Все новости
Краеведение
17 Февраля 2023, 11:02

№2.2023. Светлана Семёнова. Общественные здания Уфы XIX – начала ХХ века

Из цикла «Как строилась и жила губернская Уфа»

Мужская гимназия. Фото 1866 г.
Мужская гимназия. Фото 1866 г.

1820–1870 гг.

К сожалению, изображений общественных зданий Уфы первой четверти XIX в. не обнаружено. Анализируя планы города, сопоставляя их с другими документальными свидетельствами, можно установить только местонахождение отдельных построек того времени.

В середине позапрошлого века в Уфе насчитывалось около десятка каменных общественных зданий – дворянского собрания, гимназии, семинарии, архиерейского дома, казарм. По словам краеведа XIX века Сомова, «остальные строения весьма обыкновенные и по большей части деревянные». Эти сооружения целиком отвечали принципам классицизма столичной архитектурной школы, который пришёл в Уфу с образцовыми проектами архитекторов из центра (А. Д. Захаров, А. И. Мельников и др.). В 1844 г. предводителем дворянства был сделан заказ московскому архитектору И. В. Немчинову на проект здания Дворянского собрания (проект не был реализован). В архивах мною выявлены варианты также не реализованных проектов для многих общественных зданий Уфы. Классические традиции прослеживаются и в архитектуре небольших каменных казенных построек первой трети XIX в., расположенных в жилых кварталах центра города: уездное училище (сохр. в перестроенном виде, юго-восточный угол улиц Цюрупы и Пушкина), Полежаевский пансион (не сохр., ул. К. Маркса, 10), тюрьма, магистрат (ул. Коммунистическая, 53), гауптвахта (сохр. в перестроенном виде, Пушкина, 85/1), удельная контора (сегодня дворовая часть больницы по ул. Тукаева). Время их постройки установить не удалось, но известно, что они были обозначены уже на планах Уфы 1852 и 1883 гг.

Первые каменные здания, построенные в начале XIX века, лет через двадцать были перестроены или разрушены. Так, гауптвахта, возведенная из некачественного кирпича, потом много лет стояла в руинах и в 1860-е гг. переделана в музей. Сломана тюрьма; перестроены казармы и торговые ряды; добавлен третий этаж над Присутственными местами, под дом губернатора приспособлен жилой дом. Надо отметить, что казенные здания часто имели вид жилых построек, так как они, как правило, перестраивались из жилых, например здания городского и уездного судов, городской думы и др. О них будет сказано ниже.

Выделить региональные особенности архитектуры Уфы этого периода сложно. Уфимские дома имели стилистическое единство благодаря выполненным по одному шаблону профилям, карнизам, элементам – сандриков, аттиков, рустовки углов зданий. Этот декор использовался в разных комбинациях как готовые компоновочные блоки. В планировке зданий наблюдается коридорный, коридорно-анфиладный и комбинированный приемы. Иногда в зависимости от конфигурации участка квартала планы зданий приобретали особую форму.

Можно сказать, что уфимский классицизм в архитектуре общественных зданий сохранял свои ведущие позиции до середины XIX в., то есть до постройки в 1854 г. здания Дворянского собрания (сегодня Институт искусств, ул. Ленина, 14). Угасание стиля проявилось в его архитектуре.

Таким образом, считанное число построек, строительство которых началось в 1820-е гг. и заканчивалось в 1870-е гг., определило лицо города. Для Уфы характерно влияние столичной архитектурной школы. За недостатком фактического материала говорить о местной школе нельзя.

В России в пореформенный период 1860-х гг. сложился определенный и единообразный состав общественных зданий: административные учреждения, учебные, лечебные и благотворительные заведения. В Уфе преобладали административные постройки (17 зданий в 1874 г.), было несколько торговых (два казенных магазина, два церковных, 13 частных) и культурного назначения построек (музей и статкомитет, городской театр, Дворянское собрание).

В 1860-е годы не только сократился объем строительства общественных зданий, но и уменьшился масштаб этих сооружений, то есть свойственная классицизму монументальность уступила место более скромным по внешнему виду постройкам, чего нельзя сказать об Уфе. Так, за период с 1860 по 1880 год было построено шесть общественных зданий: магометанского собрания (на нынешней ул. Тукаева), канцелярии губернатора (ул. Тукаева, 21), одного из корпусов городской думы (ул. Коммунистическая, 57), полицейского управления (ул. Окт. революции, 14), духовного мужского училища (корпус университета, Гоголя, 11) и музея со статистическим комитетом (Пушкина, 85/1). Многие здания достраивались и перестраивались: Присутственные места, окружный суд, тюрьма, торговые ряды. Мне удалось установить даты постройки многих из этих зданий, но не авторов их проектов (кроме канцелярии губернатора).

Массовый характер приобрела перестройка жилых зданий под учреждения, поэтому облик общественных зданий сближался с жилой архитектурой. В связи с тем, что многие административно-общественные учреждения размещались в домах, пожертвованных частными лицами, арендованных или купленных у них, в своем конструктивном решении они ничем не отличались от частных построек. Например, для городской думы был куплен одноэтажный каменный дом (ул. Коммунистическая, 53) на Верхнеторговой площади. Женское Мариинское, инородческие, землемерное и несколько приходских училищ также размещались в наемных домах. Земская управа снимала помещения у частных лиц. Для губернской больницы и уездного училища еще в первой половине XIX в. были куплены и перестроены два двухэтажных угловых дома, находившиеся в одном квартале (восточная сторона улицы Цюрупы от Пушкина до Валиди), для окружного суда в 1865 г. у чиновника Домбровского было куплено двухэтажное каменное здание, находившееся на Нижнеторговой площади (не сохр., один из корпусов завода горного оборудования).

Дом губернатора, Мусульманское собрание и мечеть, Епархиальное женское училище. Фото 1870-х гг
Дом губернатора, Мусульманское собрание и мечеть, Епархиальное женское училище. Фото 1870-х гг
Бывшее пожарно-полицейское управление. Фото 1940-х гг.
Бывшее пожарно-полицейское управление. Фото 1940-х гг.

В связи с тем, что на долгие годы затянулось возведение здания Присутственных мест на Соборной площади (участок под строительство был отведен по плану 1819 г., завершено строительство к концу 1870-х), предполагаемые к размещению в нем учреждения временно помещались в разных частных домах за арендную плату от казны. Например, губернская чертежная размещалась в доме коллежской советницы Ножиной во 2-й части Уфы, счетное отделение чертежной при строительно-дорожной комиссии – в доме купца А. Капитонова, полицейское управление – в доме купца Кузнецова и чиновницы Комаровой, суд и дворянская опека – у купца И. Мамина (позднее они переместились в удаленный от центра города дом титулярной советницы Вавиловой), палата уголовного и гражданского суда – в деревянном двухэтажном доме отставного поручика Березовского, камеры судей – в частных домах А. Листовского, Н. Эверсмана, Гирбасова, архив казенной палаты – в архиерейском доме, губернская управа – в доме дворянки Ляховой.

 

Полицейское управление

Здание полицейского управления (ул. Окт. революции, 14) было построено на счет страхового сбора на месте, отведенном по плану 1819 г., и передано городу в 1872 году. Установлено, что в Петербурге в Департаменте проектов и смет были составлены несколько вариантов проекта этого здания. Автора реализованного проекта установить не удалось. Известно, что здание строилось местными подрядчиками Дашковым и Эверсманом. Здание входило в систему основных городских доминант и выделялось из окружающей застройки своими размерами: трехэтажные фасады и трехэтажная смотровая башня в центре. Все фасады имели архитектурное оформление, что характерно для доминирующего здания, которое обозревалось со всех сторон. Имеется смотровая башня, где в нижнем ярусе помещено круглое окно для курантов, а в верхнем ярусе – открытая смотровая площадка с металлическими перилами.

 

Присутственные места

Прямоугольное в плане здание, где по центру проходит коридор, по обе стороны от которого размещены: приемная, регистратура, кабинеты чиновников. Когда в 1867 году было принято решение достроить третий этаж, вход на него был устроен по лестнице, размещенной в пристройке заднего фасада. Это дает право предположить, что сохранившийся до наших дней выступ в центре заднего фасада здания и есть та самая пристройка. Судя по отсутствию несущих стенок, на третьем этаже в правой и левой частях здания размещались залы заседаний и комнаты рекрутского присутствия, которые упоминаются в документах. Архитектура фасадов имела вполне «казенный» вид, так как находилась в стилистическом единстве с соседним зданием мужской гимназии, образуя вместе с ним северный фронт Соборной площади. Лаконичный декор здания Присутственных мест состоял из зубчатого карниза, крупно рустованных перемычек окон, рустовки первого этажа. Строительство его по невыясненным причинам затянулось на долгие годы, но два симметрично расположенных по бокам флигеля были выстроены и начали использоваться намного раньше. Левый флигель занимал губернский архив, правый – губернская типография. Их фасады были одинаково оформлены. Флигели располагались на довольно большом расстоянии от здания Присутственных мест, но все три объёма объединялись сплошной высокой каменной оградой с воротами, проходившей по периметру участка, совпадавшего с красной линией. Таким образом, ограда объединяла их в единый комплекс, занимавший почти половину квартала. Но пропорциональность была нарушена достройкой в 1867 г. третьего этажа, в результате чего флигели стали несоизмеримо маленькими по отношению к основному зданию.

Окружный суд на ул. Садовой (ныне Матросова) и Епархиальное женское училище. 1900-е гг.
Окружный суд на ул. Садовой (ныне Матросова) и Епархиальное женское училище. 1900-е гг.

 Дворянский женский пансион

Здание для пансиона (угол ул. Пушкина и Советской) построено, возможно, до 1883 года, хотя первое упоминание о нем относится к 1897 году. Завершая квартал улицы Пушкина и являясь логическим продолжением соседнего здания Дворянского собрания, оно находилось с ним в стилистическом единстве, но отличалось более скромным оформлением и меньшими размерами фасадов.

Окружный суд

В 1865 г. у чиновника Домбровского было куплено здание для окружного суда, оно находилось на западном фронте Нижнеторговой площади (на ул. Большой Казанской)1. Первоначально его планировали использовать для размещения Присутственных мест. Дом был кирпичным, двухэтажным, с парадной каменной лестницей. Но после пожара 1879 г. было куплено другое здание (у жены действительного статского советника Марселины Сидоровой), стоявшее недалеко от дома губернатора, на углу Воскресенской (Тукаева) и Садовой (Матросова). Сохранилось краткое описание помещений за 1888 год: 18 чистых и светлых комнат, парадная лестница из кирпича с деревянной обшивкой. К 1894 году здание было сильно перестроено. Двухэтажные каменные фасады нового здания суда находились в стилистическом единстве с соседним угловым домом губернатора, расположенным на одной красной линии. В начале XX века был сделан пристрой по улице Садовой (ныне Матросова).

 

1См. статью В. Буравцова «Окружный суд» в № 3 журнала за 2017 г.

 

А первое здание суда на ул. Большой Казанской приобрел заводчик И. Гутман и использовал его в качестве заводского корпуса. Это здание снесли в 2007 году.

Городская дума и банк. 1910-е гг.
Городская дума и банк. 1910-е гг.

Городская дума и банк

В 1832 г. для городской думы и банка на северном фронте Верхнеторговой площади у частного лица были куплены два смежных каменных дома (нынешний адрес ул. Коммунистическая, 53 и 55). В 1879 г. к ним были сделаны еще две каменные пристройки, представлявшие собой прямоугольные в плане сооружения с довольно простой отделкой фасадов. Выстроенное после 1897 г. угловое здание думы (ул. Коммунистическая, 57), примкнувшее к вышеописанному комплексу зданий, как бы завершило квартал по типу «улицы-коридора». Оно было построено в «кирпичном стиле» по проекту городского архитектора Петра Григорьевича Ланевского.

Новое здание думы стало угловой доминантой северного фронта Верхнеторговой площади. Поэтому ему дан угловой акцент – закругленный угол с башенкой и куполом со шпилем. Этот угол получил ещё и закругленный балкон на втором этаже с большой застекленной арочной дверью. Главный вход в здание находился со стороны площади в геометрическом центре главного фасада. Входная дверь подчеркнута чуть выступающим ризалитом и аттиком на крыше. По периметру крыши были расставлены парапетные столбики. Нарядный декор фасада состоит из глубокого руста (без штукатурки), фриза из фигурного красного кирпича, создающего рисунок «кокошников». В интерьере широко использована лепнина. Когда в аренду под магазины был сдан первый этаж, хозяева увеличили площадь его окон.

 

Епархиальное женское училище

В 1866 г. епархиальное женское училище переехало в двухэтажное каменное здание удельной конторы на ул. Фроловской (ныне Тукаева, 48), которое было построено еще до 1852 г. в стиле классицизма. Начиная с 1889 г. оно несколько раз достраивалось и перестраивалось, в 1902 г. сделана трехэтажная пристройка (эклектика).

Училище, находившееся между Соборной площадью и усадьбой Оренбургского мусульманского духовного собрания, обозревалось со всех сторон, поэтому все его фасады были равнозначны. Его декор был гораздо скромнее, чем у соседних сооружений (губернаторского дома и мусульманского собрания), но в стилистическом с ними единстве.

 

Духовное мужское училище

Здание училища (ул. Гоголевская, 11, ныне корпус университета) построено в классических традициях в 1884 г. С одной стороны от него находился жилой квартал с малоэтажной застройкой, с другой – усадьба Духовной семинарии, входящей в ансамбль Соборной площади. Духовное училище и Семинария (ныне К. Маркса, 3) находились на расстоянии квартала друг от друга, образуя единый комплекс.

 

Зимний театр

Деревянное здание зимнего театра на территории первого городского сада (Софьиного) было построено в 1861 г. в соседнем с домом губернатора квартале. Оно сгорело в 1867 г., и на его месте в 1875 г. по проекту архитектора Р. Карвовского выстроено новое двухэтажное деревянное здание театра. В 1877 г. оно было куплено городом, но в 1892-м тоже сгорело.

В последнем по времени здании театра имелись зал с партером и ложей, сценой с суфлеркой и занавесью, переменными декорациями из равендука (парусина), а также буфет, гримерки, библиотека. Здесь устраивались не только спектакли, но маскарады, народные чтения, литературные и танцевальные вечера. Именно в этом здании выступал перед уфимцами юный Ф. И. Шаляпин

 

1880–1910 гг.

Если в 1888 г. в Уфе насчитывалось 88 общественных зданий, то в 1900-м – 102. Было построено только пять новых капитальных зданий: Мариинской женской гимназии, дворянского женского пансиона, уездной земской управы, вокзала, городской думы. В начале XX в. построены Народный дом им. С. Т. Аксакова, два банка, биржа, две гимназии, два медресе, училища, больница. Но 25 казенных учреждений оставалось в наемных домах. Были построены частные торговые сооружения (их количество установить не удалось), шесть зданий для гостиниц. Это в основном были многофункциональные (торговые и жилые) или одноцелевого назначения сооружения.

В 1890–1910 гг. в Уфе насчитывалось более десяти крупных общественных зданий – губернские Присутственные места, канцелярия губернатора, удельная контора, контрольная палата, Окружный суд, Дворянское собрание, Оренбургское магометанское духовное собрание, городская дума, земская управа, полицейское управление, казарма, тюрьма. В городе работали музей и театр, 14 благотворительных учреждений (приюты, богадельни, пансионы), шесть лечебных (больницы, лазарет), 30 учебных заведений, торговые предприятия, банк, ломбард.

По мнению искусствоведа Е. Звагельской, до конца XIX в. облик общественных зданий сближался с жилой архитектурой. В конце XIX в. столкнулись классическое и новое, еще не сформировавшееся понимание образа общественного здания. В Уфе и на Урале общественные здания не обрели столичной монументальности. Их архитектура включена в общий поток массовых стилевых течений эклектизма.

Архитектуру учебных и лечебных зданий характеризуют рациональность и экономичность планировочных решений, простота объемных характеристик, сдержанность отделки.

Архитектура эклектизма проявилась в Уфе уже во второй половине XIX в. в отдельных сооружениях – Дворянского собрания, Мариинской женской гимназии, Новиковского женского пансиона, Окружного суда, земской управы, мужского духовного училища. Я отношу их (по Е. Кириченко) к «академическому» направлению эклектизма, где сильно влияние классических традиций.

«Антиакадемическое» направление представлено в Уфе «рациональным», или «кирпичным», стилем (театр Уральского общества на Б. Успенской, ныне Коммунистическая, 59, новое здание городской думы, медресе, женское епархиальное училище), «русским» стилем – стилем Ропета (летний театр), стилем неоренессанс (банки, вокзал, Народный дом им. С. Т. Аксакова, коммерческое и реальное училища и др.).

Стиль модерн в строгом понимании в архитектуре общественных зданий мной не обнаружен. К концу века в городе оставалось мало свободных мест для застройки. В таких условиях выполнить важную градостроительную установку модерна – обзор здания с разных сторон, было весьма сложно. Только для самых крупных и значимых сооружений начала XX в. были найдены в городе незастроенные участки (но в них почему-то нет модерна): угол Верхнеторговой площади под Народный дом им. С. Т. Аксакова, южный и северный фронт Сенной площади – под 2-ю женскую гимназию (ул. Коммунистическая, 19) и Вознесенскую церковь (угол ул. Чернышевского и Зенцова), угол незастроенного квартала рядом с кладбищем под коммерческое училище (ул. Ленина, 61) и др. Под строительство остальных зданий (банков, цирка и др.) места отводились случайно, и, как правило, для этого сносились прежние постройки.

В Уфе начала XX в. в строительстве стали использоваться новые материалы. Так, применение железнодорожных рельсов позволило увеличить площадь помещений, оконных и дверных проемов, балконов (Поземельный крестьянский банк и др.). В Уфе имеются здания, где из ячеистых железобетонных элементов собраны межэтажные перекрытия, образовавшие волнистую поверхность потолка. Использование ранее неизвестных в Уфе отделочных материалов фасада, таких как галечник и керамическая плитка, отмечается в убранстве здания Поземельного крестьянского банка (ул. Советская, 14, построено в 1912 г.). Там же сделаны «набивные на месте» бетонные перегородки.

Очень часто в конструкциях навесов крыльца, парапетных решеток и входных лестниц использовались железные орнаментированные детали.

Губернская земская управа. 1900-е гг.
Губернская земская управа. 1900-е гг.

Губернская земская управа

В градостроительном отношении здание (угол ул. Цюрупы и Валиди) имело удобное и выгодное расположение – на почтовом тракте рядом с Соборной площадью, поэтому его внешнему облику уделялось большое внимание, оно стало одним из представительных сооружений Уфы. Зрительно его объем увеличивали высокий цокольный этаж и антресоль. Здание являлось угловой доминантой в окружающей одноэтажной застройке, и два его скошенных угла были акцентированы аттиком с люкарной и небольшой башней с флюгером на крыше. Дом представлял собой г-образное сооружение. Появившиеся позднее пристройки по улицам придали ему еще более внушительный вид.

Оформление фасадов решено традиционно.

 

Мариинская женская гимназия

Здание Мариинской женской гимназии (ул. Пушкина, 108) было построено перед 1897 г. в жилом квартале рядом с городским центром по соседству с уездным училищем, дворянским женским пансионом и телеграфной станцией. Здесь также проходил почтовый тракт. Выбор места для строительства, возможно, был определен и тем, что рядом стоял одноэтажный дом, пожертвованный в 1860 г. госпожой В. Базилевской, в котором первоначально и размещалась гимназия. Возможно, здание построено по проекту архитектора М. Д. Скловского (чертежи фасадов не обнаружены). Таким образом, в этом районе сформировался учебный центр, что говорило о начале комплексной застройки в Уфе. В этом районе здание гимназии доминировало.

Здание Мариинской гимназии заняло одно из значительных мест в архитектуре Уфы второй половины XIX в. В его архитектуре читаются классические приемы со значительным изменением ордерной системы (признак «академического» направления эклектики по Кириченко). В. Звагельская выделяет это сооружение среди гимназических зданий Урала.

Народный дом им. С.Т. Аксакова. 1910-е гг.
Народный дом им. С.Т. Аксакова. 1910-е гг.

Народный дом им. С. Т. Аксакова.

В 1909 г. (год 50-летия со дня смерти писателя) начались работы по возведению Народного дома им. С. Т. Аксакова. Строительство затянулось на 10 лет из-за недостатка денежных средств. Автором проекта был П. П. Рудавский. Его замысел не был воплощен полностью: здание уменьшено в размерах, упрощено его наружное убранство.

Железнодорожный вокзал. 1900-е гг.
Железнодорожный вокзал. 1900-е гг.

Железнодорожный вокзал

Здание железнодорожного вокзала построено в 1888 году в стиле эклектики (ближе к неоренессансу) по проекту архитектора Эссена. Здание снесено в 1967 г.

Для архитектурного облика этого здания были характерны типичные для первых российских вокзалов праздничность и парадность. На нижнем этаже размещались зал ожидания, багажное отделение, два буфета, контора, телеграф, аптека, жандармская контора, на втором этаже – кабинет и контора начальника станции, в среднем отделении – мастерская, кухня буфета и комната для официантов.

 

Крестьянский поземельный банк

Крестьянский поземельный банк (левая часть здания по ул. Советской, 14, ныне Национальный музей Республики Башкортостан) построен в 1912 году. Декор фасада состоял из шатровой восьмигранной башни, увенчанной российским гербом, балкона, двери с расстекловкой, рустовки цоколя из гальки, лепнины (цветочный орнамент и герб Уфы с куницей). В строительстве применены железные двутавровые балки, бетон, бревна. Установлены русская печь с котлом для кипячения воды, подъемные люки в полу над бетонным ледником, лифт. Во дворе устроены дворницкая, прачечная, конюшни и туалет.

Летний театр. 1910-е гг.
Летний театр. 1910-е гг.

 Летний театр

В 1894 г. в центральной части города в глубине частного сада купца Видинеева (сегодня сад Аксакова) было построено здание летнего театра. Деревянный театр имел закругленный северный фасад со стороны галерки зрительного зала. Этот фасад был разделен на три яруса открытой, выступающей от несущей стены галереей, поддерживающейся деревянными колоннами, капители которых стилизованы под коринфский ордер. Верхний ярус представлял собой гладкую плоскость несущей стены, завершавшуюся простой парапетной решеткой.

Богатый декор здания был выполнен в стиле Ропета, захватившем все провинциальные города. Крупные резные детали украшали крышу. Они представляли собой треугольные фронтоны со свешивающимися в центре гирьками. Крышу венчала небольшая цилиндрическая башня с флюгером. Многосложность фасадам придавали многочисленные одномаршевые наружные лестницы, связывавшие ярусы. Они имели отдельные выходы на улицу. Ажурные перила галерей и лестниц делали театр особенно нарядным.

 

  1. Мужская гимназия. Фото 1870-х гг.
  2. Полицейское управление. Фото 1900-х гг.
  3. Окружный суд. Фото 1900-х гг.
  4. Городская дума и банк. 1910-х гг.
  5. Театр Уральского общества на Б. Успенской. 1960-х гг.
  6. Губернская земская управа. 1900-х гг.
  7. Мариинская женская гимназия. 1900-х гг.
  8. Народный дом им. С.Т. Аксакова. 1910-х гг.
  9. Железнодорожный вокзал. 1900-х гг.
  10. Летний театр. 1910-х гг.
Автор:Алексей Чугунов
Читайте нас: