Филиппенко Д. А. Качели ностальгии. Стихотворения. – Самара: ООО «Слово», 2021. – 90 с.
Филиппенко Д. А. Подземное притяжение: Стихи. – Самара: Изд-во «Слово», 2022. – 48 с.
* * *
По словам самого автора, новая книжка выходит у него обычно раз в три года. Как по мне, скоровато: у меня весомые для жизни события и мысли, а также связанные с ними стихи накапливаются лет за пять. Но, конечно, скорость у каждого своя, да и книжки выстраивает каждый по-своему.
Так или иначе, недавно это своё правило Дмитрий Филиппенко нарушил: пятый сборник стихов – «Качели ностальгии» – выдал на-гора в 2021 году, а шестой – «Подземное притяжение» – в 2022-м. Можно сказать, дилогия получилась. Может, поэтому книги оказались тематическими. Первая пронизана воспоминаниями о детстве и обращениями к нему. Вторая вобрала стихи, вдохновлённые шахтёрским трудом – основным для Дмитрия как горного мастера. Хотя, когда творческая и организационная литературная работа занимает писателя всё больше и больше, её никак не назовёшь второстепенной.
Случай с Филиппенко – как раз тот самый. Председатель Совета молодых литераторов СПР Кузбасса, организатор ежегодного фестиваля имени своего учителя Алексея Бельмасова и ещё целого ряда литературных проектов, предполагающих разъезды по всей Кемеровской области. Плюс фишка – живёт он отнюдь не в Кемерове, а в Ленинске-Кузнецком – не третьем, но и не первом городе региона. Плюс, как я уже отметил, работа в шахте. С одной стороны, всё это весьма со стихами соперничает. С другой – приносит для них новую пищу...
«...словно тёплый свет...»
По обычаю, привычному в памятные уже не столь многим советские времена, и по жизненной сути тоже «шахтёрскую» книгу можно было бы вывести вперёд. Времена, однако, иные, а с детства, как известно, начинается всё. К тому же про шахтёрский труд писали и раньше. Неслучайно, предваряя вторую книжку, Сергей Донбай припомнил Николая Анциферова («Я работаю, как вельможа, Я работаю только лёжа...»), а Марина Кудимова, закрывая её, – ещё и Павла Беспощадного. А вот про свои постсоветские детство, отрочество и юность новое поэтическое поколение, повзрослев, пишет сегодня впервые. Что же видит в них, уносясь на качелях ностальгии, Дмитрий Филиппенко?
Да, как и прежние поколения: прежде всего – родной дом.
Я помню деревянный свой барак,
Поселок Дачный. Детства акварели.
Трещало время, цвёл в стране бардак…
И как за десять лет мы не сгорели?..
И деревню дедовскую прежде тоже поминали:
…А в деревне огород.
Баба ждёт, и деда ждёт.
Каждый вечер пироги
И рыбалка у реки...
Правда, время теперь другое. Земля, в том числе деревенская, подкармливала и советские рабочие города. Но в 90-е – особо:
...Девяносто пятый год.
Загибается народ.
Чёрно-белая страна…
Без деревни нам хана!..
Ну да, прямо, без лишней поэтической идиллии. Но – правда. А вот уже и в одной строфе про время:
...Бросаем шапки, валенки, носки
Сушиться на заботливую печку.
А в это время наши родаки
Берут на шахте под зарплату гречку...
Так что особых иллюзий мир у тогдашнего подростка вроде бы не вызывал:
…На мир смотрел я сквозь боевики.
Мы видели Бангкок, Чикаго, Бостон,
И пацаны, как будто ручейки,
Стекались в залы заниматься боксом…
И если переводить всё это на сказочно-киношный язык, то:
...Нашу жизнь не снимал Тарантино,
Но поставил её Карабас.
Если каждый из нас Буратино,
То останется пепел от нас.
В общем, вроде и ностальгировать не о чем. Но поди же ты: «А в детстве по ночам цветут снега, Ложатся на лохмотья тротуара…». И огнеопасный барак оказывается родным до боли: «…помню, у дороги плакал я – Сносили детство, мой барак сносили...». И деревня-кормилица всё-таки остаётся в памяти не только огородом:
Седое время, словно тёплый свет,
Ложится на продрогшие деревья.
Мы с электрички, нас встречает дед,
И мы летим в студёную деревню…
Промчались тридцать деревенских зим,
Продали дом, живут теперь другие.
Но снится мне – по снегу мы скользим,
И не напьюсь я этой ностальгией.
И в брутальном боксёрско-горняцком (про бандитов из 90-х Дмитрий как-то не вспоминает) Ленинске-Кузнецком вдруг вырастает некто не совпадающий с ним: «...Я был есенинский сопливый мальчик...». Что, впрочем, отнюдь не мешает ему заниматься боксом и после школы пойти работать под землю.
...А в шахте не растёт трава,
Но пахнет осенью и мятой.
И после смены все в дрова –
Другого не дано ребятам...
Эту цитату, правда, взял из «Подземного притяжения». Там эта тема мимоходом, а в первом – вполне ярко демонстрирует одну из теневых сторон шахтёрского, да и вообще любого будничного тяжёлого однообразного труда. Которую, чтобы сохранить себя, принуждён был избыть и лирический герой Филиппенко: «Когда я вечерами водку пил И брал на опохмел две банки пива…».
Гулял этот герой, по словам автора, тоже поэтически – «с есенинским размахом». И алкоголь как убийцу Есенина – или по меньшей мере, если верить иной версии, одного из его убийц – «видел живьём». Но, судя по стихам, семья вытащила: «...вовремя вспомнил, что папа я, И выжил и ради, и для...». И тогда «...в трезвом веке Узнал, что птицы по утрам поют И солнце светит каждую субботу...».
Может, всё это вкупе с суровыми кузбасскими реалиями и не даёт опять же лирическому герою Дмитрия сполна ощутить себя поэтом. Письмо коллеге «с премудрым взглядом математика» Дмитрию Мурзину подростково подписывает «Дима из Кольчугино» (так почти столетие назад назывался Ленинск-Кузнецкий). С каким-то уничижением отзывается о себе самом: «...Ленинск-Кузнецкий трубадур, Поющий у себя в чулане...». И ещё: «...Я сбитый лётчик. Выцветший поэт. А может, не поэт – вагон порожний...».
Сомневается в себе, в общем. Иронизирует даже:
...Провёл года в бараке мрачном.
Теперь поэт, меня поют.
И именем моим на Дачном
Мой переулок назовут...
А с другой стороны: «...В необъятное мы влюблены... Мы фанаты духовных наркотиков...», имея в виду под таковыми родные землю и литературу. И вообще «Все шахтёры капельку поэты...», хоть и «...На аншлагах, трубах и пикетах Пишут, как начальству лучше жить...».
«В шахте всё всегда по-настоящему...»
Вместе с некоторыми другими войдя в оба сборника, стихотворение про шахтёров-поэтов как бы соединяет их. Впрочем, в «Подземном притяжении» можно найти и своеобразное опровержение. Вспоминая ещё одного известного тёзку, за которым прочно закрепился уже давненько полученный титул «короля поэтов», автор уточняет: «Шахтёр не ходит в Инстаграм*.( официально запрещена на территории России). И кто такой Воденников, Шахтёру громко начихать...».
Вроде бы ещё один повод покомплексовать насчёт своего творческого занятия. Тем более что сотворённое уже упомянутыми предшественниками, да и другими кузбасскими поэтами, которые, по словам Сергея Донбая, писали «сильные стихи о тяжёлом шахтёрском труде», представляет собой немалый вызов для нынешнего автора. Плюс опять же Высоцкий с его «Не космос – метры грунта надо мной...».
Филиппенко, однако, этого вызова, похоже, не опасается. Во всяком случае, тот же образ подземного космоса принимает и перенимает, сам пробует на язык и строчку, не слишком отрываясь от земли:
...Бурлит поток космической реки,
Но не бывает здесь погоды хмурой.
Шахтёры – это значит мужики:
Без пафоса, без шоу и гламура.
А дома жёны держат кулачки,
Подземных космонавтов ждут с работы...
И афоризмы здесь уже другие, пока что из современных будней – впрочем, со вполне авторской ироничной рифмовкой:
В забой вгрызается комбайн,
И нет проблем и геморроев.
Мужик работает офлайн –
Онлайны здесь не для героев...
От подвигов этих героев, со знанием дела пишет автор, – «мороз по коже». Собственно, попробуйте на себя примерить само решение на всю жизнь или её основную часть поддаться тому самому подземному притяжению. Как сделал в своё время «бригадир с бадожком», что на трёхкилометровом пути к рабочему месту «...не чувствует боли: В шахте провел сорок лет. В памяти только забои, И ничего больше нет...».
Вот и лирический герой Филиппенко – «Шахтный человек» – «грязною кожей» чувствует, что со своего подземного пути ему повернуть не суждено. Хотя шахта, как ёлка, зимой и летом одним светом: «...Летом в шахте так же солнца нет, И вода в забое ледяная...». И под землёй, положа руку на сердце, «...так мерзко и так сыро...». А вместе с углём влюблённый в свою работу подземный танк – горный комбайн – кроме славы нарезает «...больше... денег для кого-то...».
И с теми же деньгами, случается, кидают: «Наш бригадир начальнику вопрос Задал: “Где деньги? Мы же были в плане?”...». И проходчики навсегда запоминают выскочившие из сапог ноги в белых носках, что бегут из забоя...
И когда то ли на смену, то ли навсегда «Уходят мужчины в подземные гнёзда, Шахтёрские мамы ночами не спят...». Поскольку нет-нет да появится повод для возгласа: «...Монеты кидайте, кидайте монеты В могилы шахтёрские вновь!..». Доходит он, однако, отнюдь не до всех:
...По телевизору траур по Градскому
И юбилей КВН...
Жаль, что Россия страдает по-разному,
Не поднимаясь с колен...
Однако и в шахте человек остаётся таковым. И антрацит представляется ему виноградом, который зреет под землёй: «...Он чёрный, крупный и блестящий...». Так что по конвейерной «скороходной ленте» бежит целая «виноградная река». А штреки отливают цветом иной ягоды:
...Жизнь в черничном коридоре
У него прошла.
Помолитесь о шахтёре,
Не желайте зла.
Стоит представить, что горные выработки – просто перевёрнутый купол неба, шахтёр оказывается подземным лётчиком. Но возвращается, конечно, наверх – в обычное поднебесье:
В Сибири дождик пахнет черемшой,
Немного сеном, вредною крапивой...
И на душе свежо и хорошо!
Не запретишь в Кузбассе жить красиво.
Шахтёрской лампы негасимый свет
Щекочет нежно пятки небосвода.
Хохочет дождь, его смешнее нет –
В Сибири дождь теплей и слаще мёда...
На эту работу можно идти с радостью, поскольку:
...Жена хранит в своих ладонях свет,
Им тормозок с надеждой наполняя.
Она шахтёру и любовь, и няня,
И мужика счастливей в мире нет.
Домашняя снедь, положенная в горняцкие торбы, под землёй оказывается гораздо вкусней, и в обеденную пору в шахте можно унюхать соус с горчицей. А в новогодье – и копчёную грудинку с апельсинами.
...Пообедав, все в забой –
Обводнённый, ледовитый.
Бригадир кричит сердитый –
В шахте весело зимой...
В общем, всюду – жизнь. Едва ли не всегда – рядом со своей противоположностью, когда, например, в завале «...Я, погребённый заживо, живу И смерть свою непринуждённо слушаю...». Но, если всё обойдётся, горняку-пенсионеру шахта вполне может показаться поневоле оставленным родовым гнездом из повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Хотя вроде бы какое сходство между подземельем и ушедшей под воду сибирской деревней? Тем более что до пенсии ещё дожить надо, и сейчас иногда хочется воскликнуть: «...Остановите шахту, я сойду...».
Стихи Филиппенко недлинны и, как можно было увидеть по цитатам, афористичны. Эти особенности, взращённые, очевидно, как собственной склонностью автора, так и обычной шахтёрской нелюбовью к долгим речам, подчас ещё разбавляются менее сильными высказываниями.
Многие стихи дилогии представляются своеобразными зарисовками, этюдами. Как таковые они неплохи, и суть – то жёсткая, то лиричная – в них вполне просматривается. Однако иногда, следуя за эмоционально и содержательно сильными серединными строчками, некоторые концовки идут на спад, проседают. Или застревают на уже взятой высоте, тогда как читателю хочется продолжать подъём. Или же погружение: как назвать – зависит от взгляда на те самые купола – небесный и подземный.
Нераздельность этих куполов, проявляемая и в новых стихах, может стать ещё более яркой особенностью Филиппенко. А энергия чувства и мысли, наполняющая избранную им краткую форму, – многократно усилить эти стихи. Есть, по ощущению, запас и в пространстве. Вертикаль отчасти освоена, хотя и здесь есть куда расти вершиной и корнями. Одновременно можно поглядеть и по горизонтали, во всю отечественную ширь – благо насмотрено и наслышано сегодня, так понимаю, многое.
Зёрна этих новых стихов, как показалось, среди прочего вызревают в чём-то таком:
…Услышь меня, как бурю в пустоте,
Люби меня в спокойствии и в шоке.
В избытке полюби и в нищете –
Целуй меня в мои седые щёки…
Разговорно-мальчишеское «в шоке», правда, как-то выбивается. И седой бороды или даже щетины лично я на щеках автора не замечал. Однако последние две строчки напомнили об Алексее Решетове – одном из лучших российских лириков. Тоже, между прочим, горняк...