Все новости
Культура
17 Сентября 2021, 09:54

№9.2021. Новые иллюстрации к «Семейной хронике» С. Т. Аксакова. Представляет Владимир Лобанов

"Л. Фролова и Н. Шомовская – художники современные и общаются с героями «Семейной хроники» сегодняшним изобразительным языком".

№9.2021. Новые иллюстрации к «Семейной хронике» С. Т. Аксакова.  Представляет Владимир Лобанов
№9.2021. Новые иллюстрации к «Семейной хронике» С. Т. Аксакова. Представляет Владимир Лобанов

ДАНЬ ПРИЗНАНИЯ ЗАЧИНАТЕЛЮ УФИМСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1 октября этого года исполняется 230 лет со дня рождения нашего земляка, писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. К этой юбилейной дате в серии «Уфимская сирень» было подготовлено новое издание его «Семейной хроники». В приложение к произведению С. Т. Аксакова вошли работы В. В. Кожинова и Г. В. Мосалёвой о христианских мотивах в этом произведении и статья Я. С. Свице о его уфимских реалиях, а также обширная библиография и цитаты писателей и литературных критиков ХIХ–ХХI веков о С. Т. Аксакове. «Изюминкой» этого издания стали новые иллюстрации к «Семейной хронике», выполненные уфимской художницей Ларисой Фроловой и художницей из подмосковного города Мытищи Натальей Шомовской. Уникальность этого проекта состоит в том, что почти 40 лет после графических работ Георгия Прокшина в Уфе не предпринималось попыток проиллюстрировать это произведение, положившее начало уфимской художественной литературе.

         Экспертную оценку новым иллюстрациям любезно согласился дать известный уфимский скульптор, педагог, заслуженный художник РБ Владимир Геннадиевич Лобанов:

«Любой художник – проводник времени, в котором работает. При этом книжный график призван выполнять сложнейшую задачу визуального соответствия иллюстраций литературному произведению, созданному много лет назад. Л. Фролова и Н. Шомовская – художники современные и общаются с героями «Семейной хроники» сегодняшним изобразительным языком. И та, и другая, последовательно анализируя сюжетную линию, составляют сложные композиции, рисуют человека в интерьере, изображают жест, выражение лица, чувствуют деталь – словом, делают то, что позволяет считать их иллюстрации уместным дополнением к изданию замечательного произведения.

Однако художники разные… Изобразительный язык зависим от современных технологий. Сегодня в руках художника особый инструмент – компьютер. Он предлагает новый тип изображения, мышления и новые возможности. И он же провоцирует обратную реакцию – активный возврат к первоосновам ручного труда.

В иллюстрациях Л. Фроловой – пышная яркость, богатый антураж, активный свет, всеобщее умиление и почти сказочное торжество.

У Н. Шомовской – минимализм, простой карандаш, попытка создать атмосферу уюта и любви особой тональностью, изображением простых узнаваемых деталей. Изобразительная скупость не мешает внутреннему движению, что сродни движению времени.

Каждый художник прав по-своему. Каким было далекое прошлое и каким мы представляем его сегодня? Открывая книгу, каждый читатель вправе сделать собственный выбор»[1].

 

[1] Владимир Геннадиевич Лобанов родился 27 декабря 1958 года в п. Красноусольский Гафурийского района БАССР. Заслуженный художник РБ (2015). Заслуженный нефтегазостроитель России (2013). Награжден Почетной грамотой Министерства культуры РФ (2014). Обладатель Золотой медали «Духовность, традиции, мастерство» Союза художников РФ (2014). Специальное образование: ХГФ БГПИ (1980). Член Союза художников СССР (РФ) с 1991 года. С 1978 года – участник республиканских, зональных, региональных, всероссийских, всесоюзных и международных выставок. С 1988 года – участник республиканских, всероссийских и международных симпозиумов «Скульптура в камне», с 1995 года – участник всероссийского и международного симпозиумов «Скульптура в дереве».

Местонахождение произведений в собраниях музеев и картинных галерей – БГХМ им. М. В. Нестерова (Уфа). Живет и работает в Уфе.

 

Автор:Юрий Горюхин
Читайте нас: