От редакции
Была когда-то в Советском районе улица Клары Цеткин. Находилась она между улицами Бабушкина и Степана Халтурина. Улица старая, до 1924 года называлась Ольгинской. В конце 1960-х она тихо исчезла, затерявшись в недрах укрупнённого квартала. Остался от неё лишь межквартальный проезд. Кто такая Цеткин, в советское время знали почти все, ведь именно она предложила праздновать 8 Марта. Мы предлагаем читателям очерки о жизни некоторых женщин, имена которых носят уфимские улицы. Ведь это тоже часть нашей истории. Причём стилистику статей решили оставить примерно ту же, что существовала во времена СССР.
Женщина на эшафоте
3 апреля 1881 года на Семеновском плацу в Петербурге поднялась на эшафот хрупкая девушка двадцати семи лет, похожая на подростка, – Софья Перовская. Женщину с петлей на шее Россия видела впервые. Причем дворянку, графиню, дочь петербургского вице-губернатора, внучку губернатора Крыма, правнучку последнего гетмана Малороссии фельдмаршала Разумовского. Вместе с ней повесили ее любимого человека Андрея Желябова и еще трех народовольцев.
Незадолго до казни Софья Перовская написала матери: «Я жила, как подсказывали мне мои убеждения; поступать же против них я была не в состоянии...».
Революционерка-народница была среди тех, кто вел борьбу путем террора. Даже на царя было сделано несколько покушений. Последним заговором руководила Софья Перовская. И вот этот день настал. 1 марта 1881 года по постановлению Исполнительного комитета «Народной воли» была «приведена в исполнение казнь Александра II». В Петербурге на набережной Екатерининского канала по знаку, поданному Перовской, в царскую карету была брошена бомба. Царь был убит.
С достоинством и мужеством держалась Софья на процессе первомартовцев. Спокойно встретила она и свой смертный приговор.
Бывшая Средняя Усольская улица, известная еще до 1904 года, в 1925 – 1939 годах названа именем Софьи Перовской. Находится она в Кировском районе, в Старой Уфе.
Любопытный и ранее неизвестный факт из биографии революционерки.
В семнадцать лет, порвав с семьей, учительница Софья Перовская «ушла в народ», вела агитацию среди крестьян. Есть сведения, что она некоторое время жила в одном из имений Мензелинского уезда Уфимской губернии (ныне – территория Республики Татарстан).
Сквозь тернии – к звездам
Роза Люксембург (1871 – 1919) – деятель немецкого, польского, международного рабочего движения. «Эта женщина, хрупкое тело которой несет в себе такую пламенную, огромную душу, такой смелый, блестящий ум, со славой войдет в историю человеческой культуры», – сказал о ней Карл Либкнехт.
Роза Люксембург вынуждена была рано оставить отчий дом и родную Польшу, училась в Цюрихе. Изучала естественные науки и математику, затем – право и политическую экономию. В 22 года стала одним из основателей социал-демократии в Польше. В 1898 году перебралась в Берлин, чтобы принимать активное участие в борьбе немецких социал-демократов.
У Розы не было своей собственной семьи, и всю теплоту сердца, всю свою любовь она отдала Либкнехтам, с которыми была очень близка. Ее письма жене Карла Либкнехта Софии представляют большую литературную и человеческую ценность...
Наиболее важный отрезок своей жизни Роза Люксембург и Карл Либкнехт прошли рядом друг с другом. Опасаясь, что деятельность Карла Либкнехта и Розы Люксембург может привести к резкому подъему революционной борьбы и непредсказуемым политическим последствиям, буржуазная фемида снова бросила их в тюрьму. Но их голос пробивался и сквозь застенки.
Друг подле друга Роза и Карл оказались и в легендарные дни германской революции. Вечером 9 ноября 1918 года вышел в свет первый номер газеты «Роте Фане» («Красное знамя»), главным редактором которой стала Р. Люксембург. В работе над каждым номером, над каждым партийным документом самое активное участие принимал Либкнехт. 14 декабря в газете была опубликована программа «Союза Спартака», революционной организации германских левых социал-демократов.
Карл и Роза вынуждены были постоянно менять квартиры, но не покидали поля боя. За головы Либкнехта и Люксембург была объявлена награда в 100 тысяч марок. Вскоре, вследствие невыясненного до сих пор предательства, стало известно их местонахождение. 15 января 1919 года их арестовали.
Палачи вели себя в полном соответствии с неписаным уставом убийц всех времен. Проведя на скорую руку допрос в отеле «Эден», Либкнехта отвезли в район берлинского зоопарка, где инспирировали «убийство при попытке к бегству». Спустя несколько часов, бросив Розу в автомобиль якобы для перевозки в тюрьму, ударили ее сзади по голове тяжелым предметом, а затем добили выстрелом из пистолета.
«Сквозь тернии – к звездам», – это древнее мудрое изречение очень созвучно жизни и деятельности Розы Люксембург. Страстная, темпераментная и вместе с тем поэтичная, Роза умела не только бороться, она умела мечтать. Она мечтала о том, чтобы люди проходили «сквозь жизнь в шитом звездами плаще, который охраняет... от всего мелкого, тривиального и страшного». Так она написала в письме из тюрьмы. Роза была одновременно поэтом и теоретиком, художником и политическим публицистом, литературоведом и политэкономом, блестящим оратором и организатором, борцом и заботливой воспитательницей. Революционером с большой буквы. Только под этим углом зрения могут быть осмыслены жизнь и все стороны многогранной деятельности Р. Люксембург. Ее теоретические концепции совершенно невозможно понять вне ее политической практики, в отрыве от ее работы как партийного публициста, лектора партийной школы, докладчика на многочисленных партийных съездах и международных социалистических конгрессах, видного политического деятеля, основателя революционной партии пролетариата. Не случайно ведь Р. Люксембург писала: «...универсальность интересов, внутреннюю гармонию – каждый может усвоить себе или, по крайней мере, должен стремиться к этому... Я думаю, что именно политический-то борец как раз и должен стремиться возвыситься над повседневностью. В противном случае он погрязнет в пустяках. Разумеется, я при этом имею в виду борца крупного масштаба».
Получив известие о гибели Карла Либкнехта и Розы Люксембург, уфимцы собрались на митинг в Красноармейском клубе (ныне Дом офицеров). Среди ораторов, заклеймивших позором подлых убийц, был будущий чешский писатель-интернационалист Ярослав Гашек.
Улица Розы Люксембург (бывшая Хрущёва) находится в Орджоникидзевском районе, поселке Курочкино. Решение о переименовании улицы принято 13 июля 1954 года.
В уфимской ссылке
Страницы жизни Надежды Константиновны Крупской (1869 – 1939), деятеля Коммунистической партии и Советского государства, соратника и жены Ленина, связаны с Башкирией.
Приехала Надежда Константиновна в Уфу вместе с В.И. Лениным и своей матерью Елизаветой Васильевной. Было это 6 февраля 1900 года. Владимир Ильич возвращался после окончания сибирской ссылки. Он избрал местом жительства Псков, удобный для революционной работы. Предполагалось, что оставшийся год ссылки Н.К. Крупская проведет вместе с ним. Но департамент полиции не разрешил этого и направил ее в Уфу.
Около недели пробыл В.И. Ленин в Уфе зимой 1900 года. Здесь провел он совещание с местными и ссыльными социал-демократами, ознакомил их со своим планом создания марксистской партии в России при помощи общерусской нелегальной газеты, подбирал и инструктировал агентов и корреспондентов «Искры», создал ее первый опорный пункт в России.
В.И. Ленин уехал, а руководить опорным пунктом стала Надежда Константиновна. В автобиографии она писала: «1900 год. Перевелась в Уфу, где принимала участие в работе местной организации, собирала материалы для "Искры", вела сношения с заграницей и рядом российских организаций...». Коротко и скромно. Но если составить схему и обозначить на ней города, с которыми Н.К. Крупская держала связь, то сюда бы вошли Москва, Петербург, Иваново-Вознесенск, Полтава, Екатеринбург, Новгород, Воронеж, Самара, Красноярск, Нижний Новгород, Астрахань, Омск, Златоуст... Переписка не носила личного характера, а была подчинена созданию газеты, подготовке будущих искровцев в разных местах России.
15 июня 1900 года перед отъездом за границу В.И. Ленин вместе с матерью и старшей сестрой приезжал к Надежде Константиновне. Жил он в Уфе в доме № 78 по улице Тюремной (ныне Достоевского), где Надежда Константиновна снимала у хозяйки дома комнаты в мезонине. В начале августа 1900 года Н.К. Крупская вместе с матерью перебрались в квартиру в доме № 20 по улице Приютской (ныне Кирова). Они жили на первом этаже в двух маленьких комнатках с кухней.
Опорный пункт «Искры» в Уфе установил надежную связь с В.И. Лениным. Ему посылались корреспонденции, деньги на издание газеты. «Через Надежду Константиновну велась с ним переписка, – вспоминал ссыльный А.И. Петренко, – от нее мы узнавали наиболее интересные политические новости, о которых нельзя было прочесть в легальной печати...». Ответственный участок партийной работы – сбор средств для «Искры» – опять-таки возглавляла Н.К. Крупская. Она стала «учительницей» для многих рабочих, социал-демократов Уфимской губернии, таких как И.С. Якутов, А.И. Крылов. Рассказы их были основой для некоторых корреспонденций в «Искру».
В Уфу, находившуюся на пути из Сибири в Россию, заезжали возвращающиеся из ссылки социал-демократы, чтобы условиться о дальнейшей работе, договориться о шифре для писем в «Искру», получить задание. Неудивительно поэтому, что первый номер газеты попал в Уфу раньше, чем в другие города Урала.
С нетерпеньем ожидала Надежда Константиновна окончания срока ссылки, считала дни и часы. 13 марта 1901 года поезд уносил Н.К. Крупскую из Уфы. Впереди заграница, ответственная работа на посту секретаря газеты «Искра», рядом с Владимиром Ильичом Лениным. Одной из основных ее обязанностей было установление и поддержание связи с корреспондентами из России. Почти сразу же уходят письма и в Уфу...
Связь Н.К. Крупской не нарушалась и после Октябрьской революции, до самых последних дней ее жизни. «Башкирия с тех пор мне... близка», – писала она в Уфу, упоминая о своей ссылке. В письмах, беседах Надежда Константиновна интересовалась делами трудящихся Башкирской АССР, радовалась успехам, приходила в трудную минуту на помощь.
Улица Крупской (бывшая Старо-Жандармская, затем – Суворовская, Петра Гармонова) расположена в Кировском и Советском районах. История улицы берет начало еще до 1864 года. Имя Н.К. Крупской улица получила 3 февраля 1937 года.
Майор Полина Осипенко
Полина Денисовна Осипенко (1907 – 1939) – прославленная летчица, установила пять международных женских авиационных рекордов высоты и дальности полетов, побив также и все рекорды Советского Союза.
Сельская девчонка с берега Азовского моря решила стать летчицей. В летную школу вначале ее не приняли. Устроилась официанткой в столовой аэродрома, поближе к самолетам. Через год в Качинскую авиационную школу был зачислен новый курсант – Осипенко Полина Денисовна, 1907 года рождения, член ВЛКСМ, из крестьян-бедняков.
Капитан, второй пилот самолета «Родина» Полина Осипенко вместе с В.С. Гризодубовой и М.М. Расковой 24 – 25 сентября 1938 года совершила рекордный беспосадочный перелет по маршруту Москва – Комсомольск-на-Амуре.
В прессе немало писалось тогда о том, что этот международный рекорд дальности полета особенно значителен тем, что поставлен в тяжелых погодных условиях. Из 26 часов 29 минут экипажу почти сутки пришлось лететь в облаках, вслепую. К тому же отказала рация.
За мужество и высокое мастерство участницы перелета, в их числе и Полина Осипенко, были удостоены звания Героя Советского Союза первыми среди женщин страны.
«Тянет меня к скоростным машинам», – призналась однажды Полина Денисовна. И начался новый этап ее работы на учебно-боевом самолете с летчиком-испытателем, героем республиканской Испании Анатолием Серовым. Он знал о летчице еще в Испании. «Осенью тридцать седьмого года мы, группа советских летчиков-добровольцев, сражались с фашистами в небе республиканской Испании, – вспоминает Герой Советского Союза Б.А. Смирнов. – До нас с Родины доходили радостные вести, и одной из них была крылатая весточка о мировых рекордах, установленных Полиной Осипенко. Для нас эта радость была двойной, ведь Полина – летчик-истребитель, сродни нашей профессии. Помню, после жаркого боя Анатолий Серов сказал: «Молодец, Полина! Она бьет мировые рекорды, а мы бьем фашистов, значит, делаем общее дело – бьем морду международному империализму».
11 мая 1939 года А.К. Серов и П.Д. Осипенко отправились в очередной полет осваивать технику пилотирования только по приборам. Прошли отведенные им 40 минут, а самолет не возвращался. На аэродроме забеспокоились. Начались поиски... Вскоре самолет был найден. Мотор ушел глубоко в землю, крылья сломаны... Так закончился последний полет отважной летчицы.
Улица Полины Осипенко (бывшая Конюшенная, затем – Лобова, Ежова) находилась в Советском районе. Название улице было дано вскоре после гибели героини, 25 июня 1939 года. К сожалению, эта улица, тянувшаяся некогда от парка Якутова почти до Владивостокской, в 1960-х была основательно перекроена, а в 1980-е и вовсе исчезла с карты Уфы, последние дома на ней отнесли к улице 8 Марта.
Чайка
Елизавета Ивановна Чайкина (1918 – 1941) – отважная партизанка, Герой Советского Союза.
Лиза родилась и росла в деревне Руна Пеновского района Калининской области. Заведовала избой-читальней. Она была пионервожатой, секретарем Пеновского райкома комсомола, показала себя талантливым вожаком. А через два года после избрания ее секретарем началась Великая Отечественная война.
Секретарь Пеновского подпольного райкома комсомола Лиза Чайкина ушла в партизанский отряд, а вместе с ней – шестьдесят восемь юношей и девушек. Она сражалась с оружием в руках, ходила в разведку, добывала ценные сведения.
Было у комсомольского секретаря еще одно оружие – страстное и пламенное слово, зовущее к борьбе против фашистов. После одной из бесед с колхозниками предатель донес на нее эсэсовцам. Ее зверски пытали, хотели узнать, где находится партизанский отряд. Лиза Чайкина молчала. Последние ее слова жители села услышали 23 ноября 1941 года перед казнью:
– Стреляйте, палачи! Я погибаю за победу, за нашу Родину!
За отвагу и героизм, проявленные в борьбе с фашистскими оккупантами, Елизавете Ивановне Чайкиной было посмертно присвоено звание Героя.
Пьесу о подвиге Лизы Чайкиной мечтал написать Иван Меньшиков, житель Кигинского района. Но закончить ее не успел. Писатель, корреспондент «Комсомольской правды» погиб при полете во вражеский тыл, к партизанам. Книга «Чайка» принадлежит перу писателя Н. Бирюкова.
Улица Лизы Чайкиной находится в Орджоникидзевском районе, в Ново- Александровке, но сейчас там только административные здания.
Подарила людям праздник
Клара Цеткин (1857 – 1933) – видный деятель международного революционного рабочего движения.
10 августа 1932 года на трибуну германского рейхстага поднялась седовласая женщина, поддерживаемая двумя товарищами. Депутаты-коммунисты приветствовали ее поднятым сжатым кулаком и троекратным возгласом: «Рот фронт!», а затем, заглушая бранные выкрики нацистских депутатов, запели «Интернационал». 75-летняя коммунистка Клара Цеткин прибыла в Берлин, чтобы по традиции, как старейший по возрасту депутат, открыть немецкий парламент. «Никто не думал, что она будет в состоянии это сделать, – вспоминала Н.К. Крупская. – Она жила в доме отдыха под Москвой. С трудом могла приподняться в постели, силы ее ушли, она каждую минуту задыхалась. Но когда Германская коммунистическая партия написала, что был бы желателен ее приезд, она ни минуты не колебалась... Она знала, какая опасность ей грозит, опасность быть схваченной и даже убитой фашистами. Это ее не остановило». Мужественная революционерка произнесла с трибуны рейхстага одну из самых сильных обличительных речей против фашизма. Клара Цеткин указала на страшную опасность нацизма и призвала всех трудящихся сплотиться в едином антифашистском блоке.
К. Цеткин родилась в семье учителя в деревне Видерау в Саксонии (Германия). Горя желанием принести пользу своему народу, 17-летняя девушка поступила в учительскую школу в Лейпциге. Познакомившись с русскими революционерами-эмигрантами, Цеткин начала изучать марксизм. В 1881 году она вступила в германскую социал-демократическую партию, находившуюся тогда на нелегальном положении и преследовавшуюся правительством. Эмигрировав за границу, Цеткин пишет статьи, выступает с докладами, становится популярной деятельницей партии. Вернувшись на родину, многие годы была редактором немецкого социал-демократического женского журнала «Равенство». В 1907 году на I Международной социалистической женской конференции по инициативе Цеткин был создан Международный социалистический женский секретариат. В 1910 году на второй такой конференции в Копенгагене Цеткин явилась инициатором объявления 8 марта Международным женским днем.
В последние годы, будучи тяжело больной, она жила в СССР. Похоронена на Красной площади.
Из архива: март 2011г.