Все новости
Культура
15 Декабря 2022, 11:34

№12.2022. Татьяна Пшеничнюк. В ритмах старого города

Все мне видится старый город…  

В июне 2022 года Полина Пшеничнюк, студентка IV курса Училища искусств, создала серию пленэрных работ маслом. Юную художницу привлекла тема прошлого города Уфы: старый уклад жизни, культура.

Жизнь Человека, как и всего на Земле, осуществляется в потоке времени, измеряется им. Это закон. И в работах Полины – наблюдателя, художника – важно прежде всего ее субъективное восприятие времени как формы осознания прошлого.

«Художники любят писать старые, наполовину разрушенные дома, – объясняет Полина, – потому что они интереснее новых». Главное, что в них привлекает, – разнообразие построек: ни один дом не похож на другой, они неповторимы и, следовательно, живые. Использовались самые разные материалы, которые старые мастера умели сочетать по-своему. Произвольное, нелинейное их расположение («деревянная куча домишек») говорит об отношении их к окружающему миру и независимом нраве строителей.

Новые здания, созданные в соответствии с законом симметрии, однообразны, тяжеловесны, мертвы. Противоречат неровности, многогранности, необъятности жизни. Описывая их, Андрей Белый замечал: «…дома сливаются кубами в планомерный, многоэтажный ряд… одинаковый ряд коробок… черновато-серых плоскостей квадратов и кубов…, прямолинейный проспект…».

Важна и задушевность атмосферы старых уфимских двориков, в которой художнику приходится работать: общение с жителями, их рассказы о былом, ощущение своего единства с людьми простыми, открытыми, добрыми. Все это формирует душевное состояние художника, располагает к творчеству.

В чем ценность для нас прошлого и как оно связано с настоящим и будущим нашим? Если судить по картинам Полины Пшеничнюк, ценность прежней жизни заключалась в ее природности, материальности, простоте и целесообразности. Как писал Б. Пастернак, «был осязателен без фраз уклад домашний, вещественен, телесен и весом…».

Строили сами, своими руками, для себя, сообразно своим потребностям и вкусу. Обживали прилегающее к дому пространство, разводили сады и огороды, обрамляли его цветущим кустарником, одомашнивая, одухотворяя мир вокруг себя.

Это было время мастеровых и художников, когда человек ощущал в самом себе необходимость и потребность в работе, деятельности – залог бесконечного и разностороннего его развития. В чем и заключается, на наш взгляд, глубинный смысл существования всего живого.

Ничто не проходит в этом мире бесследно. Борхес говорил, что Человек есть тысячелетний единый ряд, то есть о предопределенности настоящего и будущего прошлым. Быть может, это ощущение мистической связи своей со всем миром и притягивает к старине молодых людей с богатым воображением и романтически настроенных?

Архитектурный стиль жилых зданий как реальность былого уходит, исчезает на наших глазах. Старость приходит не только к человеку. Стареет и все то, что создано его руками и мыслью. Прошлое как далекое, наша «историческая провинция» (пространство измеряется временем), ветшает, разрушается, обречено на несуществование. И так хочется попридержать время, сохранить в памяти, возвратить то, что было ценного в прошлой жизни.

Совершенно неожиданно определяется в словаре Владимира Даля «память» – как сердце, где живет прошлое. То есть память связывается с чувствами человека, а не его разумом. И далее: свойство души хранить былое приравнивается к догадке и воображению относительно будущего, ясновидению.

Памятованье (или воспоминанье) – память в действии, в деле. Памяти дано удержать прошлое: то, про что помним, – живет (Карлос Сафон «Тень ветра»).

В палитре Полины три основных цвета: коричневый, синий и зеленый. Они связаны с основными сферами жизни человека, являются выражением ее начал: земля, земная твердь; небо (воздух, вода – стихия неба) и растительный мир. Использованием одних и тех же цветов в изображениях жилых домов, природы и воздушной атмосферы создается ощущение цельности прежней жизни: природа, быт, культура – одно целое. Картины создаются по принципу взаимоотражения всего во всем.

Василий Поленов говорил, что краски способны изменять облик натуры. Художница не только окрашивает воздух в коричневый, зеленый цвета, но и придает атмосферным явлениям вещественность, материализует их, обращая в плоскость посредством техники мазка. В результате чего они напоминают окрашенные поверхности строений.

Посредством светотеневых эффектов основные цвета дробятся на множество оттенков, создавая впечатление многообразия мира вокруг в его целостности.

Но что особенно интересно: архитектурные образы и образы природы выполнены в разных стилевых манерах. В изображении строений точно передано качество материалов, фактура их; художнику важны детали, тогда как природа изображается в общих чертах, силуэтно, абстрагированно.

Но самое главное в работах Полины то, что она пишет движение. У нее есть ощущение жизни как существования всего в пространстве-времени. И это мы наблюдаем в ее картинах.

Рисунок обнажает написанное красками. Линия и светотень как явление светового контраста претворяют поверхности облаков и деревьев в фигуры, делают их рельефными, подвижными. Живое движется. Статичность храмов подчеркнута подвижностью образов природы. Но всему свое время, свой срок жизни и исход ее.

Стареют, разрушаются здания, обращаются в прах, хаос, неорганизованную стихию. Соседство старых и новых построек, старых построек и автомобилей свидетельствуют о преобразовании форм жизни.

Особый интерес представляют цветовые метаморфозы. По-видимому, художнице известно все о непостоянстве, подвижности, изменчивости цвета, началом, источником которого является свет – солнечный прежде всего. Это касается даже окрашенных поверхностей предметов, а не только явлений природы.

В светоцветовой пестроте строений отражены перемены состояний природы, происходившие в течение дня, пока художник работал. Но пестрота означает еще и то, что владельцы старых домов не всегда в состоянии отстроить их заново. «Заплаточность» такого рода привлекательна для художника тем, что неожиданностью своих сочетаний побуждает на поиски своих собственных, столь же необыкновенных и новых форм.

Мир окрашивает свет. Мы уже говорили о цветовых взаимоотражениях в изображении архитектурных и природных образов (строений, воздуха, деревьев). К этому можно добавить цветные тени, которые также связываются с основными цветами пленэрной серии.

Светотень представлена в ней не только как источник цветового многообразия жизни, но и способ выразить ее динамику.

Характер развития живой и неживой материи различны. Архитектура как воплощение творческой силы человека не долговечна по сравнению с творческими возможностями природы, солнца как начала жизни всего на Земле. Кстати сказать, что оно отсутствует на картинах. Они были написаны в пасмурные дни, когда солнце пряталось далеко за облаками. Но творческая энергия света воплощена во множестве светоцветовых трансформаций. По сравнению с недолговечностью архитектурных памятников жизнь природы представляется вечностью. Не отсюда ли стремление художницы как можно подробнее запечатлеть их в своих картинах?

«Волнуют не сюжеты, а сама живопись», – говорил Василий Поленов. Хочется подчеркнуть в работах Полины особую роль цвета как средства выражения ее эмоций и мысли. Если по отношению к уходящей в прошлое культурной эпохе зрителю слышатся ностальгические ноты, то в отношении жизни в целом картины увлекают нас идеей творческой бесконечности, возможностью быть соучастником этой бесконечности.

Мысль о том, что ничто нас так не обманывает, как воспоминания, стала непреложной истиной. Воспоминания даже стали причислять к мифам. В этой связи нам хочется напомнить о подлинности искусства, о его способности отражать, то есть быть откликом, снимком, подобием жизни. И прежде всего это касается искусства изобразительного, в основе которого – непосредственность зрительных восприятий.

И в то же время написанное художником преображает наше понимание прошлого и будущего. Реальность как сознание художника есть поэтическая реальность. Присущее натурам творческим, незаурядным ощущение красоты мира передается зрителю. «Искусство существует только через человека и для него», – писал И. В. Гете в своем фундаментальном труде «Учение о цвете».

Полине удалось удержать не для одного поколения ускользающую, исчезающую на наших глазах культурную эпоху, к достижениям которой мы еще не раз обратимся в своем бесконечном совершенствовании. Про что помним – живет! Старый город продолжает жить в картинах юной художницы.

Читайте нас: