12 декабря в детской библиотеке № 17 имени М.Г. Рахимкулова состоялась презентация 7-го тома антологии «Башкирия в русской литературе». В украшенном к Новому году зале звучали тёплые слова и добрые пожелания в адрес составителей антологии – доцента УУНиТ Ирены Кульсариной и внука Мурата Галимовича Евгения Рахимкулова. Юный баянист открыл встречу виртуозным исполнением башкирских мелодий, а представитель Госсобрания республики подарил библиотеке роскошно изданные книги к юбилеям Курултая РБ и города Уфы, а также зачитал поздравление от имени Председателя Госсобрания – Курултая РБ К.Б. Толкачева.
На большом экране собравшиеся увидели краткую историю жизни и творчества М.Г. Рахимкулова и обзор двух изданий его антологии «Башкирия в русской литературе».
Составители 7-го тома рассказали о своей работе над ним и его значении в воспитании любви к родному краю и в формировании литературных связей между литературами народов Башкирии.
В конце этой презентации мне тоже предоставили слово. Будучи учеником М.Г. Рахимкулова, с лёгкой руки которого состоялась моя первая серьёзная публикация в краеведческом сборнике «Живая память» (1997), я вспомнил о том, как он долго и упорно уговаривал меня написать диссертацию по роману А.М. Фёдорова «Степь сказалась» (1897). Но я тогда был молод и глуп и отказался от его предложения. И лишь после шестидесяти лет, уже выйдя на пенсию, я стал понимать, что настоящая литература не зависит от тиражей книг и количества премий и восторженных отзывов критиков. О выдающихся писателях напишут и без нас, а о тех, кто пишет в Уфе и о Башкирии, должны были говорить мы, но в силу своей слепоты не сделали этого. Поэтому вдвойне ценна работа Жени и Ирены, проделавших в течение трёх лет большую и кропотливую работу по сбору, отбору и редактированию текстов писателей конца ХХ и начала ХХI веков. Их доброе и самоотверженное дело не только познакомит современных читателей с лучшими произведениями современной русской литературы Башкирии, но и станет фундаментом научных публикаций о нашем регионе у нас в республике и за её пределами.
Но нельзя превращать подвиг в повседневную обязанность. Мурат Галимович в своё время проделал работу целого научного коллектива, собрав в своей антологии сотни забытых текстов известных и неизвестных авторов, снабдив их биографическими справками и научными комментариями, а также библиографией. На это он положил всю свою жизнь и здоровье, потеряв в последние годы зрение. Но он не смог создать научной школы по своему литературному краеведению, поскольку был одиноким энтузиастом, не имевшим должной поддержки в научных и образовательных кругах. Единственной его аспиранткой, сумевшей защитить диссертацию, стала Ирена Галинуровна Кульсарина. Но её тема о романе С. Злобина «Салават Юлаев» всё же была ближе к литературным связям русской и башкирской литератур, чем к региональному литературоведению. А современные аспиранты по русской литературе предпочитают брать темы либо о классиках первого ряда, либо о модных столичных писателях.
Это связано ещё и с тем, что при кафедрах, изучающих русскую литературу, ни в УУНиТ, ни в БГПУ нет структур, занимающихся региональным литературоведением. Парадокс состоит в том, что региональных писателей у нас тьма, а пишут об их творчестве единицы, зачастую далеко не самого подходящего уровня. Если в Екатеринбурге, Перми, Челябинске, Оренбурге и в некоторых других городах уже давно существуют мощные научные школы регионального литературоведения, то в Уфе в последние годы, насколько мне известно, защитилась по этому направлению одна Ирина Прокофьева из БГПУ, да и та в последнее время отошла от уфимской литературы из-за загруженности повседневной работой на кафедре.
Прекрасно, что Евгений Рахимкулов сумел подготовить к 100-летию со дня рождения своего деда продолжение его антологии. Но нельзя заниматься наукой от случая к случаю, от юбилея к юбилею. А наука в свою очередь не стоит на месте. За последние годы в ней появились новые термины, новые темы и новые проблемы, которые неизвестны пишущим у нас о региональной литературе. Поэтому статьи даже наших кандидатов наук уже в течение трёх лет из академического издания «Истории литературы Урала» возвращают на переделку, а потом принимают как «полуфабрикаты» на окончательную доработку своими специалистами.
Думается, чтобы окончательно не отстать от соседних регионов, необходимо создать в Уфе при одной из кафедр русской литературы отделение регионального литературоведения из наиболее способных кандидатов наук и ввести спецкурсы для студентов филфака по этому профилю. Конечно, для этого потребуется финансирование и увеличение штатов. Но лучше пойти на этот затратный шаг, чем потом принимать у себя варягов из других городов, которые за большие деньги будут поднимать наше региональное литературоведение.
А то, что на презентации было много добрых и тёплых слов о Мурате Галимовиче Рахимкулове, вышло правильно, потому что ему при его долгой и нелёгкой жизни так их не хватало.