+36 °С
Ясно
Все новости
Культура
21 Июня , 14:30

№6.2021. Тамара Ганиева. Одна лишь тема – Жизнь. Слово Народного поэта

Тамара ГаниеваОдна лишь тема – ЖизньСлово Народного поэта Современная башкирская поэзия имеет хорошую тенденцию добиваться более глубокого психологического анализа образов, без которого настоящей поэзии не бывает.

Тамара Ганиева
Одна лишь тема – Жизнь
Слово Народного поэта
Современная башкирская поэзия имеет хорошую тенденцию добиваться более глубокого психологического анализа образов, без которого настоящей поэзии не бывает.
Мое творчество естественным образом опиралось на предыдущий опыт старшего поколения, на творчество народных поэтов Башкортостана: Мустая Карима, Рами Гарипова, Назара Наджми, Мусы Гали и других корифеев башкирской литературы, чей творческий путь был истинным примером служения искусству Слова и моему народу.
Известно, что поэзия должна удивлять и волновать людей. Автор создает свое произведение не одним рассудком, но и чувством, интуицией. Судьба поэта, помимо его таланта, зависит от того, насколько он обогащен достижениями всей мировой культуры. Существуют и единые общечеловеческие критерии литературы.
Поэт, прозаик, публицист Светлана Чураева в статье о моем творчестве дала ему неожиданную, но приятную для меня оценку: “Тамара Ганиева – лишь малая часть одноименного явления, явления поистине космического масштаба. Другое дело, что эта часть подобна окну – сквозь стих, сквозь слова проступает Женщина. Не просто человек женского пола, а сама женская и материнская сущность мира, которая удерживает его от падения в хаос. За деталями ее стихов – всегда Космос. За каждой ее строкой – цельная, единая картина мира. Не виртуального, современного, сиюминутного, погрязшего в изысках, а настоящего – вечного.
В ее поэзии одновременно показаны и очень достоверные детали и мелочи, которые создают рисунок вселенной и сам механизм мира. Тамара Ганиева – хранительница и родной природы, родного языка, и родной истории, и народных традиций. Ее глаза видят прошлое, и будущее, и настоящее. Они смотрят сразу вглубь души и в глубины космоса”.
Но о чем бы я ни писала – я пишу о своем народе. Пишу для того, чтобы он осознал свое величие, свои достоинства, свое настоящее и будущее. Я горжусь этим, стараюсь писать так, чтобы другие народы прониклись уважением и любовью к башкирам – и в этом вижу свой профессиональный долг. Именно таковы мои 12 поэм. Они глобально-эмоциональные, лиро-драматичные. В них правда жизни и фантазия, философия о жизни и смерти, законы бытия и вечности.
Много лет я была председателем секции поэзии Союза писателей Республики Башкортостан. За это время взрастила целую плеяду одаренных поэтов. И пришла к выводу: цари рождаются только от царей, поэтов рождает Бог с изначальным талантом. А само явление как талант никто не может определить словами. Это как воздух – его не видно, но мы чувствуем, что хорошо дышится. Талант не кричит: “Я тут!” Процесс выявления таланта не сводится к нашей личной доброте, иначе мы уподобились бы алхимикам, которые хотели из меди получать серебро. Талант проявляется сам, но для этого должна быть создана подлинно творческая атмосфера.
В какое бы время ни жил поэт, его главной идеей является гуманизм. Главными темами являются жизнь и смерть, отношения между полами, отношения Неба и Земли...
Одну из поэм я назвала “Женщина”. Почему так? Да потому, что в жизни великих мужчин всегда присутствует женщина, которая имеет талант вдохновить мужчину на подвиги. В поэме мне пришлось усилить некоторые акценты, придать вдохновенность устремлениям и мечтам. Исторические факты были для меня, скорее всего, отправной точкой, нежели опорой. На земле башкир три года подряд случается засуха, следовательно – голод. Людей косит тиф. В этих тяжелых условиях немолодая женщина с внуком ходит от бия к бию башкирских родов и уговаривает кого притчей, кого мудрыми легендами объединиться и ради сохранения жизни народа присоединиться к русскому государству. Было ли это на самом деле? Вряд ли... Но мне, поэту, важно было художественно описать духовные устои народа, роль женщины в судьбе башкир.
Я очень горжусь поэмами “Кипчаки”, “Аркаим”, которые высоко оценили башкирские литературоведы. В одно время поэма “Кипчаки” являлась одним из вопросов выпускных экзаменов школ.
Поэма “Космос” – эпическое, полумистическое произведение. Должна признаться, что написание эпических произведений для меня – это преодоление сопромата. Эпические произведения требуют от автора отдачи эмоциональных, духовных сил, философское осмысление темы. Поэмы – те же романы, только в поэтическом виде. Поэма является наиболее древней формой освоения мира посредством поэтического мышления. Чутье к слову и образным возможностям стали определяющими в создании народных эпических произведений, таких как “Урал-батыр”. В поэзии автор целиком охвачен таким чудом, как слово, он поглощен предметом своей фантазии. Это в самом деле поэтическое освоение темы. Наслаждение, познание собственных творческих возможностей.
“Поэзия, как уже указывает ее название, – есть нечто сделанное, произведенное человеком, то, что он воспринял, переработал в своем представлении, а затем посредством собственной деятельности выявил вовне”, – писал Гегель.
Мне думается, что поэтическое одухотворенное восприятие человеком мира предшествовало возникновению логического мышления.
“В чем смысл жизни?” – вопрошает моя поэма “Космос”. Через размышления искала пути оправдания существования человека на земле. Казалось бы, большого смысла нет. А откуда тогда жажда познания? Самая сложная и неведомая часть разума, производящая образы и символы, не объяснима. Это похоже на получение сигналов из бессознательного...
Как можно научить мозг работать более эффективно? Как быстрее пройти путь от незнания к знанию? В наши дни эта проблема стоит особенно остро: еще никогда на одно поколение людей не обрушивалась такая лавина информации, никогда от ума не требовалось столь напряженной работы по осмыслению стремительных изменений ценностей – духовных, социальных, идеологических.
Я интуитивно поняла, что в поэмах должна присутствовать музыка. Я ее научилась ощущать почти материально. Гармония музыки для меня есть повсюду, где есть порядок, пропорциональность. Полагаю, что существует музыка в жизни неба. Упорядоченные движения планет, звезд Вселенной, малоуловимые на слух, но есть в небе чувство гармонии и закономерности...
Эпоха и события, люди в моих поэмах показаны в своем истинном виде с той степенью подлинности, с какой мы через века можем их представить. Тем, кто ищет в исторической поэме патриотический дифирамб, археологию, популярный комментарий подлинных событий или что-нибудь в этом роде, произведения могут прийтись не по вкусу. Я создала образы и характеры людей, которые с небольшими изменениями могли быть нашими современниками. Тем самым, надеюсь, не погрешила ни против исторической правды, ни против вечной истины жизни, которая и вчера, и сегодня одна и та же, одинаково проста и многолика.
Не знаю, вправе ли поэт сознаваться в поисках душевных истин. Но для меня была и остается ценностью вера и причастность поэта к народной жизни через личностность собственного характера... Да, творческое начало свойственно каждому, все способны испытать особое состояние духа, которое называется вдохновением. Однако выразить его может только художник. Причем глубина и значительность лирического самовыражения находятся в прямой зависимости от глубины восприятия творческой личности, от духовной силы творца. Только сильные натуры впадают в откровенный субъективизм. Скажу честно: я верю в прасознание природы, верую в Абсолют и Истину...
Я всегда стремилась и стремлюсь к поэтической индивидуальности. Лирическая героиня моих стихов многолика, ее мироощущение противоречиво, поэтический мир целен и един.
Наше поэтическое поколение принадлежит к переломной эпохе. Эпоха эта, отмеченная всеобщим кризисом, сформировала мою личность. Отсутствие цензуры привело некоторых современников к рифмованным разоблачениям исторических фактов, социальных неурядиц. Меня это не устраивало. Для критики недостатков есть другие жанры литературы, а поэзия – это искусство Слова. Следовательно, поэт посредством родного языка, менталитета своей нации, следуя естественному художественному образу мышления своего народа, обязан держать на высоком уровне культурную планку, выработанную народом в области творчества.
В двухтомнике моих произведений читатель непременно заметит нарастающий накал темперамента автора. Ритмическая и интонационная свобода, психологическая широта, стилистическая гибкость, языковое богатство, исторический фон и стремление к гармонии или глубокая печаль из-за утраты оной.
Отношения поэта со своим временем всегда не просты, а в эпоху социальных катастроф исполнены особого драматизма. Поэтический дар инвариантен – вариантен мир. Но поэт не флюгер, его духовный мир обозначен, сформирован изначально: в том мире нет места несправедливостям, там правит бал Ее Величество – СОВЕСТЬ.
Лауреат государственной премии им. Ш. Худайбердина известный журналист И. Николенко в статье “И горизонт крылат, и небо радужно...” пишет: “...В поэзии надобно быть личностью. Слушать, читать хочется того, кому есть что сказать. Тамаре Ганиевой, своеобразной и самобытной женщине, есть что сказать читателям, ибо она поэт и личность со своей, только ей присущей неповторимостью. Ее стихи многие знают наизусть. Но вовсе не потому, что они просты. Напротив, они необычайно глубоки по мысли и совершенны по форме. О сложных вещах она говорит так, что люди понимают ее стихи сердцем. Жизнь и любовь в поэзии Т. Ганиевой – понятия неотделимые. Что за жизнь без любви? Она приходит и покоряет тебя всецело. Сколько женщин – поклонниц творчества поэта, невольно отождествляют себя с лирической героиней ее стихов!”
Спасибо Ирине Николенко! И впрям, что за жизнь без любви? Мне удалось создать образ преданной, любящей женщины, всецело доверяющей и верящей мужчине-рыцарю. Мужской образ лирической героини благороден, смел, способен на страстную любовь, защитник Отчизны и семьи, ревностно хранит духовное начало бытия. Женщина в первую очередь хочет увидеть в мужчине личность. Так как личность всегда думает о том, что она может дать своей любимой женщине и детям. Признаюсь, тут попахивает дидактикой – выдавать желаемое за действительное. Но ведь и то правда, это мечта любой женщины... Убеждена: любовь – свойство сердца. Беда в том, что часто люди вынуждены искать любовь умом. Отсюда – поражения, обман, предательства. Ум – это очень расчетливый механизм, он не имеет ничего общего с любовью. Сердце же – ничего общего с расчетом. Однако цивилизация занята поиском только “умных” решений. Никому нет дела до сердца – инструмента любви.
Музыку нельзя слушать глазами...
Марина Цветаева в письме к Пастернаку писала: “ Лирика служила мне верой и правдой, спасая меня, вывозя меня, топя меня, изводя каждый час по-своему, по-моему...”
“История народа принадлежит поэту.” Смысл этих пушкинских слов подразумевает, что поэт со своим высоким строем души, преданностью вечным ценностям, может восстановить справедливость и исправить жестокость времени.
...У поэта примитивные, казалось бы, но очень ценные орудия труда: душа, разум и родной язык. Посредством их он создает искусство – искусство Слова.
“Когда бы знали, из какого сора // Растут стихи, не ведая стыда,” – любим мы цитировать Анну Ахматову, редко, однако, вдумываясь в смысл этих слов. Кажется, понимая, что из любой дряни талантливый человек при случае скроит отличный текст, если станет витийствовать и принимать позу пророка. Но стихи Анны Андреевны, конечно же, о другом: о непроизвольности творческого процесса, о том, что случайное впечатление может вдруг создать силовое поле и чудесным образом расшевелить стихослагательную энергию, что стихи – часть органического мира, естественны и неприхотливы, свежи и нарочиты. Но они, как все в мире, не только наши, но и Божье творение – “как желтый одуванчик у забора, как лопухи и лебеда...”
Поэт, как звездочет, стоит с поднятой головой под ночным небом. А следующие за ним порою хватают его за рукав: «Ты с кем?»
Но поэту и в голову не приходит спросить: «А кто со мной?»
С ним никого. С ним только вечность...