Все новости
Краеведение
17 Августа , 12:24

Юрий Узиков. «Бабушка» башкирской нефти

Краеведческий калейдоскоп

«БАБУШКА» БАШКИРСКОЙ НЕФТИ

Начиная с 1929 года поисковые партии треста «Востокнефть» проводили геологическое обследование около деревни Ишимбаево. Полученные данные позволили Алексею Александровичу Блохину, ученику и последователю академика Ивана Михайловича Губкина, внести предложение о переходе к бурению. Бурение началось в марте 1931 года. Были заложены четыре глубокие структурно-разведочные скважины. 16 мая 1932 года в 11 часов 30 минут из скважины № 702 вблизи деревни Ишимбаево с глубины 680 метров ударил первый фонтан промышленной башкирской нефти. Высота нефтяного фонтана достигла 36 метров. Скважина дала 7 выбросов с дебитом более 20 тонн нефти в сутки.

Скважина № 702 положила начало «Второму Баку». Сбылись пророческие слова И.М.Губкина о наличии запасов промышленной нефти между Волгой и Уралом. В 1940 году на карте республики появился город Ишимбай.

Мемориальный комплекс «Вышка-бабушка» в честь нефтяной вышки, положившей начало «Второму Баку», создан в 1967 году. Комплекс расположен в районе нефтяных месторождений, вблизи дороги, соединяющей город Ишимбай с нефтеперерабатывающим заводом. На бетонном основании, которое поднято над уровнем земли, установлена трехствольная металлическая конструкция в виде усеченной пирамиды. Наверху ее находится рабочая площадка. Подъем на площадку осуществляется при помощи металлической четырехмаршевой лестницы, идущей по наружному контуру вышки. В центре бетонной площадки находится насос-качалка. Перед вышкой установлена мемориальная стена. На ней — вереница светлых нефтяных вышек, шагающих вдаль. Фигура женщины-башкирки, простирающей руки в сторону «Вышки-бабушки». И на квадратном поле, слева от чеканки, надпись: «16.05.1932 г. скважина 702 положила начало «Второму Баку», На оборотной стороне стелы — индустриальный пейзаж и фигуры рабочих-нефтяников. Площадь вокруг «Вышки-бабушки» заасфальтирована.

«Вышке-бабушке» посвятил стихи поэт Мадриль Гафуров:

 

Все, что знал я о ней понаслышке,

уместится в одну лишь строку,

а с нее, с этой маленькой вышки

начиналось «Второе Баку»!

В ней была богатырская удаль,

вышло время — ушла на покой,

и теперь ее «бабушкой» люди

в обиходе зовут меж собой.

А чтоб помнили все в нашем крае

тот далекий великий момент,

возвели ее, словно героя,

на белокаменный постамент.

И стоять ей на славу округе,

где кипит созидательный труд,

а качалки, как верной подруге,

день и ночь ей поклоны кладут.

СТО ВЕЛОСИПЕДОВ — ПОДАРОК СЕРГО

24 октября 1886 года родился Григорий Константинович Орджоникидзе (в народе называли его Серго).

Нарком тяжелой промышленности СССР многое сделал для того, чтобы крепла и развивалась Башкирия. Об одной из встреч с Серго вспоминал секретарь парткома Баймакского машиностроительного (тогда медеплавильного) завода 3. Шиабов:

— Было это в 1934 году. Для завода этот год был юбилейным. Исполнилось десять лет со дня восстановления и пуска в действие этого уральского предприятия, разрушенного в гражданскую войну.

Рабочие хотели отметить эту дату трудовыми успехами.

Однако две беды препятствовали осуществлению желаний коллектива: плохое снабжение коксом и недостаток автомашин. Кокс завод получал из далекого Донбасса.

К этим трудностям добавлялась еще одна — ближайшие месторождения медноколчеданных руд (Тубинское, Семеновское) истощались, разведанные запасы руды все более отдалялись от завода и были незначительными.

Было известно, что не столь уж далеко от Баймака, в районе селения Сибай, имеется месторождение полиметаллических руд. Обоснованно предполагалось, что здесь большие запасы медноколчеданных и других полезных ископаемых. Но чтобы дать этому месторождению промышленную оценку, необходимо было провести большие геологоразведочные работы.

Партком Баймакского медеплавильного завода принял решение по всем этим трем вопросам (кокс, транспорт и запасы руды) обратиться лично к наркому тяжелой промышленности СССР Г.К. Орджоникидзе, который как раз собирался приехать в Магнитогорск.

На встречу с Г.К. Орджоникидзе партком уполномочил директора завода Н. В. Чувашева, главного геолога П.С. Белова и меня, бывшего секретаря парткома.

В конце августа заводчане узнали, что нарком тяжелой промышленности — у металлургов Магнитки. Делегация баймакцев выехала в Магнитогорск.

Приехали — узнаем, что Г.К. Орджоникидзе на собрании партийно-хозяйственного актива металлургического комбината.

Набрались смелости и послали в президиум записку. Записка была примерно такого содержания: просим сообщить товарищу Серго, что от коллектива Баймакского медеплавильного завода мы приехали для переговоров с ним по неотложным производственным вопросам.

В президиуме прочитали записку и передали ее Г.К. Орджоникидзе. Нарком внимательно прочитал ее и, приблизившись к председательствующему, что-то сказал. Тот поднялся с места и громко объявил:

— Товарищи из Баймака! Просьба к вам пройти через фойе за кулисы...

И вот представители баймакцев стоят за кулисами рядом с наркомом. Он высок, в защитном френче, в висках густая седина, взгляд проницательный. Поздоровавшись с каждым, Г.К. Орджоникидзе сказал:

— Хорошо, товарищи, что приехали. Пока посидите, подождите, а как только закончится собрание, побеседуем. Вы уж извините, что сразу не могу уделить вам внимания. Надо послушать магнитогорцев...

И заторопился в президиум собрания.

Собрание затянулось далеко заполночь. На нем выступил Орджоникидзе. Его речь магнитогорцы, а вместе с ними и мы, слушали с большим вниманием.

После собрания товарищ Серго вместе с секретарем горкома партии и директором комбината вышли к нам за кулисы.

— Как видите, товарищи, уже поздно, — извинительно сказал нарком. — Вопросы у вас, я понимаю, очень важные, и на скорую руку их сразу не решишь. Завтра пораньше приходите ко мне в вагон... А переночевать у вас есть где?

— Не беспокойтесь, Григорий Константинович!

В разговор вмешался директор комбината:

— У баймакских товарищей, наверное, будут просьбы и к комбинату. Поэтому пусть они придут завтра в мою приемную.

— Пожалуй, так лучше будет, — согласился нарком. — Вместе обсудим проблемы баймаковцев.

На другое утро в здании управления комбината поднимаемся на второй этаж.

— А, баймакцы... Рад вас видеть, — говорил нарком, подавая каждому из нас руку. — Ну, давайте выкладывайте прямо. Какие трудности, какие просьбы?

Чувашев рассказал, что Баймакский завод часто простаивает из-за нехватки автомашин для перевозки руды и кокса.

— Сколько же вам нужно автомашин?

— Да штук тридцать, трехтонных.

Г.К. Орджоникидзе помолчал, что-то начал подсчитывать на бумаге, задумался. С напряженным вниманием ждем ответа. Со вздохом облегчения вдруг слышим:

— Машины будут... А как с планом?

Мы рассказали наркому о том, как трудятся баймакские медеплавильщики. Орджоникидзе слушал с живым интересом.

— Да вот, кроме автотранспорта, и с коксом у нас беда. За тридевять земель возим. Если бы из Магнитки, куда бы легче...

— Им, наверное, нужен мелкий кокс. Такого мы не производим, — сказал директор комбината.

Чувашев тут же пояснил:

— Баймакская шахтная печь работает только на крупном металлургическом коксе.

— Вот видите, — сказал нарком. — Не обижайте своих соседей — баймакцев. Дайте же им хороший кокс, и дайте сколько они просят. Что такой махине, как ваш комбинат, поднатужиться.

В беседу вступил наш главный геолог Белов. Он рассказал о перспективности Баймак-Сибайского горнорудного района и просил наркома посодействовать в организации в этом районе квалифицированной геологоразведочной службы.

Г.К. Орджоникидзе опять задумался.

— Почему же мне ничего не известно об этих перспективах? Ведь у нас в стране не хватает своей меди, мы ежегодно большое количество меди закупаем за границей.

По просьбе Григория Константиновича мы передали ему все привезенные с собой материалы.

Беседа продолжалась больше часа. Все вопросы, волновавшие баймакцев, были разрешены положительно. Наконец товарищ Серго встал, тепло попрощался с нами, просил передать горячий привет баймакским рабочим.

— Страна очень нуждается в меди, — напомнил он еще раз. — Поэтому пусть трудящиеся Баймака стараются еще крепче. План по выплавке меди должен быть выполнен во что бы то ни стало. Телеграфируйте в наркомат, как только добьетесь успеха.

Потом как бы вскользь спросил:

— А ездить вам есть на чем?

Мы замялись, молча переглянулись. Не дождавшись от нас, «безлошадных», ответа, Григорий Константинович сказал:

— Ничего, если хорошо поработаете, дадим заводу легковую машину.

Это было в августе. А в сентябре на заводской двор прибыли тридцать новеньких автомашин. Через несколько дней они ушли в первый рейс в Магнитогорск за коксом. Стали прибывать одна за другой геологоразведочные партии.

Не остались в долгу и баймакские рабочие. Годовой план выплавки меди был выполнен уже первого декабря.

Товарищу Серго была послана телеграмма. А через несколько дней на завод поступила легковая автомашина для служебного пользования, сто велосипедов, другие подарки для особо отличившихся рабочих.

...Это только один из примеров внимательного отношения Г.К. Орджоникидзе к Башкирии. Он помогал в строительстве моторного завода в Уфе, подписал указ о создании треста «Башнефть», оказал содействие в открытии столовой для рабочих Белорецка, с его легкой руки родился санаторий «Якты-Куль» в Абзелиловском районе.

БОГИНЯ ТАНЦА

За окном непогода, дождь хлещет, ветер, а в квартире Рашиды Гильмитдиновны Туйсиной тепло, светло, уютно. Хозяйка хлопочет у плиты, заварен чай.

По законам башкирского гостеприимства, Рашида-ханум предложила сначала отведать кушанья и чаю, а потом уже поговорить о своей жизни, о работе, о сегодняшних буднях. Рашиду Туйсину представлять не нужно. Заслуженная артистка России, народная артистка Республики Башкортостан, лауреат премий имени Салавата Юлаева и Г. Саляма известна у нас в республике, в стране. Солистка ансамбля, как добрая волшебница, заворожила своими танцами тысячные аудитории концертных залов, театров, дворцов многих стран.

Поинтересовался я у Рашиды-ханум, нет ли у нее карты, на которой были бы отмечены маршруты ее гастролей.

— Трудно составить такую карту, — без рисовки ответила она. — Вся она была бы в значках, линиях, отметках. Танцевала за рубежом бывшего Союза — в странах Азии и Африки, Европы. Это Мали, Сенегал, Гвинея, Индия, Монголия, Франция, Италия, Швеция, Германия, Польша, Финляндия, Испания, Дания... Ну, а городов нашей страны не перечесть.

Мы просматриваем книги, газеты на разных языках, в которых говорится о творчестве народной артистки, о гастролях, перелистываем альбомы с фотографиями. На них она молодая, красивая — своеобразный образ прекрасной, талантливой женщины-башкирки.

А сама Рашида о себе рассказывает вот что. Родилась 10 мая 1942 года в деревне Чингизово Баймакского района. Деревня старинная, до начала восемнадцатого века она называлась Мунаш. Носит название по имени Чингиза (Сынгыза). Жители ее участвовали в Отечественной войне 1812 года, в русско-турецкой войне. Были среди них и кавалеры серебряных медалей «За взятие Парижа. 19 марта 1814 года». В годы Великой Отечественной войны вместе с сельчанами ушел на фронт отец. Вернулся и вскоре от полученных тяжелых ран скончался. На руках у Мархабы-апай, матери Рашиды, осталось четверо детей. Ее, младшенькую, она очень любила, ласкала, возлагала на нее большие надежды. Рашида росла выносливой, любой работы не чуралась. В любую погоду — в пургу и в дождь — в худенькой одежонке спешила в школу за три километра. Любила в юности косить траву. Суровая закалка в баймакских степях — это, возможно, и есть один из секретов ее неувядающей молодости.

После окончания средней школы осталась пионервожатой, тянуло ее к ребятишкам.

В 1960 году Рашида Туйсина приехала в Уфу на семинар пионервожатых. С малых лет была она влюблена в народную песню и танец. А в столице стало известно, что объявлен набор в Государственный ансамбль народного танца Башкирской АССР, которым руководил тогда основатель этого коллектива Файзи Гаскаров.

Об участии Рашиды Туйсиной в конкурсе поэтично рассказывает поэт и ученый Рашит Шакуров:

«Рашида пришла уже к самому концу второго тура конкурса. По правилам, ее могли бы и не допустить к просмотру. Да и просьба ее состояла лишь из отчаянного, вырвавшегося из глубины души вопроса: «А я?» Все было естественно и уместно и в ее растерянном возгласе, и в ней самой, готовой сплясать любимый ею танец «Загида».

Огорченная и растерянная Рашида удивительным образом поколебала неприступных членов жюри, и ей разрешили танцевать. Она прошла в третий тур. И снова с таким же волнением вышла на сцену. Снова танцевала «Загиду». Файзи Гаскаров предугадал тогда в этой тонкой, как стебелек, еще во многом неумелой юной танцовщице лучшую в скором будущем исполнительницу «Загиды», жемчужины башкирского танца. И этот волнующий рассказ о женщине-башкирке, о чистоте и целомудренности ее душевных движений, о ее светлой любви, одухотворенной радостью восприятия красоты жизни и родной природы, всюду покорял зрителей. Рашиде предстояло не только возродить танец, но и создать свой собственный пластический образ прекрасной женщины-башкирки, символизирующей собой древнюю уральскую землю — Башкирию.

Так вышло, что, став солисткой ансамбля, Рашида Туйсина впервые исполнила «Загиду» перед зрителями не на каком-либо очередном концерте, а на сцене Кремлевского Дворца съездов.

В течение нескольких минут поведала Рашида о своей уральской родине, о богатстве души ее людей. Зал с затаенным дыханием следил за каждым движением, жестом, за каждым поворотом головы, за выражением ее сияющего лица. А в конце вдруг на несколько секунд наступила глубокая тишина, но тут же раздался гул аплодисментов.

В 1968 году Рашида Туйсина была участницей IX Всемирного фестиваля молдежи и студентов в Софии. Исполнив под аккомпанемент курая свой любимый танец «Загида», Рашида завоевала звание лауреата и золотую медаль фестиваля. С неизменным успехом выступала она и в сольных танцах, и в массовых номерах. В золотой фонд башкирской хореографии вошли такие танцы, как «Гульназира», «Семь девушек», «Проказницы» и др. В них в течение многих лет все с тем же блеском и мастерством солировала Р.Г. Туйсина».

Мне довелось видеть, как восторженно принимал ее переполненный зал дворца культуры села Субхангулово. Она показала в танце лучшие черты башкирской женщины: мягкую сдержанность и обаяние целомудрия, показала свое видение национального характера.

О поездке Туйсиной в Рогервик, в древнюю эстонскую крепость, где в заточении провел последние годы Салават Юлаев, о концерте в Таллине вспоминает Альфия Сабитова:

«За кулисами огромного зеленого театра ведущий концерта объявил, что выступает солистка Башкирского ансамбля народного танца Рашида Туйсина.

Как только запел курай и Рашида по-женски плавно, в непередаваемом изяществе, как умеет только она, поплыла в танце, в ней с новой силой зазвучали в душе слова Салавата Юлаева:

Милая моя земля,

Реки сладкие, поля,

Березняк и чернотал,

В небо вздыбленный Урал, —

Я одну мечту таю:

Родину воспеть мою.

 

Впечатления о Рогервике, тоску вытесняли все нарастающие звуки курая. Рашида, вся в плену танца, ускорила ритм. Ее движения стали мельче, но каждая, даже самая мелкая дробь, была четкой и законченной. Танец рассказывал о Башкирии, ее зеленых просторах, чистых реках, о табуне коней, пасущихся у берега. И над всем этим — песня, она гордой птицей летела над ее Родиной...

«Родину воспеть мою...». Эти слова очень точно выражают настроение, которое вкладывает в свои танцы Рашида Туйсина.

Пройдут годы и, несомненно, в Башкирском ансамбле народного танца появятся не менее яркие, талантливые танцовщицы. Но успех к ним придет лишь в том случае, если они, как Рашида, будут танцевать не просто сюжет, сценку, а лепить пластический образ родной стороны...»

К оценкам творчества, к описаниям танцев Рашиды Туйсиной, которые даны Рашитом Шакуром и Альфией Сабитовой, трудно что-то добавить...

...Мы беседуем в квартире Рашиды Туйсиной в многоэтажном доме по улице Аксакова. Мелодично звенят колокольчики настенных часов, напоминая, что время идет. Проходят годы жизни и у Рашиды. Разные они были, добрые и не очень.

...Снова мелодично звонит колокольчик настенных часов. Закрываем просмотренные альбомы, убираем подборки газетных вырезок. Замечаю еще одну из статей — «Богиня танца». Это снова о ней, замечательной артистке Рашиде Туйсиной, давно уже вошедшей в историю.

ПУТЬ СЫНА ЧЕРНОРАБОЧЕГО

В Уфе есть бульвар, названный именем видного государственного деятеля Сахиб-Гарея Саид-Галиева (1894—1938).

Родился Саид-Галиев 6 февраля 1894 года. Парнишку ждала невеселая жизнь. После трех классов пришлось распрощаться со школой. Впоследствии в анкете С.-Г. Саид-Галиев так назовет свои «университеты»: разносчик и продавец газет в Уфе и на станции, укладчик досок на лесопильном заводе Колотова в Шакше, кубовщик на пароходе, рабочий на кондитерской фабрике, уборщик в гостинице, рассыльный в актерской группе, чернорабочий в малярной артели...

Еще до революции 1905 года уфимские социал-демократы поручали совсем юному Сахиб-Гарею распространять запрещенные листовки и брошюры. За это он был арестован.

Опыт революционной работы, накопленный в Уфе, изучение социал-демократической литературы помогли Сахиб-Гарею во время службы в армии в Екатеринбурге. Он установил связь с большевистской организацией, в марте 1917 года его приняли в ряды партии. На совместном заседании Екатеринбургского Совета рабочих депутатов и Совета солдатских депутатов в его состав был введен Саид-Галиев. Он вел пропаганду в татаро-башкирских частях.

Хорошо зная башкирский, татарский и русский языки, Саид-Галиев многое делал для мобилизации трудового народа на борьбу за свою власть. В начале июня 1918 года его командируют в Уфу, вскоре оставленную Красной Армией. Здесь, на занятой белыми территории, несмотря на болезнь, он выполняет пропагандистскую работу, в основном в сельской местности. Племянник М. X. Хабибуллин вспоминал: «Однажды при мне он (С.-Г. Саид-Галиев. — Ю. У.) рассказал моему отцу, как ему удалось выехать из Уфы. Оказывается, его переправили через реку Белую, охраняемую солдатами белой армии, на пароме, в чалме и чапане, с наклеенной бородой...

Дядя Сахибгарей все время был в движении, временами куда-то выезжал, и к нему приезжали какие-то люди. В нашей деревне он общался в основном с фронтовиками...»

С ноября 1918 года до апреля 1919 года Саид-Галиев был одним из членов татаро-башкирского бюро Уфимского губкома РКП(б). Затем по решению Центрального бюро мусульманской организации РКП(б) работал в Казани, а в октябре его снова командировали в Уфу. Здесь проходила губернская конференция татаро-башкирской организации РКП (большевиков). На ней Саид-Галиева избрали делегатом на II Всероссийский съезд коммунистических организаций народов Востока (КОНВ). На съезде он стал председателем Центрального бюро КОНВ, которое фактически являлось в то время отделом ЦК РКП(б).

После образования Татарской АССР он стал председателем Совнаркома республики. Продолжал встречаться с В. И. Лениным, вел переписку. «Помню, — вспоминает жена, — Саид-Галиев рассказывал нам, как В. И. Ленин подарил ему часы. Это было весной 1921 года, когда он приехал в Москву в связи с засухой в Татарии. Владимир Ильич назначил Саид-Галиеву время встречи на следующий день и, узнав, что у него нет часов, тут же вызвал управделами СНК Горбунова Н. П. и сказал: «Смотрите, Николай Петрович, Саид-Галиев руководит целой республикой, а нужных часов не имеет». Горбунов принес карманные часы «Мозер» с золотыми стрелками и двумя крышками, и тут же В. И. Ленин вручил эти часы Саид-Галиеву. Сам же Саид-Галиев в своих воспоминаниях пишет, что В. И. Ленин подробно беседовал тогда с ним и организовал срочную помощь Татарии по ликвидации голода и его последствий.

Дальнейшая деятельность его была связана с работой на посту председателя СНК Крымской республики, в аппарате ЦКК ВКП(б) и Наркомтруда СССР. С.-Г. Саид-Галиев избирался делегатом нескольких съездов партии.

Сын чернорабочего из Уфы по праву гордился тем, что участвовал в работе I съезда Советов СССР и подписывал исторические документы — Договор и Декларацию об образовании Союза Советских Социалистических Республик.

ЗВЕЗДА ИЗ БЕЛЕБЕЯ

Народная артистка СССР, кинозвезда Инна Михайловна Чурикова родилась 5 октября 1943 года в Белебее. Отец был военнослужащим, мама — Елизавета Захаровна — преподавала историю в средней школе.

Пятое октября в сочетании с годом рождения И.М. Чуриковой по нумерологии указывает на звездность судьбы. Судьба благоволила девочке с первых дней. В холодном родильном доме, когда врачи были в основном заняты ранеными бойцами, переполнившими госпитали города, Инна наперекор всему выжила, окрепла.

Вскоре отца девочки перевели на службу в Забайкалье. Вслед за ним, как нитка за иголкой, поехала семья.

Так уж получилось, что в энциклопедиях и киносправочниках место рождения замечательной актрисы почему-то не называется. Вот только однажды, выступая по телевидению, Инна Чурикова обмолвилась, что родом она из Белебея.

Директор белебеевского краеведческого музея П.Федин разыскал ее телефон и позвонил в Москву.

— Я разговаривал по телефону с И.М. Чуриковой. Ее мой звонок тронул. Инна Михайловна просила рассказать о нашем городе, — говорит Федин. — Большой интерес к Белебею проявила и Елизавета Захаровна. Она тогда работала — профессор МГУ, доктор биологических наук. Интересно было слушать ее воспоминания о Белебее военной поры.

Народная артистка СССР, лауреат Государственных премий РФ и премии Ленинского комсомола Инна Чурикова рано проявила интерес к театру и кино. В 18 лет она дебютировала в кинофильме «Тучи над Борском». Работает сейчас она в «Ленкоме», театре имени Ленинского комсомола, но в основном ее знают, как киноактрису. Она играла комедийные и характерные роли в фильмах «Морозко», «Стряпуха», «Неуловимые мстители», «Старшая сестра».

Талант Чуриковой особенно проявился в кинокартинах «В огне брода нет», «Начало», «Прошу слова», «Валентина», «Васса», «Военно-полевой роман».

— Я благодарна за то, что мне дала жизнь. Жизнь подарила мне встречи с замечательными людьми — Мишей Кононовым, Леонидом Куравлевым, Михаилом Глузским, Валей Теличкиной, моей подругой Лией Ахеджаковой, с Толей Солонициным и Наташей Вилькиной, — призналась Инна Михайловна в интервью «Российской газете».

— Да, судьба была добра, потому что я встретила Глеба Панфилова. Близкий друг. Понимающий, поддержит всегда, требовательный. Есть такой театр и Марк Захаров. Великолепные роли...

— Народная артистка СССР И.М. Чурикова несколько раз была на гастролях в Башкортостане. Жаль что маршрут ее поездок не прошел через город Белебей, город, где она родилась.

Из архива: апрель 2007 г.

Читайте нас: