Все новости
Краеведение
17 Июня 2023, 11:50

Людмила Фенина. Город моей мечты

Детство мое послевоенное прошло под городом Ишимбаем в рабочем поселке нефтяников, неподалеку от которого находилась башкирская деревня Термень-Елга. В моих воспоминаниях эти два одноименные населенные пункта неразрывно связаны между собой. Они дарили мне незабываемые впечатления и первые познания о большом окружающем мире.

Лет шести я познакомилась с башкирской деревней, куда мы с мамой пришли на мельницу летним вечером. Живописно раскинувшаяся на высоком берегу тихой реки деревенька мне понравилась. А когда нас, уставших с дороги, в уютном доме радушная хозяйка напоила свежим душистым чаем, я поняла, что здесь живут добрые и гостеприимные люди. По окончании первого класса погожим летним днем я смело повела свою школьную подружку Валюшу в башкирскую деревню. В сельмаге мы купили драже в яркой коробочке и довольные вернулись домой. С тех пор повелось: если наши мамы — солдатские вдовы — изредка в летние каникулы давали по 10 копеек, то мы шли в соседнюю деревню за покупкой. Моя мама, Екатерина Григорьевна, работала в поселковом детском доме. В общении с детьми и со взрослыми она была спокойная и доброжелательная. А знание разговорной башкирской речи помогало ей в повседневной жизни.

Однажды, когда мне было лет восемь-девять, воскресным зимним утром мама сказала, что сегодня ей надо побывать в башкирской деревне. После завтрака мы оделись потеплее и вышли из жарко натопленного дома на заснеженную улицу. Февральский день встретил нас погодой тихой и солнечной. А идти рядом с мамой в мягких валенках по зимней проселочной дороге было отрадно. Весело разговаривая, мы подошли к башкирской деревне. Вся в снежном убранстве, она встретила нас сиянием и тишиной. Чистейшей белизны снег лежал сугробами на улице, на замерзшей реке, на крышах домов… Воздух, напоенный ароматом долгой зимы, был прозрачен и свеж.

По расчищенной тропинке мы подошли к небольшому дому. На крыльце сбили снег с валенок и через холодные сени вошли в прихожую. После солнечной улицы здесь было полутемно… Вдруг из-за ситцевой занавески появилась молодая интеллигентная женщина, нарядная и красивая. Она явно куда-то спешила, и беседа с мамой была недолгой. Пока они о чем-то негромко говорили, я с детским восхищением смотрела на прекрасную незнакомку, на ее лицо, одежду… Все женщины в нашем поселке зимой носили темные пальто и вязаные платки. От снега и мороза детей и взрослых спасали теплые валенки. Мамина собеседница была одета иначе. На голове — круглая шапочка из серого каракуля, синее пальто украшал такой же воротник. На ногах башкирской красавицы я увидела изящные ботиночки, отороченные мехом. «Неужели в такой обуви на каблучках можно ходить зимой по снегу?» — мысленно удивлялась я.

Вскоре, распрощавшись, мы вышли на улицу.

— Мама, а кто эта тетя? — спросила я.

— Дочь стариков. Она приехала к больным родителям из Уфы, — ответила мама.

— А что такое Уфа? — последовал мой вопрос.

— Уфа — большой и красивый город, — услышала я в ответ.

— И там живут красивые люди? — заинтересовалась я.

— Пожалуй, да, — улыбнулась мама.

С той памятной встречи в башкирской деревне далекая и красивая Уфа стала городом моей детской мечты.

Впервые я увидела светлый город над Белой рекой в возрасте девяти-десяти лет, когда в начале лета группу учеников-отличников привезли на экскурсию в столицу нашей республики. Уфу я полюбила сразу и навсегда. Большой город поразил меня своими высокими домами, чистотой широких улиц, обилием зелени и цветущей сирени, яркими и веселыми трамваями… Но больше всего мне понравились уфимцы, нарядные и красивые. Мы посетили три музея — краеведческий, художника М. В. Нестерова и вождя В. И. Ленина. Попытаюсь передать свои детские впечатления, добрые и наивные.

В краеведческом музее мы прошли по тихим залам. Экскурсовод рассказала нам об истории родного края, о героической и трагической судьбе Салавата Юлаева. После жестокого подавления народного восстания Емельян Пугачев был казнен, а башкирский герой был посажен в тюрьму. Женщина подвела нас к черной двери и сказала: «Посмотрите в “глазок”, вы и увидите, в каких ужасных условиях содержался Салават Юлаев». Мы послушно встали друг за другом… Когда подошла моя очередь, я увидела темную камеру. За небольшим столом на лавке сидел мужчина в светлой одежде с печально поникшей головой, а рядом с его руками — жестяная кружка, покрытая куском черствого хлеба. Это была хорошо изготовленная восковая фигура народного героя, но воображение детей, как известно, не знает границ. Кто-то из ребят заметил, что печальный узник дышит… Заглядывая в круглое отверстие, мы были уверены, что видим живого человека. Помню, как чувство детской жалости охватило меня. На улице сиял летний день, куда-то спешили жизнерадостные уфимцы… А Салават Юлаев сидел в темной камере, печальный и одинокий. Наверное, святое чувство сострадания испытали многие школьники. Из музея мы вышли притихшие…

В музее художника М. В. Нестерова залы были светлые, просторные, и всюду — картины, картины. С русской живописью я уже была знакома. Детский дом украшали несколько прекрасно выполненных копий картин в красивых рамах известных наших художников В. М. Васнецова и И. И. Шишкина. Осенними и зимними вечерами я приходила пообщаться с детдомовцами, послушать, как они поют свою любимую русскую народную песню «По Дону гуляет казак молодой» или как играет на фортепиано молодая, очаровательная воспитательница Галина Васильевна Корнилова… А еще я подолгу смотрела на картины — на грустную Аленушку, на забавных медвежат и медведицу в сосновом бору… В музее М. В. Нестерова я с интересом смотрела вокруг. Увиденное восхищало и удивляло меня — неужели все эти картины нарисовал один художник?

Дом-музей В. И. Ленина, где когда-то, до революции, в ссылке жила Н. К. Крупская, мне понравился своим опрятным видом и зеленым садом с большим цветником перед входом. На первом этаже мы внимательно слушали рассказ экскурсовода, рассматривали экспонаты. Затем по крутой, узкой лестнице поднялись на второй этаж в комнату друга и соратницы Ильича. Мне, выросшей в маленьком рабочем поселке, было непонятно, почему жизнь в светлом и уютном доме, среди цветов и зелени, в большом и красивом городе называют ссылкой? Но в пору моего детства и отрочества не принято было задавать взрослым «глупые» вопросы о жизни Ленина, Сталина или Крупской…

Следующий раз я побывала в городе своей мечты с друзьями-одноклассниками в ранней юности. Мы уже несколько лет жили в Ишимбае. Мама работала в детском саду. Я училась в средней школе № 1, шефами которой были нефтяники. По окончании девятого класса они приготовили нам подарок, организовав трехдневную поездку в Уфу. Нам было по 16—17 лет, учиться оставалось всего один год, и настроение у всех было отличное. «Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость», — утверждал А. С. Макаренко. Правоту этих мудрых слов известного советского педагога подтверждают пережитые нами недавние годы хаоса перестроек и перемен не к лучшему. Лишение людей, и прежде всего молодых, главного стимула жизни приводит к страшным последствиям — к падению нравственности и к духовному одичанию, к преступности и наркомании… У нас — юных оптимистов 50-х—60-х годов — была ясная цель, и мы верили в свою страну, в себя, в свое достойное будущее.

Шефы предоставили нам автобус. Добрым июньским утром мы выехали из Ишимбая и началось наше веселое путешествие. Всю дорогу мы пели и смеялись, радуясь предстоящему отдыху. В столицу приехали в середине дня. Нас поселили в небольшой одноэтажной школе на тихой и зеленой улице. Немного отдохнув, мы переоделись и пошли на обед с преподавательницей. А потом долго гуляли по чистым улицам исторического центра города. Во время прогулки я обратила внимание на большую театральную афишу с названиями спектаклей московского драматического театра им. А. С. Пушкина, приехавшего на гастроли. Если бы можно было побывать хотя бы на одном спектакле с участием известного на всю страну Б. П. Чиркова! Но, увы, в программу нашей поездки не входило посещение театра.

Кино я полюбила в детстве, а театр — в отрочестве. Когда мне было лет четырнадцать, в наш город приехали артисты с единственным спектаклем. Мама купила билет, и мы пошли с ней вечером на оперетту И. Кальмана «Баядера». От прекрасной музыки, пения и ярких костюмов артистов я была в восторге. Так началось мое увлечение театром. По Всесоюзному радио я стала слушать музыкальные спектакли. Особенно мне полюбилась оперетта И. Дунаевского «Белая акация». А дивной красоты голос несравненной Татьяны Шмыги вселял надежду, что когда-нибудь я, несомненно, увижу синее море и город Одессу…

Слушать спектакли драмтеатров тоже было очень интересно. И это не удивительно, ведь в них участвовали артисты, знакомые по многим фильмам. Помню, какое большое впечатление произвел на меня фильм «Идиот» (режиссер И. Пырьев), где в главных ролях блистали своим актерским мастерством Юлия Борисова и Юрий Яковлев. А в легендарном спектакле их родного Вахтанговского театра «Принцесса Турандот» (режиссер Р. Н. Симонов) роли у них были иные, а голоса звучали весело и задорно…

В годы юности я прослушала по радио многие спектакли МХАТа, Малого академического, Театра им. Моссовета и других театров, мечтая увидеть любимых артистов на сцене. После завтрака мы с подругой Ниной гуляли по светлым улицам Уфы, наблюдая жизнь большого и шумного города. Нас радовало все — прекрасная погода, свежая зелень деревьев и цветы на газонах, оригинальные дома старинной архитектуры… Отдыхая в тенистых скверах с пышно цветущей сиренью, мы любовались нарядными уфимцами, и нас не покидало чувство радости жизни и приближающегося счастья.

Я уже много лет живу в Уфе и заметила, что она особенно хороша в светлом и цветущем месяце июне. Моя подруга Нина, стройная, симпатичная, одна из лучших учениц нашего класса, в свободное от учебы время успешно занималась спортивной стрельбой. К увлечениям друг друга мы относились с пониманием. На все новые фильмы, многие из которых вошли в золотой фонд российского кино, мы всегда ходили вместе.

Мы с Ниной любили гулять по свежим и чистым улицам утренней Уфы. Как-то идем мы с ней к магазину «Детский мир» и вдруг видим — навстречу нам степенно шагает Борис Петрович Чирков, скромный и спокойно-доброжелательный. Рядом с ним плывет павой красивая женщина лет тридцати с пышной прической каштановых волос, в ярко-желтом шелковом платье и в черных очках. От неожиданности мы невольно замедлили шаги… Артисты, наверное, шли из гостиницы в театр оперы и балета, где проходили гастроли. Мимолетная эта встреча была похожа на чудесный сон. Делясь своими впечатлениями, мы остановились перед витриной магазина и стали рассматривать выставленные за стеклом большие фотоснимки некоторых спектаклей. Для нас это было своеобразным приобщением к театру.

В первый день, неспешно прогуливаясь всем классом по главной улице Уфы, мы обратили внимание на светлое здание кинотеатра «Родина». Спустились в кассу, но билетов там уже не было. К нашему немалому удивлению, мы узнали, что здесь три зала — красный, синий и зеленый. На другой день утром мы купили билеты и вечером веселой компанией пришли в уютный красный кинозал. Мы увидели алый бархат на сцене и на дверях, удобные мягкие кресла, обитые яркой тканью. Смотреть фильм в такой красивой обстановке было комфортно и приятно. Из кинотеатра «Родина» мы вышли на улицу Ленина и слились с пестрой, нарядной толпой недавних зрителей театра или кино. Летний вечер был чудесный, и люди не спешили домой — звучал негромкий смех, слышались веселые голоса, мелькали улыбающиеся лица… Вечерняя Уфа, сверкающая огнями, была иная, чем днем, загадочнее и романтичнее… Нам, юным ишимбайцам, было отрадно сознавать свое участие в красочном празднике отдыха уфимцев. И если было б можно, то мы бы непременно запели своими звонкими, молодыми голосами песню из популярного в те годы кинофильма «Мы с вами где-то встречались», посвящая ее не Москве, а Уфе.

 

Отдыхает родная столица,

Провожая свой день трудовой.

Хорошо в этот час веселиться,

Любоваться вечерней Уфой.

 

…Светлая радость от той незабываемой поездки в ранней юности осталась в моем сердце на всю оставшуюся жизнь. В столице нашей республики я живу со своей семьей уже 25 лет. Отрадно отметить, что за эти годы Уфа заметно выросла и похорошела. К нарядному ожерелью уфимских достопримечательностей добавился Дом-музей русского писателя С. Т. Аксакова, возрождение которого из небытия и забвения проходило на моих глазах. В первые годы я посетила знакомые мне с детства музеи, все театры, филармонию, цирк… Но мое предпочтение — Башкирский театр оперы и балета. Дело в том, что года за два-три до нашего отъезда из Ишимбая в городе нефтяников прошли с большим успехом летние гастроли этого театра. К этому времени нам с мужем посчастливилось посмотреть в Большом театре балет «Жизель» (музыка А. Адана) с прекрасной танцевальной парой — Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым. Побывали мы на спектаклях в Куйбышевском и в Одесском оперном.

В Уфе мне было интересно увидеть театр оперы и балета. Светлый и красивый, с уютным зрительным залом, он меня не разочаровал. Я люблю бывать здесь на балетных и оперных спектаклях, в мире классической музыки, пения и танца, отдыхая от повседневных забот и волнений. Поделюсь несколькими своими впечатлениями скромной зрительницы.

В начале 90-х годов, зимой (если я не ошибаюсь, тогда проходил оперный фестиваль Ирины Архиповой) мы были на премьере оперы «Князь Игорь» (музыка А. П. Бородина), где в роли хана Кончака выступал молодой певец Аскар Абдразаков. Когда он запел арию, в полупустую ложу справа от сцены вошел Радик Гареев. Известный оперный певец и тогдашний директор театра был в строгом черном костюме и в белой рубашке с галстуком. Выступление восходящей оперной звезды он слушал стоя, с просветленным лицом. Глаза его сияли радостью и гордостью. Он, наверное, мысленно благословлял молодой талант оперного певца на долгий и успешный творческий путь.

Запомнилась мне премьера моей любимой оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» с почетным гостем — дирижером Большого театра Фуатом Мансуровым. А Евгений в исполнении певца Я. Абдульманова словно сошел со страниц романа в стихах А. С. Пушкина.

Балетная труппа нашего театра по праву считается одной из лучших в России. Постановка Юрием Григоровичем сказочно прекрасного спектакля «Щелкунчик» (муз. П. И. Чайковского) — яркое тому подтверждение. По окончании спектакля седовласый, известный всему миру маэстро вышел с артистами на сцену и благодарная уфимская публика долго рукоплескала ему…

Уфа славится своим гостеприимством и радушием зрителей. За эти годы мы побывали на концертах многих эстрадных певцов и артистов цыганского театра «Ромэн», на спектаклях Оренбургского театра оперетты и кукольного Сергея Образцова… Но, пожалуй, самые незабываемые впечатления оставили гастроли Малого театра и Театра им. Моссовета. Гастроли Малого академического театра проходили в цветущем месяце июне 1987 года. Сбылась моя давняя мечта — я увидела любимых артистов на сцене. Мы с мужем посмотрели почти все спектакли, но особенно яркие впечатления оставили два из них.

В комедии А. Н. Островского «Красавец-мужчина» роль Аполлона Евгеньевича Окоемова блистательно сыграл заслуженный артист РСФСР (России) Юрий Васильев, хорошо знакомый всем по фильму «Москва слезам не верит» (режиссер В. Меньшов). В трагедии «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого в главных ролях были заняты знакомые по многим фильмам известные артисты. Царя Федора играл заслуженный артист РСФСР Эдуард Марцевич, Бориса Годунова — народный артист СССР Виктор Коршунов…

Кстати, именно в этом спектакле осенью 1898 года Антон Павлович Чехов увидел Ольгу Книппер в роли Ирины — жены царя Федора, признав ее игру великолепной…

Все спектакли Малого академического поражали своим сценическим совершенством. Мы шли за кулисы и с добрыми словами дарили цветы Элине Быстрицкой и Руфине Нифонтовой, Юрию Васильеву и Александру Михайлову, Виктору Коршунову и Юрию Соломину… Много лет спустя мне приятно вспоминать их благодарные глаза и светлые улыбки.

Гастроли Театра им. Моссовета состоялись в сентябре 1993 года, в чудесную пору золотой осени. Спектакль «Белая гвардия» по М. Булгакову превзошел все мои ожидания. Ольга Михайловна Остроумова в роли Елены была прекрасна. Со словами восхищения мы преподнесли замечательной русской актрисе букет алых роз…

Столица Республики Башкортостан живет интересной, содержательной жизнью. Уфимцы умеют трудиться, умеют они и отдыхать. Я желаю благополучия и процветания светлому городу моей мечты.

Из архива: сентябрь 2008г.

Читайте нас: