и мира. Андрей в позе мрачного замкнутого философа так же смешон, как и интересен, как, впрочем, и Айдар, которому даровано Богом счастье: быть одновременно и мудрецом, и простаком. Фактически у Айдара в фильме есть своя задача – спасение брата. Не случайно сценарист фильма Розалия Шагапова сравнила Айдара с Ходжой Насреддином. Оба выходят победителями из любых ситуаций.

 «Двое видели козу» был показан на родине Шукшина, на Всероссийском фестивале на Алтае, стал лауреатом XV Чебоксарского международного кинофестиваля. Одной из главных наград этого фестиваля – приза « Анна» за лучшую операторскую работу – удостоился оператор Рафаэль Сарваев. На Всероссийском фестивале «Киношок» фильм награжден специальным дипломом Большого жюри «За попытки ироничного осмысления действительности».

За тридцать лет жанровое кино Башкортостана прошло интересный и важный путь к признанию зрителя и успеху, в том числе всероссийскому. В условиях, когда запад перешёл к стратегии бойкота российского кинорынка, значимость жанрового кино намного возросла. Сегодня по уровню развития киноиндустрии республика находится на четвертом месте в рейтинге регионов страны. Правда, практика развития разных направлений национального кино показывает, что важно не только кинопроизводство, но и кинообразование. Зритель должен расти вместе с авторами!

Владимир Геннадьевич Жерехов родился в 1949 г. в Уфе. Окончил истфак БашГУ в 1974 году и киноведческий факультет ВГИК в 1979-м. Работал режиссером на телевидении «Кристалл», редактором газеты «Кристалл-ТВ», сценаристом и режиссером документального кино на киностудии, «Башкортостан». Преподавал историю и теорию кино в уфимской Академии искусств и НГТУ. Публиковался в журналах «Бельские просторы», «Рампа» и «Башкортостан укытыусыхы». Член Союза кинематографистов России. Руководитель киноклубов «Арт-кино» и «Синематека».
Читайте нас: