Все новости
Публицистика
10 Апреля 2023, 19:15

№4.2023. Равиль Насибуллин. Габдулла Тукай: жизнь, творчество, наследие

Апрель – месяц знаковый для художественной литературы: в 1886 году он подарил нам великого Габдуллу Тукая и он же лишил нас его в 1913 году. Тукай – святое имя для духовного мира тюркоязычных народов. Он заложил фундамент современного татарского языка и литературы. И по праву о его жизни и творчестве известными отечественными и зарубежными учеными-специалистами написано много. Редкий в истории нашей литературы случай, когда уже при жизни начали писать о его выдающемся поэтическом даре, им восхищался М. Горький. А позже появились статьи о том, что он находится в ряду таких мастеров художественного слова Востока, которые своим творчеством обеспечивают связь тысячелетий.

И эта моя статья не рассказ литературного критика о вкладе Тукая в художественное искусство. Понятно, что значение творчества любого известного в мире великого поэта не ограничивается литературой. Мне, как социологу, творчество Тукая – поэта и мыслителя – интересно еще и тем, что он в своих произведениях показал глубокое понимание социальной жизни, особенностей национального характера, экономического и политического положения народа того исторического периода, что по-настоящему удается только литературным гениям тысячелетий. Именно в качестве социолога хочу обратить внимание уважаемого читателя на то, насколько в произведениях этого поэта и мыслителя живо представлены вечные конфликты между социальным и природным, прошлым и настоящим, плотским и духовным; и пробивает себе дорогу не очень понятное будущее. Ценность получаемого внимательным читателем интеллектуального богатства, заключенного в его произведениях, трудно переоценить. Она не только в том, что талантливо написанные произведения дают определенные представления о жизни людей в прошлом, но и способствуют лучшему пониманию сегодняшнего и хотя бы на уровне мысленной экстраполяции расширяют горизонты будущего. Произведения Тукая открывают читателю частичку тайны нашего бытия, заставляют задуматься о жизни, а иногда и показать методы и способы преодоления многогранных социальных препятствий, возникающих на жизненном пути. В смысле сказанного, нет большой разницы между поэзией и социологией. В общем и целом обе они работают в одном направлении, как и другие области искусства и науки. Они выполняют неоценимую работу в решении важнейших и многоплановых для человека проблем: в познании того, что делает человека человеком – сознания, разума и духовного мира. Может быть, только то, что поэзия гораздо опытнее социологии в этой великой работе. Но они идут рука об руку в этом важнейшем деле. При этом, разумеется, «инструменты», которыми они пользуются, и методы, которые при этом применяются, у каждого свои.

Габдулла Тукаев родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлавыч недалеко от Казани в семье муллы. Он остался круглым сиротой в раннем возрасте. Лишенный материнской ласки и теплого слова, он рос лишним, чужим среди своих. Позже его увезли в Казань, оттуда в Уральск, к тете, мужем которой был состоятельный торговец, он и определил его учиться в медресе и параллельно в русской школе. Там Габдулла и начал писать стихи, переводить с русского языка на татарский литературные произведения и научные тексты, активно отзываясь на все события, происходящие в обществе. После окончания медресе в 1905 году у Габдуллы началась новая, самостоятельная жизнь. Активно участвовал в событиях революции 1905–1907 годов в разных формах, тяжело переживал поражение революционных сил. Вскоре он вернулся в Казань и в течение следующих шести лет активно занимался творчеством: быстро определилось его место в литературных кругах Казани, он пользовался большой популярностью среди прогрессивной молодежи. Во всех произведениях молодого писателя красной нитью прослеживалась тревога за судьбу своего народа. Тяжелая жизнь в беспросветной бедности и постоянная активная творческая работа усугубили состояние здоровья. Он принял приглашение приехать в С.-Петербург, вернувшись, по рекомендации врачей, поехал в Уфу, оттуда в степи Оренбуржья, где лечился кумысом и гостеприимным отношением к себе хозяев. Вернувшись в Казань, продолжал творить до последних дней своей жизни.

Важную роль в жизни Тукая сыграл городок Уральск, где он всерьёз увлекся русской поэзией. Активно читал и переводил Пушкина, Лермонтова, объявив их своими учителями. Причем это не фигура речи. Дело в том, что перевод вообще, а в поэзии особенно, это особая сфера творчества, которая требует абсолютного понимания того, что переводится, и переводится не только текст, но и художественно оформленная мысль автора. Тукай проявил редкостную способность в усвоении тонкостей этого ремесла и активно переводил произведения не только отечественных писателей и поэтов, но и зарубежных классиков на татарский язык, открывая своим читателям творчество выдающихся писателей.

Для меня удивительно то, как быстро молодой поэт становится политико-экономическим аналитиком, при этом демонстрирует недюжинные способности проникать в суть общественных процессов и явлений: первые произведения в течение 1905 года в основном о пользе газет, просвещения, о необходимости изменения существующей системы образования. Но следом же он начинает писать уже о том, что от слов нужно перейти к делу, что народу нужно бороться за свои права. Обратим внимание еще и на то, что вся жизнь Тукая прошла в сложнейший период в истории России. С одной стороны, во времена, когда жил и творил Тукай, в России практически не было политических прав, в зачаточном состоянии были науки об обществе: напуганные французской революцией, власти запретили применение даже понятия «гражданин». Не существовало и социологии. Русские социологи были вынуждены открыть факультет социологии в 1901 году в Париже. В подобной ситуации именно писатели, поэты и драматурги выполняли практически основную работу в «социологическом просвещении», формировали определенные знания об обществе, общественное мнение, изображая в своих произведениях уровень, качество и образ жизни различных групп населения, показывая происходящие события в других странах, демонстрируя свое отношение к тем или иным процессам. С другой стороны, эпоха, в которой жил и творил Тукай, – это время, когда в жизни народов России хотя и медленно, но начались глубокие перемены: шел распад ранее господствовавших отношений в экономике и усиление капиталистических отношений; появление, хотя и медленное, но развитие промышленных секторов, сопровождающееся ростом численности рабочих и специалистов, имеющих высокий для своего времени уровень образования; начались некоторые изменения в сфере образования и культуры. При этом, в связи с указанными изменениями, практически во всех сферах общественной жизни происходит переход напряженности на качественно новый уровень, сопровождающийся такими катаклизмами, как Русско-японская война 1904–1905 годов; «Кровавое воскресенье» в Санкт-Петербурге 1905 года; начало революции 1905–1907 годов. Но господствующая система управления не успевала адекватно реагировать на эти изменения. Назревали события, требующие революционных преобразований. Не только в столице, но и на всей территории страны небывалыми темпами росла протестная активность населения. Стачками была охвачена вся страна, 19 января 1905 года в железнодорожных мастерских Уфы прошел митинг с участием двух тысяч человек, также собрания на предприятиях города в поддержку выступлений питерских рабочих, все лето шли еженедельные протесты, а к осени – тысячные выступления жителей города. Молодой поэт Тукай активно участвовал в протестных движениях населения Уральска. По воспоминаниям друзей, он был среди организаторов выступлений молодежи, сотрудничая с «левыми» партиями и организациями. Он живо реагировал стихами и статьями на все происходящее в стране и в Уральске события. В частности, в 1905 году выступил стихотворением программного характера «Относительно свободы» («Хөррият хакында»), в котором оценивал, какой ценой завоевывается свобода. «Цензура, рабство и другие позорные явления ушли, – пишет он, – но молодые борцы за свободу нашу заплатили слишком дорогую цену». Он не только хорошо понимает причинно-следственные связи между явлениями и процессами, происходящими в обществе, но и обращается к читателю, показывая эти связи: пишет о необходимости организоваться, подчеркивая, что слабая организация и подготовка рабочих стали причиной поражения народного движения.

В написанном в 1907 году произведении «“Тавыш” хакында» («О газете “Голос”»), в связи с выходом новой газеты взамен закрытой властью, поэт напрямую обращается к рабочим с призывом «поднимать свой голос». Говорит, что новая газета будет «отстаивать ваши интересы, только не молчите», сопротивляйтесь, боритесь, «только в борьбе за свою свободу вы обретете свободу». Реакционные силы продолжали свирепствовать: закрывали типографии и газеты, арестовывали активных организаторов и пропагандистов. Гонениям подвергнется и Тукай. В 1911 году Казанский Временный Комитет по делам печати обращается к прокурору, требуя привлечь Тукая к судебной ответственности за публикацию ряда произведений. В частности, в документе указывается следующее: «В стихотворении “Относительно свободы” (“Хөррият хакында”) говорится о результатах достигнутой свободы: исчезли цензура, рабство и унижения. Но в борьбе за свободу погибло много людей. “Имена их остались, говорят, до века, вплоть до всеобщего воскресения. Шакирды и студенты всех этих львов не забывайте, говорят. С радостью они жертвовали души и умирали все, смеясь...” В этих стихах Комитет усматривает возбуждение к опровержению существующего в государстве общественного строя. <…> Ввиду всего вышеизложенного Комитет просит о привлечении к судебной ответственности по указанным статьям закона автора брошюры Абдуллы Тукаева».

Творчество Тукая вызывает большой интерес и искреннее восхищение. Поэт демонстрирует удивительную способность проникать в суть вещей и явлений, демонстрируя блестящую образованность и глубину мысли.

В 1906 году двадцатилетний молодой поэт переводит на татарский язык работу академика А. Н. Баха «Царь-Голод», где на доступном широким слоям населения языке изложена «марксистская политэкономия» о том, как формируется прибавочная стоимость, как возникает капитал, каким образом происходит эксплуатация работников, насколько это все не соответствует представлениям о честности и справедливости в человеческих отношениях. В том числе и в религиозных – как это все противоречит постулатам ислама. А в своей статье «Шартлар» («Условия») он, описывая то, как, с одной стороны, недостойные считать себя мусульманами становятся деятелями мусульманской религии, при этом «поклоняются капиталу, позабыв Аллаха», открыто служат капиталу, насаждают порядки кумовства и родства, а с другой стороны, те, кто тупо подчиняется этим порядкам, считая себя мусульманами, тоже недостойны считать себя таковыми. Он приходит к выводу о том, что «...пока не рухнет капиталистический строй и на земле не начнется жизнь социалистическая; пока капитал не перестанет на каждом шагу заслонять собой правду жизни, я не вижу никакого смысла в том, чтобы мы назывались мусульманами». Но книга «Царь-Голод» сразу же по выходе из издательства была конфискована. Быть может, именно по этой причине Тукай успел перевести и опубликовать только первую часть работы.

Он тяжело переживает поражение революции. Возвращается из Уральска в Казань и продолжает активную литературную деятельность: по-прежнему зачитывается русской классикой, переводит И. А. Крылова, Л. Н. Толстого, других авторов и зарубежных классиков. Он по-прежнему твердо верит в будущее своего народа на этой земле. С присущей ему принципиальностью он реагирует на скандал, случившийся на заседании Государственной Думы: когда депутат из Уфы Калимулла Хасанов в своем выступлении начал говорить о том, что мусульманские школы не получают государственную поддержку, представители правых сил подняли шум, а один из них заявил: «…если вам не нравятся здешние порядки, уезжайте в Турцию». Тукай ответил на это своим произведением «Не уйдем!», что здесь мы рождены, здесь мы выросли, здесь нас ждет смертный час. «Высшая цель наша: свободная страна – свободная Россия». Тукай мечтает «оставить миру татарскую поэму “Евгений Онегин”», в татарском духе, с особенностями татарского национального характера. Он был близок к своей мечте как поэт и талантливый художник с острым творческим зрением и гибким умом, таким его вспоминали те, с кем он учился в медресе и в русской школе, кто работал с ним. Его и называли татарским Пушкиным.

В своих бессмертных произведениях он создал целую галерею социально-психологических портретов представителей татарского социума: смышлёного молодого татарина, лихо обманувшего самого лешего, умственно ограниченного имана и полезного для нации муллу, аморальную женщину, разбившую свою семью, прогрессивного учителя, студентов, стремящихся к знаниям и прошедших все круги ада, пока жили в медресе и т. д. Его глубоко волнует судьба своего народа, гневит то, что его народ так сильно отстал в развитии от европейских стран. Население, которое живет в основном в деревне, а в тот период доля сельского населения России составляла более 90 %, находится на недопустимо низком уровне социально-экономического и политического развития. Он детально описывает жизнь людей в деревне, где взрослые работают в основном летом, а зимой спят, попрошайничают и занимаются постыдным видом торговли – покупают за 5 копеек и продают за 6 копеек все, что попало. Но развитие населения может быть обеспечено только настоящей торговлей, которая основана на производстве и взаимовыгодном обмене производимого товара. А для этого нужно, по мнению Тукая, с детства готовить людей к соответствующему труду, обучать их к профессиям.

Проблемы со здоровьем, конечно же, не могли не отражаться на его настроении, но произведения поэта до конца жизни сохраняют силу его творческого духа. За два месяца до смерти он обращается стихотворением «Вождю», где призывает не зацикливаться на прошлом, но идти вперед: «...идеал – впереди, и его достигают только те, кто идет вперед...» В марте 1913 года в своей статье «Юбилей мөнәсәбәте белән» («В связи с юбилеем»), напоминая о торжествах, посвященных 300-летию царствования Романовых, делится своим пониманием проблем общественного устройства.

Тукай еще при жизни признан великим поэтом, за свою короткую жизнь успел многое. Его произведения не оценены нами по достоинству и требуют дальнейшего изучен

Равиль Талибович Насибуллин окончил кандринскую среднюю школу № 2 Туймазинского района, филологический факультет Башгосуниверситета. Доктор социологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Башкортостан.
Читайте нас: