Седой, овеянный легендами и народными преданиями Урал-батюшка — уникальное геологическое сокровище мира. Он крепко хранит многие сокровенные тайны, открывая их лишь самым преданным и надежным.
Здесь и скалы, изрезанные морщинами старины, и каньоны рек, уходящие в поднебесье отвесными орлиными кручами. Провалы пещер, манящие в таинственные глубины подземного мира. И, наконец, постоянно шумящие, низвергающие вниз свои бесконечные струи красавцы водопады! Один из них — водопад Кук-караук — расположен неподалеку от Стерлитамака и Ишимбая, вблизи старого села Макарово.
Еще великий М. В. Ломоносов самолично составил проект комплексных академических экспедиций, которые начали свою деятельность в 1768 году. Оренбургская экспедиция под начальством Ивана Лепехина и Петра Симона Палласа покрыла Приуралье сетью исследовательских маршрутов и собрала весьма разносторонние сведения о нем. Маршруты коснулись стерлитамакской и ишимбайской земли.
Тогда были уточнены направления хребтов, даны им довольно точные характеристики, описаны речные долины, реки и озера, карстовые явления. Собранные сведения существенно обогатили географическую науку России.
С тех времен, когда вышли в свет научные труды этих географов, прошло немало лет. Но на материалы экспедиций, собранные в 60‑80 годы XVIII века, до сих пор ссылаются многие ученые-географы всего мира.
Карстующиеся горные породы в Башкортостане — дело обычное. Они представлены в основном легко растворимыми водой породами — известняками и гипсами. Именно в них и образованы карстовые провалы, воронки, шахты и колодцы. Поноры с исчезающими ручьями, речками или их частями, как бы играющими в прятки в образуемых водой лабиринтах пещерных ходов.
Слово «карст» — немецкого происхождения. Понятия же карстовых явлений, вошедших в научный и повседневный лексикон, связаны с названием плато, находящимся на северо-западе Югославии. Именно там в полном классическом объеме проявлены и научно описаны все типичные формы карстового рельефа.
Не обошли карстовые явления и округу города Стерлитамака. Да как же обойдешь, когда земля, по которой мы ходим, была некогда морским дном. А раз так, то осадки в виде скелетов умерших морских животных, раковин моллюсков, песка и ила, принесенные ветрами или впадающими в море реками, откладывались на его дне веками, образуя все более толстый, мощный слой осадочных пород.
Коль море это было теплым, то в нем развивались те представители морской фауны, которые в настоящее время можно встретить лишь в тропических морях Австралии и Океании. Некоторые их виды, как кораллы, по сей день развиваются там, образуя острова и коралловые рифы — реальную опасность для плавания морских судов.
Поселяясь и размножаясь на морском мелководье, кораллы устраивают там удобные жилища, используя для сооружения своих «хижин» «подручный материал» — морскую воду с растворенными в ней углекислым кальцием, солями и минералами. И так из года в год, из века в век растут их коралловые «домики» вверх, к самой поверхности моря, создавая коралловые рифы или острова-атоллы.
На склонах образованных островов и рифов находят себе приют другие живые организмы, а на вершинах поселяются различные растения, семена или плоды которых занесло сюда морским течением.
Так было когда-то и здесь, где неподалеку друг от друга стоят города Стерлитамак и Ишимбай. А эти прекрасные по своей необычности одиночные горы-шиханы и есть не что иное, как вершины некогда существовавших здесь коралловых островов, подошвенные части которых скрыты от людских глаз глубоко под землей. Но именно от глаз, а не от человеческого разума, который смог разгадать эту загадку природы и использовать ее в дальнейшем для своей пользы.
Там, на глубине нескольких сот метров, скрыты и другие «тайны» — залежи солей. Они остались как память о некогда бушевавшем здесь море, схоронясь от белого света в расщелинах и понижениях дна. Воды моря, плескавшиеся здесь в палеозойскую эру, «скатились» в Мировой океан, а часть их осталась. Как известно, вода испаряется, оставляя после себя растворенные в ней минеральные соли. Так случилось и здесь: воды нет, а мощные слои соли после ее испарения остались, и затем были упрятаны под толстыми слоями разрушенных горных пород. Теперь для их добычи и дальнейшего использования надо лишь обнаружить эти соляные кладовые — линзы или пласты, пробурить к ним ходы-скважины. Затем закачать через них воду, а полученный концентрированный рассол откачать через другие скважины наверх. Вот какая окаменевшая кладовая, как память о теплых морских лагунах, покрывавших нынешние шиханы в палеозойскую эру, скрыта вблизи города Стерлитамака.
Для большинства людей, не связанных с географией, геологией или биологией, название эры, т.е. времени, геологического возраста, в котором происходили процессы накопления осадочных пород, естественно, непонятно. А возраст стерлитамакских шиханов очень велик.
Как утверждают геологи, палеозойская эра началась 570 миллионов лет тому назад и длилась 340‑350 миллионов лет. Это огромное по продолжительности время делилось на 6 геологических систем-периодов. Каждая из них имела свои характерные особенности: возраст, формирование рельефа в той или иной части планеты, климат, а также свой животный и растительный мир. Но все живое не вечно. Изучением проявлений жизни в геологическом прошлом Земли занимается наука палеонтология. Вот благодаря этому учению геологи и выяснили, что шиханы сложены кораллами, остатками моллюсков и скелетами других морских животных, обитавшими не просто в палеозойскую эру, а в ее более поздний — пермский — период. Именно тогда в здешних местах и плескались воды теплых мелководных морских лагун.
ЛЕГЕНДА СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ
Неподалеку от каменной громады величественной горы Южного Урала Иремель берет свое начало река Агидель. За цвет ее воды, содержащей в себе растворенный известняк, называют ее рекой Белой. Своеобразная красота этой реки воспета многими писателями и поэтами. О ней сложено немало песен, сказаний и легенд. Не мудрено, что она, входя по своей длине в число тридцати крупнейших рек России, приютила на своих берегах более половины городов Башкортостана. Одним из них она дала свое имя, другим помогла сберечь названия сел и деревень — как память о тех людях, которые впервые поселились здесь и освоили ее благодатные берега.
Река издавна дает приют и пропитание всем, кто с уважением относится к ней. Хранит чистоту ее вод и берегов, охраняет леса и то, чем так щедро наградила природа наш благословенный башкирский край: пещеры в соколиных береговых утесах, ялани с покосами на выровненных вершинах гор, непроходимую урему вдоль ручьев и малых речек, без устали питающих главную реку Южного Урала — Агидель!
Со слов коренного жителя Стерлитамака Л. Исаева была записана легенда о происхождении реки Белой и о том, какую роль сыграла одна из гор-одиночек в ее жизни. А было это так.
…У седого Урала имелась дочь — красавица Агидель. Не речкой она была тогда, а девушкой. Все джигиты влюблялись в нее с первого взгляда, но ни один из них не мог завоевать ее ответную любовь. Больше всего на свете ценила Агидель свободу и поклялась никому не отдавать своего сердца, покуда существуют на свете горе и страдание.
Прослышал о девушке молодой Ашак, сын правителя всего края. Оседлал лучшего коня и примчался в аул, где жила Агидель. Красив был Ашак: чернобров, черноус и сверкал белозубой улыбкой. Оружие у него было отделано серебром, а на плече сидел, вцепившись крепко когтями, охотничий сокол.
И смутилась красавица Агидель, увидев статного парня. А он высокомерно улыбнулся. Ашак привык к тому, что все подчинялись его воле. Нравом он был хитер, коварен и жесток, за что народ прозвал его Ашаке, что значит гадкий, отвратительный, и в груди у него вместо сердца был камень.
Джигиты аула, где жила Агидель, бросали недобрые, враждебные взгляды, но страх перед сыном правителя края останавливал их. Лишь один из парней, самый смелый, самый влюбленный, вступил с Ашаком в поединок, хотя и был безоружным. Но не поддержали друзья отчаянного джигита. Безжалостно расправился с ним молодой Ашак. Он набросил на него аркан и, красуясь на коне, протащил несчастного по уличной пыли. Видела это Агидель, и в ее сердце вспыхнула ненависть к злому, заносчивому красавцу.
— Не приходи больше, — сказала она Ашаку. — Ты приносишь людям горе, я не могу быть с тобой счастливой.
— Какое нам дело до людей? — ответил Ашак. — Я увезу тебя, будешь ходить в шелках и золоте, и дом наш будет полной чашей.
— Нет, — упрямо молвила девушка. — Счастье двоих возможно только тогда, когда счастливы все люди, весь народ.
— А-ха-ха! — засмеялся Ашак. — Все равно будет так, как я хочу.
Неожиданно, лихо свистнув, он перекинул Агидель через луку седла и помчался во весь опор к своему шатру.
Но Агидель сумела вырваться из его крепких рук, спрыгнула на землю и побежала. За спиной бешено стучали копыта коня, белые хлопья пены слетали с его морды, но Агидель увертывалась то вправо, то влево, не даваясь преследователю. Долго, долго бежала от Ашака Агидель.
После сумасшедшей скачки конь забежал вперед, вдруг захрипел и со стоном пал, загородив дорогу Агидели. Ашак торжествовал победу. Тогда Агидель в отчаянии закричала:
— Отец, спаси меня!
— Никто не придет тебе на помощь, — зло усмехнулся Ашак. — А вот за любимого коня ты у меня получишь!
И он хлестнул девушку камчой.
Но грозно встал вдали старик Урал. Сдвинул седые брови, закряхтел сердито. И превратилась Агидель в светлую речку.
Побежал Ашак за ней, да никак не мог удержать ее, она выскальзывала из пальцев. Тогда он упал на ее пути, надеясь собой перегородить дорогу. Обогнула его и протекла мимо него прекрасная Агидель.
В сердцах Ашак сорвал с плеча сокола и бросил его вдогонку девушке, обернувшейся речкой. Сокол раскинул крылья на пути Агидели, только и это не помогло.
— Вернись, Агидель! — закричал в тоске Ашак.
Он вдруг понял, что не сможет без нее жить. Агидель, не слушаясь, бежала дальше.
Тогда Ашак вырвал из груди свое каменное сердце и бросил его под ноги Агидели. На миг остановилась Агидель, прикоснулась к сердцу, обежала его вокруг, да уже не могла остановиться. Ведь она навсегда стала речкой.
Унеслась, уплыла она к старшей сестре Каме, а та отвела ее к матери Волге.
И стоят с тех пор на том месте, где Ашак хотел остановить Агидель, четыре шихана: Юрак-тау, что означает Сердце-гора, Куш-тау — Птица-гора, Шах-тау, которую в старину называли Ашак-тау, и одинокий шихан, похожий на задранную морду коня, и гору ту народ прозвал Тра-тау.
Толкование этому названию, как указывает писатель Рим Ахмедов, но не по легенде, все-таки можно найти.
До принятия мусульманства башкиры были язычниками и поклонялись божеству Тору. Еще два-три столетия назад сохранялся у них древний обычай поклонения Тору, когда на священное дерево вешали различные предметы и лоскуты материи. На горе Тора-тау, так она называлась тогда, проводились большие народные празднества, устраивались игрища и танцы. Имеется даже река Тор, впадающая в Нугуш.
Мне и моим друзьям-туристам не раз приходилось путешествовать по Алтаю и Саянам. Там я сам видел, например, перед подходом к вулкану Кропоткина, тропу, стороны которой были сплошь отмечены разноцветными лоскутами материи, вырезанными из дерева идолами, божками-талисманами. Тувинцы и буряты, как в стародавние времена башкиры, до сих пор поклоняются божеству Тору.
Горы-одиночки, называемые шиханами, овеянные легендами старины глубокой, — наше геологическое достояние, созданное природой миллионы лет тому назад. Если попросту ответить на вопрос, что они из себя представляют, то ответ будет одновременно и оригинален, и прозаичен. Их можно назвать коралловыми рифами или островами, но расположенными не где-то в теплых морских пучинах, а на суше, у нас, под Стерлитамаком. А это уже уникальное явление, редко встречающееся на нашей планете. Они — единственные на земном шаре геологические образования, которые сложены белыми массивными органогенными известняками. Имеют многочисленные окаменевшие остатки разнообразной и характерной для раннепермских рифов морской фауны.
Обычному человеку, не сведущему в геологическом летоисчислении, для простоты объяснения можно сказать так. Эти известняки образованы остатками скелетов разнообразных морских животных и раковин, которые были построены из поглощенной морской воды и углекислого кальция. Спустя миллионы лет эти творения в виде шиханов, сложенных чистейшими известняками, стали служить сырьем для развития различных отраслей промышленности города Стерлитамака.
СТЕРЛИТАМАК
Среди 21 города Башкортостана Стерлитамак занимает не просто достойное, а особое место. И связанно это не только со становлением и развитием нефтяной и нефтехимической промышленности республики, но и с ее историей.
Название города Стерлитамак в переводе с башкирского языка на русский означает «горло (устье) Стерли». То есть место впадения реки Стерли в Белую, левым притоком которой она является.
Это второй по численности населения и индустриальной мощи город Башкортостана. Расположен он на юге республики, на левом берегу Белой, в 130 км от Уфы. В городе проживает около 270 тысяч тружеников самых различных профессий. Раскинулся он более чем на 10 тысячах квадратных километрах.
Если спросить людей, побывавших недавно в нем, чем особенным запомнился им город, то все без исключения ответят: чистотой улиц и дворов, возведенной администрацией города в настоящий культ! В подтексте же следует читать: культурой горожан, называющих себя стерлитамакцами. Их отношением не просто к городу, а к самим себе. А это говорит о многом!
Откуда бы мы ни подъезжали к городу, еще издали перед нами открывается цепь гор-одиночек, именуемых шиханами. Горы эти придают окрестному пейзажу суровое своеобразие и красоту.
Для нас, жителей Башкортостана, привычны их башкирские названия. Но особое место среди них принадлежит горе Шах-тау, к сожалению, «съеденной» ковшами экскаваторов при добыче там известняков, используемых при производстве соды.
Есть немалые основания предполагать, что склоны горы Тура-тау и район современного Стерлитамака с прилегающими к ним бывшими привольными пастбищами были некогда удобными водопоями с живописным природным окружением для «временных селений» — джейляу: летовок и зимовок.
Это предположение подтверждается еще и тем, что «близ горы Тура-тау видны остатки земляного вала, что доказывает, что здешняя местность была когда-то обитаема», о чем писали В. А. Новиков и Н. А. Гурвич в Памятной книжке Уфимской губернии в 1878 году.
Помимо того, вполне возможно, что район Стерлитамака являлся традиционным местом, где в определенное время года происходили встречи кочующих племен с целью товарообмена.
По преданию, гора Тура-тау свое название получила от имени ногайского феодала — Тура-хана, который жил здесь после того, как сбежал из-под Уфы, услышав о взятии города Казани.
Это предание донесло до нас тусклые сведения о событиях давно минувших дней, середины XVI века. Того времени, когда башкирский народ добровольно присоединился к Московскому государству, положившему конец владычеству ногайских ханов.
Стерлитамак в 1920‑1922 годах являлся столицей БАССР, «отобрав» лавры столичного первенства у села Темясово, что в Баймакском районе, где 23 февраля 1919 года была провозглашена Башкирская автономия. Так что свою «столичную обкатку» современная столица Уфа прошла через судьбы этих двух, ранее столичных, первенцев.
Стерлитамак, возникший в 1766 году как соляная пристань, дал название и одному из семи уфимских холмов: Усольской горе, называемой уфимскими старожилами еще и как гора Шихан. Вполне вероятно, что свое название этот холм получил от солеварен, располагавшихся в те времена в его подошвенной части. А соль сюда доставлялась барками из Стерлитамака.
В переводе с башкирского языка на русский слово «шихан» означает «холм», что вполне соответствует истине.
Наверное, представляет интерес и тот факт, что известный башкирский писатель Гали Ибрагимов, родившийся в Стерлитамаке, установил под Уфой историческое место старинных «съездов» башкир, предшественников современных курултаев. Происходили они на горе Каракэшэ, называемой ныне Чесноковской горой. В те времена там мирным путем решались все спорные вопросы, касающиеся разделения пастбищ, угона скота, других накопившихся житейских проблем. Об этом факте и поведал Гали Ибрагимов в своем романе «Кинзя», посвященном участию башкир в Крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева и Салавата Юлаева.
Как уже говорилось, Стерлитамак как соляная пристань был основан в 1766 году. Доставляли сюда соль из Илецка, а уж потом сплавляли ее на баржах вниз по течению рек. Вначале по Белой и Каме, а далее бурлачили вверх по Волге в центральные районы России. До сих пор эту соль из Оренбургских соляных копей, давших жизнь городу Соль-Илецку, потребляют все жители Башкортостана.
О пищевой соли и к поговорке — без хлеба не сытно, а без соли не вкусно — мы давно привыкли. Действительно, соль для нас является незаменимым и необходимым для жизни продуктом.
Однажды я с друзьями путешествовал по Восточному Саяну и попал в неприятную историю: во время переправы вброд через бурную речку упал в нее вместе с рюкзаком один из наших товарищей. Все бы ничего, да вот беда: в те времена, по малоопытности, мы лишь в его рюкзак положили всю взятую на продолжительный и сложный поход соль. Результатом этого «эксперимента» стало то, что вся соль в рюкзаке размокла и растворилась. История наша поучительна. Тяжко пришлось нам уже через три-четыре дня: мы шли таежной глухоманью, физическая нагрузка была сильнейшая, и даже наш пот стал пресным. У некоторых повысилась температура. Нарушился водно-солевой режим. Дневные переходы стали короче, а привалы длиннее. Выручило нас охотничье зимовье, устроенное по всем правилам: растопка к печке-буржуйке, сухари, подвешенные от мышей под притолокой незамысловатой избы, но главное — большой ком каменной соли в углу, приготовленный незнакомыми охотниками для засолки мяса. Трудно поверить, но мы несколько дней кряду пили чай не с сахаром, а с солью. Вкуснее ее в то время для нас ничего не было. Взамен взятой нами соли мы оставили сахар, шоколад, сухофрукты и записку с нашей превеликой благодарностью.
С самых давних времен соль ценилась человеком дороже любого камня-самоцвета. Без драгоценной безделушки прожить можно, а без соли — нет. И плитка соли считалась настоящей драгоценностью. Из каменной соли делали даже монеты. В Китае, например, и в некоторых странах Африки плитки соли ходили как деньги. Ими можно было расплачиваться за любые ценные товары. Да и поныне в некоторых странах существуют деньги в виде кусочков соли. Воины Древнего Рима после утомительных походов и кровопролитных сражений тоже получали соляное жалованье.
В народе существует поговорка: «Несолоно хлебавши». А дело в том, что даже на званых праздничных пирах соль подносили только почетным гостям. А гости попроще так и уходили — «несолоно хлебавши», т.е. не отведав соли.
Есть сведения о том, что до создания Стерлитамакской пристани здесь, между реками Стерля и Ашкадар, существовала почтовая станция, или ям, и там находилось небольшое селение, называемое Стерлитамакским ямом. В те времена доставка соли на пристань производилась гужевым транспортом и преимущественно по санному пути. Запасы же привезенной соли, накопившиеся за зиму, отправлялись по Белой, главным образом в весеннее половодье.
Кроме того, для строительства судов нужна была солидная верфь, а для распилки бревен на доски — лесопилка с водяным приводом. Но так как возведение плотины на реке Белой в то время было делом неосуществимым, то для строительства пристани, а затем и последующего населенного пункта нужно было найти рядом подходящее место. Да такое, которое примыкало бы непосредственно к берегу реки, по которой молевым сплавом поступал бы сюда лес, в основном с ее верховьев, а потом могли отправляться вниз построенные здесь суда, груженные солью. Ко всему прочему, это место должно было находиться вблизи устья другой реки, на которой можно было бы построить плотину для лесопилки. И такое место было найдено у устья реки Ашкадар.
Здесь на удобной площадке стали строиться соляные склады и жилые помещения пристани. К тому же, на Ашкадаре можно было создать пруд, а на его берегу уже находился населенный пункт, и, следовательно, была рабочая сила. Ко всему прочему, здесь скрещивались сухопутные дороги, придающие новому поселению значение узла экономических связей района. Все это вкупе и определило современное местонахождение Стерлитамака.
Соль, спички, дрова и сено долгое время были первой необходимостью для населения. Они всегда пользовались спросом. Поэтому количество отправляемой из Стерлитамака соли для того времени было весьма значительным и достигало двух миллионов пудов в год. Для отправки ее ежегодно строилось около 40‑50 крупных барок.
Для постройки самих судов ниже Ашкадарской плотины была создана верфь. Нужный для этого лес поступал сплавом с верховьев рек Белой и Ашкадара. Лесопилка, приводимая в действие водой, была совмещена с мельницей для помола зерна.
Первоначально строения пристани были расположены непосредственно у плотины. Здесь же располагались жилые помещения, мельничная контора, хлебные магазины, припасные амбары, пороховой погреб, сарай для поклажи леса и ряд других построек.
Для перевозки соли из Илецка сюда, на пристань, ежегодно съезжалось население округи с лошадьми для отбывания установленной для них людской и гужевой повинности.
Помимо наличия судоходной реки, город располагал и другими благоприятными предпосылками транспортного характера. Здесь скрещивались такие важные транзитные пути, как дороги Уфа‑Оренбург и Белебей‑Белорецк, которые связывали Башкирию с югом и западную часть края с горнозаводским Уралом и Зауральем. Благодаря этому уже с первых лет своего существования торговля стала занимать значительное место в хозяйственной жизни города. Например, к концу XVIII века из общего числа жителей города до 40% составляли купцы и их семьи.
Через 15 лет после своего основания город приобрел административное значение. В 1791 году Стерлитамак становится центром одноименного уезда и остается им вплоть до 1917 года.
Долгое время город имел небольшие производства. Среди них выделялись мукомольная мельница и спиртоводочный завод. Были и мелкие предприятия, работающие на дешевом местном сырье: салотопное, мыловаренное, овчинно-шубное и пимокатное. Выпускаемая ими продукция в основном шла на потребление местным населением — городским и сельским.
Первые три десятилетия после своего возникновения Стерлитамак застраивался без какого-либо плана. Все кварталы имели неправильную форму, небольшие размеры и разбивались стихийно. В основном застраивалась правобережная часть реки Ашкадар. На левом же берегу находились лишь несколько небольших жилых кварталов.
В начале XIX века губернский землемер Тимофей Афанасьев произвел топографическую съемку местности и составил план, на основе которого и стала осуществляться дальнейшая застройка города. В нем предусматривалось строгое прямоугольное построение улиц с вытянутыми с юго-востока на северо-запад жилыми кварталами. Для въезда в город и выезда из него были предусмотрены трое ворот с караульными будками, расположенными со стороны города, и кузницами за городом. Через реки Ашкадар и Стерля было построено по два моста. В центре города, неподалеку друг от друга, были запроектированы две площади. Одна из них существует и ныне. Это городская площадь. Предназначалась она для торговых лавок и продажи съестных припасов. Другая, та, где сейчас расположен городской сад, — для строительства на ней соборной церкви. По этому плану и стали вести застройку города.
К ХХ веку вся запроектированная городская территория была застроена. Строительство вновь пошло стихийно, продвигаясь в южном направлении, но соблюдая прямоугольную сетку. Оно велось до тех пор, пока город еще мог расширяться в границах между реками Стерлей и Ашкадаром. Но стоило только застройке перейти на левый берег Стерли, на котором был выражен уже не столь ровный рельеф, как старая геометрическая система планирования города перестала существовать. С этого времени вновь начинается беспорядочная, хаотичная застройка.
Сейчас, глядя на ухоженный, чистый город, просто не верится, что в нем совершенно игнорировались санитарные требования. Набережные рек не были благоустроены, промышленные предприятия размещались в центральной части города внутри жилых кварталов, без соблюдений каких бы то ни было санитарных норм. Весь город оказался во власти одноэтажных частновладельческих строений. Число двухэтажных каменных и деревянных домов было ничтожно мало. На улицах города не было ни водостоков, ни мостовых, ни тротуаров, ни переходов через овраги и ручьи. Десятки немощенных улиц годами утопали в непролазной грязи. В весеннее и осеннее время они превращались в непроезжие, порою непроходимые, а потому некоторые жители были вынуждены общаться друг с другом, перемещаясь на лодках.
Понятия «канализация» и «электричество» просто не существовали. Не было даже нормального водоснабжения. Примитивный самотечный водопровод с деревянными трубами не удовлетворял и десятой доли потребности населения в питьевой воде.
Первая церковь в городе Стерлитамаке, как сообщает Ольга Григорьева, была построена в 1789 году. С 1793 года священником в ней служил Федор Иванович Базилевский. Именно по его настоянию в 1806 году эту обветшалую церковь разобрали и на ее месте построили новую, тоже деревянную, но более просторную. Освящена она была в честь иконы Казанской Божьей Матери. На пути из Оренбурга в Уфу этот храм посетил император Александр I. Случилось это в начале сентября 1824 года, т.к. в Уфу Александр I прибыл 16 (28) сентября, осматривая уральские горные заводы.
Почти 30 лет шли службы в этой единственной в городе церкви, пока 9 февраля 1834 года она не сгорела «по недосмотру». На ее месте было решено построить каменный собор.
Проект постройки Собора Казанской Богоматери был утвержден 1 сентября 1836 года императором Николаем I. Заложен он был 29 июля 1837 года в честь иконы Казанской Божьей Матери, с приделами Николая Чудотворца и Александра Невского. Строительство велось на средства, собранные горожанами, пожертвования купцов Владимирцева, Сухорукова, Елисеева. Сбор денег вел губернский секретарь Константин Иоакимович Щеголев, попечителем строительства был купец 3-й гильдии Василий Иванович Коновалов. В те времена Стерлитамак был купеческим городом. В нем жило больше купцов, чем в городе Уфе.
Храм строили на века. Кладка стен велась только в теплое время года, для крепости в раствор добавляли сырые куриные яйца.
Освящение собора состоялось 26 октября 1850 года. Проект постройки колокольни был утвержден 9 октября 1858 года. Только в 1864 году строительные и отделочные работы были полностью закончены, и собор предстал перед жителями города во всем своем великолепии с пятью золочеными главами, увенчанными серебряными крестами и четырехколонной звонницей. Входы в храм украшали шестиколонные портики. Собор был обнесен чугунной узорчатой оградой и прекрасно просматривался с любой точки города.
На средства И.Ф. Базилевского — сына Федора Ивановича Базилевского — был отлит 200-пудовый колокол с надписью: «Жители города Стерлитамака! Памятуйте о фамилии Базилевских!» Старожилы помнят, что звон этого колокола был слышен на много верст вокруг. Им же был заказан в Академии художеств и иконостас для собора. Икона «Положение во гроб» была выполнена художником Максимом Никифоровичем Воробьевым (1787—1855), занимавшим значительное место в русской живописи первой половины XIX века. Сегодня он — один из многих талантливых художников России, напрочь забытых современниками, а жаль.
Собор постигла участь многих российских храмов. В 1929 году городское «Общество безбожников» организовало кампанию по закрытию Казанского собора: собирались подписи горожан, требующих закрытия собора. Говорили о его несметных сокровищах, которые якобы после закрытия будут отданы на «решение жилищного вопроса», готовился показательный процесс над церковным старостой и настоятелем.
16 августа 1929 года президиум БашЦИК принял постановление о закрытии собора и передаче его здания под клуб. Что и было сделано.
С Казанского собора были спилены кресты, звонницу обезголосили — сняли колокола. Один из них, подобранный пожарными, до сих пор находится в городской пожарной части. Из иконостаса сделали рамы для окон. Впоследствии в здании собора был устроен кинотеатр. А ровно через сто лет после начала его строительства, в 1937 году, само здание собора было разрушено. И этот уникальный памятник архитектуры был превращен в груду развалин. О его существовании напоминают редкие фотографии, оставшиеся у коренных жителей Стерлитамака, да людская память, хранящая добро, приносимое им храмом — Казанским собором.
Прошли годы, пронеслось время. Не верится, что этот самый чистый и благоустроенный город Башкортостана прошел через такие испытания. Стал не только ведущим центром химической промышленности и машиностроения Башкортостана и России, но и городом, по разнообразию и объему выпускаемой химической продукции не имеющим себе равных.
По числу вузов и техникумов Стерлитамак уступает лишь Уфе. Богатые трудовые, культурные и спортивные традиции город бережет и развивает. Но, видимо, стоит подумать о том, чтобы одной из городских улиц было присвоено имя Базилевских, верой и правдой служивших народу.
Прекрасные люди живут в этом красивом городе!
СТЕРЛИТАМАКСКИЕ ШИХАНЫ
Пожалуй, наиболее ярко и выразительно описал шиханы в своей повести «Горы» наш земляк, писатель М. В. Авдеев: «…Перед нами несколько одиноко стоящих известковых гор. Странное впечатление производят они… стоит каждая высоко, рисуясь своеобразным очерком над лесом, изгибами и оврагами, и сторожит реку. Река эта — Белая».
Посмотрите на карту. Вблизи Стерлитамака, несмотря на его промышленную мощь, остались довольно обширные пространства с почти нетронутой природой. Главной достопримечательностью правобережного ландшафта реки Белой являются величественные горы-шиханы. Эти горы-останцы представляют собой древние коралловые рифы, которые образовались в пермскую эпоху и выведены на поверхность позднейшими тектоническими движениями земли.
Термин «риф» означает в океанологии подводное возвышение дна моря. Возникает в результате разрушения скалистых берегов или роста коралловых построек, достигающих поверхности моря. Ископаемый риф — обособленная захороненная в толще горных пород органическая постройка. Древние рифы образуются в результате жизнедеятельности сообщества древних организмов (водорослей, кораллов, стоматопоров и других биоценозов), живших в тот или иной период геологического времени в морском бассейне. Древние рифы у Стерлитамака представлены остатками вымерших организмов как классический пример ископаемых рифов, к которым можно подойти, взобраться на их вершины, потрогать руками то, что создавалось морем 260 миллионов лет тому назад. С такими погребенными рифами связаны месторождения нефти и газа, например, находящееся неподалеку отсюда — Ишимбайское.
Стерлитамакские шиханы — настоящий геологический музей под открытым небом, где можно непосредственно наблюдать строение древнего кораллового морского рифа и собрать коллекцию палеонтологических окаменелостей. Горы-шиханы — как три башкирских богатыря, выраженные самой природой в камне.
Шихан Юрак-тау невелик. Вершина его взлетела над уровнем реки Белой всего на 200 метров, при ширине холма в 850 метров. Я не оговорился, назвав шихан холмом. В башкирском языке эти слова равнозначны. Западный склон холма более крут. Он обрывисто падает в пойму Белой. Утесы и скалы шихана как бы оберегают ее покой. Сторожат то, что шихан припрятал для наиболее любознательных и внимательных глаз: растения, живность и окаменевшую память, хранимую им веками, — хорошо сохранившиеся морские раковины, скелетные остатки разнообразных морских животных, другие окаменелости.
Особенно красив он ранним утром, когда из кожистых ладошек подорожника начинает испаряться собранная в них за ночь влага. Поднимаясь вверх, она окутывает шихан мягкой облачной вуалью, а при восходе солнца дает простор для радужной игры его лучам.
Подниматься на шихан по его западному склону следует осторожно. Встреченные осыпи, состоящие из разрушенных пород, необходимо проходить наискосок, траверсом. Перед подъемом следует всем без исключения напомнить, что для всеобщей безопасности существует звуковой сигнал-крик: «Камень!». Он подается тем, кто первым увидел его катящимся вниз. И этот безобидный камень-молчун, нечаянно сдвинутый с «насиженного» места неосторожной поступью человека, может превратить и его, и горный склон, по которому вы поднимаетесь, в реальную опасность. Поэтому его необходимо остановить, прежде чем он набрал скорость. В целях безопасности прохождения осыпи по ней следует двигаться так, чтобы под любым человеком, идущим вверх, ниже него не было людей. Растительный мир шиханов разнообразен. Но, как указано в книге «Памятники природы Башкирии», лишь гора Тра-тау Постановлением Совета Министров БАССР объявлена памятником природы, хотя остальные шиханы не менее интересны и важны. Для знакомства с ними в 1937 году приезжали на экскурсию участники семнадцатого Международного геологического конгресса из многих стран мира и были поражены их величественным видом.
Северный склон Юрак-тау как наиболее защищенный от солнечных лучей покрыт древесно-кустарниковой растительностью. Другие же, более сухие склоны заняты степными растениями и теми, которые приспособлены к экстремальной жизни на каменистых горных породах.
Шихан Куш-тау расположен вблизи Стерлитамакского дома отдыха. Длина его составляет 3,5 км при ширине всего около 1 км. Он не только несколько выше Юрак-тау, но и имеет как бы три вершины. Самая высокая из них поднимается над уровнем моря на 371 метр. Шихан почти весь покрыт лиственным лесом. В нем нетрудно разглядеть глазки красной костяники, собранные в яркий мозаичный медальон. Послушать, как над вашей головой хлопает резными ладошками дуб. По низу шихана и в оврагах, которые морщинами прорезают его склоны, просто так не разгуляешься. По осени, когда белостволье берез надевает свой золотистый наряд, а порыжевший от листьев ветер качает яркие кленовые и рябиновые кроны, вы наверняка наберете здесь «на жареху» опят, облепивших вкусный лакомый кусок — старый дубовый пень. А там, где ветер, бегущий с откоса, стряхнул на осинах их багряные косынки, вполне возможна встреча с подосиновиками и груздями. Осина — удивительное дерево, хотя в народе ее не жалуют. А между тем тщательно высушенная осиновая древесина уступает в прочности лишь дубу да хорошей сосне. Из осиновых кряжей до сих пор в деревнях делают лодки-долбленки. Она, как и липа, из-за мягкости своей древесины является лучшим материалом для изготовления туесов, корыт, ложек. Из нее гнут лыжи, дуги, изготавливают санные полозья, оглобли. Делают клепки для бочек, деготь, уксус, кроют крыши домов, а о том, что осина — это лучшее сырье для изготовления «соломки» для спичек, и говорить не приходится.
Я не раз бывал в этих лесах, составляя карты для проведения в них соревнований по спортивному ориентированию. Продирался сквозь завалы лесной чащи, где даже не было намеков на тропинки, не говоря уж о просеках. И тогда с улыбкой вспоминал своего товарища по институту Акрама Сахаутдинова, главного лесничего Стерлитамакского лесхоза, ставшего впоследствии заслуженным лесоводом Башкортостана, который приглашал меня сюда на охоту.
Оглядитесь вокруг и найдите поврежденную грибами-трутовиками осину. В память о посещении шиханов срубите большой трутовик так, чтобы у него осталась кора. Этот трутовик — готовый материал для кашпо под цветы. Для этого необходимо удалить лишь затвердевшую мякоть гриба, а в образовавшуюся чашу посадить вьющееся растение. Мякоть гриба трудноудалима. Поэтому его лучше всего выжечь углями из костра. Чтобы прекратить тление трутовика, образовавшуюся чашу заливают водой, иначе чаша прогорит насквозь. Получившееся кашпо покрывают лаком, прикрепляют к стене или подвешивают. В зимнюю стужу оно согреет вас воспоминаниями о прошедшем лете, красоте шиханов с многообразием их жизни.
Самый южный шихан Тра-тау — и самый высокий из всех стерлитамакских шиханов. Высота его составляет 402 метра. Склоны в основном пологие, но с подъемом вверх становятся несколько круче, а к самой вершине вновь выравниваются и выводят на большую ровную площадку. Длина этой горы — 1,2 км, при ширине 800 метров.
В шихане имеются три небольших горизонтальных пещеры, о существовании которых в своих трудах упоминал еще Иван Лепехин, адъюнкт Петербургской академии наук. Особый же для него интерес представил небольшой кустарник, стелющийся по сухим крутобоким склонам шихана. Башкиры называют его артыш, а русские — можжевельник. Его мягкие ветки-лапы с ягодами синего цвета издавна использовались в народе как средство для отпугивания мышей, окуривания дымом больных детей. Исчезновение можжевельника с шихана Тра-тау вызвано его заготовкой местным населением. Как утверждают московские ботаники Ольга и Борис Федченко, побывавшие здесь в 1892 году, т.е. через 122 года после экспедиции И. Лепехина, можжевельника на Тратау они уже не встретили. И если во времена И. Лепехина посещения вершины шихана были редки, то постепенно она превратилась в место паломничества всех кому придется, так и был уничтожен кустарник, произраставший там естественным путем.
Я очень хорошо знаком с профессором Евгением Васильевичем Кучеровым. Знаю его не понаслышке, а по делам уже более сорока лет. В шестидесятые годы он открыл Музей природы Башкортостана в уфимской школе № 93, в которой я проработал почти 25 лет. Мы неоднократно принимали участие в конференциях самого различного уровня. Именно Е. В. Кучерову принадлежит заслуга в изучении стерлитамакских шиханов. При их исследовании им было обнаружено созвездие редких реликтовых и эндемичных растений. Этим мудреным научным словам объяснение простое: одни растения сохранились только на этих шиханах и произрастают там с давних эпох, а другие просто нигде в мире не встречаются!
Альберт Мулдашев, известный ученый-флорист нашей республики, — блестящий продолжатель научных исследований Евгения Васильевича. Он и решил восстановить утраченное растение: посадить на шихане Тура-тау можжевельник и тем самым искупить вину людей перед душой-горой.
И вот 22 июня 2004 года он с группой биологов, сотрудников Ботанического сада-института УНЦ РАН Валерием Путенихиным, Светланой Кучеровой и Гузель Симоновой, высадил на Тура-тау пять небольших контейнерных экземпляров можжевельника казацкого и два крупных куста можжевельника обыкновенного. Высаживали их на разных сторонах света и на разных высотных уровнях. Вот как описывает посадку последнего куста можжевельника Валерий Путенихин.
«Шестому кустику выпал небольшой пятачок на очень крутом скальном краю: я держался рукой за расщелину, как вдруг почувствовал приветливое поглаживание. Ба, да это эфедра — чудом сохранившийся здесь небольшой ветвистый кустарник, относящийся к голосеменным растениям! Среди растений Тра-тау эфедра ближе всех по родству к можжевельнику. Когда последний детеныш можжевельника воссоединился с горой, мы облегченно вздохнули».
С вершины шихана открывается широкая панорама на разворот гор седого башкирского Предуралья. На далекие посадки сосен, стоящие, словно свечи, зажженные лучами заходящего солнца. И город Стерлитамак, неспешно включающий желтые фонари на своих гостеприимных улицах.
До свидания, город, оставивший свое имя на страницах научных книг многих стран мира. Имя, сотворенное теплым, ушедшим памятью в геологическое прошлое морем.
Вот и закончилось наше путешествие в глубины истории Стерлитамака, знакомство с его историческим и геологическим прошлым.
КОПИЛКА ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ
Помните, что мы, люди, — неотделимая часть окружающего нас мира, а поэтому относитесь к природе с уважением. Природа не любит панибратства, обращайтесь с ней на Вы, и она щедро одарит вас своими дарами, обережет от неприятностей и откроет массу сокровенных тайн.
Потрудитесь не нарушать ее покоя, — неужели вам не надоел шум города? Насладитесь окружающей тишиной, пением птиц, благоуханием цветущих растений. Помните, что громко включенная музыка заставляет птиц покидать гнезда, менять привычные места своих гнездовий, а порой и просто менять свое местожительство. Все, что окружает вас, — часть великого круговорота в природе.
Покидая место ночлега, оставьте его более чистым, чем то место, на которое вы пришли. Все, что может сгореть, — сожгите, а что склюют птицы — положите под куст. Банки, склянки и прочий мусор схороните в выкопанной яме, но, пожалуйста, не делайте помоек. Перед тем как бросить в вырытую яму консервные банки, расплющьте их и никогда не оставляйте их в костре.
Помните, что оставленная бумага сгниет только через два года, стекло и банки сохранятся в течение 30 лет, а полиэтилен почти не разлагается.
Лучшее место для костра — старое кострище. Эти «ожоги» полян, лугов и леса можно восстановить вновь. Для этого не поленитесь после себя перекопать кострище и разбросать по нему семена трав, добавив туда несколько пригоршней «живой» земли, взятой для этой цели с луга. Естественным же путем кострища залечиваются в течение трех-четырех лет.
Если вы курящий — «хороните» потушенный окурок в ямке, сделанной каблуком, а не бросайте его. Именно непотушенные окурки и костры являются наиболее частыми причинами лесных пожаров.
Наиболее частой причиной лесного пожара является безответственное обращение с огнем: непотушенные окурки, спички, неправильно разведенные или оставленные без присмотра костры, до конца не залитые кострища. Надо знать, что у нас в Башкортостане наиболее пожароопасным временем является срок с 15 апреля по 15 октября. Если вы решили разжечь костер, то знайте, что его нельзя разводить под нависшими деревьями, в горелых лесах, торфяниках, у лесных хвойных посадок, ближе 5‑6 метров от стены леса, в сухом разнотравье и сухом камыше, захламленных лесных вырубках.
Потушенную спичку надо разломить пополам и лишь потом бросить наземь. Не разводите костер вблизи палаток и автомобиля. В случае распространения огня «гоните» его в сторону ближайшего водоема или просеки с грунтовой дорогой, там легче будет с ним справиться. Затушив очаг пожара, убедитесь, что он не загорится вновь. Срочно сообщите о нем в ближайший населенный пункт. Надо всегда помнить, что лес — не просто место отдыха для нас, а дом и кров для многих его обитателей: насекомых, птиц, животных, радующихся вместе с нами одной-единственной подаренной жизни! Помните и берегите это зеленое чудо природы!
В лесной зоне отдыха городов запрещено разводить костры, собирать лесные цветы, особенно ветреницу дубравную, называемую в народе подснежником. Этот цветок, радуясь божьему свету, начинает свое цветение только на 13 году жизни. Зачем лишать его жизни? Городские леса, парки, скверы и все то, что с ними связано, что создается трудом многих поколений горожан, — все это наше общее достояние, наш зеленый дом.
Если вы заблудились в лесу, то «трезво» оцените сложившуюся ситуацию. Если уверены, что вас будут искать товарищи, сидите и ждите, не рыская из стороны в сторону. Если есть возможность возвращения на прежнее место — возвратитесь и там обдумайте ваши дальнейшие действия. Следует знать, что непременным условием выхода «в люди» является движение вдоль ручьев и рек. Эти линейные ориентиры — наиболее верные и надежные «попутчики».
Из архива: июнь 2008г.