Юлия Юрьевна Ломова-Устюгова родилась 18 июля 1979 года в Уфе. Окончила Республиканскую художественную гимназию им. Давлеткильдеева, истфак БГПУ им. М. Акмуллы, факультет киноведения СПБГУКиТ. Участвовала в форумах молодых писателей в Липках (2002, 2006, 2007). Член СП Москвы. Публиковалась в республиканской прессе, в московских журналах «Кукумбер» и «Пролог».
22 октября 2022 г. в кинотеатре «Родина» в Уфе состоялась официальная премьера фильма «Дневник поэта» кинорежиссёра Булата Юсупова. Этим фильмом чл. Гильдии кинорежиссёров РФ, заслуженный деятель искусств РБ, лауреат премий им. Ш. Бабича и С. Юлаева планирует завершить «национальную трилогию» о судьбах деятелей культуры Республики среди драм и свершений XX века.
Первый фильм этой трилогии «Бабич» (2017) был посвящён революционной эпохе, показанной через биографию великого поэта. В следующей картине «Первая Республика» (2019) рассказ об эпохе авангарда, репрессий, военной и послевоенной поре строился вокруг фигуры реформатора театра В. Г. Муртазина-Иманского. Заключительный фильм трилогии, посвящённый зрелой советской эпохе, вновь обращается к фигуре поэта во времени. Поскольку время, с послевоенного по 1970-е, на экране преломляется через биографию и дневники Рами Гарипова.
Народный поэт Башкортостана Р. Я. Гарипов, уроженец Салаватского района Республики, родился и остался не только талантливым, чутким поэтом, но и смелым журналистом, даровитым переводчиком мировой поэзии. Дитя республиканской «оттепели», он видел и прожил многое. И эпоху, когда поэзия была лучшим достижением страны. И следующую за ней эпоху, когда поэтов пытались «призвать к порядку» и построить «по ранжиру». А стихи Рами Гарипова прожили увлекательную жизнь и в следующую эпоху «негорящих рукописей». И будут жить во все последующие эпохи нашей родины. Как, очевидно, и дневники.
Ведь поэт принадлежал к тем деятелям искусства, которые не только отдельными творческими порывами, но и отражением каждого дня и каждой минуты преобразовывают время и пространство...
Представляем Вам эссе, отражающее фильм, который отражает жизнь человека, отразившего эпоху.
Что такое поэт?
Может, поэт похож на Бабича, когда-то привидевшегося мне во сне? Бабича, шагающего по опирающейся на облака лестнице в белоколонный храм поэзии?
Или на Маяковского? Который, шутливо заигрывая с дамой, назвал себя «облаком в штанах» и восхитился точностью сравнения?
Или на испанца Гарсиа Лорку? Которого друзья и подруги чем только не называли – от весеннего ветерка до солнечного зайчика?
Или поэт похож на «Предмет Трудный Для Сборки»? Название товара, под которым ироничный француз Жан Кокто однажды опознал себя в рекламном каталоге «свадебных приколов»?
Или прав категоричный А. С. Пушкин? Назвав поэта самым ничтожным из ничтожеств?
...Так что же такое – ПОЭТ? И какое место он занимает в мире?
Поэт – это точка неравновесия.
Вернее – равновесия. Но достигнутого на шаткой опоре бесплотного воздуха.
Непонятно как. Непонятно почему.
Словно поэт – нечто вроде легкого, сколоченного из досок самолетика. И в реальном мире, на грешной земле поэту, как и самолёту, жизни нет.
Не потому, что жизнь плоха. А поэт – хорош. Хотя Рами Гарипов – хороший поэт. А – НИПОЧЕМУ.
Потому что жизнь, мир – это материя. А поэт – антиматерия. Нечто сползающее с любого фона, превращающегося за поэтом в расплывчатую рирпроекцию, экран, хромакей за живым стихотворцем.
Потому что мир – это рельеф, оттенки, светотень. А поэт – скорость света, разрывающая пространство, время и плоскость повествования. Фотонная бомба. Потому что мир – это стоп-кадр. А поэт – непрерывное, неприкаянное движение в попытке сбежать за пределы любого кадра.
Оттого никакое примирение поэта, солнечного зайчика, тумана, облака, блуждающего огонька, разлетающегося взрыва, взлетающего самолётика, с мещански-незыблемым миром – невозможно. Плёнка плавится. Просто засвечивается от поэзии.
Поэтому единственно возможный финал фильма про поэта – это пересоздание поэтом жизни и мира вокруг себя. По своим законам. И поэтому процесс получения Рами Гариповым конкретного жизненного пристанища получает такое почти литургическое обрамление. И именно поэтому в победном для поэзии финале весь прежний мир растворится в светлом сиянии вечера. Слившись с белым, чистым, пустым экраном, как первой, отправной точкой нового поэтического мира и кинематографа.