В последние десятилетия заметно усилился интерес соотечественников к изучению семейной истории, деятельности «маленьких людей» в больших исторических процессах. Безусловно, дела великих, известных людей надолго остаются в памяти. Между тем, как отмечает уральский историк В.В. Запарий, «мир держится на людях малоизвестных, осуществляющих основную работу по обеспечению жизнедеятельности общества – “незаметных и маленькихˮ людях». Семейная история способствует формированию патриотического отношения к своей родине, укреплению социокультурных, межпоколенческих связей.
Простые люди, символизирующие ту или иную эпоху, не представлены в личных фондах архивов, учебниках, энциклопедиях, справочниках и словарях. Воспроизведению их биографической истории может помочь скрупулезная работа в фондах центральных и региональных архивов. Доступность архивных источников, безусловно, облегчает труд исследователя.
Для желающих разыскать информацию о своих предках важную роль играет изучение ревизских сказок. По утверждению видного российского историка, этнографа Раиля Гумеровича Кузеева, средний возраст одного поколения следует приравнивать к 27,5 годам. Следовательно, возраст одиннадцати поколений равен 302 годам.
За всю историю России проводилось десять ревизий с 1718 по 1859 годы. Ревизская сказка представляет собой сообщение о лицах мужского пола, находившихся в податном состоянии. С материалами первых ревизий можно ознакомиться в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА). Генеалогическим запросам в РГАДА должны предшествовать поиски в региональных архивах (данные по поздним ревизиям, метрическим книгам и т. д.). Так, в Центральном историческом архиве Республики Башкортостан (ЦИА РБ) хранятся ревизские сказки с пятой по десятую ревизии.
Однако данные, извлекаемые из ревизских сказок, метрических книг и переписей населения, как правило, содержат краткие сведения о жизнедеятельности наших предков. Например, программа переписи населения России 1897 года состояла из четырнадцати вопросов, включавших только ключевые персональные данные по трем категориям населения: наличному, постоянному и юридическому. Материалы переписи позволяют получить данные по половому, возрастному, сословному, брачному состоянию, грамотности, родному языку, вероисповеданию, отношению к воинской повинности и некоторым другим характеристикам.
Следует обратить внимание на то, что архивные документы этих столетий написаны от руки, что затрудняет возможность работы с источниками для неподготовленных исследователей. Кроме того, метрические книги – реестры для официальной записи актов рождений, браков и смертей – заполнялись на разных языках в зависимости от вероисповедания. Так, православные метрики велись на русском языке, а магометанские – на старо-татарском, на основе арабской графики. В данном случае даже профессиональному историку бывает, необходима квалифицированная помощь архивного специалиста.
Поэтому важно использовать и «живую историю», свидетельства, воспоминания современников. Непосредственные воспоминания людей, особенно долгожителей, переживших сложные процессы первой половины XX века, позволяют передать дух времени. Они могут оказаться единственными в освещении нитей родственных отношений нескольких поколений.
Кроме того, проследить линию жизни той или иной фамилии, выявить родственные связи приглашают специальные интернет-сайты, занимающиеся генеалогическими и лингвистическими исследованиями. Следует выделить сайт «Анализ фамилии. Центр исследований», предлагающий исследовать филологические, исторические и национальные корни любой фамилии.
Богатая справочная информация содержится на сайте «Уфаген. Генеалогия и архивы». Данный интернет-ресурс, предназначен в первую очередь для историков-краеведов. Он уникален тем, что здесь содержатся списки фондов ЦИА РБ, довольно разнообразные сведения о названиях населенных пунктов на момент переписи населения 1870 года – числе дворов, жителей мужского и женского пола, национальном составе, наличии молитвенных зданий, учебных заведений, промышленно-торговых учреждений и т. д. Основным источником информации является книга «Населенные пункты Башкортостана. Ч. I. Уфимская губерния, 1877» (Уфа, 2002). Здесь же зарегистрированный пользователь может получить доступ к ревизским сказкам в ЦИА РБ. Однако дела в электронном доступе содержат много неточностей или отличаются неполнотой сведений. Например, отсутствуют данные о крещении мусульманского населения. Нередко жители одной деревни относятся к разным управленческим единицам. Поэтому для уточнения информации возникает необходимость дополнительного ознакомления с другими архивными источниками.
Сайт также полезен, для желающих изучить, историю своего рода, села, города. Так, по форуму «Деревни», который опирается на многотомник известного историка А.З. Асфандиярова «История сел и деревень Башкортостана» можно рассмотреть историю вашего села от самого его основания. Имеется возможность познакомиться с библиографическими материалами по башкирской и татарской генеалогии.
Методически грамотный анализ комплекса опубликованных, архивных и электронных источников позволит изучить свою семейную историю. Одним из примеров тому могут служить попытки сбора информации автором данной статьи, о своем рано ушедшем из жизни отце – Алмаеве Закире Гумеровиче, корнях фамилии, родословной.
Генеалогическая цепь объединяет людей во времени и пространстве. Изучение истории своей родословной стоит начинать с выяснения времени происхождения и значения своей фамилии. Так, большинство современных тюркских фамилий и имен было заимствовано из арабского, иранского языков. Специалисты Центра исследований «Анализ Фамилии» подтверждают это. Согласно их ономастическому анализу, фамилия Алмаев имеет тюркскую основу и уходит корнями в XV–XVII века. Первыми носителями этой фамилии были, скорее всего, «обрусевшие» представители Золотой Орды – возможно, потомки печенегов или половцев. Межнациональные браки с русскими князьями, боярами, купцами и дворянами позволяли сохранить тюркскую основу своей фамилии.
Ученые-лингвисты выдвигают две интересные версии происхождения фамилии Алмаев. Первое объяснение несет благородное духовно-религиозное начало. Фамилия Алмаев состоит из сочетания двух арабских имен. Это «Али» – «высший, могучий» – так звали четвертого халифа, двоюродного брата пророка Мухаммеда. А также «Мухаммед» – «хвалимый, прославленный» – имя последнего пророка и посланника Аллаха. Таким образом, тюркское имя Алмай, ставшее основой фамилии, буквально может значить: «великий Мухаммед» либо, если начальное «али» выступает как приставка, «Мухаммед, которым доволен Аллах». То есть имя предка рода Алмаевых, скорее всего, было Мухаммед.
Второй вариант этимологии фамилии Алмаев не менее благозвучен и красив. Она образована от имени Алма, что в переводе с казахского значит «яблоко». Возможно, что предок Алмаевых был любителем этих фруктов либо продавал их.
Представление о генеалогии рода Алмаевых, месте компактного размещения и проживания дают архивные документы. В книге историка-краеведа И.Р. Габдуллина, посвященной истории татарских мусульманских служилых родов, содержится информация об упоминании Алмаевых в ревизских сказках XVIII века. В разделе «Фамильный состав служилых татар, мурз и татарского дворянства» отмечается, что «в первой половине XVIII века мурзы Алмаевы проживали в д. Лямбирь Саранского уезда (ныне республика Мордовия).
Аристократический титул «мурза» в государствах Золотой Орды относился к высшим слоям тюркского дворянства и соответствовал русским князьям. В период правления Екатерины II многие мурзы уравнивались в правах с русским дворянством. Представители высшего сословия татарского народа ассимилировали в русской среде, основывая на территории Поволжья города, крепости и села. Так, именно темниковские татары, прибывшие для строительства Саранской крепости, и основали в 1642 году село Лямбирь.
Однако не следует забывать о том, что большинство служилых татар и мурз, исповедовавших ислам, в эпоху Петра I лишились своего привилегированного положения. По утверждению академика Миркасыма Усманова, они превратились в «мурз-лапотников» (чаботалы морзалар), то есть обычное крестьянство. Может быть, поэтому следующее упоминание в книге И.Р. Габдуллина характеризуется тем, что «в XIX веке мещеряки Алмаевы отмечены в д. Кашкалаши Уфимского уезда Оренбургской губернии». Мещеряками тогда называли татар-мишарей, живущих на территории Башкирии.
Изучение ревизских сказок 1816, 1834, годов Оренбургской казенной палаты Оренбургской губернии позволило определить основателя «башкирской» ветви династии Алмаевых – Абдулнасыра Алмаева. Как видно из ревизской сказки 1834 года, он родился в 1769 (1770) году. Старейшего представителя рода Алмаевых можно считать, по меркам того времени, долгожителем. Абдулнасыр являлся современником Екатерины II, Павла I, Александра I и Николая I.
Согласно архивным источникам, у Абдулнасыра было четыре жены – Хабиба, Зульхиз, Тазинша, Хабикамал. Жены отличались более молодым возрастом. Они были младше Абдулнасыра на 6, 9, 22 и 34 года. От нескольких браков родилось семнадцать детей. На свет появилось девять дочерей: Гульстан (1798 г. р.), Хайриниса (1801 г.р.), Кайдафа (1811 г.р.), Шарифа (1818 г.р.), Хумуниса (1818 г.р.), Газаниса (1821 г.р), Садиха (1822 г.р.), Хуснурай (1823 г.р.), Маргыз (1831 г.р.) Долгожданными были и восемь сыновей: Абдулзепар (1798 г.р.), Абдулхабар (1804 г.р.), Габдулгани (1807 г.р.), Абдулвали (1812 г.р.), Гиблулзагир (1813 г.р.), Гибдулкабир (1815 г.р.), Гали (1824 г.р.), Исхак (1829 г.р.).
Воспроизведение всей родословной Абдулнасыра Алмаева пока не возможно из-за отсутствия данных всех ревизий XIX века. Кроме того, существует проблема с определением линии непосредственных потомков по мужской линии, связанных с моим дедом – Гумером Мухаметхазиевичем Алмаевым (15 марта 1884 г.р.).
Достоинством старых мусульманских имен является их полновесность. Значительная их часть состоит из двух компонентов. Наиболее подходящими считались имена, включавшие в себя религиозные понятия и символизировавшие великое предназначение простого человека. Так, имя Абдулнасыр переводится с арабского на русский язык как «помощник, защитник, раб Аллаха». Не менее весомый религиозный смысл несут имена отца и бабушки автора данной публикации. Имя Закирьян, именно так оно значится в метрической книге мечети деревни Кашкалаши Сафаровской волости Уфимского уезда [3], переводится как «человек, воздавший хвалу Богу». Состоит из двух частей: арабского имени Закир, означающего «помнить», «прославлять Бога», и персидского компонента «январь» – «душа человека». Имя бабушки Фатима означает дочь пророка Мухаммеда.
Значительную помощь в определении ближайших и дальних родственников – представителей поколения конца XIX – начала XX века оказала Мафруза Гумеровна Кузеева. От представителей старшего поколения ей удалось сохранить «генеалогическую схему» рода Рахманкуловых. Согласно этому генеалогическому древу, ее дед по линии матери Могалим Рахманкулов был женат на сестрах Минникамал и Гайникамал, чья девичья фамилия была Алмаевы. По рассказам матери, Мафрузы Кузеевой, Минникамал умирает в тридцать два года года и Могалим женится на семнадцатилетней Гайникамал. Версию о том, что их мать носила в девичестве фамилию Алмаева и переехали они в село Салихово Чишминского района из Кашкалашей, подтвердила в беседе со мной и дочь Гайникамал и Могаллима Фаузия Рахманкулова.
Из рода Кузеевых-Рахманкуловых вышли яркие представители отечественной науки, организаторы образования, видные государственные деятели страны. Махмут Рахманкулов занимал должность первого заместителя председателя Совета по делам религий при Совете министров СССР. Имена братьев Рустема и Раиля Кузеевых, видных деятелей науки и образования второй половины ХХ века, широко известны за пределами республики. Безусловно, дальнее родство с этими людьми не может не вызывать у меня чувства гордости.
Возвращаясь к теме генеалогических связей рода Алмаевых, следует еще раз выделить деревню Кашкалаши Уфимского уезда, ныне Благоварского района. Данное село стало местом компактного проживания Алмаевых на территории Башкирии. Среди Алмаевых, уроженцев Кашкалашей, немало представителей «массовых профессий». Это подлинные созидатели национального богатства страны. Особенно известны Гата Нуруллович (1909–1984 гг.) и Равиль Асхатович (1938 г.р.) Алмаевы. Гата Алмаев в 1944–1948 и 1951–1964 гг. занимал должность главного редактора газеты «Кызыл Тан». Выходец из Кашкалашей дважды избирался депутатом Верховного Совета БАССР пятого и шестого созывов. Один из ведущих журналистов республики, активно решал социальные проблемы региона и заслужил уважение и авторитет соотечественников.
Инициативностью, открытостью и интеллигентностью отличается ныне здравствующий профессор Башкирского государственного аграрного университета, кандидат технических наук Равиль Алмаев. Ученый-практик, награжденный нагрудным знаком «Изобретатель СССР», имеет 33 авторских свидетельства на изобретения. Много лет работал деканом факультета гидромелиорации и лесного хозяйства, затем – деканом факультета природообустройства и заведующим кафедрой гидравлики и графики и сегодня продолжает передавать свои знания студентам.
Кашкалинский период присутствует и в биографии моего отца, Закирьяна (Закира) Гумеровича Алмаева (1914–1970). Его детские годы пришлись на время революций и гражданской войны. Судьба моего деда Гумера Мухаметхазиевича по архивным документам пока не прослеживается. Двух сыновей – Закира и Салихжана (1913–1941) воспитала моя бабушка Фатыма Гиндулловна (1891–1976 гг.). Салихжан Алмаев погиб в начале Великой Отечественной войны.
Судя по архивным документам, Алмаевы до революции занималась торговлей. В годы новой экономической политики семья относилась к категории крестьян-середняков. Алмаева Фатыма и ее сыновья имели посев 4,35 дес., держали лошадь, корову и мелкий скот. До 1927 года бабушка владела мануфактурной торговлей по патенту III разряда. В 1930 году постановлением правительственной комиссии по Кашкалинскому сельсовету Уфимского района БАССР Ф.Г. Алмаеву раскулачили, то есть лишили всего имущества.
В сложное для семьи время коллективизации бабушка вместе с сыновьями Закиром и Салихжаном была вынуждена бежать из Кашкалашей в Уфу. В городе, возможно, желая избежать репрессий и спасти детей, она вновь вышла замуж и получила новую фамилию – Мамаева.
Переехав в столицу, Закир Алмаев стал оперным певцом. Пение стало делом его жизни. Причем случилось это совершенно случайно, по воле судьбы. По воспоминаниям его друга заслуженного артиста БАССР Самуила Григорьевича Русинова, «…в голодные 1930 годы Закир работал поваром треста столовых. Ему приходилось плавать от треста и на пароходах. После очередной летней навигации будущий хорист сильно заболел. Медицинское обследование выявило болезнь легких. Полезными для выздоровления могли стать лечение кумысом или пением. Это привело его в 1938 году в театральную студию хормейстера Тихомирова, располагающуюся в саду им. А.В. Луначарского».
Так ударник труда Уфимского треста общественного питания связал свое будущее с искусством. Отец, видимо, и не предполагал, что ему придется стоять у истоков создания Башкирского государственного театра оперы и балета, принявшего первых зрителей в декабре 1938 года. Ведь через несколько десятков лет Закира Алмаева будут называть старейшим артистом ведущего театра столицы Башкирии.
К этому времени республика получила первых выпускников башкирского отделения при Московской государственной консерватории – композитора Хусаина Ахметова, оперных певцов Магафура Хисматуллина, Бану Валееву, Хабира Галимова. Ульяну Калинину-Сыртланову, Габдрахмана Хабибуллина, Зайтуну Ильбаеву, Вали Галкина, Шагида Валиахметова.
Однако большая часть артистов нового театра не имела специального музыкального образования. Это была талантливая городская и сельская молодежь. Работа артиста давала твердый заработок и уверенность в завтрашнем дне. За пение одной партии платили 40 рублей. Для молодых певцов организовывались курсы, на которых преподавалось сольфеджио и другие музыкальные дисциплины. Видимо, благодаря таким занятиям и природным данным, мой отец научился хорошо играть на аккордеоне. По воспоминаниям современников, Закир Алмаев обладал звонким и мягким голосом оперного тенора. Еще в годы войны исполнял маленькие партии в операх П.И. Чайковского: Чаплицкого в «Пиковой даме», Запевалы в «Евгении Онегине», Гришки в либретто «Дубровский». Участвовал в балетных спектаклях «Красный мак», «Салават Юлаев».
В разгар Великой Отечественной войны, 15 марта 1943 года, мой отец исполнил одну из ведущих партий в опере «За Родину», которая была написана украинским композитором Филиппом Козицкими драматургом Хабибуллой Ибрагимовым на либретто Сайфи Кудаша. В марте 1944 года Закир Алмаев участвовал в премьере первого башкирского балета «Журавлиная песнь».
В годы войны целиком и полностью использовался духовные потенциал театральных коллективов, работающих в республике. Репертуар Башкирского государственного театра оперы и балета служил главной цели – отстоять свободу и независимость Родины. Недаром среди награжденных в 1946 году медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» деятелей науки, техники, искусства и литературы Башкирской АССР был и Закир Гумерович Алмаев.
Важную роль в формировании Закира Алмаева как оперного певца и в целом артиста ведущего театра Уфы и республики сыграли его коллеги. Среди них было много выдающихся, ярких представителей культуры республики и страны: солисты оперы старшего поколения, народные артисты России Габдрахман Хабибуллин, Бану Валеева, Магафур Хисматуллин, Магафура Салигаскарова, знаменитые башкирские танцовщики Хашим Мустаев, Рудольф Нуреев, Файзи Саттаров, артистки балета Зайтуна Насретдинова, Гузель Сулейманова, Фердаус Нафикова.
В 1955 году вместе с уфимской труппой театра мой отец принимал участие в декаде Башкирского искусства и литературы в Москве. Благодаря активной жизненной позиции, личным качествам Закир Алмаев был рекомендован и вступил в члены КПСС. Входил в профсоюзную организацию Башкирского государственного театра оперы и балета. Старейший хорист театра выступал в оперных спектаклях классического и современного репертуара. За успешную работу в области искусства был удостоен еще одной медали «За трудовое отличие». Несмотря на неизлечимую болезнь печени, отец до конца жизни выезжал на гастроли. По словам моей матери, Таскиры Минниахметовны, все 56 лет он сохранял светлую ауру, всегда оставался добрым и жизнерадостным человеком, стремящимся приносить добро людям.
История любой семьи – это наше бесценное достояние, на котором мы должны воспитывать молодое поколение. Изучение деятельности «маленьких людей» на конкретных примерах разных поколений родственников способствует созданию целостного представления об особенностях отечественной истории. Их имена возвращаются к нам как символы исторической памяти.
Из архива: апрель 2015г.