Прошло 145 лет со дня смерти выдающейся талантливой пианистки Веры Викторовны Тимановой. Она родилась в Уфе 6 (18 февраля) 1855 года в семье небогатого уфимского дворянина, коллежского асессора Виктора Михайловича Тиманова, служившего в уфимском губернском правлении. О нем известно, что он окончил первую казанскую гимназию, а затем — Казанский университет.
Ее мать, Мария Алексеевна, — из рода уфимских дворян Мисайловых. Эта фамилия в нашем крае встречалась не часто, и все ее представители принадлежали к одному семейству.
В 1760-1770-х годах в Челябинске служил секретарем Исетской провинциальной канцелярии депутат от города Челябинска в Уложенную комиссию 1767 года Андрей Иванович Мисайлов. У него известен сын Алексей Андреевич, первое упоминание о котором встречается 17 сентября 1824 года, когда он, титулярный советник, со своей женой Настасьей Александровной представлялся Александру I на балу в Уфе. Настасья Александровна была сестрой декабриста А. А. Фока.
Вера Тиманова рано лишилась отца, который умер в Уфе сорока лет от чахотки 6 октября 1860 года. Ее детство прошло в Уфе. Бабушке Настасье Александровне и тетке Софье Алексеевне Мисайловым принадлежало небольшое имение в деревне Подымалово, расположенной в 20 верстах к северо-западу от Уфы по дороге на село Топорнино (ныне Кушнаренково). После смерти бабушки это имение досталось матери Веры и двум дядям: Владимиру Алексеевичу и Александру Мисайловым.
Свыше 70 лет продолжалась концертная деятельность В. В. Тимановой на различных мировых сценах. Ее первый концерт состоялся в Уфе 21 января (2 февраля) 1865 года, в последний — в Ленинграде в 1937 году. За несколько десятилетий концертной деятельности В. Тимановой в газетных заметках появлялись сотни восторженных рецензий на многих языках мира. Но вот перед нами самая первая из них: «21.01.1865 г. в Уфе давался довольно замечательный концерт, в котором главную партию на фортепиано исполнила девятилетняя девочка, дочь покойного советника Тиманова, обнаружившая раннее музыкальное дарование. Играла она под руководством композитора Новицкого и оказала замечательное по ее летам искусство в исполнении пьес довольно трудных».
Рецензия на второй концерт Веры Тимановой в печати была помещена 24 февраля 1868 года в Уфимских губернских ведомостях. Вот что там сообщалось:
«Местные известия. Концерт девицы Веры Тимановой в пользу жителей северных губерний, страждущих от голода. В понедельник 19 февраля 1868 года в зале Уфимского городского собрания дан был сказанный концерт нашей юной талантливой пианисткой, при участии г-на Новицкого — на фортепиано и гг. Мизчера и Клевенского — на скрипке. С теплым сочувствием встретило наше общество объявление об этом благотворительном концерте: во-первых, потому что вспомоществование бедствующим нашим братьям воодушевляет теперь все наше отечество; во-вторых, по удачному назначению дня для концерта (имеется в виду день отмены крепостного права — З. Г.), и в-третьих, в особенности, по живому интересу, с которым ожидала наша публика послушать даровитую уроженку нашего города, которая изумляет ранним и сильным не по летам развитием своего музыкального таланта и весьма много обещает в будущем. Интерес послушать игру девицы Тимановой был особенно возбужден в нашем городе в последнее время громкой хвалой и блестящими отзывами, которые Вера Тиманова приобрела нынешней зимой своими концертами в Казани и Симбирске, о чем дошли до нас печатные и изустные вести.
Мы слушали три года тому назад игру девочки Тимановой, мы восхищались тогда милыми приемами, в которых явились проблески развивавшегося таланта; теперь перед нами была тоже девочка, немного постарше, — но мы услышали уже игру, сильно и методически развитую, мы узнали талант, возросший уже до значительных размеров, и увидели уже серьезные выработанные приемы механизма с большим знанием мелодии и гармонии — и остаемся в полном убеждении, что если судьба поблагоприятствует девице Тимановой, то она — наша будущая знаменитость...
Передаем краткий очерк музыкального образования Веры Тимановой, сообщенный нам письменно матерью ее, Марией Алексеевной Тимановой. Когда Вере было три года, мать заметила в ней необыкновенный слух, по нескольким песням, которые она пела совершенно верно; это дало ей повод думать о музыкальных способностях своей дочери и, едва дождавшись 6-летнего возраста, в 1861 году, мать пригласила г-жу Игнатович давать ее дочери уроки музыки. Под руководством г-жи Игнатович, занимаясь до 1863 года, В. Тиманова могла уже выполнять довольно бегло и отчетливо композиторов Гюнтера, Бейера и других известных и начала уже этюды Краммера. В том же году приехал в Уфу г-н Новицкий; г-жа Игнатович, узнавши его методу преподавания и игру, посоветовала Марии Алексеевне передать ему дальнейшее музыкальное воспитание ее дочери, что и было сделано, — и с того времени, занимаясь систематически, Вера Тиманова еще более делала успехов, так что в 1865 году 21 февраля она уже могла дать свой первый концерт в Уфе, на котором исполнила концерт Моцарта, сочинения Шопена Калькбреннера. В сентябре того же года она играла в Петербургской консерватории, в присутствии директора консерватории г-на Рубинштейна, который письменно заявил, что метода игры девицы Тимановой чрезвычайно хороша и что она подает большие надежды на будущее.
В январе 1866 года Вера Тиманова поступила в консерваторию, где пользовалась уроками полгода, по наступлении же каникул, продолжающихся от мая до сентября, она не пользовалась ничьими уроками. Потом мать принуждена была, по своим домашним обстоятельствам, взять Веру в Уфу, где она опять поступила в 1867 году под руководство Новицкого, занимающегося с ней до сих пор. В октябре 1867 года она давала два концерта в Казани, о которых отзыв можно найти в Казанских справочных листках, и два в Симбирске. В этот последний год ее занятий, по заявлению г-на Новицкого, она делает неимоверные успехи, удивляющие даже его самого».
Когда Вере исполнилось 12 лет, ее уфимский учитель Новицкий заявил, что он передал ей все свои знания и больше заниматься с ней не может. Он настоял на том, чтобы Веру послушал Антон Рубинштейн. Великий русский пианист принял горячее участие в судьбе одаренной девочки. По его рекомендации 13-летнюю Веру Тиманову принял в число своих учеников выдающийся польский пианист Карл Таузиг. В его Высшей музыкальной школе в Берлине Вера Тиманова занималась около трех лет (1868-1870).
Затем она занималась с Антоном Рубинштейном, который подготовил с ней несколько концертных программ.
Подготовив Тиманову к концертной деятельности, Рубинштейн дал ей рекомендательное письмо к видному парижскому дирижеру, в котором писал: «Посылаю вам блестящую пианистку».
Вера Тиманова блистательно подтвердила рекомендацию своего учителя, ее концерты в Париже и Лондоне прошли с шумным успехом. Завоевав славу и признание за рубежом, 18-летняя Вера приехала на родину, в Россию.
Ее дарование сразу было замечено крупнейшими русскими музыкантами.
Композитор и музыкальный критик Цезарь Антонович Кюи об игре юной Веры Тимановой писал: «Госпожа Тиманова оба раза играла с значительным успехом, и в самом деле, ее молодость, даровитость, милая игра, достигнутый уже результат, надежды на будущее — все это вместе не могло не производить на слушателей весьма приятное впечатление». Спустя лет десять тот же критик писал: «Госпожа Тиманова давно известна у нас как сильная пианистка. Она начала с самых молодых лет и постоянно делала успехи. Но до нынешнего раза игру ее невозможно было признать вполне неукоризненной. Особенно вредила исполнению торопливость, овладевавшая обыкновенно г-жою Тимановой в середине пьесы и не оставлявшая ее до конца. Ныне этот недостаток исчез бесследно, а прежняя грация, беглость, сила, блеск остались и развились еще больше. Пусть же энергия в труде, которую до сих пор проявляла артистка, не покидает ее и впредь; пусть и впредь она еще больше привлекает и подчиняет себе слушателей».
Петр Ильич Чайковский об игре Веры Тимановой отзывался так: «Или я сильно ошибаюсь, или г-же Тимановой предстоит весьма завидная будущность... Эта юная пианистка делает успехи не по дням, а по часам; она поразила меня так же, как и всю публику, ловким, пылким, блестящим исполнением превосходного мендельсоновского произведения... Г-жа Тиманова, об изумительных успехах которой я упомянул в моем прошлом обзоре, на своем концерте превзошла себя. Сколько уверенности, мастерства, тонкой осмысленности в этой молодой девушке! Какая чистота, какое отсутствие изысканности и расчета на внешние эффекты в ее высшей степени артистическом исполнении».
Но успехи не вскружили голову молодой пианистке. Стремясь совершенствовать свое мастерство, она поехала в Веймар, где в то время проживал «король пианистов» Ференц Лист. Дом Листа в Веймаре был своеобразным музыкальным центром, своего рода консерваторией, куда съезжались пианисты со всего света. Лист не брал за уроки денег, но попасть к нему было очень трудно, он занимался лишь с очень талантливыми и трудолюбивыми. Тиманова стала любимицей Листа.
В своих воспоминаниях о Ференце Листе замечательный русский композитор А. П. Бородин образно описывает великого маэстро и его учеников. Несколько строк посвятил он своей талантливой соотечественнице и ее игре: «Когда дошла очередь до Тимановой, он (то есть Лист) заставил ее сыграть рапсодию, которую она готовила к концерту... Сделав несколько мелких, но дельных замечаний, он сел за рояль и наиграл своими железными пальцами некоторые места.
«Это должно быть торжественно, как триумфальное шествие! — воскликнул Лист, вскочив со стула, подхватил Тиманову и начал шагать величественно по комнате, напевая тему рапсодии... Когда Тиманова сыграла второй раз рапсодию и, действительно, превосходно сыграла, с огнем, с соблюдением самых точных оттенков, — пишет Бородин, — Лист обратился ко мне и сказал: «Эта маленькая Вера — славный парень!»
«Если вы так же сыграете и в концерте, — обратился он к Тимановой, — то знайте, какие бы овации вам ни выпали на долю, все это будет меньше того, что вы стоите!»
Лист очень интересовался русской музыкой и восхищался тем, как Тиманова исполняла виртуознейшую фортепианную фантазию Балакирева «Исламей».
После занятий у Листа концертная деятельность В. В. Тимановой возобновилась с еще большим размахом. Совместно с известным скрипачом Сере она совершила концертные поездки по Германии и Австрии. Девять раз Вера Викторовна гастролировала в Лондоне, играла в Венгрии, Дании, Швеции, Голландии, Париже, Турции. Только за концертный сезон в 1900 году она дала 80 концертов.
На отдых она возвращалась в Россию. Она не прерывала связь с родиной, в своих концертах она постоянно играла русскую музыку, произведения Даргомыжского, Балакирева, Глинки, Рубинштейна, Направника.
Не забывала она и город своего детства. Вера Викторовна несколько раз была в Уфе с концертами. Последний ее концерт в Уфе состоялся в 1896 году. В Уфимских губернских ведомостях тогда сообщалось: «С высоким, истинно эстетическим наслаждением прослушан был этот концерт, программа которого состояла из отборнейших и труднейших пьес великих маэстро: Листа, Рубинштейна, Шуберта, Таузига и др., а высокое и бесподобное исполнение концертанткой было именно достойно великих композиторов... Поистине могут пожалеть те из уфимцев, которые, считая себя любителями и знатоками музыки, не послушали теперь игры Веры Викторовны».
С 1907 года Вера Викторовна постоянно жила в Петербурге. Она выступала с концертами, занималась педагогической деятельностью: она преподавала на курсах Рапгофа, затем во 2-м и 3-м музыкальных техникумах и в Институте музыкального просвещения.
В возрасте 82-х лет в 1937 году Вера Викторовна дала свой последний концерт. Она была бодрой, несмотря на свой преклонный возраст, живо интересовалась музыкальными делами, вела переписку с выдающимися музыкальными деятелями страны.
Когда началась Великая Отечественная война, Вера Викторовна отказалась эвакуироваться из Ленинграда. Здесь она и скончалась в 1942 году.
Она была очень интересным и обаятельным человеком, ее личный архив содержит письма Ф. Листа, А. Рубинштейна, Э. Направника, А. Римского-Корсакова и еще многих других музыкальных деятелей.
Из архива: август 2000 г.