Все новости
Краеведение
21 Августа 2019, 17:05

№8.2019. Николай Исаев. «Каким ты был, таким и будешь…» Эпизод из жизни уфимского купца И. М. Грибушина

Николай Петрович Исаев родился в 1947 г. в Уфе. Окончил УАИ. Статьи по краеведению публиковались в журнале «Бельские просторы», в газетах «Советская Башкирия», «Истоки» и др. «…КАКИМ ТЫ БЫЛ, ТАКИМ И БУДЕШЬ» Эпизод из жизни уфимского купца И.М. Грибушина И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними… Евангелие от Луки История эта была рассказана жительницей села Старобаскакова (основано в 1753 году), которое находится в 4-5 километрах севернее села Кушнаренково (до 1936 года – село Топорнино, основано в 1790 году). В этом последнем селе и находи-лась усадьба или поместье купца И.М. Грибушина. Но обо всём по порядку. В советские, доперестроечные времена, во второй поло-вине лета, когда на полях существовавших в то время колхозов и совхозов созре-вал урожай различных сельскохозяйственных культур, существовала практика – направлять на помощь в уборке этого урожая городских жителей. Как правило, это были студенты техникумов и институтов, а также работники многочисленных заводов, фабрик и конструкторских бюро.

Николай Петрович Исаев родился в 1947 г. в Уфе. Окончил УАИ. Статьи по краеведению публиковались в журнале «Бельские просторы», в газетах «Советская Башкирия», «Истоки» и др.
«…КАКИМ ТЫ БЫЛ, ТАКИМ И БУДЕШЬ»
Эпизод из жизни уфимского купца И.М. Грибушина
И как хотите, чтобы с вами поступали люди,
так и вы поступайте с ними…
Евангелие от Луки
История эта была рассказана жительницей села Старобаскакова (основано в 1753 году), которое находится в 4-5 километрах севернее села Кушнаренково (до 1936 года – село Топорнино, основано в 1790 году). В этом последнем селе и находи-лась усадьба или поместье купца И.М. Грибушина.
Но обо всём по порядку. В советские, доперестроечные времена, во второй поло-вине лета, когда на полях существовавших в то время колхозов и совхозов созре-вал урожай различных сельскохозяйственных культур, существовала практика – направлять на помощь в уборке этого урожая городских жителей. Как правило, это были студенты техникумов и институтов, а также работники многочисленных заводов, фабрик и конструкторских бюро.
Поездки эти были как однодневные – если работать предстояло недалеко от го-рода: собирать картошку или помидоры, рубить капусту, так и более длительные – на 10–15 дней, если речь шла об удалённых районах. На работе сохранялась зара-ботная плата, оплачивался проезд. С питанием также проблем не было: в колхозах или совхозах на это время организовывались либо столовые, либо выдавались продукты – хлеб, яйца, макароны, молоко во флягах – пей сколько хочешь, а так-же закалывался барашек или даже бычок.
Так как помощь такая от города селу считалась шефством, то денег никто никому не платил: ни шефы за проживание и питание, ни колхозы за работу. Проживание также было организовано по-разному: то ли в пустующих летом школах, то ли в сельском клубе (кровать, постель – обо всём заботилась принимающая сторона), либо приезжие расселялись в домах местных жителей.
Предисловие это необходимо было для того, чтобы ближе подойти к нашей ос-новной теме. И ещё нужно добавить, что с промышленных предприятий, учебных и научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро направлялись на такие сезонные работы в колхоз, как правило, люди молодые. Такими молодыми людьми в 70-х годах прошлого, теперь уже ХХ века были и мы. Направили нас, небольшую группу – человек десять, в село Старобаскаково Кушнаренковского района и поселили в домах местных жителей. Мы с товарищем оказались в доме одиноко живущей бабушки, от которой и услышали ту историю, которую теперь, спустя много лет, и хотелось бы рассказать – то, что ещё осталось в памяти.
Звали нашу хозяйку баба Груша, а полностью – Агриппина Андреевна Некрасо-ва, родилась она в 1904 году. Небольшая ростом, щупленькая, с добрым и про-стым лицом. Единственный сын её Александр в молодые свои годы погиб на фронте (об этом есть соответствующая запись в книге «Память. Башкортостан», том № 14: «Некрасов Александр Васильевич, 1924 года рождения, уроженец де-ревни Старобаскаково Кушнаренковского района, рядовой, стрелок, пропал без вести в марте 1945 года», то есть всего за 1,5-2 месяца до дня Победы).
Когда сына её во время войны забрали в армию, то новобранцев таких не сразу бросали в бой или в атаку, а по существовавшему тогда порядку сначала направ-ляли в специально созданные учебные пункты, где будущих бойцов предваритель-но готовили – обучали искусству воевать и побеждать. Одним из таких пунктов сбора призывников и местом их обучения был посёлок Алкино под Уфой. А так как подготовка будущих бойцов длилась не один или два дня, а несколько меся-цев, то, видимо, чувствуя материнским сердцем, что с сыном она больше не уви-дится, ходила наша полуголодная Агриппина Андреевна проселочными дорогами из своего Старобаскакова пешком в это самое Алкино многие десятки километров (а значит, не за один день), чтобы взглянуть на своего сыночка.
Много чего ещё из своей жизни рассказала нам баба Груша: и как хорошо и ловко сын её ещё подростком мог скакать на лошадях, и как дважды забирали со двора в колхоз у неё корову и, наоборот, как во время войны раздавали колхозных лоша-дей по крестьянским дворам, в надежде, что там не дадут им умереть от голода, а самих лошадей подвешивали на вожжах, потому что от бескормицы они уже и стоять не могли; и как повредила себе топором ногу, заготавливая на зиму так называемые дрова, фактически ветки и веточки из ивовых зарослей, растущих по берегу протекающей мимо села речки Чермасан, после чего всю оставшуюся жизнь при ходьбе могла опираться только на носок правой ноги, и какая хорошая да красивая была когда-то в их селе деревянная церковь во имя святого Иоанна Предтечи Господня, да церковно-приходская школа при ней…
Но самым, пожалуй, интересным было воспоминание о местном помещике Инно-кентии Михайловиче Грибушине и о том участии, которое он принял в жизни её родителей. Здесь следует оговориться, что бабушка за давностью лет неправильно называла имя Грибушина: Викентий вместо Иннокентий, но это никоим образом не меняет самой сути её воспоминаний.
На рубеже ХХ века, когда нашей бабушки ещё и на свете не было, случился в доме пожар. Произошло это летом во время сенокоса, когда все взрослые были на лугах, а в избе оставался один дед Степан.
Узнал о таком несчастье местный помещик И.М. Грибушин и приехал, чтобы са-мому во всём разобраться. Рассказывает её дедушка о том, как всё это произошло и как осталась семья без крыши над головой, а сам плачет. Выслушал его Инно-кентий Михайлович, по крестьянским понятиям – барин, и говорит: «Не плачь, дед Степан. Каким ты был – таким и будешь». И дал денег. Купили на эти деньги ее отец Андрей Степанович и дед Степан брёвна для строительства нового дома, сде-лали плот и по реке Белой сплавились до села. А когда проплывали они мимо усадьбы своего благодетеля, то стоял в это время Иннокентий Михайлович на вы-соком и крутом берегу реки Белой возле своего дома и махал шляпой, радуясь вместе с ними.
В этом доме, имеющем непосредственное отношение к истории, о которой мы здесь рассказываем, нам на какое-то время и пришлось остановиться. Сам дом был небольшим – в три окна на улицу. При входе, налево, – большая русская печь, взбираясь на которую в холодные зимние месяцы бабушка и спала, спасаясь от холода, так как сам дом к этому времени был уже довольно старый, бревна изъ-едены живущими в них осами, и стены плохо держали тепло, а с дровами, как мы уже отметили, были большие сложности. Поэтому, не боясь ошибиться, можно предположить, что в щелявом и продуваемом ветрами, состарившемся вместе с хозяйкой доме в зимние морозные месяцы было не только не жарко, но и просто не тепло, и русская печь была здесь буквально спасением.
Далее, за печью, – маленькая кухонька, рядом с которой за дощатой перегород-кой – узенькая с железной кроватью спальня в одно окно. Остальное пространство – комната. В переднем углу – иконы. Обстановка более чем скромная: стол, одна или две скамейки. Ни комода, ни шкафа – ничего не было. Из мебели, кроме лавки и стола, был только небольшой сундук, где и хранились все носимые пожитки. Единственной ценной вещью в доме была старинная швейная машинка «Зингер», доставшаяся от родителей, на которой хозяйка раньше и шила, и перешивала себе из ситца простенькие кофты и юбки, – их же она и донашивала.
Сам сруб дома по углам опирался на четыре большие камня-валуна, простран-ство между которыми было завалено землей, – получалась так называемая зава-линка, – вот и весь фундамент.
Во дворе – дощатый курятник, куры из которого на зиму опускались в подвал под домом. За курятником – большой огород, который баба Груша, всю жизнь привыкшая много трудиться, засаживала, кроме лука, огурцов и помидоров, в ос-новном картошкой, хотя было очевидно, что столько картошки ей не нужно. Но главное, чтобы земля не пустовала. В конце длинного огорода – заброшенный сад с частично засохшими ветками одичавших яблонь и ранеток, а также едва разли-чимыми в траве, бурьяне и крапиве кустами крыжовника и смородины. От колхоза наша хозяйка получала небольшую пенсию. Так и жила.
Однако вновь возвратимся к нашему И.М. Грибушину. После реформы 1861 го-да, освободившей крестьян от крепостной зависимости, дворяне, в большинстве своем и так жившие не очень богато, оказались в сложном материальном положе-нии. Ведь, как писал о своем герое А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин», по-мещик сей горазд был легко мазурку танцевать и кланяться непринужденно, дру-гой персонаж в этом же романе стишки пописывал. А еще они могли музициро-вать на рояле, а также трогательно петь под гитару романсы своим барышням из таких же дворянских семей. Так было в первой половине XIX века.
Во второй половине века ситуация в стране довольно сильно изменилась. Теперь, лишившись своих крестьян-кормильцев, нужно было уже самим заботиться о до-бывании хлеба насущного, а такие занятия, как умение танцевать мазурку, либо даже псовая охота на дичь или зайцев, не могли обеспечить безбедное существо-вание.
Конечно, часть дворян и ранее состояла на службе – военной или гражданской, но тогда это не было острой необходимостью.
В создавшемся положении нужно было конкретно что-то делать: либо устраи-ваться на ту же государеву службу, либо стать хозяином какого-нибудь заводика-фабрики, либо открыть свое торговое дело, то есть становиться купцом. И если раньше отношение дворян к этой профессии «купи-продай» было как к занятию в чем-то недостойному, то теперь наступили другие времена, и нужно было, как го-ворится, петь другие песни, в том числе и те, которые раньше не нравились.
Однако далеко не все дворяне смогли вписаться в наступившие новые экономи-ческие, говоря современным языком, рыночные отношения. Ведь, к примеру, что-бы переквалифицироваться в того же купца, нужно, во-первых, иметь первона-чальный капитал, во-вторых, иметь к этому делу хоть какие-то способности, настрой, а в-третьих, желательно к поприщу сему готовиться с детства, в отличие от героини другого писателя – Наташи Ростовой, которая с детства готовилась к своему первому балу.
Поэтому многие дворянские гнезда – они же усадьбы – стали приходить в упа-док, разоряться. Часть таких усадеб оказалась заложенной и перезаложенной, про-данной и перепроданной, другая часть – потихоньку ветшала и разрушалась.
Золотой век дворянских усадеб стал клониться к своему закату. Наглядной ил-люстрацией этого процесса стала известная по Третьяковской галерее работа ху-дожника В.М. Максимова (1844–1911) под говорящим названием «Все в про-шлом». На своем полотне художник отобразил происходящие события, как гово-рится, с натуры и по горячим следам – в 1889 году, где старая барыня в чепчике и такая же состарившаяся ее горничная пьют чай на фоне обветшавшего и уже не-жилого с заколоченными досками окнами бывшего барского дома. Само чаепитие происходит на крыльце какого-то более скромного строения, скорее всего флиге-ля, где раньше жила прислуга – дворники, садовник, конюхи… Всё в прошлом.
Для большей наглядности сказанного, насколько в трудном материальном поло-жении оказались некоторые представители дворянства, приведём выписку из про-токола заседания Уфимского Епархиального съезда духовенства от 1 сентября 1909 года, журнал № 14: «Слушали прошение дворянки Евдокии Яковлевны Род-ченко об освобождении дочери ея Татьяны от уплаты за право учения, ввиду бед-ности (выделено нами) просительницы. Постановили: освободить».
Поясним, что речь шла об учёбе в Уфимском женском епархиальном училище.
Что же касается усадьбы в селе Топорнине, хозяином которой в описываемое нами время был уфимский купец И.М. Грибушин, то построил её в 1816–1824 го-дах богатый дворянин Андрей Степанович Топорнин, а его наследники уже через четыре года после освобождения крестьян, в 1865 году, были вынуждены рас-статься с отцовским наследием, продав его купцу 1-й гильдии из соседней Перм-ской губернии Михаилу Ивановичу Грибушину.
Грибушины в своей, назовём так, «вотчине» – Пермской губернии – оставили по-сле себя (в городах Пермь и Кунгур) большое количество принадлежащих им кра-сивых жилых домов и торговых зданий, – которые являются сейчас памятниками архитектуры и достопримечательностями этих городов.
А прославились они тем, что занимались весьма прибыльной в те времена ком-мерцией – торговлей чаем. Дело было организовано, что называется, на широкую ногу, с хорошо поставленной рекламой: «Торговый дом М.И. Грибушина», «Чай из Китая», «Продажа оптом и в розницу»... Сам чай упаковывался в фирменные коробочки. Так вот, видимо, с целью дальнейшего расширения рынка сбыта своей продукции и потребовалось освоение других территорий, поэтому и был сделан шаг уже в нашу Уфимскую губернию.
А решать эту экономическую бизнес-задачу Грибушин-старший доверил одному из своих сыновей – Иннокентию. Грибушин-младший доверие отца оправдал.
Для более успешного ведения торгового дела Иннокентий Михайлович имел соб-ственный дом в Уфе – в центре, на улице Центральной (в то время так называлась нынешняя улица Ленина), на месте, где в настоящее время стоит сталинская четы-рехэтажка под № 44/46 – недалеко от кинотеатра «Родина.
Заслуживает внимания и сама усадьба Грибушина в бывшем селе Топорнине. Усадьба эта, как было уже отмечено, стояла высоко над рекой и была, пожалуй, одной из наиболее богатых и благоустроенных в нашей Уфимской губернии. Большой и просторный двухэтажный кирпичный дом с мезонином и балконом, чем-то напоминающий дворец, был окружен такими же капитальными надворны-ми постройками и службами. По склону горы – большой сад, доживший и до нашего времени. Теперь на базе его находится известный в республике плодопи-томник. От дворца по всему склону горы вела к реке Белой красивая лестница.
Об особом значении и статусе этого дома говорит тот факт, что здесь какое-то время в период Великой Отечественной войны располагался руководящий состав Международного Интернационала, а именно Исполком Коминтерна в лице таких известных в то время деятелей, как Георгий Димитров (Болгария), Клемент Гот-вальд (Чехословакия), Отто Куусинен (Финляндия), Вильгельм Пик (Германия), Пальмиро Тольятти (Италия), Морис Торез (Франция), Долорес Ибаррури (Испа-ния), чей сын, Герой Советского Союза Рубен, как и старший сын И.В. Сталина Яков, погиб.
А после войны, когда лестница к реке сохранилась только отдельными участка-ми, да и сама усадьба без настоящего хозяина стала потихоньку ветшать и прихо-дить в упадок, располагалось в ней сельское профессионально-техническое учи-лище.
С той поры много воды в реке Белой мимо бывшей усадьбы Иннокентия Михай-ловича Грибушина протекло, но хотелось, чтобы эпизод из его жизни, описанный здесь, не оказался канувшим в лету, о чём мы и почли своим долгом рассказать.
В заключение несколько слов про день сегодняшний: в ноябре 1993 года случи-лась во дворце новая напасть – большой пожар, так что само здание стоит полно-стью заброшенным – без крыши и окон, с обрушившимися сводами потолков и стен. Со стороны реки, где лестница, – заросли кустов и деревьев, свалка мусора и битого кирпича… Буквально – «мерзость запустения». И теперь уже дом самого И.М. Грибушина нуждается в помощи, которую его бывший хозяин когда-то ока-зал попавшей в подобную ситуацию крестьянской семье.
А ведь после восстановления исторического здания, памятника истории и архи-тектуры, сюда могли бы переехать районная администрация либо какой-нибудь депутат... И это было бы престижно.
Пересказал воспоминания
Агриппины Андреевны Некрасовой
Николай Исаев.
Р.S.
Разумеется, всех добрых дел Иннокентия Михайловича и жены его Зои Степановны мы знать не можем – это известно лишь Отцу нашему небесно-му; здесь же отметим, что описанный случай материальной помощи до это-го, скорее всего, незнакомой крестьянской семье был далеко не единствен-ным. Так, из газеты «Уфимские епархиальные ведомости» (далее УЕВ) за 1902 год, стр. 500, узнаем о финансировании им строительства церкви в Дюртюлях во имя своего небесного покровителя – святителя Иннокентия Иркутского, также им была выписана из Иркутска храмовая икона этого святого. А на странице 481-й читаем, что потомственный почетный гражда-нин И. Грибушин правящим архиереем утвержден в должности церковного старосты в церкви села Топорнина на трехлетие – 1902–1904 годы (отметим, что должность эта предусматривала с его стороны также и финансовые рас-ходы). Занимались они благотворительностью и в Уфе, жертвуя, например, на школу глухонемых детей, что рядом с Крестовоздвиженской церковью (УЕВ № 13, за 1906 г., стр. 893).
А уже после преждевременной смерти Иннокентия Михайловича в рево-люционном 1905 году его мама Антонина Ивановна продолжила семейную традицию и в память о своём сыне построила в Топорнине для местных жи-телей кирпичную больницу, в которой лечат больных и в наше время.
Вечная им всем память.
Читайте нас: