Все новости
Краеведение
29 Ноября , 13:27

Андрей Ткачёв. Белорецк: начало истории

(Из очерка «Белоречье: век за веком»)

Центр Белорецка начала 20-х годов ХХ века
Центр Белорецка начала 20-х годов ХХ века

Белорецкий район – это наиболее возвышенная часть Башкортостана, гора Яман-Тау – самая высокая точка Южного Урала (1638 м). Отсюда, с ее вершины, открывается бесподобная горная панорама. Горы и долины, скалы и пещеры, каменные россыпи и водные потоки, сосновые боры и березовые рощи, смешанные леса и кустарники, разнотравье, ягоды и грибы, звери и птицы... Благодатный край!

Белорецкий район славится не только своей красотой, но и богатыми залежами природных богатств. Старейший российский геолог Сигизмунд Куликовский, посвятивший всю свою жизнь исследованию этого чудесного уголка России, писал: «Велик и богат Урал! Напрасны траты времени на перечисление его богатств. Пришедших к природе, ищущих, она щедрою рукою наделит добром, лишь следует идти к ней с доверием, со знанием дела... Найти дверь в кладовую. Берите в руки кайло и заступ. Вперед!» В нашем районе люди находили и находят россыпное золото и самородок, хрусталь, алмазы... Но самым большим богатством края являются залежи бурого железняка.

…Весной 1762 года Иван Борисович Твердышев со своими компанейщиками объезжал места, выбирая то единственное, где бы он смог построить завод. Приехали к башкирам в кочевку богатого Баима. Существует легенда о приобретении земли у этого Баима купцом Твердышевым: «Приехал хитрый русский человек в Катай, кибитку кочевника Баима отыскал. Предложил ему котел и топор купить. А как башкиру без котла и топора обойтись? Да цена высокая? Приезжий пошел на уступку: ладно, мол, коль стольких денег нет, бери, Баим, котел и топор, а земли дашь столько, сколько бычья шкура накроет. Баим подумал, будет совсем мало, засмеялся и дал согласие. Под бумажкой-договором тамгу поставил. А хитрец нарезал из шкуры тонкие ремни и окружил им всю землю Баима. Прогнал его с кочевки и сказал: “Тут завод Белорецкий будетˮ».

Так оно было или нет, но уже 12 июня 1762 года на земле, купленной у башкир Катайской волости, началось строительство поселка и завода. Начали с плотины. Строили ее под руководством двух мастеров: Губина и Оглоблина – переселенцев из Орловской губернии. Работали круглосуточно. Ночью место работы освещали факелами. Когда закладывали плотинные стояки, под них клали серебряные монеты. Во время строительства Белорецкого завода использовалось оборудование ранее построенного Тирлянского завода. Краевед-писатель Р.А. Алферов так описывает начало строительства завода: «Белую запрудили. Большая плотина образовала водоем почти в четыре квадратных версты. От пруда к будущему заводу прорыли глубокий канал. Вода должна была течь по ларям, падать на перья деревянных колес, окованных железом, и вращать боевые валы механизмов. Для отправки продукции по воде на рынки сбыта устроили верфь, а для поделки барок – пильную мельницу. А на болотистом месте правого берега реки очищали площадку под землю. Землю вынимали до тех пор, пока не показался грунт. Топь заваливали камнем. В намеченных местах для заводских стен забивали сваи, между ними укладывали дикий глитняк. Строили одновременно и жилища и завод. Сначала жили как кроты – в землянках, а затем стали обзаводиться избами».

Строили быстро и основательно. И уже 9 декабря 1767 года была выдана первая плавка чугуна.

Ниже плотины располагалась заводская площадка с промышленным сооружением. Силой воды приводились в действие: воздуходувные средства доменных печей, состоящих из клинчатых кожаных мехов, приводы молотов и дутьевые средства кричных горнов и нагревательных печей.

Уже к 1770 году на Белорецком заводе выплавка чугуна составила 103.777 пудов, железа – 71.800. Строился завод, а вместе с ним строились и близлежащие к нему деревни. Одной из первых была Арская, возникшая в 1771 году. Жили здесь углежоги. Они жгли срубленные деревья, а полученный уголь возили в коробах на Белорецкий завод.

К началу 1773 года на заводе числилось 840 мужчин и 884 женщины, из которых в цехах работало 145 человек мужского пола, остальные выполняли вспомогательные работы: добывали руду, рубили лес, жгли уголь и возили все это на завод. Поселок располагался при заводе и насчитывал около трёхсот домов, построенных в районе нынешнего Нижнего селения на правом берегу реки Белой.

Вот что рассказывал о процессе перевозки продукции завода в своей книге «Исторический очерк Тамьян-Катайского кантона» М.Ф. Чурко: «Караваны отправлялись около 1-15 апреля, когда набиралась вода в пруду. Уже с конца марта следили за прибыванием воды и готовились к отвалке. Когда караван был готов, служили молебен, воду спускали, барки подымались этой «валовою» водой и выходили из гавани, и дальше плыли опять-таки этой прудовой водой. Как только ее не хватало, барки, то одна, то другая, садились на мель, иногда ломались рули у барок, весь караван останавливался и ждал «валовой» воды. Только пройдя дальше в степь вниз, барки уже не нуждались в помощи пруда, но лоцманы должны были стараться не сесть на мель, не налетать на береговой камень. Прозевает лоцман – барка разобьется, и тогда виновного засекали тут же на берегу, в лучшем случае до полусмерти, в худшем – до смерти; иногда же им удавалось сбежать. И доныне сохранилось название камня «Митрошкин» по имени лоцмана Митрофана, который на выходе из гор в степь разбил барку. Его на этом береговом камне засекли до смерти».

Барки поднимали 16-24 тыс. пудов железа, полубарки – 6-8 тысяч пудов. Частые аварии барок, посадка их на мель, составляли главное мучение, так как снимание с мели требовало иногда дополнительной помощи рабочих ближайших селений, а всего число рабочих при таких оказиях доходило до двухсот человек. Иную барку снимали целый день, иногда так и не удавалось снять – приходилось ждать «валовой» воды или подводить другие и разгружать.

Зигазинский завод транспортировал свои фабрикаты гужом до пристани Бакак, а позднее – пристани Карташевка на реке Белой за 90 верст, а оттуда уже сбывал на Приволжские заводы. Была попытка отправлять металл на барках по р. Зилиму, но пришлось отказаться, так как приходилось расчищать русло Зилима, что было весьма убыточно.

Конец караванам был предрешен Акционерным обществом Белорецких заводов, которое постройкой узкоколейной железной дороги Белорецк-Запрудовка избавило себя окончательно от ненадежного и дорогого транспортного способа. Последний караван с чугуном был отправлен 8 мая 1918 года.

Из архива: июнь 2017 г.

Читайте нас: