С 1 января 1864 года в России было введено «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Это были органы местного самоуправления. На них в каждой губернии и уезде возлагались задачи удовлетворения местных потребностей (в области народного образования, здравоохранения, агрономии, страхового и дорожного дела и т. п.). Повседневно руководили этой работой в уездах выборные исполнительные органы — Уездные земские управы. Мероприятиями, имеющими значение для всей губернии, ведала Губернская управа.
Организация земских учреждений затянулась на длительный срок. В Уфимской губернии они были учреждены лишь с 1 января 1875 года. Выборы в земские учреждения основывались на имущественном цензе и сословности, поэтому господствующие позиции в них удерживало дворянство. Так, в составе Уфимского земства (1875—1913 годы) гласных от помещиков-дворян было 49,2%, от городских сословий — 9%, от сельских — 41,8%. В Уфимском губернском земском собрании 46 гласных (71%) принадлежали к потомственным дворянам.
В 1910 году при Губернской земской управе был учрежден специальный отдел народного образования, а в 1912 году создан инородческий подотдел. С 1913 года в отделе народного образования Губернской земской управы статистиком стал работать Михаил Иванович Обухов (1871—1943 гг.). Его многолетнюю деятельность по составлению ежегодных отчетов о состоянии учебных заведений Уфимской губернии трудно переоценить.
Мы поставили перед собой цель довести имя М. И. Обухова до педагогической общественности.
Михаил Иванович Обухов родился 29 октября 1871 года в семье бывшего крепостного крестьянина села Пешелани Собакинской волости Арзамасского уезда Нижегородской губернии. В 1891 году он был назначен учителем в земскую начальную школу деревни Киндя Лукьяновского уезда той же губернии и сразу выступил в защиту голодающих крестьян. За это в 1892 году он был выслан на родину сроком на 3 года. С этого времени вся учительская деятельность В. И. Обухова — это постоянные скитания. В каждой школе ему не удавалось проработать более полутора-двух лет: царская охранка постоянно преследовала молодого учителя, часто подвергала его обыскам и периодически перебрасывала на работу из одного уезда в другой.
В ноябре 1906 года М.И.Обухов был арестован за участие в революции 1905 года и сослан в Архангельскую губернию, но в 1907 году он из ссылки бежал и почти три года находился в Москве. В 1910 году М.И.Обухов был задержан полицией и выслан для отбывания ссылки в Архангельскую губернию. Через некоторое время его перевели в небольшой городок Красный Яр Архангельской губернии. Там он прожил до осени 1913 года.
Из переписки исследователя образования в Башкирии А. А. Еникеева со вдовой известного русского педагога В. П. Вахтерова: «И я, и мой покойный муж, педагог В. П. Вахеров, мы знали М. И. Обухова еще с 1902 года, когда он делегатом от Нижегородского общества учащих выступил с докладом на I Всероссийском съезде обществ взаимопомощи и был секретарем одной из секций этого съезда. С тех пор наше знакомство с М. И. Обуховым не прекращалось. После своего побега из Архангельской ссылки Обухов под фамилией «Шорин» много работал с нами в Бюро Московской областной организации Всероссийского учительского союза, а затем, когда Союз прекратил свое существование, мы вместе трудились в Комиссии об учащих при Московском обществе грамотности, где негласно велась работа по объединению учителей. Мы были в курсе всех других работ Михаила Ивановича, знали его всегда боевое революционное настроение, исключительную активность и поражающую работоспособность. В эти годы он постоянно бывал у нас и даже жил на даче, когда был вынужден скрываться от полиции.
Связь и знакомство наше с М. И. Обуховым не прекращалась и после его переезда в Уфу, где он много лет вел огромную работу при Губернском земстве. Общественный деятель, организатор, педагог, борец с редким умением всецело отдаваться работе, очень мало думающий о себе, поразительно скромный — таким мы всегда знали и ценили М. И. Обухова».
Впервые Михаил Иванович переступил порог Уфимской губернской земской управы 15 октября 1913 года. Пронзительный взгляд из под очков, высокий лоб с откинутыми назад волосами, заостренная над галстуком небольшая бородка выделяли нового 40-летнего статистика отдела народного образования. Во всем его облике было какое-то упрямство и решительность.
Он сразу же принял участие в работе общественно-демократических организаций Уфы, в частности, вступил в «Общество вспомощения частному служебному труду», председателем которого был член РСДРП(б) с 1902 года А. А. Юрьев, а секретарем большевик Н. П. Брюханов. В самом Уфимском земстве еще до приезда М. И. Обухова в Уфу также работали члены РСДРП С. Ф. Гарденин и П. Н. Григорьев. Первый из них служил по найму в Уфимской губернской земской управе с 1910 года и стал автором двух сборников по школьной статистике. С. Ф. Гарденину удалось превратить сухие канцелярские отчеты в настоящие научные исследования, всесторонне отразившие школьную жизнь, ее нужды и потребности. Его и сменил на должности статистика земской управы М. И. Обухов, продолживший практику своего предшественника. Он составлял ежегодные отчеты по состоянию народного образования в губернии, в которых рассматривались важнейшие проблемы многонациональной начальной школы.
В 1915 году М. И. Обухов выпустил настольную справочную книгу для народных учителей под названием «Летопись народной школы». В том же году им были опубликованы статистический очерк «Народные и центральные библиотеки Уфимского губернского земства» и несколько работ по внешкольному обучению подростков и взрослых.
М.И.Обухов активно печатался в «Бюллетене отдела народного образования Уфимской губернской земской управы».
Следует отметить, что работе внешкольных учреждений М. И. Обухов придавал особое внимание.
В 1917 году он в «Бюллетене…» опубликовал два обширных обзора под названием «Волостное земство и народное образование. Посвящается гласным волостного земства» и «Народное образование в Уфимской губернии к 1917 году. Краткий очерк состояния народного образования ко времени преобразования земства». Эти обзоры за счет средств автора были выпущены отдельными брошюрами.
Среди работ М. И. Обухова особое место занимало его исследование «Мектебы Уфимской губернии», вышедшее в свет в 1915 году. Оно фактически явилось, говоря современным языком, первой и единственной в то время в России монографией, в которой анализировалось состояние татарских и башкирских школ.
23—25 мая этого года состоялось совещание при Уфимской Губернской земской управы, на котором обсуждался вопрос о типе начальной общеобразовательной мусульманской школы. В совещании участвовали представители Губернской земской управы, Уфимского уездного земства, Министерства народного просвещения, мусульманской интеллигенции.
Открывая первое заседание, председатель Уфимской губернской земской управы П. Ф. Коропачинский, в частности, сказал: что «непременным условием нового типа школы должно быть то, чтобы она могла рассчитывать на успех среди инородческого населения. Просвещенные мусульмане определенно заявляют, что новая школа должна быть построена в согласии с педагогической наукой и общеевропейскими началами школьного дела».
Большинство выступивших представителей мусульманской интеллигенции высказали довольно скептическое отношение к правительственному плану организации всеобуча. Они обвинили правительство в игнорировании бытовых, этнографических и религиозных особенностей мусульманского населения. На совещании разгорелись жаркие дискуссии.
Специальная комиссия предложила обследовать положение всех существовавших в то время мектебов и медресе по 6 основным пунктам: количество заведений, состав заведующих и учителей, курс обучения, преподаваемые предметы, материальное положение учреждений и методики преподавания основных предметов.
Губернское собрание на своем заседании 17 декабря 1911 года вынесло постановление «принять в состав отдела народного образования особое лицо, владеющее местными инородческими наречиями, для правильной постановки мероприятий, касающихся образования инородческого населения (библиотеки, народные чтения, издание книг на инородческих языках) и для разработки различных вопросов в этой области».
Исполняя вышеуказанное постановление, Губернская управа 20 января 1912 года приняла на должность заведующего мероприятиями по образованию инородцев Л.М. Мендиярова, занимавшего до этого времени должность заведующего отделом внешкольного образования. С этого времени земство приступило к практическому осуществлению создания школьной сети для мусульманского населения.
Мектебов в то время только в одной Уфимской губернии было до трех с половиной тысяч. Школ по предлагаемой школьной сети для мусульман было предположено открыть 2919 (111 школ уже были открыты). Таким образом, каждая земская школа должна была встретиться с мектебом.
Какова будет эта встреча, можно ли принять меры для устранения могущих быть при этом трений, не будет ли вражды между мектебом и школой? Все эти вопросы нужно было решать незамедлительно. Успех русско-башкирских школ был в тесной зависимости от того, насколько удастся установить дружеские или хотя бы нейтральные отношения между русской школой и мектебом. Именно поэтому мектеб заслуживал основательного и всестороннего изучения.
Статистическое обследование мектебов должно было дать толчок к проведению в жизнь практических мер по подъёму образовательного уровня мусульманского населения.
24 мая 1912 года было созвано совещание по статистическому исследованию мектебов. Кроме представителей Губернского и Уфимского земства, на нем присутствовали 2 члена Оренбургского Магометанского Духовного Собрания, 3 имама города Уфы и 14 человек, представлявших мусульманскую интеллигенцию.
После обсуждения доклада было вынесено следующее решение: «Все мы находим обследование мектебов, безусловно, желательным. При известных условиях оно может пройти успешно, но надо выработать программу исследования, а для этого избрать особую комиссию, которая и займется этой программой».
Избранная комиссия эффективно проработала целый месяц и уже 27 июня того же года представила совещанию 2 подготовленных ею документа. Первым из них был «суал-намэ» — опросный бланк, состоявший из 115 вопросов, а вторым «мрадшагат-намэ» — обращение к имамам.
Совещание проект обследования мектебов приняло его единогласно. И при этом постановило «просить Управу обратиться к Оренбургскому Муфтию за содействием».
22 сентября 1912 года муфтий сообщал, что программу обследования мектебов он нашел «составленной хорошо, ясно и умело». Эта резолюция была помещена на 1-ой странице печатного обращения к имамам.
Губернская управа составила список имамов Уфимской губернии, заведовавших мектебами. Всего их оказалось 2144. В ноябре 1912 года по этим адресам каждому имаму были высланы: обращение, опросный бланк (программа) и форма личной карточки учителя, а также брошюра «Что такое земство?».
Интересна история написания этой брошюры, полное название которой «Что такое земство? Первая книга из серии «Земство и его деятельность». Рукопись брошюры, написанная Мажитом Гафури по русским источникам сначала была подвергнута тщательному рассмотрению особой комиссией земства. Она дала следующее заключение:
«Содержание брошюры, чуждое всякой тенденциозности, говорит о земстве как учреждении, призванном для заведования делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и уезда, а также знакомящим население с положением о выборах, губернском и уездном собраниях и управе.
Вообще содержание брошюры имеет целью содействовать осмысленному отношению мусульманского населения к земству и возможно широкое распространение её в массе мусульманского населения чрезвычайно желательно».
По свидетельству многих имамов, статистическое обследование мектебов Губернским Земством было встречено очень сочувственно. Некоторые имамы, по тем или иным причинам не получившие бланки обследования, сами обращались к Управе с просьбой о их выдаче.
В течение 1913 года большинство мектебов (79%) прислали ответы на опросные бланки. Их перевод на русский язык занял почти целый год. Обобщить полученные сведения было поручено М. И. Обухову.
Беспристрастное статистическое изучение татарских и башкирских школ, итогом которого и стал очерк «Мектебы Уфимской губернии», с суровой беспощадностью показало, с одной стороны, циничную колониальную политику царского правительства в области просвещения мусульманского населения, а с другой стороны, его огромное стремление к получению знаний. Без какой-либо государственной поддержки местное население Уфимской губернии содержало в 1912—1913 учебном году за свой счет 1579 мектебов с 90936 учащимися. Кроме этого в губернии существовало 1045 пунктов, в которых осуществлялось домашнее обучение. Таким образом, в общей сложности всеми инородческими учебными заведениями Уфимской губернии было охвачено свыше 100 тысяч учащихся. В результате сопоставления исследования М. И. Обухова с официальной статистикой открылась следующая картина.
На 1 января 1915 года число учащихся в земских начальных школах в Уфимской губернии составило 101537 человек, из них русских — 68,5%, башкир и татар — 14,5%, а прочих национальностей (мещеряки, тептяри, чуваши, немцы, эсты и латыши) — 17%. На содержание школ для русского населения губерния расходовала из бюджета земства 2.087.640 руб. (или 73,8%), для башкир и татар — 439.680 руб. (или 14,8%), для прочих национальностей 11 — 9%.
В «Мектебах Уфимской губернии» М. И. Обухов писал: «Просвещение мусульманского населения, насчитывающего более полутора миллиона душ обоего пола и составляющего 49% всего населения Уфимской губернии, должно быть также близко интересам губернского земства, как и просвещение прочих групп населения. Поставить на должную высоту организацию магометанских школ или, по крайней мере, выяснить на первых порах, что представляют из себя мусульманские мектебы, насчитываемые не единицами, а сотнями, — вот в чем состоит задача большой важности».
Центральное место в исследовании М.И.Обухова занимала классификация мектебов по принципу их деления на конфессиальные (вероисповедные) и светские. Оказалось, что из 1579 мектебов чисто конфессиальный характер сохранили лишь 285 мектебов (18,1%). Значительная часть мектебов к тому времени представляла собой переходную ступень от старых мектебов к новым, в программы которых входили светские дисциплины. По губернии таких мектебов насчитывалось 452 (28,7%). Большая часть мектебов представляла собой, фактически, светские учебные заведения, сходные с русскими школами, поскольку в них преподавались чтение, письмо, русский язык и арифметика. Всего таких мектебов оказалось 618 (39,2%). И, наконец, в 221 мектебе (14%), которые М. И. Обухов определил как высший тип мектебов, кроме вероучения, преподавали родной язык, арифметику, географию, историю, естествознание и гигиену. Таким образом, более половины мектебов Уфимской губернии в исследуемый период уже перешли к новым методам обучения, а вместе со школами, находящимися на переходной ступени, их число составляло подавляющее большинство (81,9%).
Выход в свет исследования «Мектебы Уфимской губернии» вызвало живой отклик демократической общественности.
16 февраля 1917 года уфимский губернатор П. П. Башилов предложил председателю Уфимской земской управы П. Ф. Коропачинскому «немедленно устранить Михаила Иванова Обухова от всякой службы каких бы то ни было сделанных работ и занятий в земстве. В противном случае мною будет воспрещено Обухову в порядке действующего в губернии «Положения» его проживание в городе Уфе. О последующем представить мне результат в самом непродолжительном времени».
Распоряжение уфимского губернатора не было выполнено: через несколько дней в России свершилась Февральская буржуазно-демократическая революция, а через несколько месяцев за ней последовала и Октябрьская революция 1917 года.
М. И. Обухов продолжал работать в Губернском отделе народного образования, активно выступал по вопросам организации народного образования на страницах местных газет. В период между Февральской и Октябрьской революциями он составил и издал за счет личных средств альманах «Обновление государственного строя и общественной жизни», вышедший тиражом в 10 тысяч экземпляров, выпустил серию брошюр под общей рубрикой «Для крестьян, солдат и рабочих». Приведем названия только двух таких брошюр из обнаруженных нами в Национальной библиотеке РБ и Книжной палате РБ: «Об отмене вероисповедных и национальных отношений» и «Словарь непонятных слов. В помощь при чтении газет и книжек». Тираж первой брошюры 40 тысяч, а второй — 10 тысяч экземпляров.
В 1919 после окончательного установления в Уфе советской власти М. И. Обухов стал членом Уфимского городского совета рабочих и солдатских депутатов. С июня 1919 по январь 1920 года он занимал должность заведующего подотделом статистики Уфимского губернского отдела народного образования.
В 1919 году в издании ГубОНО большим тиражом вышел в свет составленный им «Букварь для взрослых по новой орфографии». В 1921 году он был переиздан, так как стал поистине находкой для учреждений политпросвещения, поставивших перед собой задачу ликвидации неграмотности среди новых служащих молодого советского государства. В 1922 году после переработки «Букварь» М. И. Обухова был издан еще раз и на несколько лет стал в Башкирии единственным учебником на русском языке для школ I ступени.
В январе 1920 года Михаил Иванович стал преподавателем Юматовской сельскохозяйственной школы, а затем возвратился в Уфу и в течение 10 лет (до 1930 года) работал заведующим (и преподавателем) школ I cтупени. Сначала в далекой Восточной слободе города, а затем в железнодорожной школе № 5 им. Н. В. Гоголя.
19 апреля 1928 года М. И. Обухову «за большую революционно-общественную деятельность» была назначена персональная пенсия Российской Федерации. Он умер 4 октября 1943 года в Уфе.
Из архива: апрель 2006 г.