Лидия Петровна Григорьева родилась в г. Белорецке Башкирской АССР, окончила филологический факультет педагогического университета г. Алма-Аты и факультет православной культуры Забайкальского университета им. Чернышевского. Более сорока лет педагогического стажа. Работает экскурсоводом в Белорецкой картинной галерее. Публиковалась в журнале «Рампа», газетах «Белорецкий рабочий», «Металлург»
«Движение и время» Юрия Григорьева
К юбилею города в Белорецкой картинной галерее открыта персональная выставка уникальной графики Юрия Николаевича Григорьева, заслуженного работника культуры Башкортостана, члена Международного союза педагогов-художников, преподавателя Детской художественной школы № 1 г. Уфы.
Выставка называется «Движение и время». Название не случайно! Движение и время – понятия глубокие, философские, они – основа всякого развития, всех изменений в мире и жизни.
Крылатые выражения «Движение – жизнь», «Движение и время», «Движение по вертикали» стали девизом и самого Ю. Григорьева, и творческого объединения педагогов-художников, организованного им, и пленэра, бессменным куратором которого он является уже 20 лет.
За эти годы пленэр «Движение и время», целью которого является творчество, обмен опытом, повышение мастерства педагогов-художников, расширился, стал всероссийским, приобрёл статус межрегиональной творческой мастерской. Сюда, в Башкортостан, приезжают художники-романтики из многих регионов России, навсегда покорённые необыкновенной красотой Южного Урала. Совсем скоро, в июле этого года, пленэр с последующей выставкой состоится в Белорецке и будет посвящен юбилею города, как и десять лет назад. Так что встреча с заповедными прекрасными уголками Белоречья у художников ещё впереди.
Юрий Григорьев – талантливый художник-график, педагог с большим стажем, человек редкостного трудолюбия, многообразия интересов, он пишет только о том, во что верит всем сердцем, что родилось огромным душевным напряжением и обстоятельствами, продиктованными жизнью, из всего извлекает истины, поражающие простотой и удивительной глубиной.
Педагогический феномен личности Юрия Григорьева, человека увлечённого, азартного, интересного, живого, заключается в его душевной раскованности и щедрости, притягательности и лёгкости характера и, конечно, человеческого обаяния.
Эта выставка «Движение и время» (какое точное и ёмкое название!) – пиршество для глаз, около 70 графических листов, тематически собранных в серии и триптихи, дают представление о многолетнем творчестве художника, его движении во времени. Она отражает не только разные этапы творчества художника, но и исторические периоды жизни России.
Экспозиция уникальной графики Ю. Н. Григорьева (карандаш, акварель, гуашь, тушь, пастель) – это стихия ритма, буйство линий, штрихов, пятен, темперамента, это грохот грозы и леденящая тишина одиночества, звон стрел и лавина летящих коней «северных амуров», это завораживающий вихревой ритм народных гуляний и «метаморфозы» человеческой природы, это пронзительные мотивы болдинской осени и пугающие фантасмагории булгаковского романа «Мастер и Маргарита», и, конечно же, это война и негаснущая память сердца о подвиге отцов и матерей, и это вечное служение Вере, Отечеству и людям. Графические работы художника, представленные на выставке, отличаются самобытностью образов, высоким накалом чувств, глубиной философского обобщения, вкусом, лаконичностью, по силе эмоционального воздействия они не уступают живописным.
Его графика – динамичная, нервная – обладает собственным чувственным языком, магией ритма, притягательностью, её хочется рассматривать, она необычна, неповторима, ускользает от точных определений.
Захватывает разнообразие тем, видов графики (и станковая, и книжная, и плакатная, и газетно-журнальная), техник (акварель, гуашь, пастель, тушь), но предпочтение художник отдаёт карандашу – его волшебный карандаш передаёт не только изображения предметов, но и движение души, времени, гамму чувств и переживаний человеческих. Большая часть работ на выставке выполнена именно в технике графитного карандаша.
А любовь к карандашу началась в далёком детстве, когда отец, приходя с работы, просил сына нарисовать стенгазету с карикатурами прогульщиков, лодырей, пьяниц, одним словом тех, кто мешал производству, тянул его назад. С этого времени карандаш стал для него «живым» существом, выбор был сделан, и уже никогда будущий мастер с ним не расставался. В армии он продолжал делать зарисовки, наброски, а позже опыт рисования карикатур, шаржей, иллюстраций привёл к участию в республиканских и международных конкурсах сатирической графики, карикатур и плакатов.
На выставке представлены его работы – цикл острых карикатур и сатирических плакатов на злободневные темы; художник обличает фашизм, неонацизм, нацистских преступников, считая, что идеи исключительности бессмертны и борьба с ними будет вечной. Нацизм рядом, идеи фашизма живучи!
Его графические серии «Без слов» периода с 1990-го по 2022-й гг., построенные на гротеске, иносказательности и метафоричности, созданные в годы холодной войны, не теряют актуальности и сегодня. Поэтому в связи с событиями на Украине (откуда он родом), Юрий Николаевич вернулся к этому жанру. Поэтому и буква «И» превратилась в Z. «Движение z время». И это не дань времени. В этом весь Григорьев, патриот и гражданин, патриотизм сидит в нём глубоко, он впитал его с молоком матери, с воздухом Отечества.
Патриотизмом проникнуто всё его творчество, и любимой темой всегда оставалась военная. Она для него много значит. Сыновняя гордость за родителей, прошедших войну и поднимавших страну из разрухи, благодарность и любовь к ним вылились на листы триптиха «За Родину! За Сталина!». И мать, и отец воевали, мать партизанила, отец освобождал Европу, а потом уничтожал бандеровцев.
В монохромном триптихе «Посвящается» – негаснущая память сердца о войне, о Победе, её неизмеримой цене, о неимоверном напряжении сил на фронте и в тылу, о трудностях и лишениях, не сломивших русского человека.
Говоря о войне, художник использует черно-белую гамму, язык образных ассоциаций, мастерское владение карандашом, чтобы показать не только трагедию человеческих судеб и масштаб человеческого горя, но и огромную силу воли, патриотизм советских людей, вставших на пути фашизма. В каждой из работ использованы все возможности графита: от самых нежных линий до всей мощи нажима.
Жизнеутверждающий плакат «Мы победили!», выполненный в соавторстве с Андреевым С., притягивает взгляды, останавливает, заставляет размышлять, наполняет души особым чувством – чувством огромной любви к Родине. Юрий Николаевич, как педагог и художник, понимает силу и важность воспитания патриотизма, и «дух победителей», который не выбили из старшего поколения ни время, ни испытания, он передаёт детям, находит тропинку к каждому сердцу. Наверное, поэтому патриотическая струна долго звучит в сердце, оставляя в нём глубокий след и у детей, и у взрослых.
Патриотическое чувство звучит и в триптихе «Первая автономная республика». «Картина в картине» с пожелтевшими, полустёртыми фотографиями известных людей – героев республики, в которых можно узнать и генерала Шаймуратова, и Мустая Карима, и Заки Валиди. Суровые, мужественные лики, забытые потомками. Вокруг фотографий – стаи белых журавлей – как символ памяти прошлых лет.
Тема патриотизма звучит и в триптихе «За Родину свою постоим. 1812 год», где в символически закруглённой композиции русский солдат поднимает чарку дружбы с храбрым башкирским воином – «северным амуром», в двух других – стихия боя, жажда победы, бешеный ритм биения сердец… Мощный, экспрессивный, летящий штрих подчёркивает ритм, движение отважных воинов. Безупречная графика талантливого художника, большого мастера! Серия о войне 1812 года – конгениальное прочтение М. Лермонтова, поэтических воспоминаний об эпохе.
Юрий Григорьев известен циклом иллюстраций к произведениям классиков: Н. В. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, М. Карима и др.
В графических листах, посвящённых книжной иллюстрации, язык образных ассоциаций вызывает определённые эмоции. Казалось, то же самое делают другие художники, но то, что получается у него, оказывается новым, необычным, своеобразным, своим прочтением.
Пленяют взор своей красотой, поэзией, неповторимой индивидуальностью, погружением в эпоху, дарят зрителям наслаждение графические листы, посвящённые Пушкину. В «Пушкинской осени» художник показывает, как рождается в душе Пушкина вдохновение, как появляются его поэтические строки. Он рассчитывает на внимательного зрителя, умеющего правильно почувствовать, понять, осмыслить образы.
Глядя на его произведения, невозможно не влюбиться в запечатлённый на них волшебный мир, созданный рукой замечательного художника. Удивительно сжато, коротко, лаконично, полно смысла и поэзии… Художник нашёл своё прочтение, своё видение пушкинской осени.
Откуда такое глубочайшее проникновение в дух и настроение Пушкина и его эпохи? Безошибочная и свободная импровизация, убедительность схваченных жестов, острота образов, очарование?
Художник сродняется со своими героями… Он откликается на события в жизни поэта, видит его, то ловко танцующим со своими избранницами, то летящим на коне в осень, а рядом – в образе Пегаса – вечное вдохновение как предчувствие: «…желания кипят – я снова счастлив, молод…».
В серии «Ещё раз о поэте», посвящённой истории любви Пушкина и Натальи Гончаровой, очаровывает воздушность и трогательность героини… И возникают стихи: «Исполнились мои желанья. Творец тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, чистейшей прелести чистейший образец…»
Каждый рисунок поёт, передаёт движения души, выражение глаз, пластику тела…
Тонкие, нежные, волнующие линии… упруги, текучи, пластичны, как их мало и как много ими выражено.
Лаконичные линейные рисунки приобретают экспрессию, окрылённость, пластическую точность и ясность мысли.
Рисунки на пушкинскую тему сознательно сделаны с ориентацией на графику самого поэта. В них чувствуется та лёгкость, стремительность, краткость, которые делают рисунки исключительным явлением графического искусства. Но он нигде не подражает поэту.
У Ю. Григорьева свой оригинальный взгляд на каждого персонажа.
Сам художник говорит: «Иллюстрации к Булгакову – это моё прочтение, моё отношение к творчеству Булгакова». Ему удаётся совместить несовместимое талантливо и просто: передать эмоции, экспрессию и динамику мятущихся булгаковских героев, магию тончайших движений их душ.
В скупых рисунках, подкупающих глубиной мысли, требующих внимательного прочтения, чувствуется тонкое ощущение эпохи, пронзительное звучание «времени», понимание сложных философских концепций романа «Мастер и Маргарита». Художник убедителен в передаче страданий больного Мастера и жертвенного чувства Маргариты, суровости Пилата и одержимости Иешуа, противоречивости Воланда и его бесовских спутников…
Карандаш приобретает мощь мужской хватки, суровое изящество и резкую ясность, экспрессию и пластическую точность.
Художник живёт жизнью тех, кого рисует.
Его волнует тема Гражданской войны, поднятая Булгаковым в «Беге», и он воплощает в графическом листе убедительные драматические характеры Белого движения, массовой эмиграции, вызванной Гражданской войной. Остатки Белой армии отчаянно сопротивляются красным в Крыму… И мчится конница навстречу смерти, навстречу победе …Лава – ощущение мощи, единения, напора идеи. И лихие красные знамёна, шевроны на красноармейских шинелях, ромбы на рукавах первых красных командармов… Реалии тех лет ни с чем не спутать, они превратились в почерк, которым время ведёт свою зримую летопись.
Отзывчивая и пылкая душа художника проникла в сложный мир Булгакова и подарила зрителям своё видение, свой взгляд на творчество и философию писателя.
Живёт, творит удивительный человек, большой мастер, обладающий поразительным даром проникать в область человеческого духа и умением рассказать людям о прошедших эпохах.
Творчество Юрия Николаевича покорило сердца многих любителей искусства. Живой, искромётный, всему открытый, талантливый, уверенный в высокой миссии искусства, он не боится показаться смешным, нелепым в «Автошарже», в образе героя площадного театра. Он умеет по-доброму сыронизировать, найти пластически точный образ, не впадая в излишнюю утрировку.
Он график и, иногда сознательно лишая рисунок цвета, говорит зрителю, что только так видит мир.
А предметом восхищения часто становятся игрушки в углу, небрежно брошенный плед, мерцающее пламя свечей в храмах, вечерние мартовские коты на улицах Черниковки, звон колоколов, запах горячего хлеба, портреты умудрённых жизнью стариков, грозовые дожди, радуги, густо-синее небо над Инзером, места силы – Аркаим, Иремель; народные праздники, боевые сцены в полотнах о войне 1812 года… солдатские шинели, шапки-ушанки в казармах…
Его мир – мир огромный, многообразный сплав образов, чувств, идей, интересов. Художник стремится наполнить изображения динамикой, выразить сущность через пейзаж, натюрморт, портрет; прочесть многослойную историю с её характерными взаимоотношениями и жизненным укладом – и в них показать движение времени, потому что в движении, в конкретном действии выявляется глубина.
Лиризмом проникнуты графические листы «Ночное», «Радуга над Инзером», они заставляют в восторге замереть перед торжеством природы, в которой художник ищет то, что созвучно его внутреннему миру в мгновение счастливого потрясения. В них чувствуешь дыхание времени, вечности, в них появляется нерв: звёздное небо, стремительные потоки дождя над рекой, радуга над миром, и природа открывается иной гранью, отражая чувства художника.
Наряду с реалистическими работами есть абстрактные («Гроза над Белой», «Иремель», «Аркаим») – эмоционально сильные, притягивающие взгляды, вызывающие ассоциации и воспоминания.
Ритмом, звучанием линий художник выразил свой восторг и преклонение перед человеком, народными праздниками, природой, землёй предков.
В листах «Масленица» и «Сабантуй», нарисованных цветными карандашами, – вихрь неукротимого движения, безудержного веселья, неистового задора, единый порыв штриха и цвета, кажется, что он «выжал» все соки из карандаша, своего самого любимого материала.
«Люблю карандаш, пастель, тушь, гуашь за размах, неповторимый нажим, возможность обобщения и цельность. Не боюсь смешивать техники, всё время ищу», – говорит художник.
Каждая выставка Ю. Григорьева – переоценка ценностей, движение вперёд, к совершенству, к будущему, потому что движение есть и его жизнь, в которой так много любимого творчества.
Его одержимая преданность графике поражает и радует, он сохранил счастливое свойство отзываться конкретными зрительными образами на любую тему, сюжет и идею, используя для этого богатство ассоциаций, предметность видения и фантазию.
«Терпение, равновесие, которое он обрёл в жизни, сделало его по-доброму воином в искусстве, защитником, мыслящим интересным художником. Его творчество многогранно: он прекрасный акварелист и непревзойдённый график», – говорит о нем тележурналист Татьяна Краснова.
В триптихе «Служение», пронизанном идеей преданности Вере, Отечеству, людям, каждый лист – сгусток энергии. Листы несут на себе отблеск идеалов любви, добра, святости, церковь всегда считала защиту Отечества делом святым. Жертвенное служение высоким идеалам, самоотречение ради блага Отечества, патриотизм – об этом графические листы Юрия Григорьева.
Поэтому триптих «Служение» полностью передает высокий смысл этого слова: готовность к любым жертвам и подвигам во имя народа, Отечества.
Выставку «Движение и время» можно назвать автопортретом художника, находящегося в постоянном творческом движении и поиске, видящего перспективы будущего в новых интересных проектах. Григорьев стоит особняком со своей, ни на кого не похожей, очень динамичной, нервной графикой, он доносит до зрителя образы пластичным и в то же время экспрессивным языком. Его графика – точное попадание в цель. А это мало кому удаётся.
Юрий Григорьев – замечательный художник-график, прекрасный педагог, настоящий патриот, человек увлечённый, тонкий, глубокий, вечный романтик, открытый миру и людям, преданный искусству.
Его творчество – это служение людям, детям, родине, искусству, он делает огромное дело по воспитанию и сохранению у молодого поколения тех духовных и гражданских качеств, которые просто необходимы для процветания России.
45 лет он служит своей школе, детям, людям, своему любимому делу, и права была Татьяна Краснова, говоря о художнике, что любви и добра обязательно прибавится и мир спасёт красота, если за неё сражаются такие доблестные рыцари, как Юрий Григорьев…