Все новости
Культура
11 Февраля 2022, 14:18

№2.2022. Оксана Пилипюк. «Большое и маленькое». О Международной триеннале детской графики

Пространство выставочного зала не смогло вместить все графические листы. И хотя зритель видит лишь их часть, он видит самое главное – большое желание творить.

№2.2022. Оксана Пилипюк. «Большое и маленькое». О Международной триеннале детской графики
№2.2022. Оксана Пилипюк. «Большое и маленькое». О Международной триеннале детской графики

Пилипюк Оксана Михайловна – график, педагог, директор по науке и творчеству Детской художественной школы «Художка» г. Уфы (ранее – преподаватель и заместитель директора по учебной работе ДХШ № 2 г. Уфы); организатор Республиканского конкурса детского рисунка «Цветные подковки»; автор проекта детского художественного творчества «АРТ-транзит»; член жюри Международного конкурса живописи и графики «На своей земле» (Республика Беларусь); член жюри и ответственный секретарь Открытого Республиканского конкурса детского художественного творчества имени М.В. Нестерова (Республика Башкортостан).

 

«БОЛЬШОЕ И МАЛЕНЬКОЕ»

О Международной триеннале детской графики

 

Открытие любой выставки – это всегда волнительное ожидание. Ожидание нового и удивительного. Входя в галерею, мы уже фантазируем о том, что нас ждет, предвкушая получить незабываемые эмоции, яркие впечатления, сделать неожиданные открытия. Ну а если вы идете на выставку графики, это предвкушение сильнее во много раз, ведь, помимо удивительного ювелирного мастерства, вас ожидает нечто необычное, причудливое, впечатляющее. И если творчество зрелых графиков вызывает разнообразные ощущения, начиная с восхищения и трепета, переходящих в удивление и споры, а подчас, и в возмущение, то выставки юных графиков – это всегда праздник, фонтан эмоций и отличного настроения.

Все громче заявляет о себе детская графика, претендуя на отдельное место в искусстве. Появление доступных технологий, их совершенствование и возможность использования в школах позволяет все большему числу юных художников делиться своим творчеством. Появляющиеся на конкурсах и выставках графические работы вызывают огромный интерес, собирая большое количество зрителей и рождая увлеченные обсуждения и вопросы. Казалось бы, ограниченные средства изображения и цвета должны сдерживать поток детского созидания, но неожиданно мы видим обратный результат – богатое разнообразие решений. Графические листы всегда приковывают внимание. Следуя взглядом за начинающими двигаться словно на гипнотических картинках элементами, попадаешь в оживающее пространство, постепенно чувствуя, как подсознание, отключая логику, вытаскивает из пятен, словно иллюзионист из шляпы, образы. Невозможность поймать этот момент возбуждает любопытство. Мы всматриваемся в удивительные изображения, вновь упуская грань метаморфозы. Этот ускользающий ключевой момент понимания  графики навсегда оставляет ее неразгаданной, заинтересовывая новыми ходами  графиков и вызывая интерес зрителей.

Желание познакомиться с новыми приемами, техниками, увидеть еще больше работ, интересных трактовок авторов привело однажды к организации в Уфе выставки детской печатной графики «Грани», которая не только не утолила интерес, а лишь разожгла его. Неослабевающее, а наоборот, усилившееся внимание к этому виду детского искусства переросло в идею триеннале графики. II Триеннале детской печатной графики пришлась на непростой для всего мира период – все школы были закрыты, а технологии работы не позволяют заниматься печатной графикой в домашних условиях. Несмотря на это, на призыв откликнулось большое количество юных графиков, с разных концов нашей страны и зарубежья они сообщали о своем огромном желании принять участие в выставке. Но, к сожалению, у большинства из них не было возможности подготовить новые работы на предложенную тему, тем более выполнить их в печатных техниках. Конечно же, организаторы и жюри пошли навстречу всем желающим принять участие, и было решено принять работы, выполненные не только в печатных, но и в уникальных графических техниках, а так же не соответствующие теме триеннале.  Более тысячи работ с разных стран и городов пришло на выставку. Жюри рассмотрело все присланные коллекции. Многие работы привлекли внимание; неожиданный прием, особенности или необычная манера выполнения, оригинальность воплощения, профессиональное исполнение заставляли членов жюри забывать о своей цели, увлекая в оживленное обсуждение, вызывали вопросы, перерастающие в дискуссию. Работы, выполненные в техниках офорт, линогравюра, картоногравюра, литография, сухая игла и других печатных и уникальных техниках графики, удивляли переплетением профессионализма с не всегда умелым и уверенным следом штихеля или офортной иглы, неповторимой детской непосредственности и энтузиазма с мудростью, внимательностью к окружающему, проницательностью. И, конечно же, большая часть вызвала улыбки и радужные эмоции.

Выбор гран-при не вызвал споров. Жюри единогласно присудили его Поденок Аннике за работу «Тихая жизнь», выполненную в технике черно-белая линогравюра. Аннике 9 лет, она ученица творческой мастерской «Залаты птах» г. Минска Республики Беларусь. Эта работа сразу привлекла общее внимание. Камерная и одновременно знаковая, она вызывает добрые чувства, рождает сердечные воспоминания и светлые переживания. Бесхитростно, доверчиво и простодушно  хрупкие фигурки, смотрящие с листа, уносят нас в тот маленький мир, где так тепло и уютно.

Выставка работ II Триеннале печатной графики открылась в выставочном зале «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова. Её тема «Большое и маленькое» в сложившихся условиях неожиданно стала символичной. Несмотря на эту символичность, она не вскрывает глобальных проблем: дети рассказывают о себе, о своих переживаниях, своем понимании мира и происходящих событий, обезоруживая зрителя искренностью и эмоциональностью. Эти работы дают возможность увидеть и понять, что для них на самом деле большое и маленькое. Это их маленький жизненный опыт и большое желание, преодолев большие трудности создавшейся ситуации, сообщить обществу то, что они считают важным и нужным.

Пространство выставочного зала не смогло вместить все графические листы. И хотя зритель видит лишь их часть, он видит самое главное – большое желание творить. И это желание, объединяющее маленькие работы маленьких графиков, – это то большое детское творчество, которое способно изменить мир, заставив его улыбнуться.

 

Автор:
Читайте нас: