-15 °С
Снег
Все новости
Публицистика
21 Декабря 2021, 13:17

№12.2021. Тахир Аминов. Просветлённый учитель. К 190-летию Мифтахетдина Акмуллы

Тахир Мажитович Аминов родился 12 декабря 1961 г. в г. Ургут в Узбекистане. Доктор педагогических наук, доцент кафедры педагогики БГПУ, автор более ста восьмидесяти научных работ. Отличник образования Республики Башкортостан

№12.2021. Тахир Аминов. Просветлённый учитель. К 190-летию Мифтахетдина Акмуллы

Тахир Мажитович Аминов родился 12 декабря 1961 г. в г. Ургут в Узбекистане. Окончил СПТУ, работал в мартеновском цеху, служил в Советской армии. После окончания историко-английского факультета Башкирского государственного педагогического института работал учителем истории в г. Благовещенске. С 1991 г. работает преподавателем кафедры педагогики в БГПУ им. М. Акмуллы. Доктор педагогических наук, доцент кафедры педагогики БГПУ, автор более ста восьмидесяти научных работ. Отличник образования Республики Башкортостан

Тахир АМИНОВ

 

ПРОСВЕТЛЁННЫЙ УЧИТЕЛЬ

 

Есть люди, ставшие голосом и совестью своего народа. Одним из таких людей был башкирский поэт-просветитель Мифтахетдин Акмулла (1831–1895). Многие годы он ездил по башкирским, татарским и казахским аулам и обучал там местных ребятишек на их родных языках. Не случайно, выражая своё отношение к этому человеку, народ впоследствии с любовью прозвал его Акмуллой (дословно: «светлый мулла», «просветлённый учитель»). Во время народных праздников и гуляний он выступал со своими стихами, в которых обличал ленивых и нерадивых мулл и жадных и жестоких баев, призывая простых людей учиться. В одной из поездок он был убит во время вечерней молитвы. Архив с рукописями, который он возил с собой в дорожном сундуке, невежественные родственники пустили на растопку. Поэтому в письменном виде от его творчества почти ничего не осталось. Но, как было сказано по поводу другой сгоревшей книги: «Рукописи не горят!». Народ не забыл своего учителя, и грамотные люди по памяти записывали понравившиеся им стихи. В годы гонений на религию их дети с риском для жизни хранили эти записи. И только в последней трети ХХ века, на исходе Советского Союза, с большими трудностями стали появляться первые публикации стихов Акмуллы и научные работы о нём.

Родился будущий поэт в семье муллы Камалетдина Ишкужина, начальное исламское образование получил в медресе родной деревни, затем продолжил обучение в соседних деревнях. После этого, как это было обычно принято у мусульман, стремящихся к более глубоким знаниям, поступает в медресе повышенного типа, известные во всём Урало-Поволжье: вначале он учится в Стерлибашевском, затем – в учебном заведении Ахметшаха Рахманкули аль-Мингирея в Троицке. В Стерлибашевском медресе Акмулла знакомится с учителем поэтом-суфием Шамсетдином Заки, во многом повлиявшим на выбор пристрастий будущего мыслителя. В Троицком медресе он знакомится с Зайнуллой Расулевым, бывшим в это время также шакирдом. Знакомство это, безусловно, оказало влияние на обоих.

После завершения обучения молодой Мифтахетдин в 1859 году приезжает в Уфу, сдаёт экзамены в Духовном собрании мусульман России, получает должность имам-хатыба. Но жизнь так сложилась, что не стал он настоятелем мечети, муллой. В этом свою роль объективно сыграли семейные и другие обстоятельства, но, наряду с этим, безусловно, присутствует и субъективный фактор, скорее его манила творческая, поэтическая планида, чем не всегда независимая деятельность деревенского муллы.

Он покидает отчий дом, и с тех пор его основными формами деятельности становятся поэзия и педагогическая работа. Основными поэтическими произведениями, выражающими в целом этическое и педагогическое мировоззрение автора, стали «Элегия Шигабутдину Марджани» («Дамелла Шиһабетдин хәзрәтнен мәрсиясә»), «Назиданья» («Нәсихәттәр»), «Башкиры мои, ученье нужно!» («Башҡорттарым, уҡыу кәрәк!») и др. При жизни автора была опубликована лишь одна его книга «Элегия...», изданная в 1892 году в Казани.

Акмулла ездит по башкирским, татарским и казахским аулам, обучая детей первоначальным знаниям. Кроме этого, он участвует в айтышах – поэтических состязаниях сэсэнов и акынов. Одно из подобных известных состязаний состоялось в сентябре 1894 года в Уфе в Духовном собрании. Муфтий Мухамедьяр Султанов устроил приём в честь приезда поэта и просветителя, во время которого и состоялся айтыш между двумя башкирскими поэтами – Мифтахетдином Акмуллой и Мухаметсалимом Уметбаевым.

Мировоззрение Акмуллы, как и многих известных его современников (М. Уметбаева, Р. Фахретдинова, З. Расулева, М. Бекчурина), формировалось на основе национальной культуры башкир, через устное народное творчество, фольклор, своеобразие педагогических установок, культуры народов мусульманского Востока, вобравшей в себя мировоззрение античных философов, а также демократической культуры русских мыслителей. Географическое расположение Башкортостана таково, что регион всегда был одним из центров столкновения традиций и приближающихся социальных изменений. «Здесь соприкасались восточные и западные влияния, и всё это… увеличило количество источников морально-воспитательных идей...»[1] 

Конечно, одним из важных факторов восхождения просветителя стала мусульманская религия. Мыслитель отмечал прогрессивную роль ислама в распространении просвещения и грамоты среди населения. А этическое ядро религии и правила жизни мусульман, заключённые в шариате, способствуют рациональной организации всех сторон жизнедеятельности человека, тем самым выполняя воспитательные функции. Действительно, идея образования лежит в основе идеологии ислама, так как стремление к знаниям является «одним из главных мусульманских предписаний». Акмулла искренне связывал ислам с такими явлениями, как культура и просвещение. Хотя он и критиковал священнослужителей, его гнев был направлен лишь на их невежественность, стяжательство, а не на религию. Не случайно просветитель придавал огромное значение роли муллы-мугаллима в воспитании подрастающего поколения, так как пример учителя является одним из главных методов воспитания и обучения. Поэтому он должен быть и духовно и интеллектуально совершенен.

Из этической системы Мифтахетдина Акмуллы население черпало его идеи педагогического характера. Они исходили из общечеловеческих ценностей, гуманистическая и демократическая позиция просматривается во всех записанных произведениях и устных выступлениях на айтышах. Каждый человек уникален, поэтому воспитание должно быть индивидуальным. В каждом необходимо формировать свободную и творческую личность, только в этом случае она может достичь духовного совершенства. Акмулла считал, что воспитание представляет собой целостный процесс в диалектическом единстве слова и дела, просвещённости и духовности, гармонии индивидуальных и социальных интересов. Результатом воспитания должно стать общественно ценное и личностно значимое поведение воспитанника.

Нравственное, умственное, физическое и трудовое воспитание являлись главными направлениями формирования детей. Причём ни одна из этих составляющих не должна ставиться выше, чем другая. Так, поэт пишет:

 

О, друзья! Нутром чистыми будьте, нутром.

Без этого нет проку от голых знаний!..

 

Своеобразным гимном приветствуемых Акмуллой качеств совершенного человека является его стихотворение «Назиданья». В нём поэт выделяет семь главных приоритетов, к которым должно стремиться воспитание и самовоспитание каждой личности.

 

То, что прежде всего необходимо – это иман,

Поклоняйся вере своей.

Мало взывать: «Господи, прости!»

Того, кто не внемлет иману, называют неверным.

 

Второе бесценное качество – это душа,

Отрекись от того, чья душа испорчена.

Для таких лучшее место – под землёй,

Если душа не чиста, тому нет места на земле.

 

Третье драгоценное качество – это разум,

У глупого пустота вместо порядочности.

Из-за пустяков изменит своей вере,

Бесчестью продаст такой всё святое.

 

Далее сошлемся на одного из исследователей творчества Акмуллы Рашита Шакура, который в прозаичной форме приводит остальные составляющие хорошего человека: «Четвёртое драгоценное качество для поэта – умение довольствоваться малым, быть благодарным счастью жизни; пятое – воспитанность, благопорядочность; шестое – терпеливость…; седьмое – пристрастие, душевное, искреннее отношение к делу. И, как итог всего перечисленного: «Умные люди знают эти слова: вера, разум, воспитанность, искренность – спутники человека»[2]

Акмулла, будучи создателем самобытной школы и учителем народа в подлинном смысле этого слова, оказал огромное влияние на развитие литератур и духовной культуры многих народов России, Средней Азии и Казахстана, в том числе казахов, татар, туркмен, каракалпаков. Его влияние испытали на себе Г. Тукай, М. Гафури, Ш. Бабич, Д. Юлтый, С. Кудаш и другие поэты, начавшие свой творческий путь в конце XIX – начале XX века. Акмулла прокладывал пути к зарождению новой, реалистической поэзии в Башкортостане, его творческое наследие способствовало формированию башкирской демократической литературы.

Горячий призыв Акмуллы к знанию, к просвещению и наукам в стихотворении «Башкиры мои, ученье нужно!» было важно не только в XIX веке, оно никогда не теряло своей актуальности:

 

Башкиры, всем нам нужно просвещенье!

Невежд немало, редкость – обученье.

Страшней медведя-шатуна незнанье –

Усилим, братья, к знанию влеченье!

 

Вот истина: ты можешь при старанье

Подняться в небо, плавать в океане.

Уменьем наделяет нас и силой

Не Дух Святой, не волшебство, а знанье.

 

Кто просвещён и ремеслу обучен,

Тот славен, горд, в общении не скучен,

Источник мудрости ему доступен,

А неуч с униженьем неразлучен.

 

Сложением шести и единицы

Десятки, как ни бейся, не добиться,

Смещеньем стрелок не ускорить время,

Без помощи наук мечтам не сбыться

(Перевод М. Гафурова)

 

Не случайно в 2006 году имя поэта-просветителя было присвоено Башкирскому государственному педагогическому университету, а в день его рождения – 14 декабря – на базе этого вуза проходят ежегодные Акмуллинские чтения, на которые приезжают учёные и педагоги со всей России, стран ближнего и дальнего зарубежья. По традиции организаторы и гости чтений возлагают цветы к памятнику Акмулле работы скульптора Владимира Дворника, установленному на площади около педуниверситета и ставшему одним из символов вуза.

Не забыт Акмулла и на своей малой родине – в деревне Туксанбаево Миякинского района Башкирии. В 1981 году там был открыт посвящённый ему музей и установлен бюст поэта, созданный скульптором Зильфатом Басыровым. В 1980 году в Миякинском районе была учреждена ежегодная премия М. Акмуллы, присуждаемая деятелям литературы и искусства. За минувшие годы её лауреатами стали: Рашит Шакур, Ахат Вильданов, Розалия Султангареева, Зильфат Басыров, Роза Сахаутдинова, Риф Абдуллин, Газим Шафиков, Загир Исмагилов, Азат Магазов, Нурия Ирсаева, Хакимьян Зарипов, Гульфия Юнусова, Яныбай Хамматов, Рамазан Шагалеев и другие.

Образ Акмуллы стал неотъемлемой частью современной культуры Башкортостана. О нём пишут стихи и прозу, создают произведения живописи и скульптуры, ставят спектакли и снимают фильмы. Несколько лет назад студенты БГПУ им. Акмуллы сняли видеофильм на основе его стихотворения «Назиданья». В этом фильме заветы поэта-просветителя звучат от лица современных студентов в популярном среди молодёжи стиле рэп. А завершается фильм возле памятника-родника Акмуллы, символизирующего непрерывность просветительских традиций поэта-гуманиста.

 

 

[1] Шафикова З. Х. Башкирская педагогическая мысль второй половины XIX века и ее влияние на развитие воспитания в национальной школе / автореф. дисс. … канд. пед. наук. – М., 1994.

 

[2] Шакур Р. З. Звезда поэзии. Башкирский поэт-просветитель Мифтахетдин Акмулла. Уфа: Китап, 2006. – С. 122.

 

Автор: