Все новости
Краеведение
21 Мая 2023, 11:43

Ю.В. Ергин, С.Е. Чушкина. Фармацевт и библиограф

Александр Черданцев – составитель первой библиографии Уфимской губернии

Александр Алексеевич Черданцев родился в 1871 году на уральском прииске Лисвяный Пермской губернии (ныне Невьянского района Свердловской области) в семье служащего. Его отец Алексей Иванович работал в партии, занимавшейся топографической съемкой Уральских казенных заводов. На приисках родились его дети: Анна, Николай, Семен и Александр.

Александр рос слабым и болезненным ребенком. С детских лет у него проявилась глубокая любовь к уральской природе, ее он сохранил на всю жизнь. Для получения образования Александр поступил в Екатеринбургскую мужскую гимназию, но по болезни был отчислен из 5-го класса и в 1877 году отдан учеником в Верх-Исетскую аптеку. В 1893 году в Казанском университете он сдал экзамен на помощника аптекаря, через два года поступил на фармацевтическое отделение Московского университета, который окончил в 1899 году, получив звание провизора. Вернулся в Екатеринбург, женился на школьной учительнице Анне Карловне Лемарсье и стал работать управляющим аптекой городской больницы.

Как страстный любитель и исследователь природы и жизни Урала, Черданцев с 1900 года – член Уральского общества любителей естествознания, сначала заведовал отделом нумизматики общества, а затем стал его секретарем. В 1911 году в «Записках» этого общества вышел составленный им «Каталог сочинений по нумизматике библиотеки Уральского общества любителей естествознания по 1898 год» и почти одновременно «Каталог монет П. И. Тарасова в музее Уральского общества любителей естествознания».

А. Черданцев активно участвовал в экспедициях по Северному Уралу. Вдвоем с проводником, верхом на лошади или пешком преодолевал сотни километров, собирая материалы об этом суровом крае. Часто на много верст кругом не встречалось никакого жилья, изредка на берегах горных рек попадались лишь брошенные рыбаками шалаши да охотничьи избушки в лесу. В редко встречающихся деревнях А. Черданцев быстро заводил знакомства, устанавливал связи со старожилами, собирал сохранившиеся в устном творчестве местные легенды и песни. Результаты этих экспедиций нашли отражение в его работах «Гора Качканар», «Косьвинский и Тылайский камни» и «Экскурсии по Уралу», написанных в 1904 – 1906 годах. Для музея «Уральского общества любителей естествознания» А. Черданцев составил обширный гербарий, в котором систематизировал высокогорную растительность Урала.

В 1915 году А. Черданцев переехал в Уфу: его пригласили на должность управляющего аптекой Комитета Императорского человеколюбивого общества1. А незадолго до отъезда он был избран пожизненным членом Уральского общества любителей естествознания. Черданцев часто выезжал в Екатеринбург (с 1924 года Свердловск), результатом чего стали работы «Как началось монетное дело в Екатеринбурге», «Уральские рудные и угольные печатки», «Из истории Екатеринбургской журналистики» и другие.

В Уфе А. Черданцев принял активное участие в возрождении Губернского музея, детища членов Уфимского статистического комитета Н. А. Гурвича, К. А. Буха и А. Б. Иваницкого. Первоначально этот музей размещался всего лишь в одной из комнат правительственной мужской гимназии по улице Б. Ильинской (ныне Фрунзе), 49, а в честь 100-летия основания Уфы торжественно открылся в собственном здании на Пушкинской улице. На этот момент музей имел уже девять небольших, но самостоятельных отделов: горнозаводской, минералогический, соляной, археологический, палеонтологический, зоологический, ботанический, энтомологический и нумизматический. 20 марта 1888 года «открыл свои действия» Комитет Губернского музея, в Уставе которого говорилось о том, что он имеет статус научного общества.

Однако в дальнейшем жизнь музея не была ознаменована ничем особым, так как средства, которыми он обладал, были ничтожными. Лишь в конце марта 1917 года, в пору общественного и революционного подъема, при музее под руководством Черданцева образовался кружок из тридцати энтузиастов, любящих естествознание, археологию и особенно трепетно сам музей. Было выбрано новое правление Комитета музея, начавшее его перестройку. Сожгли некоторые побитые молью и пришедшие в негодность экспонаты зоологического отдела, ликвидировали прогнившие и за прошедшие со дня открытия музея 26 лет никем не осматриваемые экспонаты сельскохозяйственного отдела, пересмотрели и пополнили свежими находками археологический отдел. Только ботанический отдел, заключавший в себя драгоценный гербарий, переданный музею известным исследователем Башкирского края М. В. Лосиевским и приведенный в порядок случайно оказавшимся в Уфе пленным немецким профессором И. И. Подпере, да нумизматический отдел музея находились в сравнительно удовлетворительном состоянии. Новый Комитет музея, в котором А. Черданцев играл одну из важнейших ролей, возобновил прослушивание научных докладов и сообщений. К работе привлекли молодежь, что сразу же дало музею пополнение новыми материалами.

22 декабря 1917 года по инициативе А. Черданцева в музее состоялось собрание, в работе которого приняли участие около 20 представителей интеллигенции города, большинство из которых были преподавателями различных уфимских учебных заведений. Назовем лишь некоторых из них: К. П. Краузе (2-ая Уфимская женская гимназия), П. П. Киснемский (Уфимский учительский институт), В. А. Ефремов (Уфимская казенная мужская гимназия), А. К. Носков (Коммерческое училище), В. А. Кондаков (Фельдшерско-акушерская школа). Было решено создать общественный Комитет Губернского музея, разработать его Устав. Уже через неделю (31 декабря 1917 года) на заседании общего собрания членов Комитета музея А. А. Черданцев был единогласно избран его председателем.

В 1918 – 1919 годах Уфа неоднократно переходила из рук красных в руки белых, и наоборот. В период этой сложной и неоднозначной политической ситуации, осложненной голодом, болезнями и нищетой, А. Черданцеву удалось не только уберечь музей от разграбления, но и пополнить его новыми коллекциями. Так, до сих пор в фондах Национального музея Республики Башкортостан, ставшего правопреемником Уфимского губернского музея, хранятся многие документы, попавшие в него тогда, когда в Уфимской губернии у власти находились различные небольшевистские правительства: Временный комитет вновь воссозданной Уфимской городской думы (июнь 1918 года), Институт уполномоченных представителей Учредительного собрания (июль-август 1918 года), Уфимская директория (сентябрь-ноябрь 1918 года). Об активности работы Комитета свидетельствует, например, такой факт: с января по июль 1918 года он собирался 16 раз, на заседаниях заслушивались научные доклады по изучению Башкирского края. Музей в это трудное время даже пополнил число своих активистов: в качестве коллективных членов приняли Уфимское общество врачей-испытателей и Кружок юных любителей естествознания.

С новыми силами А. Черданцев стал работать после окончательного установления в Уфе в июне 1919 года советской власти. Осенью он передал заведование музеем З. Ш. Шакирову, при котором часть экспозиций (зоологического, ботанического, геологического и палеонтологического отделов) была отдана образованному в декабре 1919 года из Уфимского учительского института Институту народного образования. На основе оставшихся экспозиций бывшего Губернского музея начал создаваться новый Историко-социальный музей народов Востока.

Осенью 1919 года А. А. Черданцев был назначен заведующим фармацевтической частью губернского санитарного отдела, организованного вместо бывшей врачебной службы Губернской земской управы. Уже летом 1920 года А. А. Черданцев организовал несколько экспедиций по сбору лекарственных трав. Тогда же были изданы написанные им брошюры «Лекарственные растения Уфимской губернии» и «Спорынью нужно собирать». А. А. Черданцев добился открытия в Уфе лаборатории тинктур (спиртовых и эфирных настоек) и мазей на основе лекарственных веществ. Он был первым заведующим этим небольшим предприятием, впоследствии ставшим Уфимским фармацевтическим заводом.

В 1922 году А. А. Черданцев оставил свою работу на поприще фармацевтики и последующие три года заведовал Уфимским художественным музеем.

Основой коллекции Уфимского художественного Пролетарского музея имени Октябрьской революции (таким было его название при создании в 1919 году, с 1929 – Башкирский художественный музей, в 1954 году получил имя М. В. Нестерова, с 1999 года – Башкирский государственный музей им. М. В. Нестерова) стало собрание картин уроженца Уфы художника М. В. Нестерова, преподнесенных им городу еще в 1913 году (101 произведение: 30 работ самого дарителя, остальное – картины И. Е. Репина, И. И. Левитана, К. А. Коровина, А. К. Саврасова, Е. К. Маковского, Н. К. Рериха, А. Я. Головина, А. Н. Бенуа и других русских мастеров). Организатором и первым директором музея был И. Е. Бондаренко2 (1870 – 1947), которому М. В. Нестеров еще в 1914 году передал свои картины для размещения экспозиции в помещениях Аксаковского народного дома, открытие которого затянулось в связи с началом первой мировой войны.

5 января 1920 года в Уфе по улице Гоголевской, 27, в доме бывшего лесопромышленника Лаптева был открыт музей, состоявший из трех разделов: в первом были представлены произведения самого М. В. Нестерова и его дар, во втором – «русская старина», а в третьем – работы уфимских художников. Благодаря энтузиазму и большой активности И. Е. Бондаренко уже к лету 1920 года собрание музея составило около 1500 экспонатов, а его библиотека – свыше 2500 томов.

Из воспоминаний Марии Николаевны Елгаштиной3: «…С Ал. Александровичем нас связывало чувство преданности своей работе и особое отношение к музею как хранилищу произведений высокого искусства.

Александр Алексеевич очень любил книги и почти ежедневно заходил ко мне в библиотеку, просил ту или иную книгу, часто вместе с посетителями присаживался где-нибудь в уголке и всегда делился со мной, если находил что-нибудь интересное. Иногда же при закрытии библиотеки я проходила через темные залы музея к нему в кабинет, в тишине которого мы просматривали книжные новинки. У нас были хорошие дружеские отношения, не разрушаемые никакими трениями…»

Именно в эти годы А. А. Черданцев написал исторический очерк «Музеи Башкирии» для адресно-справочной книги «Вся Башкирия», вышедшей в Уфе в 1925 году. В том же году он возвратился к работе в аптеке, которую окончательно оставил лишь в 1931 году, проработав, таким образом, на поприще фармацевтики почти сорок лет своей жизни.

Особое место в жизни А. А. Черданцева занимало его сотрудничество с Центральной научной библиотекой, образованной в середине 1922 года по решению Башполитпросвета о слиянии двух центральных уфимских библиотек: городской имени А. С. Аксакова и башкирской имени Г. Тукая. В 1928 году при Центральной научной библиотеке была создана Книжная палата, которая с 1933 года стала самостоятельным учреждением.

Черданцев входил в состав библиотечного совета ЦНБ и заведовал в ней Кабинетом местного края. Уже в 1929 году Кабинет начал составлять текущую библиографию: материал собирался из всех поступавших в научную библиотеку книг, журналов и газет (кроме тюркской краеведческой литературы). Выявлялись все крупные или интересные статьи и заметки, рецензии на местный краеведческий материал.

Текущая библиография по краю, составленная А. А. Черданцевым, стала ежеквартально печататься в журнале «Хозяйство Башкирии», с 1928 года издаваемом Госпланом республики. В 1929 году вышли выпуски I и II «Краевой библиографии» (за январь-сентябрь 1929 года), в начале 1930 года – выпуск III (за октябрь-декабрь 1929 года). Литература о Башкирии за 1930 год, насчитывавшая 710 названий книг и статей, была составлена, но оставалась в Кабинете местного края в виде карточек, поэтому выпуск IV в свет не вышел. Выпуски V (за январь-март 1931 года) и VI (за апрель-июнь 1931 года) были опубликованы уже под грифом Книжной палаты Башкирской АССР.

Приступая к публикации Краевевой библиографии, А. А. Черданцев писал в предисловии к ее первому выпуску, увидевшему свет в 1929 году: «…Говорить о значении краевой библиографии не приходится: всякая научно-исследовательская работа краеведческого характера начинается с просматривания ранее вышедших материалов, причем ввиду обычной скудности краеведческой печати каждая на первый взгляд незначительная заметка бывает крайне необходимой. Пусть неполнота и все ошибки, которыми не может не сопровождаться начинаемая Центральной научной библиотекой работа, лишний раз привлекут внимание краеведов и местных специалистов к библиотеке и каждый из них окажет колоссальную помощь в том завоевании общественного мнения, которое ведет в настоящий момент Научная библиотека Башкирии».

С января 1932 года Черданцева пригласили работать научным сотрудником в только что ставшую самостоятельным учреждением Книжную палату Башкирской АССР, где он и проработал до 1942 года, являясь «кладезем знаний» по Уралу и Приуралью. В краткой энциклопедии «Башкортостан» А. А. Черданцев по праву назван первым научным библиографом республики, начавшим работать над составлением русского отдела «Книжной летописи Башкирской Книжной палаты» и «Летописью периодической печати Башкирской Книжной палаты».

За время работы в Книжной палате А. А. Черданцев внес огромный вклад в систематизацию фонда архива печати, на материалах Книжной палаты БАССР, Государственной библиотеки имени В. И. Ленина (Москва) и Государственной публичной библиотеки имени Салтыкова-Щедрина (Ленинград) составил три краеведческих сборника, справочно-краеведческую картотеку. К сожалению, такие работы Черданцева, как «Библиография периодической печати Уфимской губернии до 1917 г.» и дело всей его жизни – капитальный «Уральский библиографический словарь», материалы которого после смерти автора оказались в Перми и Свердловске, остались неопубликованными.

В последние годы жизни А. А. Черданцев очень страдал от сердечной болезни, лечение которой в суровые годы Великой Отечественной войны оказалось проблематичным. В связи с этим в 1942 году он был вынужден оставить работу в Книжной палате, но продолжал оказывать научные консультации ученым эвакуированной в Уфу Украинской Академии наук.

16 июля 1943 г. Александр Алексеевич Черданцев скончался и был похоронен на Сергиевском кладбище.

В 2003 году Книжная палата Республики Башкортостан опубликовала ретроспективный библиографический указатель литературы «Башкортостан в печати до 1917 года»4. В этот сводный каталог краеведческой литературы, составленный большим коллективом авторов, вошло лишь небольшое число (менее 5%) наименований собранных Черданцевым еще в 30-е годы XX века документов периодической печати.

 

 

Примечания

Авторами настоящей статьи была использована часть рукописи «Биографии А. А. Черданцева», составленной М. А. и А. К. Черданцевыми, хранящейся в семейном архиве Черданцевых, которым выражаем большую признательность за сотрудничество.

1 Этот Комитет, представлявший, по существу, местное управление Российского общества Красного Креста, в мирное время помогал пострадавшим от стихийных бедствий, проводил мероприятия по предотвращению различных заболеваний, а с началом первой мировой войны оказывал помощь военнопленным, больным и раненым воинам. Председателем Попечительского комитета о бедных Человеколюбивого общества, располагавшегося в Уфе по улице Большой Казанской (ныне Октябрьской революции), 27, был в те годы камергер Его Императорского Величества статский советник князь А. А. Кугушев. Аптека Человеколюбивого общества находилась на улице Малой Казанской (ныне Свердлова), 59 (рядом с нынешним ЦУМом), ее здание не сохранилось.

2 Бондаренко И. Е. (1870 – 1947), архитектор, историк архитектуры. Родился в Уфе, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1887 – 1901), Цюрихском политехническом институте (Швейцария, 1894), автор ряда церковных и гражданских сооружений в Москве и Санкт-Петербурге. В 1917 – 1919 годах возглавлял группу архитекторов Кремля, состоял в комиссии по охране памятников Сергиева Посада. В 1919 – 1920 годы организатор и первый директор Уфимского художественного Пролетарского музея, одновременно возглавлял работу по сохранению культурных и исторических ценностей Уфимской губернии.

3 Елгаштина М. Н. (1873 – 1966), живописец, график, художник театра, народный художник БАССР (1955), заслуженный деятель искусства БАССР (1944), в 1921 – 1932 годах была организатором и руководителем кукольного театра опытной станции Башнаркомпроса, одновременно в 1922 – 1926 годах – библиотекарем Уфимского художественного Пролетарского музея, в 1932 – 1955 годах – художественным руководителем, художником и режиссером Башкирского театра кукол.

4 В предисловии к ретроспективному библиографическому справочнику «Башкортостан в печати до 1917 года» (Уфа, изд. Государственной Книжной палаты РБ, 2003, 366 с.) говорится о том, что это первый научный труд, включивший свыше 5000 документов, обнаруженных в фондах крупнейших архивов Республики Башкортостан, а также за ее пределами: в Санкт-Петербурге, Москве, Оренбурге, Перми, Казани и других городах.

 Из архива: ноябрь 2008г.

Читайте нас: