Все новости
Публицистика
20 Августа 2020, 16:55

№8.2020. Альмира Вильданова. Полковник. О Фарите Гарифовиче Гайфуллине

В глухой башкирской глубинке Альшеевского района, в маленькой деревеньке Балкан, затерянной среди тихих дубовых лесов, в простой крестьянской семье Гайфуллина Гарифуллы Гайфулловича и его жены Гайнии Фатыховны 8 марта 1926 года родился первенец – сын Фарит.

Альмира Вильданова
Полковник
В глухой башкирской глубинке Альшеевского района, в маленькой деревеньке Балкан, затерянной среди тихих дубовых лесов, в простой крестьянской семье Гайфуллина Гарифуллы Гайфулловича и его жены Гайнии Фатыховны 8 марта 1926 года родился первенец – сын Фарит. Семья быстро росла: появились дочери Фарида и Райхана, затем второй сын Махмут и самая младшая – красавица-дочка Резеда.
Послереволюционные годы в стране были еще очень тяжелы, народ строил социализм: вставали новые города, поднимались колхозы… Жили бедно, но с большим энтузиазмом. Полуграмотного коммуниста Гарифуллу поставили председателем колхоза, но по оговору через некоторое время сняли с должности. У нового председателя дела не пошли, не справлялся. Тогда Нигматуллинский сельский совет, поняв свой промах, вновь попросил Гарифуллу возглавить колхоз. Тот, не тая зла, согласился. Нужда не тетка, не до обид, надо было работать. Стране нужен был хлеб. За выдающиеся достижения Гарифуллы Гайфулловича в работе колхоза его послали на ВДНХ в Москву.
Но вот грянула война. Первые годы войны были самыми трудными, шли тяжелые бои на всех фронтах. Всех взрослых мужчин района забрали на фронт, одним из первых призвали и Гарифуллу. Старшим помощником в большой семье у матери оставался 15-летний сын Фарит. «И вам, пацанам, наверное, эта война достанется», – горестно сетовал сосед, старик Самат, слыша невеселые, безрадостные новости с фронтов. К сожалению, его слова оказались пророческими.
И час настал. Стали забирать на фронт совсем молодых 17-летних ребят и из трех близлежащих деревень: русской Николаевки, башкирской Маянган, татарской Балкан. Глупой детской шалостью вспоминались им кулачные бои на большой поляне в лесу, где частенько одна деревня дралась против другой за лучшие покосы, за лучшие пастбища для выгона скота, за звание самого лучшего и сильного парня в округе. Фарит, собираясь на заветную поляну, никогда не брал просившегося идти с ним брата Махмута, жалея, отвечал, что маловат еще драться.
Но в суровую годину судьба собрала этих парней из всех деревень вместе, забыты были навсегда старые распри, обиды и претензии. Они все поняли только сейчас, что все равны! Драчливые пацаны в одночасье стали солдатами, которые защищали свою Великую Родину, своих матерей, своих родных.
В январе 1943 года для обучения и подготовки к отправке на фронт направили Фарита и молодых новобранцев в военные лагеря у деревни Алкино под Уфой. Уже там они почувствовали грозное дыхание войны: плоховато было с едой, одеждой, а военная наука требовала усердия, сноровки, упорства. Тяжела судьба народа и на фронте, и в тылу. Все делалось для фронта, для Победы.
В деревню стал возвращаться первый призыв. Вернулся из немногих фронтовиков с войны тяжело раненный в боях под Смоленском Гарифулла. Он скончался уже после Великой Победы, в мирное время, от полученных ран в 1956 году.
Многие деревенские женщины, собрав нехитрые свои гостинцы, на лошадиных подводах, на редких попутках и пешком шли навестить своих сыновей в Алкино, чтобы поддержать любовью и заботой их напоследок, перед фронтом. Чтобы еще разочек увидеть родного Фарита, пошла и мать Гайния за 200 километров в военные лагеря, повесив за спину вещмешок с пожитками. Сердце сжалось у нее, когда увидела она повзрослевших, исхудавших, быстро ставшими настоящими солдатами, от зари до зари познающих незнакомое тяжкое ратное дело, своих деревенских ребят и сына.
Часть из них – самых сильных и здоровых – затем направили в Осоавиахим. Там приобретали они военные специальности радистов, телефонистов-связистов, минометчиков, давались навыки владения рукопашным боем, отрабатывались прыжки с парашютом с самолета и аэростата для заброски в тыл врага.
Особенно запомнился Фариту первый прыжок. Не всякий мог при команде: «Пошел!» сразу прыгнуть с самолета, с заоблачной вышины шагнуть в пугающую пустоту к стремительно приближающейся Земле. Старшему лейтенанту, руководящему прыжками, приходилось иногда подталкивать заробевшего курсанта к люку самолета. Увидев это, Фарит решил прыгнуть сам и отказался от помощи. Преодолев страх и закрыв глаза, шагнул он в бездну темного неба. Им было совершено 54 прыжка с парашютом, в том числе и из корзины аэростата – как оказалось, что прыгать из нее намного сложнее.
Через несколько месяцев в полной боевой готовности погрузили молодых бойцов на эшелоны и отправили на передовую, на 3-й Украинский фронт, в котором командующими были маршалы Р.Я. Малиновский и Ф.И. Толбухин. Наши войска уже наступали и с боями упорно двигались на Запад, освобождая землю от фашистов.
На платформах эшелона впереди и сзади состава были установлены пулеметы, так как ехали через Украину, где бродили в лесах бандеровские банды, которые приходилось ликвидировать.
С октября по ноябрь 1943 года шли бои за Днепр. Части 3-го Украинского фронта освободили Днепропетровск и Днепродзержинск, затем, продвинувшись на Запад на 50-60 км, силами шести армий захватили важный плацдарм южнее Запорожья. К концу декабря 1943 вместе со 2-м Украинским фронтом, удерживая крупный стратегический плацдарм, освободили юг Украины. Затем были освобождены очень важные промышленные районы. В августе 1944 года началась Ясско-Кишиневская стратегическая операция – одна из самых успешных, так как была освобождена большая часть Молдавии и другие территории. В августе 1944 освободили Румынию и вступили в Бухарест. Румыния при поддержке Красной армии объявила войну Германии. В сентябре-октябре 1944 года при взаимодействии армии Югославии и Болгарии осуществилась важная стратегическая операция – был освобожден Белград и большая часть Югославии и Сербии. А с октября 1944 по февраль 1945 года во время Балатонской операции сорвали контрнаступление немцев. Затем началась успешная Будапештская стратегическая операция, а 16 марта – Венская стратегическая операция. В мае 1945 года 3-й Украинский фронт участвовал в освобождении Чехословакии.
В феврале 1945 года в составе 18-й бригады воздушно-десантных войск Фарит воевал в минометной батарее в 38-м Гвардейско-стрелковом корпусе, в части № 93559. Под венгерским городом Сальнок шел тяжелый бой. Наши солдаты, наступая, заняли немецкие оборонительные, хорошо укрепленные траншеи. И тогда на них ринулись пять вражеских танков. «Тигры», лязгая гусеницами, стремились вернуть свои укрепления. Этот важный участок защищал взвод лейтенанта Штырева, в котором воевал Фарит. Наши солдаты взорвали три вражеских танка бутылками с зажигательной смесью, четвертый танк, подняв белый флаг и проехав через траншею, где сидели наши бойцы, прямо над их головами, сдался. И тогда в атаку пошел последний пятый «Тигр», но у наших бойцов кончились боеприпасы, не осталось ни одной бутылки с «коктейлем Молотова» – так называли солдаты бутылки с зажигательной смесью. Тщетно стреляли солдаты из своих автоматов ППС, выскочив из траншеи. Танк шел прямо на них. В горячке боя они уже не могли остановиться, и тогда бойцы кинулись на «Тигр», отчаянно стреляя и хватая его голыми руками за корпус. Как они остались живы, до сих пор непонятно! Что повлияло, неизвестно, но «Тигр», дав задний ход, ушел обратно к своим.
За этот подвиг одним из награжденных оказался и рядовой Гайфуллин Фарит Гарифович. Он был награжден своей первой боевой наградой – медалью «За отвагу».
В феврале 1945 года был освобожден Будапешт. Под венгерским городом Папа 28 марта 1945 года Фарит, будучи минометчиком и телефонистом-связистом, устанавливая связь, получил ранения в правую руку и ногу. Так он попал в армейский санбат (оставшиеся самые мелкие осколки снаряда были удалены уже в мирное время в 1968 году). Из санбата после ранения, не сняв еще бинтовые повязки, вернулся вновь на передовую. Наступление продолжалось, бои не прекращались.
Тяжела судьба солдата, даже когда не свистят вражеские пули над головой и наступают часы недолгого отдыха. Помнил он, как зимой, тесно прижавшись друг к другу, засыпали на мерзлой земле, а утром находили своих товарищей замерзшими и уснувшими навсегда. Иногда валили и поджигали несколько деревьев, а прогоревший жаркий уголь раскидывали по холодной земле, чтобы хоть чуток ее прогреть на ночь.
Война! Нет ничего страшнее нее! После очередной атаки противника во время небольшой передышки у маленькой венгерской деревни Пичель навсегда поразила неописуемой болью сердца солдат ужасная картина, когда они увидели своего однополчанина Синичкина. Осколком ему снесло голову, а дуло автомата, который он держал в руках, согнулось дугой. Тяжело терять своих друзей, когда так недалеко была долгожданная Победа.
Смертельные бои уже шли за территорию Австрии, освобождали от немцев мирные села и города чужой земли. После месячной осады взяли Вену. С 16 марта по 13 апреля 1945 года было уничтожено 345 танков и самоходных орудий, 11 танковых дивизий и большое количество техники и военного имущества врага, было взято в плен 130 тысяч немецких солдат и офицеров. За смелость и решительные действия 13 апреля 1945 года Фарит получил благодарность от Верховного главнокомандующего И.В. Сталина.
Весна. Распустилась буйная молодая зелень, для которой никакая война не помеха. Наконец потеплело. Солдаты в полном боевом обмундировании, преодолевая большие расстояния, быстро наступали, было очень жарко. Пот струился по усталым лицам бойцов, всем очень хотелось пить. Вода накопилась после дождя в глубокой колее прошедших впереди танков. Сняв с головы шапки, солдаты пили воду из этой колеи. Фарит тогда выпил пять шапок воды.
У противника уже не было ни сил, ни возможности остановить Красную армию, его силы значительно ослабли. Весь май фронт принимал капитуляцию пытавшихся уйти к американцам немецких войск. Затем, вплоть до 24 мая, прочесывали местность, пленяя или уничтожая разрозненные, иногда и очень большие группировки противника. А 15 июня 1945 года 3-й Украинский фронт расформировали на основании директивы Ставки Верховного главнокомандующего И.В. Сталина.
Наступило 9 мая, долгожданная для всех Победа! Бойцы 3-го Украинского фронта встретили ее в Австрии, продолжая освобождать уставшую землю от фашистов до конца мая. Фарит получил еще несколько боевых наград. Затем он и другие солдаты были отправлены в Россию, но не домой. Их направили в разные города охранять послевоенный покой измученной страны. Фарит служил в Костроме артиллерийским мастером на самоходных орудиях СУ-76 в войсковой части 64503.
24 июня 1945 года Фариту Гарифовичу посчастливилось участвовать в параде Победы на Красной площади. Печатая шаг, в белоснежных перчатках, с высоко поднятой головой шли солдаты, доказавшие всему миру своими жизнями, отчаянными великими подвигами, что любовь, добро и свет души всегда побеждает тьму и зло!
И только осенью 1950 года, через долгие семь лет войны и разлуки, вернулся Фарит домой с фанерным чемоданчиком в руках в свою деревню Балкан. Все крепко спали. Поздно, темной ночью, тихонечко постучал он в двери родного дома. Вспыхнули ярким долгожданным светом окна, и раздался крик радости в сердцах отца, матери, сестер и брата. Все вновь вместе, все живы! Немногие семьи так пощадила война. Такое счастье! Сын вернулся с войны живой и невредимый!
Жизнь продолжалась. Начались нелегкие послевоенные годы. Было фронтовику Фариту всего 24 года, когда в 1951 году уехал он из деревни в город Октябрьский, где друг отца дядя Петя устроил его на работу в кузницу. А с лета 1952 года стал он нефтяником и работал помбуром в бригаде капитального ремонта скважин Туймазинской УБР.
Приехав однажды в отпуск на свадьбу сестры Райханы, встретил любовь всей жизни – Хатиму Миниахметовну Гилязеву, медсестру из деревни Чуюнчи, которая стала его женой. С ней прожил он более полувека. Хорошая, добрая хозяйка, по-деревенски трудолюбивая, всю свою долгую жизнь поддерживала она мужа в трудные времена своей мудростью и любовью. Вырастили они троих детей: их старшая дочь с сыном стали тоже нефтяниками, а вторая дочь, Альфия, пошла по стопам матери. Работая в Нижневартовском травматологическом отделении больницы операционной медсестрой, днем и ночью и сейчас спасает она жизни людей на медицинском «фронте».
Поселилась семья в большом красивом зеленом поселке нефтяников, в Серафимовском, где работал очень многие годы Фарит Гарифович машинистом подъемника в автотранспортной конторе.
Непроста судьба каждого человека и во время войны, и в мирное время. Фарит нес нелегкую трудовую вахту, замерзая зимой у устья нефтяной скважины, изнывал от жары, задыхался от сероводорода, добывая нефть для страны, а однажды довел загоревшийся трактор до безопасного места. Заработал он 56 лет стажа и большое количество благодарностей и наград уже на трудовом фронте.
Как и на фронте, где бы он ни работал, его все любили и уважали за добросовестный труд, добродушие, веселый, шутливый нрав, честность и ответственность. Высокий, статный, широкоплечий, красивый, мастер на все руки: мог и мебель соорудить, и валенки подшить, и сад вырастить, построив добрую баньку в нем. Простой, щедрый, сильный, мужественный и справедливый, с громким красивым командирским голосом и широкой душой, готовый всегда бескорыстно помочь любому человеку.
Только иногда просыпался он ночью от собственного крика, когда вновь снилась бомбежка и взрывы снарядов Второй мировой.
Давно вернувшийся с фронта, уже в мирное время рядовой Фарит Гарифович Гайфуллин получил новое звание – Полковник, которое ему присвоил весь народ поселка. А простой народ очень прозорлив, его светлую и чистую душу не обмануть! Очень долгие годы достойно носил Фарит это высокое звание. Многие искренне верили, что это и есть настоящее его воинское звание. Настолько он ему соответствовал не только внешне, но и сутью своей. Руководство предприятия хорошо знало своего Полковника, его ценили и уважали.
С большим воодушевлением рассказывал он молодым солдатам на пограничной заставе под эстонским городом Палдиски, куда приехал с женой в 1987 году навестить сына Наиля, пограничника, несшего срочную службу и охранявшего западные рубежи Советского Союза, о том, как воевал он на фронте. Командиры заставы, записав рассказ фронтовика Фарита Гарифовича на магнитофон, передавали его в другие части, чтобы молодое поколение бойцов знало и помнило героические страницы Победы над врагом из первых уст. А пожилые женщины-эстонки, всю жизнь помнившие с большой благодарностью своих освободителей – солдат России, частенько приходили на заставу уже к их сыновьям с любовью и добром. Они приносили юным солдатам вкусные домашние пирожные.
Уже в преклонном возрасте проявил Фарит Гарифович и свое творческое начало: с большим желанием и умением он выступал по праздникам в поселковом Доме техники. Пел на сцене народные татарские песни о любви, о родной природе, которую очень любил и берег.
Даже прикованный к постели тяжелой болезнью, он признавался в любви своей старушке-жене. Просил прощения у нее за все свое несовершенство в совместной жизни, говорил о любви к жизни во всех ее проявлениях и очень страстно хотел жить!
Хватило сил и оптимизма у него за полтора месяца до смерти спеть по телефону свою любимую песню «Яш наратлар» для старшей дочери, поздравляя ее через тысячи километров с 50-летним юбилеем. Спеть о том, как «… звучит в сердце серебряным колокольчиком оставленная в пышных кронах молодых сосенок твоя песня».
В 2004 году, в конце грустного лета, 6 августа, тихо ушел из жизни Фарит Гарифович Гайфуллин, настоящий Воин, настоящий Полковник, чтобы продолжить ее в другом измерении, в Высоких Небесах! Ежегодно спускаясь с них на Землю 9 мая, чтобы в единении со своим великим народом опять пройти строем, глядя на мир с военных фотографий и шагая со всеми в Бессмертном полку.
Читайте нас: