Все новости
Поэзия
14 Декабря 2022, 23:17

№12.2022. Наледь на Белой реке. Стихотворения Лито «Тархун»

Литературное объединение «Тархун» зародилось в аудиториях Башкирского госуниверситета в 2017 году. Его членами стали поэты, прозаики, музыканты и художники, цель которых – говорить о новом и по-новому. В 2022 году «Тархун»отпраздновал своё пятилетие. Предлагаем читателю свежие подборки наших авторов.

Эвелина Бронникова

 

Журналистка и лидерка ЛИТО ТАРХУН. Окончила в Башкирском государственном университете. Постоянная участница литературных фестивалей: «КоРифеи» (Уфа), Фестиваль им. М. Анищенко (Самара), Всероссийского совещания молодых литераторов (Химки).

 

*  *  *

 

перед тем как отправиться в златоглавую,

белокаменную, нерезиновую,

с синей флягой в укромном кармане,

поговорить о стихах и прозе,

спеть песни с о-боже-это-та-будущая-и-единственная

и забыть о ней через пять минут,

 

мне не спится.

 

совсем не спится:

 

вдруг заглохнет будильник или машина?

вдруг оставлю таблетки, свою фамилию, синюю флягу?

 

вдруг рюкзак тяжелее пяти кило,

и самолёт не взлетит

или вовсе не сядет:

загорится, утонет или столкнётся с птицей?

 

что если меня вообще никуда не звали?

что если всё это – для других?

 

но объятия перед тем, как отправиться в нерезиновую,

как синяя фляга в укромном кармане, –

становятся талисманом.

 

солнце всходит над взлётно-посадочной,

и самолёт добирается в нужную точку.

 

 

*  *  *

 

город-антигерой

кладёт в колыбель,

что не по весу и не по росту,

пеленает в ветхую простынь:

«не дёргайся, не кричи, не пой».

 

вода не течёт под город-лежачий-камень,

вода не льётся в город-спитой-чай.

в городе-люльке

быть вечно маленькими

обречены

навсегда, насовсем.

в городе-спальнике

всё слипается,

но не клеится

в полутьме, в полусне.

 

но каждому городу нужен солнцезащитник,

 

и, может быть, здесь зародится искра,

и город-слепая-зона будет окрашен,

искра,

и город-бетонное-сердце забьётся,

искра.

 

в бензиновом городе-луже

от искры глаз зажигалки

свободы рекламный флаер

возгорится в целое солнце.

 

и город-спальник будет разбужен.

и статус такси сменится на

«вас ожидает».

 

 

*  *  *

 

если выбрать – жить с оглядкой,

каменеть в нелепый слепок –

здесь фильтрации базара

нерушимый постулат, –

это как плевать в колодец,

это как питаться пеплом,

это как отмена слова

и боязнь порядка букв.

значит, будет ночь безглаза,

справедливость безъязыка,

отражая каждый ужас

безоружной немотой.

но и ужас не бессрочен,

и поверится: однажды

будут

похороны

страха

под счастливый некролог.

в слов пылающих лавине

мы сойдёмся, мы сольёмся,

мы споёмся наконец-то,

и тогда сквозь мрак и горечь

с грохотом прорвётся солнце,

и, содрав коросту неба,

зазвучат аплодисменты.

 

 Анна Батырханова

 Анна Батырханова (Анна Сергеевна Точилкина) родилась 7 апреля 2002 года в Магнитогорске.
Лауреат литературного конкурса «Мяуфест» (Уфа, 2021), лауреат фестиваля молодых поэтов
«Мцыри» в номинации «Серебряный век» (Москва, 2022).

ВОЛКО-СОВИНО-ЛЕШЕЕ

 

Сон то нейдет, то накрывает, как реку льдом, –

Непонятную тёмную сказку вспомню потом.

 

Постою у моста, не решаясь шагнуть вперёд,

Да назад ничто не пускает и не зовёт.

 

Сквозь журчанье воды голос совести слышен едва –

За рекой меня в полночь встретят волк и сова.

 

Никому за меня не страшно (только ежу,

Но ему я, что там случится, не расскажу).

 

Шерсть и перья чернильно-сизые в синем лесу –

Провожу по ним пальцами и приближаю к лицу.

 

Появляется Леший (фырчит беспокойно ёж) –

Он на прежнего спутника юности слишком похож:

 

Жёсткий волос цвета латуни; глаза светлы,

Правда, не зелены, а цвета студёной волны;

 

Исполинский рост; холод с хитростью делят взор...

Видно, скукой мы оба обвиты, точно лозой.

 

О, правитель заречья, тебе подношенье несу –

Мы разделим ночную трапезу в пьяном лесу!

 

Ем куски нелетучей птицы, тесто и плод –

Пробуждённая дикость делает первый ход:

 

Птица с ног собьёт, зверь вопьётся в шею, рыча –

Им важно человечье мясо, но не душа.

 

Запылали ветви, пронзают меня насквозь,

Чтобы было в контраст спокойней, чтоб крепче спалось:

 

«Боль – отрада тебе, не скули, не рыдай, не ври,

Полюби свой облик и то, что таишь внутри,

Не жалей себя, посмотри мне прямо в глаза –

Ты мила, даже если поверить тебе нельзя...»

 

Ветви хлещут, стянув запястья мне за спиной, –

Что за странные вещи творятся этой зимой!

 

Отомщу, там вгрызаясь, где бьётся бесстыдный пульс, –

Грозовой почернеет пусть тучей этот укус.

 

Истлевают угли, могу шевельнуться едва;

Притворится периной волк, одеялом – сова.

 

Паутиной сосудов исчерчены глаз белки,

Пряди спутаны, а по телу всему синяки...

 

Пробудившись, пойму, что какая-то стала не та;

Предрассудков спадает с помыслов скорлупа.

 

Лишь тебе виднее, где путь пролагаешь свой:

Сквозь орешник и вязы – или же по прямой.

 

 

КРИОГЕННАЯ ХИЖИНА

 

«Видишь синенький силуэт?

Вон он там, у двери, –

Это призрак. Он в хижине этой со мною живёт.

Что, поверила, девочка? Страшно?

Нет?

Не смотри,

а не то помирать настанет и твой черёд.

Я тебе не рассказывал?

Слушай: в углу на стене

огуречики с палками мальчик мелками чертил.

Взбеленился отец, посчитал справедливым вполне

Чадо выставить вон на мороз,

А умерив свой пыл,

Осознал, что у смерти в объятиях сына забыл.

Люди съехали, мальчик остался. Придёт иногда –

И слоняется, бедный.

Поймёт, что попался на вид,

Зазеваешься – тотчас коснётся тебя – и беда,

и ледышкою тело твоё бездыханно лежит...

Не боишься? Проверить не хочешь?»

 

«Хочу!»

 

«Подожди,

Я тебя не отдам ему, девочка, не обессудь.

У тебя ещё долгая, славная жизнь впереди –

Так позорно окажется здесь поломать себе путь!..»

 

Каждый раз, когда сном,

что придёт не из жизни – извне, –

Занесёт меня в хижину эту, оставив вопрос,

Я рисую мелками лотосы на стене,

Как тот мальчик, что был наказан

И насмерть замёрз.

И однажды сюжет повторится,

Мне скажут: всё,

Так нельзя, накалилось терпение добела;

Ураганным порывом меня за порог снесёт,

Где под солнцем палящим

и то не найдётся тепла.

 

Артур Бигнов

 Артур Бигнов родился в Уфе 14 января 1989 года, окончил юридический факультет БашГУ.
Лонг-лист всероссийской премии «Филатов фест», лонг-лист « Международной молодёжной
премии Восхождение». Работает тележурналистом на UTV.

*  *  *

 

Я помню тот вечер в моём городке

И голос настигнувшей мести:

«Мужчина в чёрном пуховике,

прошу оставаться на месте!»

 

Снег падал неспешно, а я предвкушал

И праздник, и дальние дали,

застолья и встречи. И я побежал.

И вслед за мной побежали.

 

Бежал мимо тёмных, потухших витрин,

А сзади стреляли не целясь,

А кто это был и чего надо им,

Не очень-то знать и хотелось.

 

Петляя, бежал и бежал напролом,

И прятался, грея ладони,

И в сумраке зимнем, колючем, ночном

Я скрылся, уйдя от погони.

 

Покинув черту городскую, идя

по рыхлому снегу обочин,

в глуши непроглядной,

в глуши, где нельзя

ходить одному, между прочим,

я думал о том, о чём думал всегда,

себя ощущая никчёмным,

и правда нещадно колола глаза –

«Кто я в этом мире огромном?»

 

...я тот, кого сам я спасти не смогу,

я чёрная точка на белом снегу,

я ворон, подбитый в смертельном пике,

я чёрная наледь на Белой реке,

я тот, кто оставил всю жизнь на потом,

я ложечка дёгтя в бочонке с медком,

я тот, кто бежит от себя налегке, –

мужчина в чёрном пуховике.

 

 

*  *  *

 

Зачем я бегу, чемоданы роняя,

Покинув ещё один людный перрон,

На поезд идущий едва поспевая,

На верхнюю полку, в последний вагон,

Зачем я пытаюсь поднять эту планку,

Зачем я пытаюсь добавить огня,

Когда и рубашка на мне наизнанку,

И сердце с другой стороны у меня.

 

 

*  *  *

 

В дни рокового упоенья,

В минуты боли, в мрачный час,

Когда инстинкты сохраненья

Уже не сдерживают нас.

 

Когда ни дар и ни потеря,

Ни радость встреч, ни хворь тревог,

Ни пенье птиц, ни вопли зверя,

Не вызывают ничего.

 

Когда ни запахов, ни вкуса,

И воздух спёрт, и всё тесней,

Когда свежи следы укуса,

И безысходность бренных дней.

 

Иди к истоку, где начало,

Где жизни бьёт твоей поток,

Где доброта твоя журчала.

И преврати его в каток.

 

И пусть коньки, как скороходы,

Ты лишь оденься потеплей,

Уносят прочь от несвободы,

От мглы, микробов и людей.

Диана Давлетбердина

Диана Асхатовна Давлетбердина родилась 29 ноября 1997 года в Мелеузе. Лауреат конкурса
молодых поэтов «Мцыри», Всероссийского фестиваля «КоРифеи» (Уфа), участник поэтической
лаборатории ЕГТИ, Фестиваля им. М. Анищенко (Самара) и Совещаний молодых литераторов.

 

небунинский митя

 

приехала домой

и долго мыла руки

 

не понимала зачем

давно же

забыла стянутость кожи

 

шумит-шумит вода

но ничего

ни звона ни звука

сквозьватное

мутное

 

но не ототрётся

но не отдерётся

не смылится

 

я – шесть лет назад

я иду из школы

«с каким персонажем себя

ассоциируете»

я написала – бунинский митя

 

и всё вокруг – свет

и всё вокруг – звук

и всё вокруг – май

одуванчики

песни eurythmics

бунинский митя

 

до всех вас осталось несколько лет

до всех слов осталось несколько лет

и я здесь – иду из школы

нет ничего чуждого

 

избавь от всего незвонкого

храни от всего беззвучного

 

верни ощущенье прозрачного чистого

не стерев кожу

 

под ворохом старых тетрадок

найди свое имя

признай что ты больше

не бунинский митя

 

 

далеко волга

 

будешь бояться, что слов не найдешь, растерянных

глаза внезапно поднимешь – но далеко

далеко – не поднять головы

не достать

не дотянуться руками

даже на цыпочках

даже на табуретке

где ставят детей

как будто играют в сцену

 

но ближе

детство

становится с каждым днём

оглянешься – страшно падать

и смотришь, и смотришь в стену

 

молчи

вода

не выдай им этих песен секретных

несыгранных

и неспетых

не вышедших из берегов

 

молчи

вода

закончится улица

дойдём ли, дойдём

прогуляемся до конца

до конца сил и слов

до самых

дальних огней

/ не / больших городов

 

но не дотянуться

 

когда улица кончится, кончится слово

/ кончится каждое слово /

на реке безъязыкой, молчащей найдем себя.

обмелевшей /закончится слово, закончится слово /

закончится все

слова не найдут

ни звука, ни клавиш, ни струн

не найдут пределов

мы выйдем, не сдавши смену

куда здесь ещё смотреть?

вернёт песни вода

только что толку

 

мы всегда здесь одни

 

далеко исеть

далеко нева

далеко москва-река

 

далеко волга

Siergfried Gessel

Симонов Сергей Константинович (Siergfried Gessel) родился 17 сентября 1997 года в Уфе.
Участник уфимских творческих фестивалей, Участник ЛИТО «Тархун», творческого объединения
«Колхоз», бас-гитарист группы «Focus group». Окончил БашГУ. Работает на УМПО.


ВСЕ ЕЩЁ 24...


В алкогольных трипах доводил себя до крайности,
Я – поэт и музыкант. Не говори мне о моральности.
И если до тридцати дожить мне не хватит сил,
То заранее прошу меня простить.


Какой из меня потомок династии?
Покуда стержень в себе не взрастил,
Я продолжу на бумагу весь свой бред нести.
Каждый раз говоря:


«У меня новый стих».


А где ещё искать мне спасение?
Как оставить после себя хоть что-то?
Время нависает дулом пистолета,
У виска.


И вот скоро прикончит.


Закончив бессмысленное существование,
Скитание в мире суровом и сложном.
Я пошёл тут по пути творца –


Жаль, что этот путь оказался ложным.


Ангел и Демон сошлись у стола,
Посадили между – на краю.
Я все раны свои вскрыл у них на глазах.
Нет, не нужно перевязывать.


Я не сдаюсь.


Как в песне старой:
«Я не сдамся без бою».
Лишь об одном, господа, прошу,
Чтобы было всё у нас честно –


Нападайте по одному

Читайте нас: