Все новости
Публицистика
30 Ноября 2023, 11:14

Владимир Потеряхин. Наука — не нахлебница!

Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.0 от Сбера
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.0 от Сбера

Однажды «брюхо», сытно пообедав и уютно разместившись в мягком кресле, самодовольно изрекло: «Ну вот! Теперь можно и поработать. Сколько всякой всячины мне предстоит переварить!» Но, вспомнив, что «этажом» выше присутствует «голова», обращаясь к ней, снисходительно добавило: «Правда, Ты тоже... иногда... кое-что варишь. Но куда Тебе до меня!»

Подобная картина рисуется в моем воображении, когда я слышу: «Наука тоже становится непосредственной производительной силой». Будто и впрямь наука только вчера начала отрабатывать свой хлеб за общественным столом! Как будто каменный топор, труженица-соха, современный комбайн, компьютер и другие орудия труда являются продуктом только мускульной деятельности человека! Прежде чем обтесать тот камень, надо было «изготовить» его в мозгу! Не говоря уже о более сложных орудиях труда!

Нет ничего унизительнее для науки, чем похвала и покровительственное похлопывание по плечу сидящих за общественным столом: «А Ты вроде тоже ничего! Начинаешь выходить в люди!»

Поистине примитивное мышление, оскорбительное для науки, для людей интеллектуального труда. Видите ли, наука только «становится производительной силой»! Наконец-то! А то тысячелетия висела на шее народа!

Логика проста. Если ты не вкалываешь лопатой, значит, ты не работаешь! Как будто и впрямь опосредованная «производительная сила» науки, например, гидро- и аэродинамики, электричества и т. д., уже не сила и не производит ничего полезного!

Если человек копает землю лопатой — это непосредственный производитель, труженик, уважаемый человек. Ему и «красное» место за столом. А вот если человек сконструировал и построил экскаватор, который в сотни раз продуктивнее копает землю, чем лопата, то он, видите ли, еще не «производительная сила», кабинетный работник! За что его уважать и кормить?

Комбайнеру, намолотившему 10 тысяч центнеров зерна за сезон, — почет и ордена. О партнере же его, комбайне, в реляциях ни слова. Как будто и впрямь комбайнер сделал все это серпом! Я нисколько не хочу унизить роль и заслуги комбайнера! Его работа почетна и уважаема! Но несправедливо умалчивать о том, с помощью чего он достиг своих успехов. А комбайн, бессловесная «железяка», слово сам за себя не может замолвить!

Но именно в нем главная причина успеха! Именно скрытая в нем «опосредованная сила науки» стала непосредственной причиной успешной жатвы! Отдели комбайнера от комбайна и посмотри, сколько он намолотит.

В комбайне сконцентрирован труд сотен работников умственного труда, которые незримо участвовали в жатве. Но «незримо» еще не значит непроизводительно. Их участие было опосредованным, но вклад самый что ни на есть непосредственный! Комбайн — сгусток мысли, активный компонент труда, призванный увеличить в сотни, тысячи раз мускульные силы комбайнера. А за ним конкретные люди, конкретные лица. Всегда ли мы помним об этом?!

Человечество любит изучать свою историю. Сколько их понаписано! Но главное в них — судьбы правителей, войны, полководцы. А по мне уж если изучать историю развития человеческого общества, то надо изучать ее по науке. Именно развитие умственной деятельности человека, овладение им силами природы лежит в основе прогрессивного развития общества и совершенствования самого человека. Это тот стержень, на который нанизываются все остальные события как производные от науки. Ведь слово «наука» происходит от слова «научаться», учиться!

Человечество учится всегда и со временем умнеет. Этот процесс вечен. Что в истории человечества вечно, непреходяще? Цари? Короли? Войны? Полководцы? Нет! Вечна и непреходяща только наука. Вечен процесс «научения» (познания). Нет прогресса отдельного от науки! Нет истинных знаний, кроме знаний, добытых наукой!

Наука — удел не только какой-то части общества. Она не исчерпывается только Академией наук и научными учреждениями. Она всеобъемлюща! Ею пронизаны все «поры» человеческого общества. Академия наук — только организационный штаб ее. А роль штабов известна.

Как бы мы ни отдавали должное отваге солдат, мы всегда помним, что успех крупного сражения (стратегия) закладывается заранее в штабе. Решающую роль и здесь имеет наука. Военная наука!

Я отдаю себе отчет в том, что без солдат никакая даже самая талантливая тактика и стратегия генерала не принесет успеха в сражении. Но с не меньшей убежденностью можно утверждать и то, что никакая крупная военная операция не будет иметь успеха без тщательно разработанного плана ее реализации. И более того, приведет к бесчисленным жертвам среди солдат! Бессмыслен спор о том, кто на войне важнее — солдаты или штабы? На войне все по-своему важны. Это целостный организм, единая и неразделимая сила!

По такому же принципу организована и функционирует повседневная жизнь людей. Это тоже «война». Точнее назвать — противоборство! Здесь по одну сторону человек, а по другую — природа! Здесь нет кровопролитных боев, в буквальном смысле слова. (За исключением некоторых случаев.)

Тем не менее, это сражение, «война», хоть и в кавычках! Как известно, природа не уступила без боя ни одной из своих позиций! Главная сила в этой «войне» — мозговая сила! А главный способ ведения «войны» — мозговая атака!

В этой «войне» есть «солдаты», «генералы» и «штабы»! Именно от силы «мозгового напора» зависит успех. Хотя без физической (даже мускульной) силы человека и здесь не обойтись. Но не она является решающей в коренных прорывах! Так почему же здесь считается допустимым присвоение успехов «солдатами» (и мускулами) и снисходительно-покровительственное отношение к «генералам» и другим работникам мозгового штаба?

Не потому ли, что научная продукция, имея самую широкую сферу потребления, имеет самую низкую «отпускную цену»? За нее не принято платить! Бери, пользуйся! Автор даже будет благодарен. Ему важно, чтобы о нем доброе слово сказали. Часто сам готов заплатить за то, чтобы его работу опубликовали в журнале.

Результатами науки пользуются, даже не замечая этого. Как воздухом. Он ведь ничей! Так и наука — общая! Значит, ничья! Но ведь надо помнить, что у каждой научной идеи, теории, проекта и разработки есть автор. Конкретный, живой человек, хозяин! По каким-то непонятным причинам он растворяется в дымке времени, и его никто не знает, и никто не вспоминает.

Пример. Кто только сегодня с помощью телевизора не набирает очки своей популярности! Тут и экстрасенсы, и колдуны, и попы, и шаманы, и политики, не говоря уже об эстрадных артистах. Но поинтересовался ли кто-нибудь из них, кто автор этого рукотворного чуда?!

Поп вещает по телевизору о «чуде явления чудотворной иконы», не замечая того, что истинное то чудо — это и есть телевизор! И это чудо дала нам наука!

В голову лезет крамольная мысль: с истинными «чудотворцами» — учеными — человеческое общество расплачивалось несправедливо. По существу, во все времена они работали бесплатно или, в лучшем случае, за кусок хлеба! Правда, в отдельных случаях он был более увесистым (зависело от хозяина!). Но факт остается фактом — это был только кусок хлеба, выданный за идею, делающую сытыми, одетыми и обогретыми многие тысячи людей. Посмотрите на прилавки магазинов и рынков. Чего только там нет! И хозяином всего этого благолепия является хозяин рынка, владелец магазина! Он устанавливает цену (и ценность!) товара, который продает! И ни у него, ни у покупателя не возникает вопроса о том, откуда же все это взялось? Правда, на этикетке указана фирма-производитель товара. На этом и кончается, к примеру, познание истории появления компьютера, плеера и, извините, самых обыкновенных трусов. Многие ли люди знают, что в ткани, из которой изготовлены трусы, порядка 90 процентов синтетического волокна? А как оно появилось на свет? Какой долгий путь прошла химия (и не только она!), пока накопила достаточно знаний о строении вещества, чтобы потом производить материалы, мало сказать, подобные естественным, но и превосходящие их по качеству синтетические волокна!

Представьте себе, что все плоды науки, умственного труда вдруг исчезли! Мы в буквальном смысле останемся в том, в чем мать родила! Многое сотворила наука за последние 200 лет, преобразив жизнь и быт человека! Вот только «посев науки» пожинают другие! Сами виновники этого триумфа от «жатвы» собственного «посева» почему-то оттеснены! Плодами их труда завладели другие! Очень часто далекие от науки люди!

Бессмыслен спор о том, что важнее для организма — брюхо или голова! Это два взаимообусловленных неотъемлемых атрибута органически целостной системы. Хотя в чем-то и противоположных. Можно сказать, «брюхо варит, если голова «варит», а голова варит, когда брюхо «варит»!

Наука всегда была в главной упряжке созидательного процесса, более того, была его основой. Приписывать ей роль «нахлебницы» — жестокая несправедливость!

Наука — это такая сфера человеческой деятельности, которая не разделяет, а консолидирует людей! Она начинает воздействовать на человека, мало сказать, с пеленок, а тогда, когда он еще находится в утробе матери. И потому вольное или невольное принижение ее роли в обществе может негативно отразиться на всем обществе.

Закончу статью словами К. Э. Циолковского: «Использование силы ветра, течения и падения воды, упругости пара, вообще энергии тепла, утроило механические силы людей. Придут изобретатели, которые эти силы увеличат в миллионы раз. И это сделает мысль. Мысль должна править человечеством, мысль должна почитаться, от мысли спасение, небо и победа истины».

Предсказания Циолковского сбылись. Наука действительно в миллионы раз увеличила силы людей. Но разве нужен этот убедительный аргумент, чтобы признать науку «непосредственной производительной силой»? Разве «утроение механических сил людей» — не достаточный вклад, чтобы сесть на равных за общественный стол? А ведь это произошло не в XX веке, а значительно раньше! Бессмысленно обижаться на человечество. Но открыть людям глаза на истину будет не лишним! Особенно это актуально сегодня, когда идет деградация отечественной науки.

Из архива: ноябрь 2003 г.

Читайте нас: