Сегодняшний лицей № 1 на улице Мустая Карима, разумеется, продолжает «линию жизни» советской школы № 1, появившейся на улице Социалистической в 1952-м. Но когда я собрался изложить некоторые моменты из истории этой уфимской школы, то быстро понял, что для полной ясности придётся хотя бы слегка коснуться и других школ, с 1-й так или иначе связанных – 3-й, 9-й (гимназия имени Рами Гарипова), 64-й (45-й) и 91-й.
Начну, пожалуй, с несколько загадочной газетной заметки в газете «Красная Башкирия» от 2 сентября 1936 г.: «В начале марта сюда, на угол улиц Красина и Гоголя, пришли рабочие-строители. Осмотрев площадку, они взялись за стройку. Полуразвалившиеся дома и сараи, многие годы стоявшие здесь, были снесены, и площадка расчищена. Так началось строительство новой многоэтажной школы. Рабочие, соревнуясь между собой, ежедневно повышали темпы. Они спешили. К первому сентября школа должна была быть готова. Здание росло с каждым днём…»
Но что ж тут загадочного, скажете вы, речь, разумеется, о 91-й школе. Вот только основана 91-я была лишь в 1960-м. Кроме того, выстроить четырёхэтажное кирпичное здание за полгода – это, знаете ли, темпы! Так что стоит посмотреть, что было дальше: «Сегодня первое сентября – первый день учебного года… Школьники собрались на площадку у входа. На митинг, посвящённый началу учебного года, приехали тт. [товарищи. – А. Ч.] Исанчурин, Тагиров. Первое слово директор школы т. Токарев [Андрей Тимофеевич Токарев был директором школы в 1936–1940 г. – А. Ч.] предоставил тов. Исанчурину. Поздравив ребят с началом учебного года, с замечательным сталинским подарком, тов. Исанчурин пожелал ребятам успеха в учёбе… Тысячью рукоплесканий ребята встретили появление на митинге тов. Быкина… Вскоре новый звонок известил о начале урока. С песнями, смехом ребята разошлись по классам и уселись за парты. Учёба в первой образцовой школе имени А. М. Горького началась».
Сначала немного о действующих лицах, ведь на открытие школы прибыли все первые лица республики: первый секретарь Башобкома ВКП(б) Яков Борисович Быкин (1888–1938, репрессирован), второй секретарь Башобкома ВКП(б) Ахмет Рысмухаметович Исанчурин (1897–1938, репрессирован), председатель ЦИК Башкирии, писатель Афзал Мухитдинович Тагиров (1890–1937, репрессирован). Почему такое большое внимание было уделено одной единственной школе – сообщений о присутствии столь высоких персон на других школьных линейках в газетах тех лет нет. И отчего Исанчурин назвал здание «сталинским подарком»?
Многое объясняет тот факт, что уже в июле 1941-го в здании школы открылся эвакуационный госпиталь № 3765. Дело в том, что в условиях подготовки к возможной войне с Германией (а ведь на дворе ещё только 1936 год!) было принято решение о возведении по всей стране современных школьных зданий, в которых сразу была заложена резервная функция: при необходимости они очень быстро перепрофилировались в госпитали. Вспомните, как выглядят появившиеся в конце 30-х некоторые другие школы Уфы – 8-я, 10-я, 19-я, 44-я (до перестройки), 45-я, а также несколько школ бывшего Черниковска. И как они все похожи! А первой в этом ряду была 1-я образцовая.
И ещё: если речь о школе № 1, то разве она носила имя Горького? Ведь общеизвестно, что имя писателя всегда вроде бы носила школа № 3. Вот и памятник Алексею Максимовичу стоит именно перед ней. А ещё большой бюст писателя внутри школы имеется. Но как отмечал сорок лет назад Зия Загманович Юнусов, в составленном в 1946 г. паспорте школы № 1 значится: «Женская средняя школа № 1 имени А. М. Горького». Значит, ошибки нет.
Другое дело, что по сведениям всё того же З. З. Юнусова эта школа когда-то имела другое почётное имя: «4 ноября 1934 г. по ходатайству Башкирского филиала Общества старых большевиков о присвоении одной из школ в центре города имени Л. И. Байковой, работавшей в уфимской подпольной организации с начала её образования, городской совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов постановил: школу № 1 по ул. Аксакова именовать Образцовой школой имени тов. Байковой».
Почему Аксакова? Об этом чуть позже, а пока попробуем узнать немного об этой самой Байковой, хотя почётное имя и не прижилось. К сожалению, ни в одном источнике по истории города Л. И. Байкову найти вам не удастся (недаром, видимо, подпольщицей была). Зато вот что читаем в «Истории Уфы» 1978 г. издания: «В начале 1902 г. группа уфимских социал-демократов (Н. Н. Покровский, А. И. Малышев, Г. М. Мишенев, Л. И. Бойкова, В. М. Лихачёв, И. С. Якутов и др.) порвала с “Уральским союзом” [оппортунистическим. – А. Ч.] и создала самостоятельную организацию, которая повела решительную борьбу за завоевание “Уфимского рабочего комитета” на сторону [газеты] “Искры”». А то, что Бойкова стала вдруг Байковой, удивлять не должно: в те годы для удобства чтения Егора Созонова называли Сазоновым, а ещё раньше купца Софронова – Сафроновым.
Дальше проще: «9 марта 1917 г. в Уфе состоялось первое собрание женщин города под председательством Л. И. Бойковой» и «В Приуралье царское правительство высылало революционеров. В разное время ссылку отбывали в этих краях Александр Дмитриевич Цюрупа, Василий Петрович Арцыбушев, Лидия Ивановна Бойкова и другие».
Меньше чем через два года после решения горсовета о присвоении школе № 1 имени Л. И. Бойковой умер А. М. Горький, возможно, тогда сразу две уфимские школы и получили его имя (из газеты «Красная Башкирия» от 3 сентября 1938 г.: «…Вот школа № 3 имени М. Горького»). Версия об обычной путанице (в 1920-е гг. школа № 3 называлась 1-й советской), я думаю, маловероятна.
Вообще разбираться с названиями и номерами школ дело довольно сложное, но порой весьма увлекательное. Это касается и уфимской школы № 1, которая недавно отметила вековой юбилей. Вот цитата из справочника «Вся Башкирия» на 1925 г.: «Опытно-показательная школа-семилетка. Имеет шесть основных классов и одну параллельную группу. Учащихся 124 чел. русских и 54 чел. остальных национальностей, преимущественно татар и башкир. Открыта в 1920 году. Аксаковская, 45. Заведывающая Н. Белицкая».
По воспоминаниям уфимского старожила Александра Тимченко, Надежда Евгеньевна Белицкая была завучем Мариинской гимназии. В музее 3-й гимназии, а также в частной коллекции сохранились фотографии выпускниц Мариинки 1918 года, на которой присутствует и Белицкая.
Но первым зданием для этой школы был дом на улице Никольской (с 1923 г. – Гафури). В переписи 1923 года на принадлежащем Горхозу участке № 60 (раньше нумеровались не дома, а земельные участки) по Никольской отмечен каменный одноэтажный дом – единственный, кстати, на этой стороне улицы данного квартала. Некогда в своей статье о детстве Рудольфа Нуреева я рассказал о детском садике № 1, который он посещал. Квартал улицы Гафури между Свердлова и Коммунистической, где он стоял, давно утратил прежний вид. Сейчас на его месте – панельная пятиэтажка. Так вот, до детсада в этом здании ещё работала и Опытно-показательная школа-семилетка (будущая № 1). А ещё раньше, до советской муниципализации, дом принадлежал Евдокиму Антоновичу Блинову. Лет пятьдесят пять назад его снесли, осталась только фотография.
Школа была открыта 1 мая 1920 года, первой её заведующей (председателем школьного совета) была З. В. Боголюбова (больше о ней я пока ничего не знаю, хотя о существовании такой ещё дореволюционной учительской фамилии слышал и раньше). В 1921–1936 гг., как я уже сказал, школа находилась в приспособленном для занятий здании по улице Аксакова, 45. Великолепный дом этот (позже он получил № 51) выстроил в 1914 г. директор Общества взаимного кредита (не правда ли – оригинальное название для банка?) Яков Васильевич Колотов.
В 1921–1923 гг. школа функционировала как опытно-показательная школа-коммуна № 18 Наркомпроса семилетка, в 1923–1927 гг. она именовалась опытно-показательной школой-семилеткой Башнаркомпроса, в 1927–1931 гг. – опытно-показательной школой-девятилеткой, в 1931–1933 гг. – фабричной-заводской семилеткой (ФЗС) № 12. В 1932 г. ФЗС № 12 выделяется в образцовую школу города Уфы. В 1933–34 учебном году она числится как образцовая фабрично-заводская девятилетка (ФЗД) № 12.
Что значит образцовая, почему? Образцовые школы работали в нашей стране в 1931–1937 гг. Их создавали в каждом городе и районном центре. Такие школы лучше финансировали, снабжали оборудованием, учебными пособиями, для них подбирали более квалифицированных учителей. Например, в московской образцовой школе № 25 учились Светлана и Василий Сталины, дочери Молотова, внучки Горького, сыновья Берии, Булганина, Микояна, Туполева. Как я понимаю, по меркам Уфы на роль образцовой больше подходила школа № 3, в которой тогда учились, в том числе, и дети республиканской элиты. Но, понятно, не все они ходили в отличниках. Что же касается школы № 1, то как вам такое: «Весной этого года среднее образование в первой уфимской образцовой школе закончили 25 человек, почти все ребята подали заявления о приёме в высшие учебные заведения Уфы и других городов»? Все выпускники – в вузы? Как-то всё это больше походит на нынешнее время. Но цитата взята из статьи в газете от 1 сентября 1936 г. И дальше: «Только двое – отличники Райхлин и Сперанская – были приняты в институты без испытаний (Райхлин поступил на механико-математический факультет Московского университета, Сперанская – на литературный факультет Московского историко-философского института). Остальные держали испытания. Сейчас уже окончательно известны результаты: четыре девушки-выпускницы первой образцовой школы зачислены студентками 1-го Московского медицинского института. Столько же принято в Уфимский медицинский институт. Пять человек поступило в Уфимский педагогический институт. Не выдержали приёмных испытаний двое».
А куда ж подевались троечники и прочие малоуспевающие? Не удивлюсь, если их в своё время попросту перевели в другие школы.
Согласно постановлению ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 16 мая 1934 г. «О структуре начальной и средней школы» производится типизация школ города (начальная, неполная средняя, средняя), и с начала 1934/35 учебного года изменяется нумерация школ. ФЗД № 1 (бывшую Мариинку) почему-то назвали средней школой № 3, а образцовая ФЗД № 12 была переименована в Образцовую среднюю школу № 1 (директор Анастасия Андреевна Акатьева). Интересная цитата из январского номера газеты «Комсомолец Башкирии» за 1935 г.: «Ученик первой образцовой школы Башир Рамеев сконструировал очень сложную действующую модель радио-поезда. На всесоюзной технической выставке в Москве модель сейчас занимает одно из первых мест…».
С начала 1936/37 учебного года, как уже было сказано, 1-я переходит во вновь построенное школьное здание по улице Красина, 33 (а на улице Аксакова осталась школа № 45. Позже там работала вечерняя школа. Дом этот был снесён в 2009 г.). Хотя она уже и не именуется образцовой, газетчики продолжают ею интересоваться. Вот «Красная Башкирия» от 3 сентября 1940 г.: «Прохладное сентябрьское утро. До начала классных занятий ещё целый час, но в учительской комнате первой школы Уфы почти все учителя уже в сборе. Они пришли сегодня раньше, чтобы после летних каникул встретиться со своими воспитанниками… Многие ученики и ученицы пришли раньше своих учителей… Загорелые, в новеньких галстуках, одетые по-праздничному, с букетами живых цветов и весёлой улыбкой встречают ребята своих воспитателей.
– Здравствуйте, Семён Георгиевич, – наперебой приветствуют ученики заведующего учебной частью преподавателя т. Качкаева.
– Здравствуйте, ребята!
Открывается короткий митинг, посвящённый началу 1940–41 учебного года. Директор школы т. Кандюков [опять разночтение: Сергей Николаевич Кондюков работал директором школы в 1940–1941 г. – А.Ч.] поздравляет учеников, учителей и родителей:
– Ребята! Вы сейчас войдёте в чистые, просторные и светлые классы своей школы. Нужно, чтобы в нашей школе была всегда такая чистота и порядок. Берегите свою школу, любите её. Каждый ученик, укрепляя своим примером дисциплину, будет этим повышать успеваемость всей школы. Мы в новом учебном году должны учиться так, чтобы нам товарищ Сталин сказал: “Молодцы, ребята, хорошо учитесь!”».
Начавшаяся Великая Отечественная война вынуждает школу переместиться в старое школьное здание по улице Беломорской, 28 (бывшее здание приходского училища). А на улице Красина, 33, уже 22 августа 1941 г. был развернут эвакогоспиталь № 3765 на 400 коек. Как пишет А. А. Кулагина, профиль эвакогоспиталя № 3765 был тяжёлым – ранения рук и ног: за период с 1941 по 1945 год врачами-хирургами произведено более трёх тысяч операций, в том числе 789 ампутаций конечностей. А дети, что недавно сидели в этом здании за партами, оказывали госпиталю посильную шефскую помощь: приносили раненым незамысловатые подарки, выступали перед ними с концертами.
В 1943 году, в связи с решением о раздельном обучении мальчиков и девочек, сеть городских школ была реорганизована. В Уфе (Черниковск уже тогда фактически был отдельным городом, во всяком случае, в газетном материале по этому поводу он не упоминался) было образовано одиннадцать средних и семь неполных средних школ (семилеток) для мальчиков – 10-я (ул. Зенцова, 51), 18-я (Пушкина, 110), 26-я (Ленина, 127), 44-я (Кирова, 81), 64-я (Свердлова, 38) и некоторые другие школы Уфы, а также четырнадцать средних и восемь неполных средних школ для девочек – 1-я (Беломорская, 28), 3-я (Пушкина, 108), 5-я (Октябрьской революции, 55), 7-я (Бабушкина, 22), 8-я (Ленина, 166), 15-я (Зенцова, 49), 45-я (Аксаковская, 51) и некоторые другие. В начальных городских школах обучение осталось совместным. Обратите также внимание на некоторые непривычные адреса хорошо знакомых школ, основные здания которых были заняты под госпитали.
В 1949 г. школу № 1 переводят в небольшое здание по улице Зенцова, 49, а 9-я башкирская школа (будущая Башкирская республиканская гимназия-интернат № 1 имени Рами Гарипова), которая прежде там была, по решению властей занимает помещения на Красина, 33 (на 1-м этаже разместились столовая, бухгалтерия, мастерская и другие подсобные помещения, на втором – учебные кабинеты, на третьем – общежитие для девочек, на четвертом – общежитие для мальчиков). Должно быть, это было следствием того, что в округе вряд ли могло собраться такое количество учениц, чтобы заполнить огромное здание на Красина – школа-то женская.
И получается, что неподалёку от 1-й в то время были также 45-я и 15-я женские школы (15-ю в том же 1949-м «перевезли» в начало улицы Чернышевского) и одна мужская – № 10. Кроме того, в январе 1952 года школу № 1 переводят в новое здание на улице Социалистической, 53/55, которое было лишь немного больше того, что она занимала на Зенцова, 49.
Что же касается здания на Красина, 33, то после переезда в 1960 г. башкирской школы-интерната на проспект Октября в нём была образована новая школа – под № 91.
В 1967 году для школы № 1 было выстроено второе – пятиэтажное здание, а в двухэтажном стали заниматься только учащиеся начальных классов. В августе 2018 г. школа № 1 переименована в лицей № 1, а 9 октября того же года состоялось открытие нового здания, возведённого на месте снесённого двухэтажного.