Все новости
Публицистика
5 Августа 2020, 15:02

№6.2016. Зарема Гиндуллина. Гражданский долг журналиста Лутфи Гадилова

Гражданский подвиг журналиста Лутфи ГадиловаВнучатая племянница Красного паши - Карима Хакимова Гиндуллина Зарема:"Все то, что мы сегодня знаем о жизни и деятельности Карима Хакимова, стало известно благодаря моему деду – Лутфи Закировичу Гадилову, члену Союза журналистов БАССР, краеведу, который более много лет занимался сбором фактов биографии Хакимова. В далеком 1910 году, когда он учился в медресе «Галия», произошло его судьбоносное знакомство с будущим «красным пашой»"

Гиндуллина Зарема Хасановна – врач-невролог Уфимской поликлиники № 1, внучатая племянница Карима Хакимова
Гражданский подвиг журналиста Лутфи Гадилова
Недавно исполнилось 125 лет со дня рождения выдающегося советского дипломата Карима Габдрауфовича Хакимова, дипломата, внесшего неоценимый вклад в становление и развитие отношений между Саудовской Аравией и молодым Советским государством.Многие факты жизни этого великого человека с трагической судьбой хранились в моей семье в виде фотографий, воспоминаний и рассказов, услышанных в самом раннем детстве.
Карим Габдрауфович родился в 1890 году в деревне Дюсяновонынешнего Бижбулякскогорайона.Интресные сведения об его родословной по состоянию на 1850 год приводит в своей книге Анвар Закирович Асфандияров: «Губайдулла Ибрагимов, 66 лет, сыновья – Абдулла (его – Самигулла), Зайнулла (его – Зялялитдин, Фахретдин), Халилулла (его – Хабибулла), Гайнулла (его – Аглиулла, Ахмедулла), Валиулла, Набиулла; племянник – Абдулхаким Абдулфаизов, 40 лет, сыновья – Габдулнафик, Габдрахим, Абдрауф (это и есть родословная видного дипломата Карима Хакимова); двоюродный брат – Динмухамет Файзуллин, 47 лет, сыновья – Альмухамет, Бинмухамет, Фазулла».
В 1910 г. Карим поступил в знаменитое уфимское медресе «Галия», но не окончил его. В 1917-м в Томске экстерном сдал экзамены по курсу гимназии.А уже на следующий год совступлением в члены Оренбургской организации РСДРП начинается его политическая карьера: член мусульманского военно-революционного комитета и первый губернский комиссар народного просвещения, командир татаро-башкирского батальона интернационального полка, член Оренбургского губкома и гублисполкома, заместитель комиссара отдельной приволжской татарско-стрелковой бригады, замначальника политуправления Туркестанского фронта, секретарь ЦК Компартии Туркестана – вот его «послужной список» периода Гражданской войны.
Начало дипломатической карьеры Карима Хакимова начинается с приглашения его по рекомендации Валериана Куйбышевав НКИД: «Тов. Хакимова знаю по 19–20 гг. в Туркестане. Из работников мусульман он был наиболее коммунистически выдержан и чужд националистических уклонов. Работал сначала в политотделе фронта, потом был секретарём ЦК КПТ, затем моим заместителем в Бухаре, как полномочный представитель РСФСР. Считаю т. Хакимова добросовестным членом партии. По происхождению он пролетарий. В. Куйбышев».
В 1921–1923 гг. он на дипломатической работе в Персии (ныне – Иран); в августе 1924-го Хакимова назначают генеральным консулом и дипломатическим агентом СССР в королевстве Хиджаз (ныне – Саудовская Аравия).Советское представительство обосновалось в Джидде – маленьком городе с тесными улочками, по которым степенно двигалось главное и единственное транспортное средство – верблюды. И в этом тогда захолустном городишке Карим Хакимов за минимальный срок освоил турецкий, персидский, арабский языки, общался с иностранцами без переводчиков!
В 1925 году он совершил малый хадж, чем окончательно заслужил признание короля Арабского государства. Из письма короля Хиджаза, Неджда и присоединённых областей Абдель Азиза ибн Сауда Председателю Президиума ЦИК СССР М.И. Калинину от 26 дня шестого месяца 1347 года хиджры: «Мы пользуемся случаем для того, чтобы выразить нашу радость в связи с теми стараниями, которые прилагались его превосходительством агентом к укреплению добрых отношений и дружбы между двумя странами. Эти старания оставили прекрасное впечатление».
В начале 1929 года К.А. Хакимов стал полномочным представителем СССР в Йемене. Карим Хакимов считал, что только искреннее и доброе отношение к арабским друзьям поможет завоевать их доверие.У негополучается найти общий язык как с королями, так и с простыми людьми, благодаря чему он иполучает широкое признание и авторитет.
В 1932–1935 гг. Хакимов продолжает свое обучение в Институте красной профессуры вМоскве, а в1936–1937 гг. вновь работает полномочным представителем СССР в Королевстве Саудовская Аравия.
Жизнь Карима Хакимова трагически прерывается в январе 1938-го: по ложному доносу его арестовали и приговорили к расстрелу. Вскоре после расстрела Хакимова, которого с основателем царствующей династии Саудидов Абдель Азиз ибн Саудом связывали дружеские отношения, Саудовская Аравия разорвала дипломатические отношения с СССР и попала под влияние стран Запада.
Перед казнью Карим Габдрауфовичпередает одному из охранников свою курительную трубку с просьбой передать ее семье. Только через десять лет она попадает в руки находящейся в ссылке в казахских степях жене Карима Хакимова – Хадиче Гайнетдиновне. Сегодня эта трубка хранится в музее К.Г. Хакимова в селе Дусяново.
Многих посетителей музея удивляет, как могла сохранится эта трубка, кто с риском для жизни прятал её до момента реабилитации в 1956-м фотографии с «врагом народа». Ведь не секрет, что в подобных случаях после ареста во избежание обвинений в пособничестве уничтожались все фотоснимки репрессированного, и даже на групповых фотографиях его лицо замазывалось чернилами или тушью.Так кто же тот человек, который, рискуя жизнью, собирал и хранил материалы о «шпионе, враге народа Хакимове»?
Все то, что мы сегодня знаем о жизни и деятельности Карима Хакимова, стало известно благодаря моему деду – Лутфи Закировичу Гадилову, члену Союза журналистов БАССР, краеведу, который более много лет занимался сбором фактов биографии Хакимова. В далеком 1910 году, когда он учился в медресе «Галия», произошло его судьбоносное знакомство с будущим «красным пашой». А в 1918-м Л.З. Гадилов связал свою судьбу с родной сестрой Карима Хакимова – Магнией Габдрауфовной. Моя мама вспоминала, что Магния Хакимова-Гадилова ходила в «кожанке», да и вообще была не робкого десятка. Так, сразу после исключения из ВКП(б) (Коммунистической партии) за связь с братом за границей она прямо в здании комитета партии спокойно села на стол и закурила от досады. Впоследствии в партии была восстановлена.
Дед мой родился в 1893 году в Самарской губернии. Служил в царской армии, воевал на Австрийском фронте. Уже при Советской власти работал учителем, директором школы, заведующим библиотекой. Окончил педагогический институт. В трагические для нашей страны годы репрессий он работал переводчиком-редактором, затем – заведущим сектором Башкнигоиздата по изданию трудов классиков марксизма-ленинизма. В 1942–1950 гг. Л.З. Гадилов – председатель Башкирского радиокомитета.
1938 год становится трагическим для всех родственников – расстрелян Карим Габдрауфович Хакимов. Примерно с 1939 года Лутфи Закирович начинает сбор информации для воспроизведения биографии Карима Хакимова. Как утверждала моя мама, документы хранились под землей в доме №33 по улице Аксакова. Лутфи Закирович совершил гражданский подвиг, ведь долгие годы имя Карима Хакимова было запрещенным. Лишь в 1956-м, после полной реабилитации Хакимова, Гадилов начал официально и очень активно собирать материалы о жизни и деятельности дипломата. Он первый начал сбор данных: ездил и вел переписку с архивами разных городов, таких как Оренбург, Бухара, Томск, Ташкент, Казань, Москва и др. Большую часть материалов о Кариме Хакимове переписывал собственноручно в архивах.За счет своего упорства, настойчивости и где-то даже одержимости Лутфи Закирович раз за разом добивается нужного результата, в итоге восстановив хронологию событий жизни дипломата.
На основе собранных материалов в 1960 году вышла книга на русском языке «Карим Хакимов» под авторством Л.З. Гадилова и Ф.З. Гумерова. Вторая книга «Карим Хакимов (историко-биографический очерк)» вышла в 1966 году на башкирском языке. Позже появились ещё две книги.
В 1969 году при поддержке Совета Министров Башкирии, Министерства культуры (в то время министром была Клара Габдрахмановна Тухватуллина), исполкома Бижбулякского районного совета, Республиканского краеведческого музея был создан музей имени революционера-дипломата Карима Хакимова.
Лутфи Закирович являлся главным идейным вдохновителем создания музея в честь Карима Хакимова. Обращался с этим вопросом в правительство, являлся координатором по организации музея. Будучи ребенком, я лично присутствовала на торжественном открытии музея. К 100-летию Карима Хакимова было построено новое здание. Основой наполнения экспозиции музея служили предоставленные Л.З. Гадиловым свидетельства и фотодокументы. На протяжении последних 50-ти лет музей перестраивался, создавались новые экспозиции.
В 1976 году Гадилов Л.З. передает в центральный исторический архив РБ данные о жизни и деятельности Карима Хакимова, переписанные собственноручно в архивах других городов.
А вскоре в Башкирском академическом театре драмы состоялась премьера спектакля«Красный Паша» Н.В. Асанбаева с АхтямомАбушахмановым в главной роли. Увидеть на сцене образы родных людей, воплощенные талантливыми актерами – это было необычайное ощущение! Никто, должно быть, не удивится, услышав, что материалы собирались Нажибом Вильдановичем Асанбаевым в доме моего дедушки. Долгими вечерами беседовали они с дедом, изучали документы для воссоздания исторической правды. Нажиб Вильданович ездил в Йемен, Саудовскую Аравию, чтобы лучше прочувствовать атмосферу, культуру и традиции этих стран.
Жаль, что моя бабушка Магния Габдрауфовна не дожила до этой премьеры. М.Г. Хакимова (1900–1981), как и её брат, родилась в деревне Дюсяново тогдашнего Белебеевского уезда. Член КПСС с 1930 года. Окончила Башсельхозинститут, долгие годы в нём преподавала, работала секретарем партбюро. В период Великой Отечественной войны – инструктор уфимского райкома КПСС. В доме у бабушки и дедушки всегда было много и именитых гостей: приходили писатели, журналисты. Дедушка, будучи председателем радиокомитета, дал многим молодым певцам и композиторам путевку в жизнь. Ну а бабушка прекрасно готовила башкирские блюда (кулламу, зур-бэлэш, губадью, казылык в городских условиях), хорошо пела, шила и вышивала. Именно они привили мне любовь к деревне Дюсяново Бижбулякского района, постоянно возили меня туда на летние каникулы.
У Гадиловых было двое детей – сын Наиль и моя мама Гиффет. В 1940-м Наиль ушел в армию, вскоре началась война, и под Гомелем он пропал без вести. Моя мама, Гиффет Лутфиевна, работала врачом. Ее не стало в 1997 году, и она так и не узнала о том, что ее родной брат погиб не в 1941 году, а в 1944-м – и не под Гомелем, а под Витебском.
Вспоминается один эпизод, рассказанный бабушкой: в годы учебы в Институте красной профессуры Карим Габдрауфович приехал в Уфу и жил в доме дедушки и бабушки по улице Аксакова, 33. Этот дом, к сожалению, снесли, на его месте теперь здание, в котором размещается музей археологии и этнографии. Чтобы достойно проводить на вокзал уезжавшего в Москву именитого родственника, дедушка вызвал единственную редакционную машину. Легковушка была старая и сломалась, шофер долго ее заводил, поэтому на вокзале Карим Хакимов увидел лишь хвост уходившего поезда. И тогда он сказал родне, что «в наказание проживет у них еще месяц». И еще в шутку просил те гостинцы, которые ему собрали в дорогу (чак-чак и вяленого гуся) сохранить до отъезда. Прожил две недели.
Из воспоминаний бабушки: «В начале ноября 1934 года по приглашению брата мы втроем – я, мой муж Лутфи Закирович и наш сын Наиль поехали в Москву на празднование Великого Октября. 7 ноября мы все пошли на Красную площадь. Нам были представлены места в правом крыле трибуны, рядом с Мавзолеем Ленина, где были места для дипломатического корпуса. Карим беседовал с некоторыми дипломатами на французском и арабском языках. Мы видели на трибуне руководителей партии и правительства. По приезду в Уфу нас засыпали вопросами о Москве и наших встречах».
Одну из книг Л.З. Гадилова, написанную на башкирском языке, в библиотеке Колумбийского университета США прочел японский ученый Норихиро Наганава. В 2014 году он посетил музей на родине Карима Хакимова в Бижбулякском районе, чуть позже нам удалось пообщаться и частично обсудить перспективы развития темы Карима Хакимова.
Первый документальный фильм про Карима Хакимова снял режиссер Амир Абдразаков, далее по теме Карима Хакимова появились фильмы: «Полпред», «Хакимов Аравийский» и «Карим Хакимов. Аравийский визирь Кремля».
Символично, что Магния Габдрауфовна Хакимова-Гадилова, Лутфи Закирович Гадилов, Халик Габдрауфович и дочь Карима Хакимова – Флора Хакимова похоронены на родине в селе Дюсяново Бижбулякского района.
Читайте нас: