Термин в заголовке статьи означает: лечение и восстановление нервной системы методом воздействия на психику человека средствами искусства, его эмоционально-эстетической силой. То же самое лежит в основе лечения музыкой — ятромузыка.
В отечественном научном и художественном лексиконе термин «арт-терапия» появился на рубеже 1980—90-х годов. Но еще в 20-е годы исследование проблемы «искусство и эмоция» как одно из направлений психологии в педиатрии составило фундаментальную основу трудов выдающегося ученого Л.С. Выготского (1896—1934 гг.).
В те же годы его исследования были свернуты, а труды (из идеологических соображений) изъяты из обихода. Спустя полвека, и особенно теперь, они постепенно возвращаются к жизни, становясь настольной книгой для исследования проблем в области психологии творчества и восприятия произведений искусства.
В зарубежной теории и практике арт-терапия с начала и на протяжении всего XX века развивается непрерывно. Теперь уже и при участии наших специалистов, которые опираются на выдающиеся открытия в области психоанализа З. Фрейда и его последователей, в том числе и Л. С. Выготского.
В настоящее время выработалось самостоятельное направление в психологии, изучающее потенциальность творческих возможностей личности независимо от его профессиональной принадлежности или ориентации. Творческое начало заложено в каждом из нас от природы. Арт-терапия в числе других методов, чаще всего в комплексе, способна служить дополнительным средством оказания психологической помощи нуждающимся. Выживание человека в современном мире природных и техногенных катастроф, локальных войн, социальных конфликтов и национальных распрей становится все сложнее.
Особый интерес представляет тезис о восприятии и переживании произведений искусства самим художником, с одной стороны, и зрителем — с другой. Вдумчивый, чуткий зритель, воспринимая творение искусства, вступает в сотворчество, в сопереживание как бы вместе с самим художником — автором произведения. И каждый из них на собственном опыте и по-своему ощущает, осмысливает идеи, образы, настроения, под воздействием которых оно создавалось. В результате зритель становится соучастником творческого процесса, заданного художником. В душеон, хоть на миг становится художником, поэтом, музыкантом. Именно этот феномен преображения души зрителя, ее уход в ирреальный мир поэзии, искусства берет за основу арт-терапия.
Еще в VI веке до нашей эры в Греции была разработана теория освобождения души от вредных страстей (гнев, страх, ревность и т.п.) с помощью специально подобранной музыки. Согласно легенде, Пифагору удавалось музыкой излечивать людей от душевных и телесных болезней. Такое состояние древние греки называли катарсис, т.е. очищение.
С искусством катарсис связал Аристотель. В сочинении «Политика» он писал, что под влиянием музыки возбуждается психика человека, возникают сильные чувства (жалость, страх), в результате чего люди «получают некое очищение и облегчение, связанное с удовольствием».
В эпоху Возрождения встречалось в основном этическое и гедонистическое (от греч. «гедонэ» — наслаждение) понимание катарсиса. В понимании Иоганна Вольфганга Гете катарсис — процесс восстановления с помощью искусства разрушенной гармонии духовного мира человека.
В XIX—XX столетиях появились новые толкования катарсиса. Зигмунд Фрейд так называл высвобождение энергии вытесненных инстинктов и влечений, в том числе и с помощью искусства.
Свое видение катарсиса предложил Л.С. Выготский в книге «Психология искусства». Он считал, что катарсис — завершающая стадия психического процесса, лежащего в основе эстетического восприятия искусства. Воздействуя на психику человека, произведение искусства возбуждает аффекты, которые приводят «к взрыву, к разряду нервной энергии. В этом превращении аффектов, в их самосгорании, во взрывной реакции, приводящей к разряду тех эмоций, которые тут же были вызваны, и заключается катарсис эстетической реакции».
Искусство, вызывая особое духовно-психическое состояние, играет важную роль в облегчении человеческой жизни.
Механизм воздействия произведения искусства на человека заключается в воздействии на органы чувств. Возникает чувство восхищения, удовольствия. Чем дольше мы смотрим на картину или слушаем музыку, тем большая радость охватывает нас. Мы не всегда можем объяснить, почему нам нравится то или иное произведение. Глядя на картину, человек может внутренне спорить с художником или согласиться с ним. Произведения реалистического жанра активизируют психику, интерес к жизни, т.к. наполнены особой силой и энергией. Искусство до глубины души трогает нас, очищает душу. В этом и заключается великая сила искусства.
Пейзажи известных русских художников XIX века дарят радость, пробуждают в душе разнообразные чувства и переживания.
Пейзажи И. И. Шишкина (1832—1898) показывают величие и красоту природы. Они спокойны и натуралистичны («Сосновый бор». 1872 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва). Мы наслаждаемся красотой природы и восхищаемся высокой техникой живописца.
Пейзажи Ф. А. Васильева (1850—1873) отличаются глубоким лирическим чувством художника («Мокрый луг». 1872 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва). Он заставляет нас погрузиться в мир чувств и настроений, которые он испытывал сам, работая над полотном.
Картина И. И. Левитана (1860—1900) «Над вечным покоем» (1894 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва) — пейзаж с высоты птичьего полета. Художник выразил философское ощущение бытия, состояние своей души в общечеловеческом, небесном смысле. Красота природы, передаваемая им, несет облегчение в душу человека.
Когда-то художника считали простым ремесленником. Порою его принимали за Божеское орудие, с помощью которого силы небесные созидают нечто необходимое людям. Было и такое представление о художнике: будучи мудрым и одухотворенным человеком, он своими произведениями направляет общество к усовершенствованию.
Медицина и искусство, особенно живопись, на всех этапах существования человеческой цивилизации были неразрывно связаны. Создание картины или музыкального произведения, как и постановка диагноза, представляет собой творческий процесс.
Искусство врачует человека цветом, тоном, ритмом, мелодией.
А. П. Чехов писал: «… мир, где так хорош и мягок лунный свет, точно здесь его колыбель, где нет жизни, нет и нет, но в каждом темном тополе, в каждой могиле чувствуется присутствие тайны, обещающей жизнь тихую, прекрасную, вечную. От плит и увядших цветов, вместе с осенним запахом листьев веет прощением, печалью и покоем» (А. П. Чехов. Избранное. В 3-х томах. Том 3. «Ионыч», с 199). «И его пленял вечер, и усадьбы, и дачи по сторонам, и березы, и это тихое настроение кругом, когда, казалось, вместе с рабочими теперь, накануне праздника, собирались отдыхать и поле, и лес, и солнце, — отдыхать и, быть может, молиться» (Там же. «Случай из практики», стр. 241). Как это перекликается с полотнами Шишкина, Левитана, Куинджи.
Приемы работы врача и художника во многом схожи. По словам выдающегося русского хирурга С. С. Юдина, врач должен обладать «… способностью различать малейшие нюансы цвета и оттенков, как у лучших художников» (С. С. Юдин. Размышления хирурга. М. «Медицина», 1968 г. стр. 101—102).
Живопись занимала важное место в жизни многих выдающихся деятелей медицины. В свою очередь, сюжеты на медицинские темы во все века использовали художники, изображавшие различные проявления болезней, а так же деятельность врачей.
Врачу, несомненно, интересно проанализировать проявление тех или иных заболеваний у людей, послуживших художнику моделями. Так, у Саскии, подруги и музы великого Рембрандта, яркий румянец на щеках может свидетельствовать о митральном пороке сердца (Рембрандт ван Рейн. «Автопортрет с Саскией на коленях». 1635 г. Картинная галерея, Дрезден).
На картине «Уроки анатомии доктора Тульпа» изображены преподаватель и его ученики, а также прекрасно отпрепарированные левые предплечье и кисть, как в анатомических атласах (Рембрандт ван Рейн. «Анатомия доктора Тульпа». 1632 г. Музей Маурицхейс, Гаага). По автопортретам Рембрандта можно судить, что он страдал тяжелой депрессией.
У Питера Рубенса на одной из картин изображена молодая женщина, у которой слишком округлая шея, что наводит на мысль об увеличении щитовидной железы (Питер Пауэл Рубенс. «Портрет Елены Фоурмен». 1631 г. Старая пинакотека, Мюнхен).
Отец художника Пикассо Хосе Руис Бласко оказал большое влияние на формирование характера, внутреннего мира сына — будущего мастера. Он рисовал натюрморты с цветами, фруктами и дичью, но чаще всего — голубей. Они производили огромное впечатление на мальчика, явились предшественниками его знаменитой голубки («Голубь Мира», 1949 г. Храм мира, Валлорис).
Под влиянием друга отца — доктора Романа Переса Косталеса — Пикассо обратился к миру образов, связанных с медициной. Свою картину «Знание и милосердие» (1896 г. Музей Пикассо, Барселона) он назвал так не случайно. Знание и милосердие, искусство врачевания в образах врача и монахини встали на защиту больной женщины.
Норвежский живописец и график Эдвард Мунк (1863—1944) долго не мог оправиться от потрясения, вызванного в детстве смертью матери и пятнадцатилетней сестры. Эти воспоминания легли в основу его работы «Больная девочка» (1885—1886 гг. Галерея Тейт, Лондон). По страдальческому, бледному лицу исхудавшей девочки-подростка можно судить о том, что она больна туберкулезом.
Художник с большой точностью передавал свое внутреннее состояние — болезненную напряженность, страх смерти, приводившие к депрессии («Танец жизни». 1900 г. Национальная галерея, Осло; «Крик». 1893 г. Коммунальный музей искусств, Осло).
Один из великих представителей импрессионизма конца XIX века Пьер Огюст Ренуар вошел в историю искусства как живописец, воспевающий счастье и красоту. В его картинах запечатлен мир, в котором нет места страданиям, печали и скорби. Женщины Ренуара пленительны, дети очаровательны и непосредственны, а пейзажи безмятежны и лучезарны. Его картины пронизаны атмосферой жизнелюбия и веселья. Теплые переливы красок, золотистые блики света, мягкие линии — все его творчество исполнено необыкновенной нежности и поэтичности.
Удивительно, но жизнь Ренуара не была безмятежной. В ней были болезни, страдания, войны, революции. Но ничто не могло нарушить внутренней гармонии его личности.
Огюст Ренуар, по утверждению писателя Октава Мирбо, — «единственный великий художник, не написавший за свою жизнь ни одной печальной картины (Ионина Н. А. Сто великих картин. Москва, «Вече», 2000 г. С. 326). Он следовал своему принципу: « В жизни так много неприятных вещей, что мы ни в коем случае не должны производить их сами».
Художник не отличался крепким здоровьем, он страдал ревматоидным полиартритом. Частые переохлаждения, обусловленные работой на пленэре в любую погоду, курение привели к развитию хронического бронхита и пневмонии.
Драматический исход болезни Огюста Ренуара был предопределен. Медицина того времени не способна была обеспечить эффективное лечение, что привело к прогрессированию болезни.
Болезнь разрушила тело Ренуара, но не сломила духа, не могла заставить его не рисовать. Более того, именно в этот период, именуемый искусствоведами «перламутровым», картины художника приобретают особые оттенки, переливчатость.
Ренуар написал около 6 тысяч картин, из них более 400 — во время болезни. Итогом жизненного пути художника явились не деформированные суставы, а бессмертные полотна, пробуждающие в нас чувство прекрасного и вечного, веру в добро и красоту.
Пробуждая такие чувства, искусство благотворно действует на любого человека, доставляя наслаждение, радость или, напротив, вызывая сильное душевное волнение, побуждая к размышлениям, открытию неизвестных ранее сторон жизни.
Искусство открывает перед человеком чудесный мир, наполненный красками, звуками, покоряющими душу. Оно действует на него подобно лекарству. Недаром главным принципом врачевания является древнее выражение — «Лечить не болезнь, а больного». В этом проявляется родство медицины и искусства.
В трудные, критические моменты жизни мы нередко обращаемся к искусству, которое не только на время отвлекает от проблем, но и позволяет по-другому на них взглянуть, осмыслить, пережить их. Когда же мы находимся в картинной галерее, на концерте или сами выражаем себя в творчестве (играя на музыкальном инструменте, рисуя и т. д.), искусство становится богатым источником самопознания, радости, силы и здоровья.
Все это и побудило создать художественную галерею в хирургическом отделении Республиканской клинической больницы им. Г. Г. Куватова. Большую помощь в создании галереи оказал и продолжает оказывать заслуженный художник РБ Е. А. Винокуров. Выставляются здесь в основном работы художников Башкортостана: пейзажи, натюрморты, портреты. Эффект от выставки поразительный. У больных улучшается настроение, появляются оптимизм и вера в выздоровление. Как-то один больной 79 лет, находившийся в больнице более 1 месяца, глядя на пейзажные работы художника Рамиля Латыпова, сказал лечащему врачу: «От этих картин в душе появляется теплота и желание увидеть свое домашнее хозяйство, которое не может так долго находиться без меня. Хочу быстрее выздороветь и вернуться домой. Большое спасибо художнику, который, как врач, принес облегчение моей душе».
Наблюдения за реакцией больных на работы художников позволили заметить взаимосвязь между предпочтением цвета и внутренним состоянием человека. У ослабленных и тяжело больных красный цвет вызывает раздражение. Они предпочитают картины, в которых много синего цвета. Выздоравливающие больные с удовольствием воспринимают мажорные цветовые гаммы. Их радуют работы художников, в которых много красного, желтого, оранжевого цветов. Это относится прежде всего к больным нейрохирургического профиля. Как-то больной передвигающийся на коляске после перенесенной операции на спинном мозге сказал: «Желтый и оранжевый цвета заряжают положительной энергией, это словно солнечный свет, несущий радость и оптимизм». Все это подтверждает целесообразность использования арт-терапии в комплексном лечении больных. Этой цели и служит художественная галерея Республиканской клинической больницы.
Из архива: октябрь 2005 г.