Все новости
По страницам былого
23 Сентября 2020, 16:02

Мавлида Якупова. «Далеко, далеко в сорок пятом водрузили вы знамя своё…». 10 историй о подвигах воинов из Башкортостана

Мавлида Якупова«Далеко, далеко в сорок пятом водрузили вы знамя своё!»10 историй о подвигах воинов из Башкортостана Продолжение. Начало в № 6.

Мавлида Якупова
«Далеко, далеко в сорок пятом водрузили вы знамя своё!»
10 историй о подвигах воинов из Башкортостана
Продолжение. Начало в № 6.
* * *
Продолжаем публиковать истории, собранные в рамках акции Центризбиркома Башкортостана под названием «Нам нужна одна победа, одна на всех – мы за ценой не постоим…».
Девочка ищет отца
Тагир Зарипов, племянник заместителя председателя участковой избирательной комиссии № 2209 Калтасинского района Инессы Минуллиной.
Дети войны... Они повзрослели рано – уже в 10-12 лет работали на полях и заводах. Взамен ушедших на фронт отцов и братьев вставали за станки, садились на трактора, сеяли, пахали, убирали урожай. Зарипова Салима Шакирьяновна – одна из них. Родилась в 1929 году в деревне Исанбаево Янаульского района. Когда началась война, ей было 12 лет. Она рассказывала, как отправляли на фронт зерно, лошадей, одежду, не оставляя себе ничего. И эти дети, голодные, раздетые, пахали землю на быках, выкапывали по весне оставшуюся с осени картошку, порой гнилую, сушили, мололи и ели…
В семье, где жила Салима, моя бабушка, было еще трое детей – три мальчика мал мала меньше. Отца, Музипова Зарифа Зариповича, забрали на фронт. Жизнь семьи стала еще тяжелее, когда в декабре 1941 года умерла корова. Дети остались без молока. Нищета и голод, болезни и вши стали хозяевами и без того убогих деревень. Многие недоедали, умирали с голоду. Бабушка вспоминала, как они, дети, возвращались однажды с поля и увидели сидевшую на обочине дороги девочку лет пятнадцати. Звали ее Зыяда. Она была до того истощена, что не могла ходить. Ее волосы были коротко пострижены, по голове и лицу ползали крупные белые вши. Она протягивала руки, просила есть, но и у тех, у кого она просила, ничего не было…
Все жили надеждой и верой в то, что победим, что наши вернутся. Каждый день в деревню приходили похоронки. Горе было почти в каждой семье. Бабушка рассказывала, как однажды к ним зашла соседка и сказала, что в соседнем районе вернулся солдат с войны, который видел отца бабушки. И бабушка пешком отправилась к нему. Она прошла пятьдесят километров, нашла этого солдата, но все оказалось напрасным. Он не видел и не знал ее отца. Что может сравниться с болью и разбитой надеждой ребенка?! Вскоре к ним пришло письмо с военной части, где служил ее отец. Он пропал без вести. До конца войны вся семья ждала, что он вернется. Но он так и не пришел… Семьдесят пять лет, как закончилась война. Мы победили в этой войне.
И вырезал на Рейхстаге финкой свою фамилию – «МОГИЛА»
Вера Кояшова, заместитель председателя УИК № 1741 Давлекановского района, считает счастливой свою прабабушку Прасковью Могилу, ведь та проводила на войну пятерых сыновей и мужа, и с войны вернулись все. Раненые, контуженные, покалеченные, но главное – живые.
Супруг прабабушки, Мефодий Григорьевич, пережил и Гражданскую, и Великую Отечественную войну. Сын Григорий родился в 1912 году, с войны вернулся сержантом в 1942 году после серьезного ранения. Сын Алексей родился в 1917 году, демобилизовался в 1945 году в звании сержанта. Сын Василий, 1920 года рождения, рядовой, уволен в запас в связи с ранением в 1942 году. Сын Яков, 1925 года рождения, вернулся с войны младшим лейтенантом в 1945 году, уволен в запас в 1950 году. Сын Павел, 1927 года рождения, рядовой, мобилизован в 1946 году.
Об одном из ее сыновей, Якове Мефодьевиче Могиле, моём двоюродном дедушке, я хочу рассказать. Родился он в деревне Сидоровке Давлекановского района БАССР 20 августа 1925 года в большой крестьянской семье, в которой было семь детей. Учился в Поляковской школе, окончил семь классов. В 1943 году восемнадцатилетним юношей ушел на фронт – в разведывательный взвод. Спустя два месяца Яков Мефодьевич принял командование взвода на себя, так как командира убили. Говорили: «Коммунист капитан Яков не подведет».
Отчаянный командир разведывательной роты никогда не возвращался, не выполнив задания. Сутками мог лежать на морозе, на холодной земле, выслеживая противника. Несколько раз был ранен, контужен, но всегда возвращался в строй. Его мама, Прасковья Сергеевна, трижды получала похоронки, но она не верила, ходила в церковь, ставила свечи, молилась. Когда закончилась война, Яков Мефодьевич вырезал на Рейхстаге финкой свою фамилию – Могила (в журнале «ОГОНЕК» за 1971 год на обложке была напечатана его фотография).
Когда возвращались с победой через Западную Украину, бендеровцы заминировали дорогу, и после взрыва мины раненого Якова Мефодьевича засыпало землей. Он чудом остался в живых. Наши войска уходили, подбирая раненых, закапывая мертвых, а поисковая собака учуяла под землей живого человека, стала лаять, рыть землю лапами. Таким образом нашли Якова Мефодьевича и отправили в госпиталь. Контуженный, глухонемой, в звании младшего лейтенанта, он вернулся в 1945 году с фронта в родную деревню.
Сельское хозяйство нужно было восстанавливать. Якова Мефодьевича назначили лесником, он привозил из леса кустарники, делал с бригадиром посадки – ограждения для полей от ветра. Работа в лесу, в поле, на тихом свежем воздухе восстановила здоровье. Пошёл учиться в школу механизации, после окончания работал на разных участках: был трактористом, бригадиром, зам. председателя колхоза. Яков Мефодьевич работал в колхозе «Новая жизнь» до 1976 года.
Потом дочь Валентина получила квартиру и забрала родителей в Уфу, где он работал лифтером жилого дома в Черниковке, но боевые ранения не дали долго жить…Инвалид второй группы Яков Мефодьевич Могила прожил всего 62 года – 19 июня 1987 года он умер.
(Продолжение в следующем номере)
Читайте нас: