Все новости
Краеведение
18 Марта 2023, 12:04

№3.2023. Светлана Семёнова. Городской комфорт

Из цикла «Как строилась и жила губернская Уфа»

Улица Шоссейная вела к вокзалу
Улица Шоссейная вела к вокзалу

Как уже было сказано, XIX век – время всеобщей перепланировки российских городов на регулярную основу. В генпланах были заложены элементы благоустройства улиц и площадей. Перед городом стояли проблемы водоснабжения, санитарного контроля и особенно противопожарной безопасности. Соответственно, возросла роль городских властей в благоустройстве города.

При изучении архивных документов у меня сложилось впечатление, что в Уфе по-настоящему взялись за устройство уличного комфорта только в 1880-х гг. В это время с ростом территории Уфы увеличивается потребность в улучшении путей сообщения. Власти продолжают искать новые источники финансирования и новые технологии создания инженерно-коммуникационных сооружений. Так, по данным историка С. М. Васильева, городская дума в 1889 г. ходатайствовала перед вышестоящим начальством о передаче управлению железной дороги финансирования на содержание шоссе от железнодорожного вокзала до города. Затем, в 1892 г., просила о выдаче из государственной казны беспроцентной ссуды в 50 тыс. рублей на шоссирование улиц. Просьба была отклонена, но было разрешено взимать сборы с привозимых в Уфу товаров до 1 копейки с пуда. В 1893-м городское общество взяло ссуду на шоссирование улиц в 3750 рублей под залог. В 1910-х дума систематически прибегала к займам у банков и частных лиц.

С 1888 по 1892 гг. расходы на мощение улиц Уфы увеличились по сравнению с предыдущим пятилетием почти в четыре раза. В 1900 г. расходы городской думы на благоустройство города составили 6,5 % от общегородских расходов (20584 рубля).

В 1970-е гг. первый исторический анализ городского благоустройства Уфы XIX в. сделал уфимский историк С. М. Васильев. Я расширила тему исследования и в результате пришла к выводу: Уфа XIX века была вполне цивилизованной, что несколько противоречит ранее известным высказываниям краеведов и даже современников. Они любили рассказывать о грязных мостовых и зловонии от навозных куч.

Да как же грязи не быть, если первые булыжные (дорогие) мостовые на центральных улицах Уфы появились только в 1890 г., асфальтовые тротуары – в 1910-м, и для ремонта мостовых (в большинстве из щебня) использовался местный (значит, дешевый) песок, содержащий много ила.

И нет ничего удивительного в том, что иногда домовладельцы ленились чистить свои дворовые места. «Целые колодки» в Архиерейской, Труниловской, Золотухинской слободах, где жили бедные слои населения, не имели ни отхожих мест, ни помойных ям. То есть все нечистоты оставались открытыми, как указывал на собраниях гласный городской думы Николай Тюнин. Несомненно, такое случалось во всех городах.

И не секрет, что в 1870 г. домовладельцы, вносившие деньги на ремонт дорог (основной источник пополнения городской казны), жаловались, что могли бы за эти средства иметь перед своими домами не только удовлетворительную мостовую, но и даже роскошную.

Однако история имеет и другие примеры. Например, думой запрещалось скалывать зимой лед с тротуаров. Его следовало очищать «до такой степени, чтобы поверхность тротуара представляла ровную и удобную для прохода площадку».

Запрещалось сваливать нечистоты на торговых площадях, приказывалось складывать их в особые ящики с крышками, которые ежедневно увозились в указанные места. За очисткой улиц от снега и мусора был строгий надзор. Каждый домовладелец обязан был убирать мостовую перед своим домом, иначе ему грозил штраф. Например, губернатор Г. Аксаков приказал наказать домовладельца Казанской улицы есаула Горбунова за то, что тот «с открытия весны не отправляет по доходящей до него очереди ночного караула... кроме сего Горбунов, которому частным приставом посылалось объявление об очистке тротуара и который отозвался, что не хочет исполнять распоряжения полиции». Горбунова приговорили к штрафу в размере 15 руб. Это месячное жалование бухгалтера или архитектора.

За чистотой канав, вырытых вокруг казенных зданий, приказывалось следить их начальству. Для очистки канав от мусора и растущей сорной травы при губернаторском доме и Присутственных местах был нанят работник на все лето. Во многих местах канавы покрывались деревянными крышками, а губернаторские – обкладывались «пластинами».

В 1874 г. городовой пристав Сомов устроил панику из-за того, что «в канаве, прилегающей к торговой площади, валяются две дохлые собаки». «Из правил, изданных городовой думой, очистка улиц лежит на обязанности городского головы», – донес он в Уфимское губернское правление. Последнее устроило целое разбирательство по выяснению того, кто допустил «оное безобразие». Особенно возмущало пристава, что это произошло в одном из лучших мест Уфы – «возле известного парка рядом с домом В. И. Нестерова, в многолюдном квартале».

Если уж действительно в Уфе было всегда грязно, то с какой целью в 1886 г. в журнале городской думы была сделана такая «странная» запись: «Благорастворенный климат нашего города, который составляет его завидное, прекрасное преимущество пред другими городами, привлекающий из других нередко весьма отдаленных местностей слабогрудых с целью поправить свое здоровье свежим и здоровым воздухом Уфы».

 

Противопожарные мероприятия

Главной заботой городских властей, основным вопросом, от решения которого зависели часто жизнь и благосостояние горожан, были предотвращение пожаров и борьба с ними.

С самого начала своего существования Уфа жестоко страдала от пожаров, нередко город выгорал буквально дотла, как, например, в 1696, 1759, 1816, 1821 гг. В 1816 г. (по др. свед. – в 1825-м) в городе была создана пожарная часть, и уже со второй четверти XIX в. Уфа не знала общегородских пожаров. Частым пожарам способствовали преобладание в городе деревянных зданий и беспорядочная застройка в исторической «старой» Уфе и на окраинах. Строить из леса было дешевле, проще, привычнее. Кроме того, среди состоятельных уфимцев долго держалось предубеждение против кирпичного жилья. Широко распространены были застройки купеческих усадеб, когда жилой дом был деревянным, а хозяйственные постройки – кирпичными (например, усадьба купца Блохина по Голубиной улице, ныне – сад Аксакова).

Пожарная каланча на Большой Казанской (ныне ул. Октябрьской революции)
Пожарная каланча на Большой Казанской (ныне ул. Октябрьской революции)

Городские власти строго следили за выполнением мер противопожарной безопасности при строительстве. От застройщиков требовалось соблюдать указанные расстояния между постройками, возводить брандмауэры (кирпичные противопожарные стены между домами), не строить вблизи жилых домов кузниц и промышленных заведений. Добиваясь исполнения этих мер, уфимское начальство часто вступало в конфликты с богатыми домовладельцами. Так, через суд в 1885 г. город заставил купца Блохина сломать деревянный буфет, который он выстроил рядом с деревянным театром в своем саду. А еще раньше, в 1867 г., по жалобе соседей, купцов Большаковых, Блохина заставили поставить брандмауэр между их домами (ул. Октябрьской революции, 1).

Особое значение имела обеспеченность водой на случай пожара. Использовались все близлежащие источники, включая колодцы частных лиц. Кроме того, город создавал специальные емкости для хранения воды. Так, в 1866 г. городская дума купила дворовое место с колодцем около тюрьмы и казарм, «из коего можно образовать пруд». В колодце было достаточно воды для устройства резервуара и фонтана на случай пожара. Был составлен проект. К сожалению, неизвестно, был ли он реализован. Также благоустраивались подъезды к озеру на Лазаретной улице (ул. Ленина) и к пруду Блохина на Голубиной улице.

Основную роль в борьбе с пожарами в Уфе играла городская пожарная команда. Штат пожарников, сумма расходов города на борьбу с пожарами неоднократно менялись. В 1855–1856 гг. расходы на содержание команды составляли 3037 руб. серебром, в 1876 г. – 7145 руб. 79,5 коп. Для своевременного обнаружения пожаров в городе была устроена сеть пожарных вышек. Согласно схематическому плану Уфы 1883 г. они размещались на улицах Александровской (Маркса), Большой Казанской (Октябрьской революции), Большой Усольской (Сочинская). В системе архитектурных доминант города они играли второстепенную роль.

 

«Окарауливание» Уфы

Приметой времени во второй половине XIX века стали казенные полосатые деревянные будки (караулки). Они стояли у театра, на торговой площади, при фонтане городского водопровода, у колодца, у порохового погреба и др. Их освещали и отапливали.

Для «окарауливания» Уфы город содержал полицию из 36 человек, 60 военных, 4 конных казака, 13 пеших хожалых [т. е. служитель при полиции для разных поручений, полицейский. – Ред.]. Конная полиция охраняла и ежегодную ярмарку.

Городская дума содержала караульщиков на переправах через Белую (в сторожке хранилась книга жалоб), при городских свалках, полесовщиков и конных объездчиков при лесных угодьях, где заготавливали дрова, комиссаров – на сенокосных лугах, а также людей для наблюдения за проходящими в городских водах судами, плотами и городскими табунами на пастбищах. Пастухи за определенную плату утром звуком рожка собирали животных и гнали на загородные луга. Сохранились сведения, что содержатель кумысного заведения Исмагил Курамшин не хотел отдавать своих лошадей в городской табун, но без разрешения пас их на «городском выгоне», поэтому городской пристав конфисковал у него гнедую лошадь.

Тротуар на ул. Спасской возвышался над мостовой (ныне ул. Новомостовая)
Тротуар на ул. Спасской возвышался над мостовой (ныне ул. Новомостовая)

Мостовые

Немало внимания городские власти уделяли и уфимским дорогам, на которые в связи с ростом движения падала все большая нагрузка. Первое упоминание о мощении улиц Уфы относится к 40-м гг. XIX в. На плане Уфы 1852 г. указаны мостовые [по словарю В. И. Даля, мостовая – всякая постилка по дороге либо по улице: дощатая, кругляковая, торцевая, булыжная, тёсаная и пр. – Ред.] на улицах Большой Казанской (Окт. революции), Голубиной (ул. Пушкина ниже нынешней ул. Цюрупы), вокруг Соборной и Верхнеторговой площадей. В целом местные власти оценивали состояние улиц города как удовлетворительное. Так, утверждалось, что к 1863 г. «значительная часть городских улиц приведена уже в должный порядок». А в 1868 г. отмечалось, что «около 20 лет в Уфе устраивается по улицам шоссе, улицы хорошо устроены. Шоссе это, хотя по тонкости своего слоя еще не вполне предохраняет от грязи, но, имея покатость по обе стороны к канавам, дает возможность беспрепятственно стекать воде». В том же году шоссейный комитет занимался обустройством семи улиц в 15 кварталах. Полотно дороги трамбовали катком и выкладывали затем плитняком, посыпали битым щебнем в два-три дюйма на ширину сажени и еще раз утрамбовывали. Сверх щебня насыпали «грохоченой» гальки от двух до трех дюймов.

До 1890 года улицы мостили битым щебнем, который со временем превращался в пылевидную массу. В 1890 г. булыжником, добываемым на даче Балашова в окрестностях города, была выложена первая булыжная мостовая, спускавшаяся от города по Каретной улице (Аксаковской) до вокзала и пристани.

В 1898 г. местным камнем замощено 5223,45 саженей дорог (в 1910 г. – 15 км), в том числе три сажени проезда от Центральной улицы (Ленина) к Сафроновской пристани и от Сафроновского ключа к новым бойням. На заседаниях городской думы неоднократно отмечалось, что кремнистый местный известняк, которым замощена часть Центральной улицы, прочнее булыжника, но все же было принято решение о замене этого старого, но прочного щебня на булыжник Балашова.

В 1898 г. от дома Дворянского собрания (сегодня здание Института искусств) до парка на Соборной площади была сделана мостовая шириной в шесть саженей, замощена часть Верхнеторговой площади от здания статкомитета до гостиного двора и др., в этом же году началось мощение булыжником спуска в Нижегородскую слободу.

 

Тротуары

К середине XIX в. на центральных улицах Уфы, где было оживленное движение гужевого транспорта, появились первые тротуары. Несмотря на обилие леса, сведений о деревянных тротуарах в Уфе 1860-х гг. нет.

Тротуары, устроенные из песка, кирпича, плитняка, имелись в 1868 г. на семи улицах, в т. ч. на Ханыковской (Гоголя), Малой Казанской (Свердлова) и других. Тротуар делали шириной в пять аршин, засыпали на два дюйма песком. На перекрестках сооружали переходы через дороги из сосновых досок, а для пропуска воды устраивали канавы, выложенные плитняком. В 1882 г. перед зданием губернской земской больницы на углу улиц Телеграфной и Большой Ильинской (Цюрупы и Валиди) тротуар усыпали битым кирпичом с засыпкою «хрящеватым» песком и «выстилкою» перед парадной дверью «готовыми плитами», – здесь проходил почтовый тракт.

В связи с «возрастающим за последнее время оживлением города» в 1890 г. городская дума обратила внимание на состояние пешеходных тротуаров. Власти запретили устройство на них сооружений, стесняющих проход и проезд (крылец, зонтов и т. п.), рекомендовали полосу земли между домами и тротуаром не засыпать песком, а облицовывать камнем или оставлять дерн, чтобы после дождя земля не сползала на «каменный настил», просили ликвидировать у домов бермы (уступы, откосы), высоко поднимавшиеся над мостовой, как, например, у дома купца Блохина на улице Центральной (Ленина). Поощрялось устройство тротуаров силами самих домовладельцев. Так, с этой целью жительнице Ольшевской выделен бутовый камень для устройства тротуара у ее дома на Бекетовской (М. Карима) улице, тем более что из этого камня был уже вымощен тротуар по всей улице. По постановлению думы от 1893 г. домовладельцам, самостоятельно ремонтировавшим тротуары и полотно дороги перед своими домами (заравнивание выбоин и др.), городская управа сама доставляла материал для мощения.

В 1910-е гг. в Уфе появились первые асфальтированные тротуары.

Дамба на ул. Спасской (нынешняя ул. Новомостовая у сада Аксакова)
Дамба на ул. Спасской (нынешняя ул. Новомостовая у сада Аксакова)

Дамбы

Для расположенной на холмах Уфы с ее сильно пересеченным рельефом, обилием оврагов, крутыми спусками и угрозами оползней особое значение приобретали уличные дренажные сооружения. С 20-х гг. XIX в. встречаются упоминания о земляных дамбах, в том числе с пропусками для воды. Они сооружались близ храмов, на перекрестках улиц и в других местах. На улице Спасской (Новомостовой), например, было насыпано три дамбы. Некоторые дамбы имели свои названия – Аптечная, Комендантская и др. Дамбы периодически ремонтировались. Так, в 1866 г. исправлялись дамбы на Ильинской улице и две – на Кладбищенской (Коммунистической), дамба, ведущая из улицы Казанской (Окт. революции) в Голубиную слободу, в 1872 г. – дамба около торговой бани между Успенской и Казанской улицах (между современными Коммунистической и Октябрьской революции, т. е. на ул. Цюрупы). Существовали и каменные дамбы.

В 1897 г. в Солдатской слободе через овраг была построена земляная дамба с каменной трубой.

 

Канавы

Сведений о первых канавах мне обнаружить не удалось, но известно, что в 1860-е гг. их было достаточно. По обеим сторонам дорог для стока дождевой и талой вод устраивались канавы, которые иногда выкладывались плитняком, покрывались сверху досками. Канавами были обкопаны Верхнеторговая площадь, городские сады. Глубина и ширина канав специально не устанавливались. Например, для осушки двора государственного конезавода (на месте Центрального рынка) были прорыты глубокие канавы и проведена отводная канава.

Дренажные деревянные трубы использовались для отвода воды от подвальных частей зданий. Например, подобный слив был устроен у фундамента флигеля, стоявшего во дворе конезавода.

К концу века благоустройством стали выделяться элитные кварталы вокруг Троицкой, Соборной и Верхнеторговой площадей. Например, деревянные сточные канавы, расположенные вдоль улицы Фроловской (нижняя часть ул. Тукаева), были заменены на каменные. Было произведено выравнивание части этой улицы (срыт бугор), а по бокам дороги сделана насыпь, утрамбованная песком, все сточные канавы объединены в одну систему, имевшую общий спуск в овраг.

Стремительное развитие городского хозяйства вызвало необходимость поиска прогрессивных технологий дренажных сооружений. Например, по инициативе городской думы в 1889 г. были проведены опытные работы по устройству дренажных канав на Приютской (Кирова) улице, где глинистый грунт на полотне дороги постоянно вызывал скопление воды. Новый метод состоял в том, что по открытым водовыводным каналам (750 саженей) с помощью фашин и камня устраивался дренаж, устраняющий почвенные воды. Для дренажа также применяли и традиционные методы: на улице Большой Успенской для спуска воды в овраг в 1900 г. устроили открытую канаву, уложив туда деревянную трубу; мещанину П. Забоеву дума предложила осушить двор камнем и хворостом.

В 1898 г. была решена задача по устройству пересечения каменной сточной канавы и водопровода путем углубления водопроводной траншеи на пять аршин, а для предупреждения промерзания была произведена обшивка войлоком. Развитие городского хозяйства в целом дало возможность благоустраивать кварталы бедных слоёв населения. В 1897 г. был проведен капитальный ремонт с облицовкой камнем «надлежащих канав» по спуску на Елабужском почтовом тракте, ведущем от города к Нижегородке. Каменные канавы появились в Солдатской слободе, на улицах Приютской (Кирова) и Малой Ильинской (Воровского – пр. Салавата).

 

Мосты

В местах наиболее крутых спусков через ручьи и речки издавна строили небольшие деревянные мосты, в первой половине XIX в. замененные на каменные. Всего в Уфе насчитывалось около десяти таких каменных мостиков – у Покровской церкви (ул. Посадская) через Сутолоку, возле Успенского мужского монастыря (школа МВД), при Успенской церкви и др. С давних пор существовал мост через Сутолоку у места ее впадения в Белую, который в 1874 г. был заменен новым.

Значительную роль в архитектурном облике города играл железнодорожный мост через р. Белую длиной в 300 саженей (6 пролетов), построенный в 1885–1888 гг. по проекту профессора Н. Белелюбского и инженера Березина.

Булыжная мостовая и канава на Центральной улице (ныне ул. Ленина)
Булыжная мостовая и канава на Центральной улице (ныне ул. Ленина)
Плашкоутный мост на Оренбургской переправе
Плашкоутный мост на Оренбургской переправе

Переправы, пристани, набережные

Уфа находится на естественном полуострове, с трех сторон омываемом реками Уфой и Белой, поэтому переправы в жизни города играли особую роль. Их в конце позапрошлого века было три: Каменная через р. Уфу, Оренбургская (в районе современных автомобильных мостов по дороге в аэропорт через р. Белую по Оренбургскому тракту) и Вавиловская (в Нижегородке по Сибирскому тракту). В источниках начала XIX века упоминается также Стрешнева переправа на старом русле р. Белой. На Вавиловской и Оренбургской переправах летом наводились плашкоутные мосты из барок, разводившиеся для пропуска судов и плотов. Известно, что в 1860 г. на ремонт старого моста при Вавиловской переправе надворному советнику Маслову было выдано 300 руб. Поступали предложения построить постоянный мост через Белую, например в 1867 г., но ни средств, ни технических возможностей для этого не было. В 1870-е гг. оба плашкоутных моста были обновлены.

Резко возросла роль речного транспорта для Уфы с началом в 1858 г. пароходного сообщения по Белой. Древнейшая городская пристань располагалась у Оренбургской переправы. В связи с увеличением грузопассажирских перевозок пароходовладельцы арендовали у города земли и основывали новые пристани. Так на реке Уфе возникли Кузнецовская пристань, а также пристань компании Бельского пароходства. На реке Белой свои пристани основали купцы Першин и Сафронов, упоминается общество «Самолёт».

В Старой Уфе берега озера были укреплены земляным «сооружением», в Нижегородской слободе у озера Долгого сделана земляная плотина «во избежание» разлива, отремонтированы спуски за Семинарией (начало ул. Александровской – К. Маркса) по горе до Белой. В 1900 г. впервые производились работы по укреплению берега р. Белой, необходимость которых была вызвана расширением пароходных пристаней.

 

Освещение улиц

Как и всякий губернский город, Уфа, точнее ее центр, в 60-е гг. XIX в. освещался фонарями. Использовалось различное сырье. Так, в 1865 г. городская дума решила осветить улицы стеариновыми свечами, затем долгое время использовалась спиртово-скипидарная жидкость, привозимая из Нижнего Новгорода, в 1884 г. применялся уже керосин.

Всего в Уфе в 1867 г. насчитывалось 100 фонарей, в 1868 г. – 120, в 1869 г. – 200, в 1884 г. – 218. Соответственно росли и расходы городской казны на освещение. В 1866 г. они составили почти 344 руб., в 1867 г. – 1169 руб., в 1870 г. – 1714 руб.

1 февраля 1898 г. на улицах Уфы впервые зажглись электрические фонари (в Париже они появились в 1878 г.). Инженером Николаем Владимировичем Коншиным была построена электростанция мощностью 560 кВт. Фонарные столбы имели высоту шесть саженей (почти 11 м). Равномерное освещение получили только главные улицы, почтовый тракт, торговые площади, тюрьма.

С введением электрического освещения с улиц стали исчезать керосиновые фонари, которых к 1900 г. осталось только 100. Электрифицировались общественные здания. Например, в 1900 г. в городском общественном банке были установлены люстры и для освещения лестницы – стенные бра.

В 1916 г. электростанция выкуплена городом.

 

Водоснабжение

Возникнув на месте слияния нескольких рек, Уфа долгое время не испытывала особых проблем с водой. Однако по мере роста города, застройки возвышенных пространств, удаленных от реки, вопрос водоснабжения становился одним из наиболее острых. Проблему усугубляло плохое качество воды. Вода в домашних колодцах, как отмечали современники, была сильно насыщена известью, а вода из ручьев, бравших начало в оврагах из бивших там ключей, была загрязнена навозом, в изобилии сваливаемым в овраги (из него даже делали плотины).

Фонарь на пересечении Александровской и Успенской улиц (ныне ул. К. Маркса и Коммунистическая)
Фонарь на пересечении Александровской и Успенской улиц (ныне ул. К. Маркса и Коммунистическая)
«Фонтан» на Верхнеторговой площади (сейчас на этом месте сквер Ленина)
«Фонтан» на Верхнеторговой площади (сейчас на этом месте сквер Ленина)

Основная часть уфимцев в 60–80-е гг. XIX в. по-прежнему обеспечивалась водой из частных колодцев, которых в конце 70-х гг. в Уфе насчитывалось около тысячи. В их числе были колодцы при государственных учреждениях. Имелся свой колодец «со ставнями» во дворе Присутственных мест, в тюрьме, а при губернском доме колодец был оборудован механическим насосом и коромыслом. Кроме того, воду горожане брали из родников общественного пользования, находившихся в разных частях Уфы – в оврагах Солдатской слободы (ул. Мингажева, Новомостовая), Старой Уфы, из Каспаровского родникового колодца.

Определенную роль в снабжении уфимцев водой для различных нужд играли многочисленные небольшие озера карстового происхождения и пруды, разбросанные в разных частях города. Крупнейшим было Солдатское озеро (парк Якутова), можно также назвать озерки в овраге в Старой Уфе (между нынешними улицами Сочинской и Е. Сазонова) и другие. Имелись в Уфе пруды с плотинами – чиновника В. Щеголева в овраге между улицами Кладбищенской (Коммунистической) и Сибирской (Мингажева), в саду купца Блохина и другие. Прудам придавалось большое значение. В 1870 г. губернское правление предлагало увеличить пруды у 2-й пожарно-полицейской части (ныне – район здания филармонии), на Лазаретной улице (ныне – в парке Якутова), устроить новые около ручья по Кладбищенской улице, а также близ салотопен, на Каспаровском (Кашпаровском) колодце (угол нынешних улиц Достоевского и Зенцова).

Уже в середине XIX столетия наиболее плотно застроенная центральная часть города стала испытывать недостаток в воде. С начала 1850-х гг. начал функционировать первый водопровод (водовод): по деревянным трубам вода из Архиерейских ключей, находившихся недалеко от города, в районе нынешнего Аграрного университета, самотеком поступала на городской распределитель воды (бассейн или фонтан) на Верхнеторговой площади. Распределитель состоял из двух деревянных баков ёмкостью 500 ведер, воду из которых развозили по городу водовозы и брали жители близлежащих домов.

Этот бассейн стал центральным местом церковной церемонии 16 июля 1888 г. во время празднования 900-летия крещения Руси. Тогда все здания были украшены флагами, а «путь от городского собора до места освящения воды – бассейна водопровода» украсили мачтами, «декорированными зеленью и цветными материалами».

К 1890 году Уфа не имела хорошего водоснабжения. Старый деревянный водопровод постоянно замерзал зимой, текли «кругом» два водоразборных деревянных бака на базарной площади, павильон над ними еще только начинали строить. К концу века он уже не справлялся с растущими потребностями города в воде. По решению думы несколько раз проводился его ремонт, заключавшийся в исправлении резервуара для хранения воды и в замене деревянных водопроводных труб на чугунные. Мощность его по разным источникам была от 20 тысяч ведер в сутки до 31 тысячи, протяженность чугунных труб 1433,85 саженей, а всего – 1809,98 саженей. Для пожарных целей были сделаны краны на улицах Лазаретной (Ленина), Приютской (Кирова), Старо-Жандармской (Крупской). Но и отремонтированный водопровод не удовлетворял потребностей города. Большинство жителей брали воду из своих колодцев. Вода развозилась по городу водовозами. Хотя в городе насчитывалось девять источников, воду разрешалось брать только в р. Белой, в городском фонтане на Верхнеторговой площади, на Сафроновском ключе (в районе современной пристани). Городские колодцы и водохранилища содержались на средства городской думы. Устраивались и новые общественные колодцы, например в 1898 г. на Телеграфной улице, три колодца в Северной слободе (к северу от бул. Ибрагимова), в 1899 г. на улице Фроловской для полива деревьев нового парка и бульвара. Поэтому приступили к поиску новых источников водоснабжения. Была сделана неудачная попытка поднятия артезианской воды из буровой скважины глубиной 400 футов. Причина неудачи заключалась в том, что плоскогорье, занимаемое городом, «не особенно богато почвенными водами», да и в окрестностях города не было обильного источника. Поэтому самым рентабельным был признан проект поднятия воды из реки Белой. Еще в 1867 году инженер Домбровский предлагал установить паровую качалку на берегу, но тогда средств на это не нашлось.

Дума заключила с инженером С. М. Кирпичниковым договор на составление проекта нового водопровода, который был реализован к 1901 г. Стахий Матвеевич предложил осуществлять забор воды из скважин на дне реки, чтобы использовать естественную фильтрацию воды, как это уже делалось в других странах. На карте Уфы 1911 года можно увидеть, по каким улицам прошел водопровод.

(Окончание следует)

Читайте нас: