Ахмат Фаткуллович Лутфуллин родился в 1928 году в д. Аскарово Абзелиловского района БАССР. В 1955 г. окончил 4 курс факультета живописи Вильнюсского государственного художественного института. С 1955 г. жил и работал в Уфе.
Творчество А.Ф. Лутфуллина оказало влияние на развитие профессионального изобразительного искусства БАССР, особенно в 60–80-е гг.
Живописец. Член Союза художников СССР, РФ и РБ с 1960 г. Народный художник СССР (1989), народный художник РСФСР (1982), заслуженный художник РСФСР (1978), заслуженный художник БАССР (1966), Лауреат Республиканской премии РБ им. Салавата Юлаева (1981), член-корреспондент Академии художеств СССР (1988), действительный член Российской академии художеств (1997).
Его имя сегодня как имена Салавата Юлаева, Мифтахетдина Акмуллы, Мустая Карима, вознёсшись, перейдя границы родной деревушки, района, республики, произносится за пределами России. Везде знают творчество народного художника Башкортостан Ахмата Лутфуллина. И не только представители живописного искусства, люди разных профессий, разных национальностей с огромным удовольствием рассказывают о нем. По его картинам узнают башкир, мировоззрение нации, признают республику. Эти картины поражают. Удивляют. Восхищают.
В конце прошлого года библиотекарь одного московского культурного центра передала ему привет и низкий поклон его творчеству. Я говорю: «Его ведь уже нет...» А она в ответ: «Вы все равно передайте привет, я знаю, что он ушел, пусть его дух, дух его родной земли воспримет глубокое восхищение современного любителя искусства!» И вот... сегодня, когда без тебя отмечаем твое девяностолетие, прими, Ахмат агай, родной, до боли сокровенно близкий наш, низкий поклон и любовь! От всех тех, кто потрясен глубокой философией твоих образов, народных обычаев!
Не могу смотреть без слез на женщин на картинах Лутфуллина. Некоторым из них даже в глаза стесняюсь вглядываться, хотя знаю, что они нарисованы. Но они, даже будучи творением кисти художника, живые. Они каждый раз напоминают мне о женской сути, о глубокой миссии прекрасного пола. Есть такое башкирское слово «сабыр». Оно означает не «терпение», это что-то больше. То, что передано поколениями, то, что в крови, в подсознании. Это – мудрое смиренное состояние.
Картины Ахмата Лутфуллина раскрывают не только мироощущение башкирского народа, они рассказывают о жизни человека между Небом и Землей, они говорят о месторасположении этих людей в целом космосе.
Образ Салавата – как будто не раскрытая тайна. Сколько деревень было сожжено после восстаний, народ был истреблен. И тут снова бунт!.. На полотне показано, как Салават, словно сам народ, осиротел, осунулся, даже растерялся... Возможно, он раскаивался внутренне, возможно, отчаялся... Может быть, растерзал себя живого в чувствах, мыслях... Вот это и хотел передать автор портрета. Переживания и рассуждения батыра и художника – едины. В их поступках есть и сомнения, и страдания. Великий художник (вот рука так и напрашивается написать так!) вместе с поэтом мучился, страдал, боль за родной народ не давал ему покоя...
Народные обычаи, традиции – все это в мире мыслей Ахмата Лутфулина. Вместе с бытом, культурой, этническими костюмами он смог передать и древнюю суть башкир. Посмотрев в глаза каждой героини, осмотрев их стан, так и хочется сказать: «Я – ваша! Возьмите меня к себе – в независимость, в естественность, в искренность!»
Недавно в Уфе подвели итоги проекта «Любимые художники Башкирии». Торжественная церемония награждения прошла в ГКЗ «Башкортостан». Победители были определены голосованием интернет-пользователей, а также благодаря работе авторитетного жюри. И вот: не зря любители живописи отдали свои голоса картинам Ахмата Лутфуллина. В номинации «Легенды» победили Адия Ситдикова, Ахмат Лутфуллин и Николай Пеганов. Как сообщил организатор проекта Наиль Махмутов, именами всех трех «легенд» будут названы премии для художников.
И на государственном уровне должна быть премия имени Ахмата Лутфуллина. Наверняка, будет. Ведь Ахмат Лутфуллин, вобрав в себя дух башкирского народа, обогащая свой дар, наращивая в мастерских Питера, на берегах Балтики, воссоздал суть башкир, нашел себя в искусстве таинственных красок.
Художник, поспеши запечатлеть
Вселенной первозданные покровы,
Ведь палача безжалостная плеть
Сдирает краски с облика земного!
Краса земли отчаянно хрупка,
Так уязвимо мира многоцветье…
Уж путник к истощённым родникам,
Томимый жаждой, припадает тщетно.
Истреблены болота и леса,
И урема чернеет сухостоем,
Не оживят их вновь перед тобою.
Последний раз стоят не пред тобой –
Перед ружьём охотника! – олени,
И смотрят с укоризной и мольбой
На тех, кто братьев превратил в мишени.
Ещё возможно – хоть издалека –
В лик терпеливый матери вглядеться,
В проникновенный прищур старика –
Их можно разглядеть хотя бы сердцем!..
Их можно разглядеть ещё пока,
Но завтра не увидишь даже тени.
Пиши, художник! Силою мазка
Пусть укрепятся связи поколений.
Пусть сохранятся дорогие лица
В твоих картинах вопреки разлукам,
Пусть взгляд ушедшей бабки отразится
В сиянии взгляда маленького внука.
Пиши и внука! – детства чистота
Пусть в души взрослых проникает снова,
И пусть младенец этот чрез года
Порадуется на себя былого.
Не медли же, художник, торопись!
Мы, люди, красоту Земли не ценим.
Но пусть природы душу явит кисть.
И вдруг склонятся ружья пред оленем?..
С усмешкой смотришь ты, как будто лишь
Очередное слышишь пустостословие.
Я знаю, друг, ты издавна творишь
Не только красками, но и своею кровью…
Перевод Светланы Чураевой