Юлия Юрьевна Ломова-Устюгова родилась 18 июля 1979 года в Уфе. Окончила Республиканскую художественную гимназию им. Давлеткильдеева, истфак БГПУ им. М.Акмуллы, факультет киноведения СПБГУКиТ. Участвовала в форумах молодых писателей в Липках (2002, 2006, 2007). Член СП Москвы. Публиковалась в республиканской прессе, в московских журналах «Кукумбер» и «Пролог».
Слово Земли 2022
С 20 июня 2022 года начался, идёт и продолжается приём заявок на третий, теперь уже межрегиональный проект «Слово Земли» – «Цифровой образовательный проект, ориентированный на привлечение жителей для создания фильмов». То есть, в сущности, – среди серьёзных питчингов-отборов, среди кропотливого и насыщенного обучения на базе киношколы Булата Юсупова под присмотром экспертов из Москвы, среди съёмок на площадках с профессиональной командой – началась, идёт и продолжается Жизнь, Которая Сама Себя Снимает. Жизнь, которой дали шанс самой себя снять.
13 июля в фойе и Красном зале кинотеатра «Родина» (где прошла презентация первых, из 45 фильмов проекта) эта запечатлевающая себя жизнь присутствовала и вживую и на экране во всём своём разнообразии. Здесь были и художники других творческих профессий, осваивающие кино. И люди, в творчестве мало ещё искушённые. Инвалиды и огромные атлеты. Мудрые старцы и грудные младенцы. Приятно пахло базиликовым лимонадом, звучала музыка, а на столах лежали глиняные дудочки, башкирские мониста и другие произведения тех, кто сегодня сделал первый шаг в кинематографе. Всё было вместе и разом.
После выступления почётных гостей перед заветным экраном в Красном зале наступила темнота, а на экране зажглась жизнь и «Слово Земли».
Первым был показан фильм «Маҡсат\Цель» Марселя Шагалиева.
Повторяющиеся элементы Петербурга как зеркало его прекрасной, но заблудившейся во времени, лишённой динамики сути.
И молодой «сын степей» башкир как единственный, кто может эту аморфность превозмочь своим кавалерийским наскоком. И придать тонущему в веках городу некий смысл и цель.
Первая победа, однако, оказывается иллюзорной. От перемены мест и слагаемых в Петербурге ничего не меняется. А единственным реальным шансом изменить судьбу города и свою оказывается не наскочить и опрокинуть, а слиться с городом в слове.
Однако не все фильмы раскрывали нашу местную идентичность на столкновении противоположностей. Как раз о простой и ясной гармонии была картина из Челябинской области «Кто я?» Эльвиры Галлямовой.
Кто я? Кто мы все?
Жизнь распадётся десятком фотографий. Фотографии соединятся в фильм. А фильм становится реальностью.
Многие картины раскрыли и тихую красоту Республики. Например, «Пара слов» Альбины Галлиуллиной, снятая на юге Башкортостана.
Город Салават. Ночь в городе. Ночь со слетающимися в её мраке снежинками метели, фонарями и окнами. Космос со сталкивающимися и с разлетающимися планетами, создающими сверкающие галактики.
Именно полёт в космосе разноязыкого города Салавата нам и предлагает данный фильм. Когда выхваченные фрагменты жизни, люди, их слова и случайные фразы, настроения, мысли вдруг в какой-то момент завихряются перед зрителем целой вселенной. Снежной вселенной, где люди, города, языки и народы слиты гармонично. Вселенной, которая называется Родина.
Красота Республики, конечно, не исчерпывается заснеженными степями. Притом что уникальность местности, безусловно, формирует характеры и судьбы здесь живущих людей. Об этом фильм «Бесценный дар» Гульназиры Телявгуловой, снятый в Хайбуллинском районе.
Как вписаться в родной пейзаж? Такой просторный, такой ускользающий во все стороны абсолютным своим предгорным простором.
Прийти в гости к новой подружке, которая уже в пейзаж вписана. И оказаться в таком же просторном интерьере, где предметы народного башкирского искусства повторяют и гармонизируют тот же пейзаж тех же предгорий. Делая их уютным домом.
Но помни, что если не сможешь, не захочешь вписаться в просторы Родины – ты окажешься в полной космической пустоте.
Одна из проблем, поднятых в этом фильме, – нелюбовь к родному языку, пространству, да и самим родным – оказалась затронута и во многих других картинах проекта. Начиная со снятого в Белорецке «Не говори со мной на тарабарском!» Айгуль Валеевой.
Под напев курая традиционный документальный фильм перерастает в полноценное реалити про съёмки документального фильма. А оттуда уже, выйдя на новый уровень, можно вернуться туда, откуда начали, и всё изменить к лучшему. Даже нелюбовь к Родине. Даже древнюю-предревнюю легенду с трагическим концом – закончить счастливо.
О том же во многом и фильм «Русский башкир» Раисы Идрисовой из Магнитогорска.
Широко и вольно лететь вместе с кураем и камерой над заснеженными родными уральскими горами. Только если отречёшься от себя, от Родины – уронит, прижмёт тебя к земле. Только если будет у тебя хоть один настоящий друг – будет и шанс вновь подняться. И вновь взлететь!
Ту же проблему идентичности, сохранения семьи, традиции, но в камерном, интимном ключе решает и фильм «Игра-бродилка» Ралии Ягудиной.
Мама говорит на отдельном языке. И существует в своём отдельном мирке грязной посуды и домашних хлопот. Ребёнок говорит на языке своём. И существует в своём отдельном мирке детского одиночества. Как объединить всю семью? Поиграть вместе!
Вопросы одиночества решает и снятая в Удмуртии картина Вероники Рыловой «Возвращение».
Что делать девочке, если даже её любимый мальчик её не слышит? Не хочет слышать ни её, родного человека, ни её слов на родном языке? За глухими импортными наушниками. Что делать, если, оглушённый своими наушниками, он так и погибнет?.. Как девочке вернуть себе себя? Свой язык? Свой голос? Свою любовь? Соединив слова и себя с музыкой, которая поднимается в небо, как могучие сосны.
Но не только в удмуртской ленте главным врагом осознания своей человеческой, национальной и творческой индивидуальности выступает своего рода глобализация. То же происходит и в ленте Тансулпан Расуль «Последняя остановка\ Ђуңғы туҡталыш».
Зелёному, живому и конкретному смятению бельских пейзажей, человечной хрипоте курая, импрессионистическому угару полотен главного героя, трепету чувств молодых людей противостоит прямолинейное, лишённое примет пространство родительского дома главного персонажа, молодого художника. В этом доме самое живое – цветы в кадках, самое башкирское – узбекские ковры, самое российское – китайская картинка с берёзками. В этом доме ни по-русски, ни по-башкирски толком не говорят. Зато превозносят английский.
Но какие бы планы ни строили в странном этом родительском доме – зелень родных кудрявых пейзажей уже на стороне молодого художника. Эта зелень, этот пейзаж вытащат его из любой передряги. И даруют родину и свободу.
Против душной «пластиковости», навязываемого «дивного нового мира» протестует и фильм «Бережно храни\ Кадерләп сакла» Альбины Нафиковой.
Отец и сын бросают лопатами снег. Между ними – дом. Да какой необычный! А если дома этого чудесного не будет, то что будет между родными? Что останется?
Но даже если дома не будет – останется ещё маленький шанс наладить отношения. И всё поправить.
Этой картине вторит и «Наставления бабушки\ ϴләсәйем нәсихәттәре» Гульдар Варисовой.
Живая старинная речь как способ преодолеть условную «пластиковость» современного мира. Превозмочь разделяющее семью пространство. И укротить современные гаджеты во имя добра.
Однако провозгласить себя уроженцем Башкории, или Удмуртии, или Чувашии, или кем-то ещё – это полдела. Про это снят фильм «Сила родного языка» Альбины Басировой из Нефтекамска.
Патриотический плакат на школе и портреты знаменитых башкирских писателей под пенье курая – какая благостная картинка! Которой, к сожалению, – мало. Нужно, чтобы, кроме официальной картинки, своя симпатия, своё отношение, своя музыка прозвучали в душе. И вот тогда всё сложится.
Ещё запутаннее ситуация у героев кинолент Чувашии и Удмуртии.
На тонкие, как тени, и древние, как жизнь, человеческие отношения обрушивается молот современных банальностей в чувашском фильме «Слеза ангела\ Пирĕшти куḉḉулĕ» Сергей Щербакова.
Если сбросить с себя всё наносное, современное, модное, эмансипированное... Если раскрыть душу, звенящую ожерельем старинных монет... Если быть честной с собой, своей природой и высшими силами – тогда всё станет рядом, всё станет близко. И духи, и ангелы, и время, и пространство, и вчера, и навсегда.
Героиня же удмуртской ленты «Тулыс Öсъёссә усьтоз \ Весна откроет двери» Перевозчикова совсем запуталась.
Вроде уж кому-кому, а массовику-затейнику фольклорного музея трудно предъявить претензии, что народное наследие ей безразлично... Ан нет! Национальный прикид, да фольклорные шутки-прибаутки, как и участие в народных обрядах, – далеко не гарантия подлинной верности заветам предков. Как и любви к этим самым конкретным предкам. Вот и закрутившиеся, как маховик мельницы, события срывают с героини одну за другой все её национальные одёжки. Всю красоту, как листочки с капусты, и разоблачают – пока не... Но, к счастью, кино отличается от жизни тем, что любой маховик здесь можно заранее остановить и открутить назад. Передвинуть к любому числу на календаре.
Но не у всех проблемы вранья успели стать так остро. Однако борьбу за верность себе лучше начинать с детства. Как герои фильма «Слово» Ольги Грачёвой.
На экране происходит столкновение. Происходит борьба. Борьба неестественной театральной декоративности – пустых, лживых слов. И абсолютной естественности – живых, правдивых человеческих движений. Много вравших друг другу, но сошедшихся в дружбе и согласии после всех перипетий у гончарного круга брата и сестры. Момент высшей гармонии – настоящий безмолвный балет рук над глиной.
В этом году особенно отрадно видеть среди лент и настоящую рисованную анимацию. Тем более тоже, в общем, о том, что пренебрежение преданиями отечества – наказуемо... Фильм «Шульган-таш» Гузель Камалетдиновой.
Забавные фигурки туристов ковыляют мерным орнаментом под мерное скучающее брюзжание одного из них на фоне мерного пейзажа Уральских вершин. Однако в темноте пещер нет ничего мерного и последовательного. В пещерах недолго и в первобытный хаос провалиться. Испытав на своей шкуре остроту конфликта Урала и Шульгена. И проникнувшись наконец-то уважением к древней культуре башкир.
Но не только пренебрежение и забвение, а также раскол и разделение между людьми наносят ущерб людям и культуре. О том, как сделать, чтобы этого не случилось, фильм «Я твой друг» Регины Галиакбаровой из Нефтекамска.
Прямая, как натянутая верёвка, дорога разрезала заснеженную деревню на две половинки. В одной половинке населённого пункта, в одном из дворов две половинки одного рода – дед и приезжий внук – рубят дрова. Не слишком хорошо друг друга понимая.
Однако внук наденет дедов треух, повесит на пояс его верёвку и отправится решать вопросы, которые дед решить не сумел. А потом – верёвка оборвется. А потом – мальчик и девочка, дедушка и бабушка, два календаря, две ёлки, два народа – станут вместе. Когда новогодняя иллюминация соединит две половинки деревни, разрезанные дорогой. Разные, но по-разному симпатичные. Как разноцветные глаза милого, деревенского щенка.
...Фильм «Я твой друг» получил приз за лучшую детскую роль на Международном фестивале «ZILANT». И, скоро будет представлять Республику на VI Международном Русском кинофестивале.
Так что можно согласиться с выступавшим на показе председателем исполкома Всемирного Курултая башкир (в рамках программы которого «Культура – образ будущего» кинопроект осуществляется) Юсуповым Юлдашем Мухамматовичем, приветствовавшим ленты «Слова Земли» как работы, направленные на прославление и благо разных народов. Согласиться с Иштугановой Газимой Сабирьяновной, от имени Дома дружбы народов РБ и его руководителя Мирхайдаровой Гульназ Гиндулловны пожелавшей «Слову Земли» содействовать согласию в обществе. С Аминевым Юниром Миннебаевичем, директором киностудии имени Амира Абдразакова, пожелавшим проекту выйти уже на международный уровень. С председателем Союза кинематографистов РБ Буракаевой Зухрой Дикатовной, подчеркнувшей огромное значение материализации любви участников проекта к родной земле в виде кинокартин. С пожеланием выпускницы прошлого сезона Лилии Щедриной – «не останавливаться». С «командой профессионалов кинопроекта» – его президентом и основателем, лауреатом премии имени Салавата Юлаева Юсуповым Булатом Тимербаевичем, продюсером Филиновым Леонидом Борисовичем, руководителем проекта Сафаровым Талгатом Айратовичем, руководителем пиар-отдела киношколы Яруллиной Гульнарой Буляковной, – назвавшими «Слово Земли» проекцией общества. И анонсировавшими идею одноимённого фестиваля. С выступавшими участниками – Грачёвой Ольгой, Шагалиевым Марселем, Камалетдиновой Гузель, Раисой Идрисовой... Всё почти – состоялось. А что не состоялось – то обязательно ещё будет. Будет фестиваль, будут достигнуты цели. Будут интересно снимать интересное кино. Будут говорить своё слово жизнь и земля.