Перед нами дебютный роман известного литератора и художника (несмотря на молодые годы), литературного критика, отмеченного победами в престижных конкурсах. История жизни мужчины из народности гуцулы. Помните песню: «А где твой дом, гуцулочка? – Карпаты!» Как будто Ротару исполняла, а пишут Мулерман и Лукач, ну и ладно, речь сейчас не об этом, а о ярко выраженной красоте, широте народного духа, душевной искренности в песне Тухманова на слова Острового. Привольный, зеленый, сказочный край со многими проживающими народностями, прекрасным собственным фольклором, часто фантастическим, но пронизанным глубоким философским смыслом.
Если свести содержание книги к пересказу, то останется жизнеописание мальчика, юноши, зрелого мужчины, старика – довольно обычная жизнь человека, у которого ушел из семьи безалаберный и ленивый отец. Не лишенный, впрочем, пусть слабенькой, но артистичной, художественной жилки родитель. Мать исполняла обязанности формально, этакая равнодушная, обезличенная материнская любовь, от которой ребенок только страдал, не имея ни поддержки, ни понимания. Соседи, односельчане, чаще всего жесткие, если не жестокие, косные люди, погруженные в свои проблемы, лишенные всякой эмпатии. Да, существует некое сообщество односельчан, но оно часто шарахается из крайности в крайность, да и плевать ему с высокой колокольни на какого-то мальчишку, болтающегося в жестоком и равнодушном мире, предоставленного самому себе. Один на один с бессердечным, враждебным миром. После смерти матери юноша покидает опустевший дом и обрыдшую деревню и уходит в мир. Скитается по чужим местам и к концу жизни окончательно оседает на турецком берегу, где и находит свою долгожданную смерть.
Сколько похожих историй описано в литературе, казалось бы, ничего особо нового мы не узнали. Однако. Всегда говорил и в очередной раз убедился, насколько мало значат в произведении, претендующем на художественность, описания механических перемещений материальных тел, то есть те же пресловутые фабула с сюжетом. Знаете, по большому счету практически ничего не значат, ну, может, процентов пять, максимум десять, от всего наполнения произведения. Остальное в нем – дух, порожденный способностью автора проникнуть в тайну бытия. Конечно, слово материально в том смысле, что оно пишется на бумаге чернилами или типографской краской, а сегодня формируется пикселями на экране компьютера. Но если взглянуть с другой, главной стороны, слово ведь основа всего: без слова мир не проявлен, непознаваем, да его попросту не возникло бы. Не сформулирован словом, значит, его нет. Вот таково свойство материального мира. И это более общее свойство нашего бытия и мироздания в целом, чем даже теория относительности. Должны существовать одновременно и объект, и субъект, иначе объекта как будто и нет, поскольку он не отражен в восприятии субъекта. В физике субъект именуется наблюдателем, но это нисколько не меняет сути происходящего. Только и именно слово позволяет бытию разделиться на существующую и познающую части. Иначе не было бы мира в нашем сегодняшнем представлении. Раз есть мы с нашим сознанием, значит, есть и мир. Эти рассуждения вполне коррелируют со Священным Писанием, которое начинается с сентенции-аксиомы, что в начале было Слово.
Итак, сотворение мира: вдруг вспыхнул свет и разогнал тьму. И неожиданное: а кто его просил вспыхивать, чем былая тьма хуже нового света? Крамольный вопрос? Не так чтобы очень, если вдуматься. Словосочетание «свет и тьма» – это синоним слов «добро и зло», которые находятся в единой связке и совершенно не в состоянии существовать друг без друга. Ведь они есть линейка с ползунком, которой отмеряют долю добра и зла в каждом конкретном случае. Если 30 % на линейке добра, то одновременно 70 % зла – и наоборот. В каждом добре неминуемо присутствует доля зла. Это все тот же закон сохранения энергии и прочего сущего – равновесия, баланса в мире. Не существует резкой границы между светлым и темным миром, есть лишь серая зона, которая может быть чуть светлее или темнее.
И к этим мыслям приводит чтение истории о жизни Микоша, мальчика-гуцула (даже в зрелом возрасте сохранившего детский, незамутненный взгляд на мир), воспринимающего окружающее не огульно усредненным, поляризованным взглядом, а душевно честным и не то чтобы объективным (возможна ли абсолютная объективность в мире?), а как раз наоборот, предельно субъективным, то есть именно таким, каким воспринимает его каждый из нас. Жизнь – это море, которое замерзает, когда все кончается. Небо есть небо, оно высоко, беспредельно, в него возносишься в компании со змеем, который, оказывается, совсем не враг тебе, а просто попутчик, с которым легче коротать время.
Сегодня свет как будто побеждает тьму. Но взгляните на ночное небо, россыпи крупинок звезд, а между ними бесконечная, всепоглощающая тьма. И ученые астрофизики в один голос твердят, что подавляющую часть нашего мира составляют темные материя и энергия. Никто толком не понимает их природу, не знает, как подступиться к их познанию, научному исследованию, но простые математические расчеты показывают, что темная составляющая мира явно главенствует, преобладает над светлой. Попросту говоря, вокруг нас творится черти что, если все окружающее определяет абсолютно загадочная темная сторона мира! Это что же, в примитивном понимании, вокруг разлито в основном «зло»? Согласитесь, что-то здесь явно обстоит не так.
Мы постоянно киваем на эволюцию всего живого на Земле, прогресс разума человека и так далее. Но в чем именно этот прогресс заключается? В том, что появился искусственный интеллект и человек больше никому в мире не нужен? Пока несовершенен ИИ, но жуткие последствия его появления очевидны, как ни желай другого развития событий, более благоприятного для человечества. Автор же романа, как мне видится, уверен, что человек с какого-то момента в прошлом своем развитии пошел не туда: он выхолостился, опустился в сугубую материальность, стал косным и простым, как высохший веник, если можно так выразиться. А христианская религия, разгромив на корню так называемое язычество, подчинила себе духовную составляющую мира. Христос своей жизнью и смертью показал пример, которому обязан следовать человек в своей земной жизни. Упадничество, покорность, отсутствие воли к выживанию? Подслащенная пилюля слабым и бестолковым? з всей Троицы важен Святой Дух, пронизывающий все и вся и являющийся по сути неким духовным полем, существование которого во все большей степени признается научным сообществом, ведь иначе необъясним феномен сознания (если признать его наличие в мире). Наш мозг – это всего лишь управляющий компьютер, который обсчитывает поступающие от органов чувств сигналы и выдает реакции, управляет нашим формальным поведением. Сознание совсем иная субстанция, которую даже определить невозможно, не то что понять его суть и смысл существования, то есть зачем оно вообще нужно.
Однако существовали времена на Земле, когда магия могла быть обычным среди людей делом. И не нужно думать, что это беспочвенная, не научная сказка. Просто вспомните, что фундаментальная наука сегодня находится в полном тупике. И это логичный результат движения человечества не туда. Ведь выхолощенный научный анализ окружающего мира позволяет человечеству приспособиться, выживать по мере сил, но не более того и даже не всегда. И причем же здесь вообще сознание, если возник искусственный интеллект, который позволяет все материальные штучки исполнять на порядки лучше? Оно нам не нужно в выхолощенном, сугубо материальном мире, как не нужно искусство и иное духовное наполнение мира?
Итак, главный герой романа Микош живет в магическом мире, который на этот раз воображением автора воцарился в Карпатах. Восприятие Микоша окружающей действительности далеко не ограничено возможностями наших обычных органов чувств, оно многомерно, оно широко, свободно и не зашорено. Мальчик общается с иными сущностями, имеющими магическую природу, это для него естественно, потому что он сам таков. Ведь он воспринимает обычных людей как будто сквозь магические очки, но нам понятно, что никакие это не очки, а окружающий мир такой, просто мало кто воспринимает его в истинном, неполяризованном, многоцветном духовном диапазоне.
Автор может не согласиться, но я воспринял произведение как роман взросления, но именно в метафизическом аспекте. Человек проходит все круги ада в земной юдоли. Если и существует ад, то только в земной жизни. И все эти пугалки про дьявола, чертей, грехи, страшный суд, который ждет нас после смерти, они смешны и не достойны серьезного восприятия. Пройти земной ад в своей жизни с достоинством – вот что для всех нас актуально. И не нужно обольщаться, что все вокруг нас так уж просто и материалистично. При внимательном тонком взгляде можно ощутить, что все та же магия духовной жизни разлита вокруг нас, именно она определяет бытие и конкретные события нашей жизни. В этом смысле данное произведение далеко не буквально, а скорее метафорично и образно. Доскональное знание местного фольклора добавляет толику колорита в созданную автором вселенную, которая, как ни удивительно, весьма близка к реальности и, собственно, является ею. Другое дело, что не каждый сможет ее так внимательно и дотошно рассматривать и анализировать, как автор романа.
Принято классифицировать художественную литературу, загонять произведение в рамки жанра, течения, литературного направления. Магический реализм – первое, что может прийти в голову при формальном прочтении. Но у меня при чтении почему-то всплывали в мыслях «Игра в бисер» и «Волшебная гора», а не «Сто лет одиночества». По-видимому, и даже скорее всего, именно вследствие заложенных в книгу бесконечных горизонтов и глубинных метафизических аспектов нашего с миром совместного бытия. Поэтому уточнил бы жанр романа «Море Микоша» как метафизический реализм, убрав магическую составляющую далеко на второй план.
Рейтинг: 8