Все новости
Проза
20 Июня , 10:29

Игорь Вайсман. Два карася и светлая радость

Эссе

                     «Котлован под храм вырыли еще в 2001 году, к строительству

                   приступили только в 2008-м. На месте котлована образовался

                   пруд. В нем плавали утки. А когда воду слили, на дне оказались

                   рыбешки. Рыбешек отец Константин велел выловить и

                   выпустить в реку. Спас. Живые же. Какие есть».

                              Полина Иванушкина («Аргументы и факты», №45, 2013)  


Эта история заставила меня углубиться в такое, казалось бы, общеизвестное понятие, как «добро». Ну, кто не знает этого слова, как и того, что нужно стараться делать добрые дела! Об этом учителя с самого первого класса все уши прожужжали. Однако знать вовсе не значит понимать. У нас ведь как чаще думают: вот этот мужчина сделал мне подарок, оказал услугу, значит, добрый человек. А другой ничего такого не сделал, значит, не добрый! 

Одна молодая девушка спросила: «Что означает выражение «чистая, светлая радость»? Она где-то вычитала его, а что это за радость такая, узнать не смогла.

– Давай порассуждаем вместе, – предложил я. – Вы, женщины, испытываете радость от покупок, от красивых нарядов и украшений, от новой причёски… Но это не то чувство, его можно определить, как «маленькая радость». Они есть и у мужчин. Многие из нас любят поболеть, наблюдая футбольный матч; поиграть в азартные игры; посидеть с друзьями в пивбаре… Я, например, в детстве получал удовольствие от коллекционирования марок.

Всё это – маленькие радости. Врачи утверждают, что они благотворно воздействуют на здоровье и продолжительность жизни. Поэтому их желательно иметь. Но то, что ты ищешь – это совсем другое, это нечто божественное.

– Наверное, чистая, светлая радость бывает, когда влюблён? – предположила девушка.

– Безусловно, бывают такие моменты у влюблённых, – согласился я. – Но в целом я бы не стал в качестве образца чистой радости брать любовь между полами. Потому что слишком много в ней намешано, и не всегда светлого. Вожделение довольно трудно назвать чистым и светлым. Ревность – тем более. Ненависть, в которую любовь иногда переходит, – просто невозможно. Любовь между полами нередко чувство противоречивое, зубодробительное, надрывное, помрачающее рассудок. Это счастье и горе «в одном флаконе». И это не то, что ты ищешь.

– А может быть у матери к ребёнку такое чувство? – продолжала поиск девушка.

– К сожалению, далеко не всегда. У многих эта любовь изрядно приправлена гордыней, чувством собственника, либо иждивенчеством. Часто она подменяется привычкой.

– Что же получается? К чему относится выражение «чистая, светлая радость»?

–  А ты знаешь, я давно обратил внимание, что когда делаешь людям, даже совсем незнакомым, какое-нибудь доброе дело, причём не как-нибудь, а от души, то испытываешь некую душевную радость. То же происходит, когда помогаешь животным, допустим, кормишь бездомных кошек и собак, или птиц зимой. Ощущения, возникающие при этом, настолько приятны, что хочется и впредь делать добрые дела. Это Вселенная так отвечает на то, что своим поступком я внёс в неё положительную энергию.   

Необразованные люди в таких случаях говорят: «Бог награждает» и «Бог карает». Бог им представляется в виде некоего доброго дедушки, который следит за каждым шагом каждого человека и всем воздаёт по заслугам. Но в действительности наши шаги никто не отслеживает, просто в Космосе действует специальный механизм, который адекватно реагирует на наши добрые и злые поступки и даже на добрые и злые мысли.

Мыслители, положившие жизнь на решение этого вопроса, утверждают, что добро и зло – отнюдь не бытовые, а вечные понятия, неизменные и точные. Они существуют не в человеческом воображении, а в Космосе. Это энергетические категории – два противоположных вида энергии. Для наглядности их можно сравнить с положительными и отрицательными электрическими зарядами. Совершая добрый поступок, человек как бы привносит положительный заряд в пространство. А совершая злой – отрицательный. И то, и другое вызывает изменение баланса положительной и отрицательной энергии. И пространство реагирует на это. Причём так, что эта реакция отражается на самом человеке.
        Многим людям очень нравится, когда к ним проявляют внимание и заботу, хвалят, угождают, одаривают подарками и т.п. А я однажды решил узнать: когда мне лучше – когда заботятся обо мне, или когда я сам о ком-то забочусь. И заметил, что в первом случае я не испытываю такого душевного подъёма и приятного ощущения в области сердца, как во втором. Казалось бы, должно быть наоборот, но здесь наши бытовые представления не работают.

 

Я уже не помню, по какому поводу поехал тогда к своей приятельнице в Сипайлово.        

Мы посидели за столом на кухне, попили чай, обсудили свои дела и совсем было я собрался уходить, как вдруг хозяйка говорит:

– Хочешь посмотреть живых карасиков? Они у нас в ванной плавают.

– Ну, покажи, – согласился я.

– Вот, смотри. Отец вчера с Павловки привёз. Весь улов зажарили, а эти оказались ещё живыми. Ну, я его и уговорила – пусть немного поплавают.  

Вид у рыбок, помещённых в такую обстановку, был, прямо скажем, не бравый.

– Бедняги! – сказал я. – Недолго вам жить осталось.

– Слушай, а давай выпустим их в реку! – неожиданно предложила моя приятельница. – Мне, правда, скоро на приём к врачу с дочкой. Может, ты отнесёшь?

– Сделай доброе дело!

– Хорошо. А отец что скажет?

– Это мне без разницы. Сам посуди: что за обед из двух рыбок? Только сковородку пачкать.

Она налила воду в полиэтиленовый мешок, поместила туда пленников и вручила мне.


 – Ну, с Богом! – сказала она, и лицо её озарила такая светлая улыбка, какой я у неё, кажется, никогда больше и не видел.

До Уфимки расстояние было небольшое, и я так и сделал – отнёс их в мешке с водой и выпустил. Пронаблюдал, как они моментально ожили и торпедами устремились в глубину.

– Вот и всех дел, – сказал я и повернул назад.

И вот тут произошло что-то необыкновенное, иррациональное, необъяснимое, феерическое. Наверное, на меня с неба снизошла благодать, если выражаться церковным языком. Я вдруг ощутил всем телом огромную чистую и светлую радость. И такой душевный подъем, словно перед этим прошёл целый курс оздоровления в санатории. Одновременно пришло осознание, что я совсем не зря живу на Земле и что нужно как можно больше делать таких хороших дел.

Раньше я где-то прочитал, что великий философ Иммануил Кант не смог ответить на основной вопрос этики: почему наши нравственные решения одобряются другими людьми и дают нам чувство внутреннего удовлетворения? Он обратил внимание на то, что во всех нравственных поступках человека имеется нечто, чего нельзя объяснить ни привычкой, ни соображениями практической пользы. Что это за «нечто» Кант так и не понял. Наверное, это «нечто», так внезапно постигшее меня, может быть только реакцией Небес на наши добрые поступки.

 

Две маленькие, ничем не примечательные, бессловесные и не ценимые людьми рыбки совершили настоящий переворот в моей душе. А может, зря мы так с ними?..


Вспомнилось: вот на Западе любители рыбной ловли, поймав добычу, не несут её домой и не съедают. А снимают с крючка, фотографируются с ней и выпускают обратно. Они уважают жизнь в любом её проявлении, не желают никому зла, а рыбачат лишь из охоты поймать рыбку и сфотографироваться с ней. Не оттого ли в тех благополучных странах всё так хорошо обстоит? Да и люди спокойные, культурные, обходительные… И продолжительность жизни поболее, чем у россиян.

А среди нашего народа прописалась злоба. Мы не желаем понимать окружающих, постоянно обвиняем друг друга, грызёмся из-за мелочей, лезем кто в бутылку, кто в петлю…

Вспомнил я и случай с известным эстрадным певцом Николаем Гнатюком. Он ехал из одного города в другой на автобусе, который сбил летящего воробья. Водитель хотел продолжить движение как ни в чем не бывало, но Гнатюк остановил его, вышел из автобуса, вырыл ямку и похоронил воробья…

Несмотря на лето, день тогда выдался холодным, ветреным и хмурым, что вполне обычно для наших краёв с их резкими перепадами погоды.  Низкие грозовые тучи заволокли всё небо, которое словно приблизилось к земле. Высокие старые деревья, растущие вдоль набережной реки Уфимки, грозно шумели листвой. Сверху мне на голову падали сухие ветки и крупные холодные капли начинающегося дождя. Редкие прохожие передвигались чуть ли не бегом, морщась от ветра и ёжась от холода. 

Мне же всё было нипочём. Волшебная радость, напавшая столь внезапно, грела лучше солнца. Я не чувствовал своего тела и летел по дороге, а не плёлся, как обычно.

С точки зрения обычного обывателя у меня не было оснований для такой бурной радости. Я не проснулся знаменитым, не получил неожиданного наследства от неизвестного родственника, в меня не влюбилась недосягаемая красавица. В моей жизни вообще не произошло никаких изменений. Вот сейчас я дойду до остановки, сяду в автобус и поеду по своим обычным делам. И завтра, и послезавтра всё будет так же буднично, как было.

Откуда же эта всепобеждающая радость? Только от того, что я спас двух несчастных карасей? Да и спас ли я их? Может быть, они сегодня же попадут на крючок другому рыболову? Или просто умрут от того, что после перенесённых испытаний состояние их здоровья несовместимо с жизнью? Но моя душа гнала прочь подобные мысли. Она хотела радоваться и всё.

Кому-то этот случай может показаться глупым и мелким до смешного. Только я думаю, что если Небеса так меня отблагодарили, то с их точки зрения, это не мелочи. А Их точка зрения – не чета нашей.

Читайте нас: