Все новости
Краеведение
17 Октября , 13:37

№10.2022. Андрей Янкин. Уфимские страницы жизни знаменитых полярников

Андрей Андреевич Янкин родился в 1961 г. Служил в МВД и ФСИН. Работает библиографом детской библиотеки №17.

 

Уфимские страницы жизни знаменитых полярников

 

24 февраля 1932 года в Уфу приехал Александр Фадеев, известный уже в то время писатель. Приехал не один, с ним прибыла жена Валерия Анатольевна Герасимова – писательница (1903–1970), двоюродная сестра кинорежиссера Сергея Герасимова и одновременно племянница полярного исследователя В.А. Русанова. Приехали также поэт Владимир Александрович Луговской и Леопольд Леонидович Авербах, литературный критик, племянник Якова Свердлова и зять В.Д. Бонч-Бруевича.

Приезд такой делегации был связан с тем, что летом 1932 года должен был состояться съезд башкирских писателей, а у Александра Фадеева к тому же был творческий отпуск, он писал роман «Последний из Удэге». В Уфе была дописана вторая книга этого романа и начата третья.

Гостей поселили на даче ОГПУ, в народе ее называли «дача Погребинского» (Матвей Погребинский на тот момент возглавлял ОГПУ БАССР). Располагалась она в районе парка имени М. Гафури и нынешней 18-й горбольницы. До революции она принадлежала купцам Алексеевым, лет сорок назад она еще была цела.

Цитата из письма писателя А.М. Горькому:

«Я живу сейчас на даче под Уфой – много пишу (самому пока что нравится то, что пишу, а это даёт хорошее настроение), катаюсь верхом и на лыжах, пью кумыс. Кругом дремучие снега и целыми днями солнце. Пестует меня Мотя Погребинский, – Вы его знаете, – человек, которого я очень люблю. Несмотря на его внешнее «чудачество» (он любит прикидываться простаком, но это в нём бескорыстно, вроде игры), он человек незаурядный, талантливый и очень добр – в самом конкретном и не пошлом смысле, т. е. не бескостно добр. Работа его с «ворами» и беспризорными – лучшее подтверждение этого. Были недавно в башкирском театре. В громадном помещении, построенном Аксаковым [Аксаковский народный дом был построен в память о писателе – уроженце Уфы. – Авт.], ходили очень весёлые башкиры и башкирки, чувствовавшие своё несомненное право гулять и смеяться в этом здании. Пьеса – о вредительстве на одном башкирском медеплавильном заводе. Трактовка очень упрощённая и схематичная, но всё доведено до такой наивности и примитивности, что приятно и весело смотреть. Автор – в прошлом батрак, а теперь председатель Башкирского ЦИКа [Афзал Мухитдинович Тагиров. – Авт.] – смотрел своё детище наивными глазами и был, видно, рад, что всё это сам придумал, вызвал к жизни весь этот весёлый маскарад и грохот…»

Москвичи прожили в Уфе восемь месяцев, правда, Александр Фадеев в мае 1932 года уезжал в Москву. В Уфе гостям понравилось так, что в 1951 году поэт В. Луговской, вспоминая молодость и гостеприимство уфимцев, напишет стихотворение «Уфа». Но нам интересен в воспоминаниях поэта один факт, вот что он пишет: «Вторую книгу “Пустыни и вёсны” я написал в Уфе, где мы жили более полугода с дорогим другом А.А. Фадеевым. Жили мы анахоретами. Днем работали, а вечером выходили на шоссе, выбритые и торжественные, и рассуждали о мироздании и походах А. Македонского. Неподалеку вспыхивали огни электросварки. Осенней ночью по саду ходила огромная белая лошадь и со стуком падали яблоки… Как-то к нам заехал О.Ю. Шмидт и рассказал о происхождении Вселенной».

Александр Фадеев покинет Уфу в конце октября 1932 года, в мае он был в Москве. Значит, и гостить у Фадеева на даче и рассказывать о Вселенной Отто Юльевич мог только в начале июня этого же года. Удивительно, что о приезде в Уфу директора Всесоюзного арктического института нигде не сообщалось, получается, что визит был частный. Наверное, Шмидта пригласил в гости к себе Фадеев. Ведь они были не только соседями по дому и лестничной площадке, но и большими друзьями.

Еще интересный факт: никто в воспоминаниях не упоминает о готовящейся экспедиции на «Сибирякове» (25 июля 1932 г. из Архангельска должен был отправиться в экспедиционный рейс ледокольный пароход «Сибиряков». Задачей экспедиции было за одну арктическую навигацию пройти северным морским путем. Решение об организации и проведении экспедиции было принято Правительством СССР в феврале 1932 года. Начальником её назначен был О.Ю. Шмидт). Значит, разговора не было или… Так или иначе, но 90 лет назад в нашем городе был О.Ю. Шмидт. И это был не последний его визит. Во время Великой Отечественной войны по просьбе обкома партии в республику прибыла Волго-Башкирская экспедиция, которая занималась разведкой нефтяных залежей на территории республики. Экспедицией руководил О.Ю. Шмидт. В 1942 году Шмидт, передав дела своему приемнику М.И. Варенцову, уехал в Москву.

Интересно, ведь в этом году исполняется несколько юбилеев, связанных с освоением Арктики, юбилеев мирового значения. 90 лет назад впервые в практике освоения Арктики был совершен сквозной проход по Северному морскому пути за одну навигацию. Экспедиция была очень сложной, случались и критические ситуации. Ведь не зря по окончании рейса решением правительства СССР корабль «Александр Сибиряков» был награжден орденом Красного Знамени. Ордена Ленина были вручены капитану судна В.И. Воронину, профессорам О.Ю. Шмидту и В.Ю. Визе.

Во-вторых, 21 мая 1937 года, 85 лет назад, начала работу первая в мире дрейфующая высокоширотная советская станция «Север-1». Начальником дрейфующей станции «Северный полюс-1» был И.Д. Папанин. В состав экспедиции входили геофизик Е.К. Федоров, гидролог П.П. Ширшов, радист Э.Т. Кренкель. Экспедиция продлилась 274 дня.

Одним из членов экипажа, награжденным орденом Трудового Красного Знамени, был 28-летний радист судна Эрнст Кренкель (1903–1971). В его послужном списке к тому времени числились два года зимовки на радиостанции «Маточкин шар» на острове Новая Земля, год – на станции бухты Тихая земля Франца-Иосифа. В 1931 году он летит радистом – представителем от Советской страны на немецком дирижабле «Граф Цеппелин». В 1927 году впервые применил радиосвязь на коротких волнах в условиях Арктики, а 1930-м установил мировой рекорд дальности связи: находясь на Земле Франца-Иосифа, связался с радиостанцией, находящейся в Антарктиде. В 1934 году старший радист парохода «Челюскин» Кренкель сообщит в Москву о гибели судна во льдах, и до конца экспедиции по спасению экипажа парохода «Челюскин» будет держать связь с Большой землей. Покинет последним дрейфующую льдину, где размещался лагерь челюскинцев. Наградой за этот подвиг будет орден Красной Звезды, а его личным любительским радиопозывным останется позывной парохода «Челюскин» – «RAEM». Но звездным часом его жизни станет покорение Северного полюса и 274 дня дрейфа на льдине в качестве радиста.

Для нас интересен факт пребывания в нашем городе Э.Т. Кренкеля. А бывал он в нашем городе дважды. Первый раз как член экипажа парохода «Челюскин» в 1934 году. В апреле 1938 года горожане встречали его не только как покорителя Северного полюса, но и в качестве своего депутата – в Верховный Совет СССР. Никогда и никого так не встречали в Уфе ни до и ни после! Тысячи людей на улице, факельное шествие в честь героя. Эрнст Теодорович прожил в третьем подъезде дома № 56 по улице Гоголя около двух недель.

Невероятно, но в этом же подъезде позже в разное время жили Сергей Донатович Довлатов (квартире № 20), правда еще совсем младенцем, а также краевед и литературовед Мурат Галимович Рахимкулов (квартира № 18). В какой квартире жил Кренкель, установить не удалось.

Дни пребывания Эрнста Теодоровича в нашем городе были заполнены встречами с избирателями, работниками предприятий и организаций. Нашел он и время посетить детский садик № 1. Как депутат помог руководителю только что созданного ансамбля народного танца Файзи Гаскарову получить финансовую поддержку от государства для дальнейшего развития коллектива. А мальчишек, пришедших посмотреть на своего кумира, угостил тортом, изображавшим льдину с палаткой, на которой он дрейфовал.

Правда, есть предположение, что это было не последнее посещение Кренкелем нашего города. Во время Великой Отечественной войны он, возможно, еще раз приезжал в наш город, так как здесь в эвакуации находилась его семья, супруга Наталья Петровна и его трое детей. А дочь Людмила училась в уфимской школе № 3.

В 1948 году 24-летняя арктическая карьера Эрнста Теодоровича закончилась. А уже в возрасте 65 лет Кренкель возглавил 14-ю Советскую антарктическую экспедицию. Она проходила с ноября 1968 года по февраль 1969 года. Экспедиция разместилась на борту научно-исследовательского судна «Профессор Зубов», для которого этот рейс был первым. В канун этого рейса в Антарктиду Министерство связи СССР изготовило специальный экспедиционный штемпель для гашения марок и конвертов. Это, наверное, было самым дорогим подарком страстному филателисту и председателю Всесоюзного общества филателистов Эрнсту Кренкелю. Благодаря его стараниям общество возобновило свою деятельность в 1966 году, а в 1967-м стало членом Международной федерации филателии. Советские филателисты теперь могли спокойно общаться с зарубежными коллегами. Но до этого события в 1959 году была создана федерация радиоспорта СССР, председателем которого был избран Э.Т. Кренкель, приложивший немало сил для создания федерации и выхода из тени радиолюбителей-коротковолновиков.

Еще одним памятным событием была отмечена жизнь полярного радиста, когда он 5 мая 1961 года вручил первому космонавту Юрию Гагарину специальный диплом за первую радиосвязь Космос – Земля. Это была преемственность поколений от покорителей Северного полюса покорителям космоса. Скончался Э.Т. Кренкель 8 декабря 1971 года. К сожалению, в Уфе нет ни одного памятного знака, говорящего о пребывании этого замечательного человека в нашем городе.

…14 сентября 1938 года тысячи горожан пришли на уфимский аэродром, чтобы встретить своего кумира, покорителя Северного полюса и депутата Верховного Совета БАССР Михаила Васильевича Водопьянова (1899–1980). Он прилетел в Башкирию для встречи со своими избирателями. Летом 1934 года Герой Советского Союза номер шесть М.В. Водопьянов вместе с членами экипажа парохода «Челюскин» уже бывал в нашем городе. От челюскинцев с приветственным словом к жителям Уфы тогда выступил радист парохода Кренкель, а в июне 1939 года Водопьянов со сцены центрального парка нашего города читал уфимцам главы из своей книги «Мечта летчика». Об этом факте в своих воспоминаниях писал уфимский краевед Б.Л. Попов, который тогда присутствовал на этой встрече.

Писать М.В. Водопьянов начал в 1935 году. Он автор трех пьес, более десяти книг, в том числе книги «Сибирский характер» о летчике Захаре Сорокине, летавшем, как и Алексей Маресьев, без ног. «Мечта летчика» была написана в 1936 году.

В то время правительством решался вопрос о подготовке и отправке высокоширотной экспедиции на Северный полюс. Это было необходимо для получения точных сводок погоды для караванов судов, идущих по Северному морскому пути и для экипажа самолета, готовящегося к перелету в Америку. Летчик Водопьянов обратился в Главное Управление Севморпути, которое возглавлял тогда О.Ю. Шмидт, с проектом доставки экспедиции на полюс на самолетах и организации там дрейфующей станции. Ведь уже был опыт посадок на лед и дрейфа на льдине. И Шмидт попросил автора идеи составить техническую записку к проекту. Водопьянов ответил, что он не бюрократ, а напишет книгу. Действительно, его книгу читали на заседании правительства как техническую записку.

21 мая 1937 года мечта летчика М.В. Водопьянова осуществилась. Предельно нагруженный самолет под его командой поднялся с аэродрома на острове Рудольфа и взял курс на Северный полюс. На борту находилось 13 человек и несколько тонн груза. После шести часов полета штурман подал знак, что они над полюсом. Теперь все зависело от мастерства пилота, ему нужно было так посадить машину на неподготовленную площадку, чтобы она не задела торчащие льдины. У всех, находившихся в самолете при посадке замерло сердце: но вот долгожданный толчок о лед, срабатывают парашюты. Да, да тогда впервые применили тормозные парашюты. Через несколько минут машина встала. На лед первым выскочил кинооператор Марк Антонович Трояновский. Теперь, благодаря ему и его кинокамере, мы знаем, как 85 лет назад был покорен Северный полюс.

Вот как описывал прибытие на полюс сам Водопьянов: «Долго никто из нас не мог произнести первого слова. Наше напряжение рассеял начальник зимовки на полюсе И.Д. Папанин. Он деловито притоптывал ногой, проверяя крепок ли лед. Тут все рассмеялись: рядом с Папаниным стоит тяжелая машина в 20 тонн весом, а он притоптывает ногой. Это было счастье».

Так полет в неизвестность стал полетом в будущее. Потом у Михаила Васильевича будет долгая жизнь, другие полеты и подвиги.

Вторым пилотом четырехмоторного гиганта, совершившего посадку на полюсе, был летчик Михаил Сергеевич Бабушкин (1893–1938), ставший впоследствии Героем Советского Союза. Он был первым в мире пилотом, который стал сажать самолет на лед и осуществил идею ледовых разведок при помощи авиации. Он принимал участие в спасении Умберто Нобиле и экипажа дирижабля «Италия» в 1928 году. Участник экспедиции на пароходе «Челюскин» в 1934 году. После гибели корабля на самолете «Ш-2» вместе с механиком Г.С. Валавиным прилетел в поселок Ванкарем и сообщил о положении дел в лагере Шмидта. Именно Бабушкин стал прототипом летчика Севрюгова в «Золотом теленке» Ильфа и Петрова.

В нашем городе Бабушкин был дважды. Первый раз в декабре 1928 года вместе с пилотом Игнатием Валентеем в столице БАССР они рассказывали о спасательной экспедиции на ледоколах «Красин» и «Малыгин», о поиске и спасении экипажа дирижабля «Италия». Второй раз М.С. Бабушкин был в Уфе летом 1934 года как член экипажа парохода «Челюскин». 19 мая 1938 года Герой Советского Союза М.С. Бабушкин погиб в авиакатастрофе. В честь героя город Лосиноостровск переименован Бабушкин, теперь это Бабушкинский район города Москвы.

Теперь нужно сказать о нашем земляке, уроженце поселка Тирлян Белорецкого района Георгии Степановиче Валавине (1902–1947). Он был бортмехаником самолета «Ш-2», пилотом которого был М.С. Бабушкин. Самолет являлся ледовым разведчиком парохода «Челюскин». Георгий Степанович сумел отремонтировать «шаврушку», как ласково назвали самолет после его не совсем удачной выгрузки на лед с тонувшего парохода. Георгий Степанович был в Уфе с 22 по 24 июля 1934 года. К сожалению, герой погиб в 1947 году в авиакатастрофе в Арктике. Но его «шаврушка» сохранилась и находится в музее Арктики и Антарктики.

…Своими книгами, дышащими романтикой неба, М.В. Водопьянов привёл в авиацию сотни молодых ребят и девчат. А кто же его самого позвал в небо, кто послужил примером? Одним из них был Маврикий Тимофеевич Слепнёв (1896–1965), который своё служение авиации начинал еще до революции. В 1917 году окончил Гатчинскую школу военных лётчиков. Можно сказать, что он был одним из первых русских лётчиков, как и М.С. Бабушкин, тоже выпускник этой школы.

В 1918 году пилот Слепнёв делает свой выбор, идёт служить в Красную армию. Но летать ему не пришлось: волею судеб он становится начальником инженерной службы 25-й стрелковой дивизии, которой командовал В.И. Чапаев. В июне 1919 года во время боёв за Уфу Маврикий Трофимович руководил наведением и строительством переправ через реку Белую. Это был, можно сказать, первый его визит в наш город.

После Гражданской войны Маврикий Слепнёв возвращается в небо, окончив Высшую школу лётчиков. С 1925-го по 1930 год работает пилотом гражданской авиации в Средней Азии. Налетал более 400 тысяч километров, совершил полёт в Кабул. Активный участник борьбы с басмачеством.

Памятью о том беспокойном времени служил текинский ковер – подарок правительства Туркестана и Знак отличия Таджикской АССР.

Но судьба ведет Маврикия Слепнёва на Север. Теперь его лицо обжигает ветер ледяной пустыни. Семь лет жизни будут отданы Арктике, наверное, самых трудных, тяжелых, порой трагических, и в то же время прекрасных. В эти годы будут и поиски пропавшего в 1930 году на просторах Чукотки самолёта американского пилота Эйельсона и его бортмеханика Борланда, доставка тел погибших на родину и выступление на траурной церемонии в день похорон этих героев Америки. Потом увидит свет книга «В снегах», рассказывающая об этих трагических событиях.

Во время спасения челюскинцев в марте-апреле 1934 г. правительство отправило летчиков Слепнёва и Леваневского для покупки самолётов в Америку. На купленных самолётах они должны были, перелетев Берингов пролив, принять участие в спасении попавших в беду людей. Маврикий Трофимович с честью выполнил поставленную задачу. Кроме того, он отвез в США на лечение больного О.Ю. Шмидта. Маврикию Трофимовичу Слепнёву присвоили звание Героя Советского Союза, он стал героем № 5. Это, наверное, был самый звездный час в его судьбе.

Потом Маврикий Трофимович будет командовать эскадрой дирижаблей, правда, недолго. Станет начальником Академии ГВФ (гражданского воздушного флота), примет участие в Великой Отечественной войне. Скончался М.Т. Слепнев 19 декабря 1965 года в Москве.

Завершаю своё повествование рассказом об ещё одном покорителе арктического неба, чьё имя навсегда вошло в мировую историю авиации. Александр Васильевич Беляков (1897–1982) 18–20 июня 1937 года на самолёте АНТ-25 в качестве штурмана в составе экипажа В.П. Чкалова и Г.Ф. Байдукова впервые в мире совершил беспосадочный перелёт Москва – Северный полюсВанкувер (США) протяжённостью 8 504 км (во многом именно для обеспечения этого перелёта правительством страны и О.Ю. Шмидтом была организована и отправлена на Северный полюс дрейфующая станция, где радистом был Э.Т. Кренкель). За этот перелет весь экипаж был награждён орденами Красного Знамени. Героями Советского Союза они стали раньше, в 1936 году, когда совершили рекордный сверхдальний беспосадочный перелёт из Москвы на остров Удд (ныне остров Чкалова) через Северный Ледовитый океан и Петропавловск-Камчатский протяжённостью 9 374 км.

Когда собираешь материал о жизни таких людей как А.В. Беляков, не перестаёшь удивляться хитросплетениям жизни. Родился в семье учителей, окончил земское училище, затем гимназию в городе Рязани, поступил в Петроградский лесной институт. В 1915 году призван в армию и направлен на учёбу в Александровское пехотное училище. С 1916 года – на фронте, младший офицер, командир сапёрной команды. С 1919 года в Красной армии. Окончил Московские газово-технические военные курсы и был направлен на Восточный фронт в 25-ю стрелковую дивизию под командованием В.И. Чапаева. Воевал в должности адъютанта 73-го артиллерийского дивизиона. Непосредственный участник боев за Уфу в июне 1919 года. Орудия дивизиона вели огонь по батареям и бронепоездам белых, обеспечивая переправу чапаевцев через реку Белую. Вот тогда Беляков, как и летчик Слепнёв, побывал в нашем городе.

Еще до окончания Гражданской войны направлен на учёбу в Московскую аэрофотограмметрическую школу. Как видите, ни о какой мечте о небе и полетах разговора нет. Но когда началась учёба и практические занятия, тогда стало ясно, что аэронавигация станет делом всей его жизни. Не буду описывать весь жизненный путь нашего героя. После себя он оставил не только перелёты, но и трехтомный учебник для высших учебных авиационных заведений «Курс самолётовождения», написанный в 1960 году. Наверное, не одно поколение летчиков училось по нему. И еще: с 1961 года Александр Васильевич – начальник военной кафедры Московского физико-технического института, а с 1969 года до конца жизни – профессор этой кафедры.

Умер Александр Василевич Беляков 28 ноября 1982 года в Москве.

Вот что говорила о своем наставнике Герой Советского Союза Мария Раскова: «Огромное влияние на своих учеников и помощников оказывал Александр Васильевич Беляков. Он поражал нас своей аккуратностью и четкостью. Беляков обладает счастливой способностью делового человека – заранее предусмотреть абсолютно все, что ему может понадобиться в работе. Свои занятия со слушателями он подготовлял так, что время было высчитано буквально по минутам. Он никогда не пытался изобразить из себя всезнайку. Если что-нибудь ему было неясно, он без смущения говорил: "Этого я не знаю, мне самому нужно продумать. В следующий раз расскажу". И не было случая, чтобы в назначенный срок Беляков не приготовил исчерпывающего ответа. Все, чем он обогащал свой ум, хранилось в папках в нашей лаборатории, и он давал возможность всякому знакомиться со своими материалами».

А своё повествование завершу словами героя сказа П. Бажова «Чугунная бабушка»: «Работа – она штука долговекая. Человек умрет, а дело его останется. Вот ты и смекай, как жить-то».

Читайте нас в