Все новости
Культура
12 Октября 2023, 16:44

№10.2023. Рустем Вахитов. Мастер света и красок

О художнике Ренате Сербине

Однажды летом я случайно зашел в Центр современного искусства «Облака» и попал на проходящую там выставку картин художника Рената Сербина. Так я открыл для себя этого замечательного мастера.

Не скрою, я с первого взгляда влюбился в одно его произведение. Среди множества других картин мое внимание привлекла одна, от которой я долго не мог отойти, – столько в ней было света, радости, щемящего счастья. Показалось, что даже мир вокруг стал чище и радостнее. А разве не в этом главное предназначение искусства?   

Кроме того, меня, как философа по профессии, картина привлекла тем, что пробуждала мысли. Нет, она не представляла заумную головоломку в духе модных сегодня авангардистских абстракций. Сюжет ее был прост и непритязателен, но в то же время наполнен глубоким жизненным смыслом.

На картине изображена деревенская улочка (или улочка пригорода какого-нибудь провинциального городишки, где предместья плавно перетекают в поселки и села), забор и калитка. С одной стороны от калитки – скамеечка. С другой – к забору прислонен велосипед. Сама калитка – с синим жестяным почтовым ящиком – приоткрыта. Видна светлая крыша домика, утопающего в цветущих яблонях, деревья возвышаются над забором, заполняют чудесным светом верхнюю часть картины – там, где должно быть небо. Яблони роняют белые цветы, которыми усыпан весь двор, лепестки падают и за забор, на улицу, контрастно прочерчивая светлые треки в тени забора. Этот яблоневый сад весь как огромная, заставляющая задохнуться от счастья сфера света.

Картина называется «К бабушке».

Согласитесь, какой неожиданный ход! Художник ведь мог нарисовать ребенка, ставящего у забора свой велосипед и его бабушку, милую улыбчивую старушку, которая встречает любимого внучка на скамейке у своего домика. Наверное, это была бы замечательная картина, но прямолинейная, плоская по смыслу. Однако автор интуитивно выбрал другой путь – путь недосказанности, символической передачи реальности. Очевидно, велосипед – символ городского дитяти, который приехал в гости к своей бабушке, велосипед – механизм, порождение искусственного бытия гремящего железом города. А яблони в цвету – символ бескорыстной доброты, нежности, всего, что несет в себе образ бабушки, светло и нежно любящей своих внуков. Но есть в этой картине еще один смысловой слой.

Забор, тень, материя – все это может рассматриваться и как символ материального «низшего мира», недаром же древнегреческий философ Платон сравнивал его с пещерой, по стене которой бегут тени – символы чувственных, зримых, бренных вещей (символ пещеры стал одной из универсалий мировой культуры и прослеживается в искусстве – литературе, театре, кино – до наших дней). Сад же во все времена и у всех народов был символом рая – высшего, божественного, счастливого совершенного бытия. И не случайно хозяйкой этого сада является бабушка – хранительница и рассказчица множества волшебных сказок. Бабушка, в которой всякий ребенок интуитивно видит добрую фею, открывающую мир волшебства и магии, света и счастья.

Долго я стоял перед этой картиной, долго не мог оторваться от нее, думал...

Другие картины тоже вызвали множество чувств и мыслей. Вот «Ковыль поет» – лошади и вокруг них трава-ковыль, которая гнется под ветром и, действительно, как будто поет. Вот «Солнечное утро» – лошади на лугу, залитом потоками яркого солнечного света... Вот «Нежность» – розовый слоненок трется о ноги своей матери... Множество пейзажей с яркой, искрящейся речной водой и – цветы, цветы, цветы...

Мне захотелось побольше узнать о художнике, и я полез в интернет за информацией. Выяснил, что Ренат Сербин родился в 1978 году в военном городке Октембиряне Республики Армения. Учился в Татарстане в педучилище на учителя рисования, затем продолжил образование в Уфе, на худграфе нашего педуниверситета. Сейчас он руководит собственной студией «Артколорит», где обучает мастерству художника всех желающих. 

У Рената было несколько персональных выставок, про которые писала республиканская и уфимская пресса. Одна из последних экспозиций была в Центральной городской библиотеке в январе 2019 г., называлась она «В цветах».

Работам Сербина посвящен фильм ютуб-проекта «Любимые художники Башкирии», который выложен в свободном доступе.

Творчество Рената Сербина отметили уфимские искусствоведы. Его называют мастером света и красок, отмечают мощную энергетику его работ.

И все равно этот замечательный художник с большим дарованием остается, по-моему, недооцененным. Хотелось бы, чтоб у него была большая аудитория, он достоин еще множества выставок. Надеюсь, что все это – большая слава и признание – у него впереди.

 

 

Рустем Ринатович Вахитов — кандидат философских наук, политический публицист, колумнист газеты «Советская Россия», член Союза писателей России. Родился в 1970 году в Уфе. Публиковался в газетах «Советская Россия», «Дуэль», «Литературная газета», «Красная звезда», журналах «Юность», «Отечественные записки». Соавтор книги «Антимиф. Поваренная книга манипулятора сознанием» (М., 2004); автор сборника статей «Евразийская суть России» (Уфа, 2009), книги «Революция, которая спасла Россию» (М.: Алгоритм, 2017), издание первое и второе. Лауреат премии газеты «Советская Россия» «Слово к народу» (2002), премии форума С. Г. КараМурзы им. Т. А. Айзатуллина (2003). Живёт в Уфе.
Читайте нас: