Все новости
Культурная среда
20 Января 2022, 12:27

№1.2022. Розалия Вахитова. О чём говорит «Жёсткая вода». Интервью с польскими художницами Марселиной Цеджиньской и Дагмарой Скварской

В конце 2020 года в уфимской галерее «Мирас» прошла выставка с противоречивым названием «Жёсткая вода». Экспозиция – часть международного проекта «Птицы и велосипеды». В ней были представлены работы тринадцати авторов – из России (в том числе – Уфы), Польши и Германии.

№1.2022. Розалия Вахитова. О чём говорит «Жёсткая вода».  Интервью с польскими художницами Марселиной Цеджиньской и Дагмарой Скварской
№1.2022. Розалия Вахитова. О чём говорит «Жёсткая вода». Интервью с польскими художницами Марселиной Цеджиньской и Дагмарой Скварской

Розалия Азатовна Вахитова родилась 6 мая 1998 года в Уфе. Выпускница филологического факультета Башкирского государственного педагогического университета им. Акмуллы. Публиковалась в журналах «Бельские просторы», «Юность», «Детская роман-газета». Постоянный участник семинаров Совета молодых литераторов СП России (Москва, Уфа, Ульяновск и т. д.)

 

О чём говорит «Жёсткая вода»

 

В конце 2020 года в уфимской галерее «Мирас» прошла выставка с противоречивым названием «Жёсткая вода». Экспозиция – часть международного проекта «Птицы и велосипеды». В ней были представлены работы тринадцати авторов – из России (в том числе – Уфы), Польши и Германии. В информации о выставке написано, что птицы – это символ мечты. Но когда зритель заходит в галерею, первое, что он видит – аллегорический плакат польской художницы Марселины Цеджиньской, на которой изображена переломанная птица. Я нашла девушку в социальных сетях и задала вопросы о творчестве и экологических проблемах.

– Героями ваших картин стали животные. Почему?

Марселина: Стоя на пороге XXI века, мы должны переоценить наше отношение к животным на самых разных уровнях. До сих пор, опираясь на видовой шовинизм, мы классифицируем живых существ как низших и высших, а человек находится на вершине этой иерархии. Интеллект и эмоции животных стали предметом изучения во многих научных дисциплинах, от эволюционной биологии и когнитивной этологии до психологии, антропологии, истории, философии и культурологии. Сегодня получены доказательства того, что мы ошибочно лишаем животных способности испытывать эмоции, подобные нашим. Животные чувствительны, они – часть окружающей их реальности. Они осознают себя и руководствуются собственной личностью, опытом и логикой. Эмоции животных, если они даже не идентичны нашим, безусловно, на них очень похожи. Они заслуживают человеческого уважения и защиты.

– На одной из ваших картин изображена самка шимпанзе с детёнышем. Работа напоминает икону. Это было сделано специально?

Марселина: Моя работа неслучайно напоминает икону. Я считаю, что христианство с самого начала создавало моральные доктрины, сконцентрированные на высшем благе человека. Они признают три типа грехов: против Бога, против себя и против ближнего. Животные остались за рамками этой этики. Даже в середине девятнадцатого века Папа Пий IX не согласился создать в Риме Общество по предотвращению жестокого обращения с животными. Сегодня, когда так широко говорят об экологических угрозах, исчезновении видов и страданиях животных, церковь никоим образом в это не вмешивается. Религиозные системы, вытеснившие анимизм, закрепили низкое положение животных и повлияли на мировоззрение среднестатистического современного человека. Верующие или нет, мы настолько глубоко укоренились в своем превосходстве, что дискредитируем животных во всех аспектах нашей жизни. Научные исследования последних лет доказывают, что у природы более сложные механизмы. Они развенчивают мифы, благодаря которым мы ощущали себя исключительным видом.

– Проект называется «Птицы и велосипеды». Это символы мечты и свободы. Почему же у птицы на вашей картине сломаны крылья?

Марселина: Да, мы ассоциируем птиц с мечтами и свободой, но это не находит отражения в действительности. Глобальное мышление, учитывающее экологические угрозы, проигрывает коммерции и перепроизводству. Окружающая среда и целые экосистемы деградируют с угрожающей скоростью. Многие виды животных и птиц находятся под угрозой исчезновения. В этом есть ирония. С одной стороны, мы ассоциируем птиц со свободой и мечтами, а с другой, запихиваем миллиарды птиц, например, цыплят, в тесные металлические клетки и относимся к ним только как к пище. Отказ или избегание важных вопросов, связанных с проблемами жестокого обращения с животными, не освобождает нас от ответственности, потому что бездействие – это молчаливое принятие происходящего.

 

Ещё одна участница выставки, польская художница Дагмара Скварска, создала для проекта цикл плакатов о воде. На её картинах – токсичный дождь, стирающий человечество; мёртвая вода; женщина, у которой вместо слёз – песок.

– Большинство ваших картин написаны в тёмных оттенках. Это ваш взгляд на современность?

Дагмара: Мои работы действительно мрачные и немного пессимистичные. Изображая современность, я стараюсь добавить в картины элементы, связанные с эстетикой глитча (ошибки). Свой стиль с уверенностью могу назвать смесью живописи и графики, столкновением старой школы с новой.

– Для жителя Уфы «жёсткая вода» – это реальная проблема. А что для вас значит это выражение?

Дагмара: Для меня выражение «жёсткая вода» – отрицание её жидкого состояния. Жёстким по определению должен быть лёд, вода в привычном понимании должна быть жидкой. И «жёсткая вода» вызывает во мне беспокойство. Это что-то взаимоисключающее.

– Как проект должен повлиять на зрителей?

Дагмара: «Птицы и велосипеды» или «Жесткая вода» – это, в моем понимании, движение, связанное с экологией в художественном переложении. Борьба за дело животных и природы. Люди должны наконец понять, что тема экологии нас действительно касается. Чтобы у нас была возможность и дальше жить на нашей планете. Ведь на данный момент для человека нет альтернатив во Вселенной. Выставка «Птицы и велосипеды» или «Жесткая вода» – это не только красивая визуальная картинка. Авторы как бы «грозят пальцем» публике, они говорят: «Алло, алло, всё, что ты видишь, знаешь и любишь, можно потерять. Твой мир может стать антиутопией».

Автор:Розалия Вахитова
Читайте нас: