Все новости
Краеведение
3 Сентября , 11:05

Вилора Ихсанова. Музей Зыряновых в Юматово

Этнографический музей — это научное учреждение, осуществляющее сбор, хранение, изучение и популяризацию коллекций, характеризующих культуру, быт, социальные отношения и общественный строй разных наро­дов. Как правило, музей — это труд целого коллектива. Поэтому каждый, без исключения, посетитель музея Зыряновых, что в поселке Юматово, вос­хищаясь музеем, поражается тому, как супруги Зыряновы смогли создать, вернее, сотворить чудо-музей, не будучи специалистами.

Идея создания этнографического музея и тематические разработки принадлежат Наталии Сергеевне, а воплощал их в жизнь ее супруг Сергей Алексеевич — талантливый человек с золотыми руками, головой и сердцем.

Интересно жили Зыряновы. Вечно в работе, обсуждениях, вечно в поездках по республике. Иногда они спорили, но согласованно и во взаимопонимании прожили пятьдесят два года. Главное для них было — дух семьи, в которой царили любовь, уважение, даже преклонение, причем обоюдное — это без преувеличения.

В этнографическом музее Зыряновых собрана история, быт и искус­ство народов нашей республики. Все экспонаты, представленные в экспози­циях музея, подлинные, приобретались супругами на свои скромные сред­ства.

«Музей выстрадан. Инициативу создания музея никто не поддер­жал, — вспоминает Н. Зырянова. — Повсюду на пути возникали преграды и запреты. Без прав, без средств, в одиночку нам необходимо было преодолеть не только тяготы, но и давление властей».

Музей был открыт в 1971 году и располагался на усадьбе Зыряновых. Первую запись в книге отзывов сделал народный поэт Башкортостана Мустай Карим.

Экспонатов становилось все больше и больше. Одни экспонаты приоб­ретались в деревнях, другие — люди приносили сами, узнав, что Зыряновы покупают для музея старинные вещи. Однажды собиратели обнаружили на калитке лапти с запиской: «Лап­та ташшил Камалетдинов». Гость Зыряновых В. М. Песков, увидев за­писку, сфотографировал ее, а Зыряновы долго искали хозяина лаптей, чтобы с ним расплатиться. Видя бедственное положение старого колхозника Камалетдинова помогли ему выписать мешок муки и дрова на зиму.

Берестяную башкирскую колыбельку, которой более 100 лет, подарил Зыряновым известный ученый-этнограф Н. В. Бикбулатов.

Тетка Марья всю жизнь носила платок наизнанку, налицо надевала только в празд­ники и мечтала о новом платке. Так и не сбылась ее мечта. Семья долго не хотела отдавать платок в музей, но наступил день, когда ее правнучка Маша Сафонова принесла долгожданный платок, а потом плакала, обняв навечно ос­тавшуюся молодой свою прабабушку. Так была закончена экспозиция «Жница».

А вот чучело красивой ирендыкской лошади. Его подарил директор Ирендыкского совхоза Г. Киреев. Работники «Эрмитажа» высоко оценили работу С. А. Зырянова — таксидермиста и просили проконсультировать их.

Когда экспонатов стало очень много, потребовались большие площади. Супруги Зыряновы решили построить для музея специальное здание, но не могли получить участок под застройку. Должно быть, тогдашние руководители не могли понять, какое благородное дело начали Зыряновы, не смогли разгля­деть с высоких трибун, что важнее — дача для депутата или музей. Конечно, это была непоправимая ошибка недалеких руководителей, требовавших вместо помощи энтузиастам прекращения строительства и закрытия музея.

Супруги Зыряновы выстояли, выдержали, прошли все преграды и создали, выпестовали уникальный музей.

Современное здание музея было построено при содействии руководи­теля треста КПД Л. Н. Шарыгина. Управляющий строймеханизации В. И. Звягинцев выделил для стройки подъемный кран, ворота и изгородь подарили железнодорожники (управляющий И. П. Спатер), они же построили беседку, а крышу помог покрыть предприниматель Р. С. Гараев.

В этнографическом музее Зыряновых побывали сотни тысяч посетите­лей. Они дали высокую оценку детищу супругов. Это школьники и ученые, сту­денты и писатели, артисты и журналисты, учителя, люди разных профессий, гости ближнего и дальнего зарубежья. В книге отзывов есть прекрасные слова благодарности поэта С. Кудаша, академика Ю. В. Бромлея, журналиста В. М. Пескова, клоуна О. Попова, актрисы Э. Быстрицкой и т.д. Есть записи на иностранных языках.

Современная экспозиция состоит из тринадцати разделов. Ук­рашением музея является великолепная коллекция национальной одежды народов нашей республики: башкир и русских, татар и чувашей, украинцев, мари, мордвы.

Очень интересны экспозиции «Сбор податей», «Сельская школа», «Зимние игры детей», «Жницы», «Пахарь», «Обработка зерна», «Русская из­ба», «Кочевье башкир» и др.

Собрание шаршау, намазлыков, паласов, тастымал, рушников, скатер­тей является уникальным.

Из предметов быта в музее можно увидеть нары, сундуки, ткацкие стан­ки, кумганы, самовары, колыбели, музыкальные инструменты, утюги, а так­же головные уборы, редкие виды старинной одежды и обуви. Великолепны коллекции лаптей, поясов, колокольчи­ков, монет, самоваров.

Восковые фигуры (их более семидесяти), чучела животных и птиц, художест­венные картины выполнены С.А. Зыряновым, его умелыми руками плотни­ка, художника, столяра, таксидермиста.

После смерти мужа в 1991 году Н.С. Зырянова продолжала работать в му­зее. Она была и директором, и экскурсоводом, и научным работником, и секретарем, и завхозом, и техничкой, забывая о еде, ежедневно принимала огром­ное количество посетителей. Много и плодотворно работает Н. С. Зырянова по сей день. Восхищают ее трудолюбие, самодисциплина, умение работать при любых обстоятельствах, при любом самочувствии систе­матически, ритмично, планомерно.

Сколько заманчивых приглашений получает Н.С. Зырянова: приехать с выставкой, отдохнуть и полечиться в Болгарии, Турции, Германии. Гости из США предложили вид на жительство, канадские украинцы обещали носить на руках. Так оценили колоссальный труд, который взвалили на свои хруп­кие плечи два скромных пенсионера.

Наши соседи (казанцы, ульяновцы, оренбуржцы, самарцы, екатеринбуржцы) просят продать музей, согласны приобрести часть экспонатов, по­нимая, что труд и подвиг супругов Зыряновых на родине по достоинству не оценен.

Музей этнографии супругов Зыряновых работает и сейчас, вопреки всем невзгодам, вопреки всем преградам и запретам прежних руководите­лей, не принявших во внимание большое научное и политическое значение изучения этнографических, культурно-бытовых процессов, не оценивших познавательной и воспитательной функции музея.

Музей Зыряновых не только существует, но и ведет огромную инфор­мационную и воспитательную работу, имеет перспективный план, и все это благодаря вере, долготерпению и мужеству супругов Зыряновых, храните­лей истории и искусства народов РБ.

Экскурсанты всегда слышат страстный призыв Н.С. Зыряновой любить, сохранять и беречь родную историю, культуру, стать их пропагандистом, защитником, хранителем.

Хочется верить, что Н.С. Зырянова помогла многим из нас еще раз вглядеться в прошлое, в будто бы хорошо знакомые, но еще не познанные до конца, страницы родной истории.

В наше беспокойное время трудно найти таких людей, как Наталья Серге­евна и Сергей Алексеевич Зыряновы, взваливших на себя неимоверно труд­ную задачу по созданию этнографического музея, а главное — с высокой це­лью — завещать его своему народу, республике.

Думается, что такие люди достойны звания Почетный гражданин и пер­сональной пенсии. О таких неординарных личностях, людях масштабно мыслящих и действующих — великий русский поэт Н. Некрасов сказал:

Природа-мать! Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни.

Из архива: сентябрь 2000 г.

Читайте нас: