Все новости
Краеведение
1 Августа 2019, 18:19

№7.2019. Марк Бурно. Октябрь в Уфе 1984 года. Из записных книжек доцента кафедры психотерапии Центрального института усовершенствования врачей (Москва) М. Е. Бурно

Марк Бурно Вместо предисловия Мне посчастливилось познакомиться с Марком Евгеньевичем Бурно осенью 2016 года, когда я был «прикреплен» к нему для оказания содействия в проведении выездного цикла обучения по психотерапии для сотрудников нашего Центра с его участием. Конечно, еще до очной встречи я знал, что Марк Евгеньевич – потомственный врач-психиатр, профессор, автор признанного во всем мире метода клинической психотерапии – «Терапия творческим самовыражением». Были в моей домашней библиотеке и написанные им книги об этом оригинальном методе лечения широкого спектра пограничных психических расстройств. Необходимо пояснить, что в методе терапии творческим самовыражением, наряду с классическими приёмами арт-терапии (сочинение рассказов, рисование, фотографирование), используются такие необычные способы самовыражения, как «творческое общение с природой», знакомство с культурой (поиск в различных произведениях культуры близкого, созвучного пациенту), коллекционирование предметов, «погружение в прошлое» (через рассматривание фотографий родителей, предков, изучения истории своего народа), ведение дневниковых записей с включением в них «творческого анализа», терапевтическая переписка с врачом, «творческие прогулки» по улицам или за город. Но одно дело – чтение книг автора, другое – возможность личного общения с ним. Благо, одной из моих обязанностей было сопровождать Марка Евгеньевича по пути из номера гостиницы на территории санатория «Зеленая роща» до лекционной аудитории. Во время этих неспешных пеших прогулок, а от предложенного служебного автомобиля он отказался сразу, я наблюдал внимательное отношение Марка Евгеньевича к быстро переменчивому состоянию окружающей осенней природы, его умение почувствовать и выразить восхищение красотой пейзажа, березовой рощи, отдельного дерева. Оказалось, что в достаточно далеком прошлом, осенью 1984 года, Марк Евгеньевич уже был в Уфе и в санатории Янган-Тау. Более того в его архиве сохранились негативы и распечатанные с них черно-белые фотографии с той поездки, а также краткие дневниковые записи. Вот и родился замысел подготовить и опубликовать с согласия автора эти материалы. Тем более что, помимо свидетельства прошлого Уфы, они прекрасно иллюстрируют составляющие метода терапии творческим самовыражением в авторском исполнении. Марат Адгамов

Марк Бурно
Октябрь в Уфе 1984 года
Из записных книжек доцента кафедры психотерапии Центрального института усовершенствования врачей (Москва) М.Е. Бурно
Вместо предисловия
Мне посчастливилось познакомиться с Марком Евгеньевичем Бурно осенью 2016 года, когда я был «прикреплен» к нему для оказания содействия в проведении выездного цикла обучения по психотерапии для сотрудников нашего Центра с его участием. Конечно, еще до очной встречи я знал, что Марк Евгеньевич – потомственный врач-психиатр, профессор, автор признанного во всем мире метода клинической психотерапии – «Терапия творческим самовыражением». Были в моей домашней библиотеке и написанные им книги об этом оригинальном методе лечения широкого спектра пограничных психических расстройств. Необходимо пояснить, что в методе терапии творческим самовыражением, наряду с классическими приёмами арт-терапии (сочинение рассказов, рисование, фотографирование), используются такие необычные способы самовыражения, как «творческое общение с природой», знакомство с культурой (поиск в различных произведениях культуры близкого, созвучного пациенту), коллекционирование предметов, «погружение в прошлое» (через рассматривание фотографий родителей, предков, изучения истории своего народа), ведение дневниковых записей с включением в них «творческого анализа», терапевтическая переписка с врачом, «творческие прогулки» по улицам или за город. Но одно дело – чтение книг автора, другое – возможность личного общения с ним. Благо, одной из моих обязанностей было сопровождать Марка Евгеньевича по пути из номера гостиницы на территории санатория «Зеленая роща» до лекционной аудитории. Во время этих неспешных пеших прогулок, а от предложенного служебного автомобиля он отказался сразу, я наблюдал внимательное отношение Марка Евгеньевича к быстро переменчивому состоянию окружающей осенней природы, его умение почувствовать и выразить восхищение красотой пейзажа, березовой рощи, отдельного дерева. Оказалось, что в достаточно далеком прошлом, осенью 1984 года, Марк Евгеньевич уже был в Уфе и в санатории Янган-Тау. Более того в его архиве сохранились негативы и распечатанные с них черно-белые фотографии с той поездки, а также краткие дневниковые записи. Вот и родился замысел подготовить и опубликовать с согласия автора эти материалы. Тем более что, помимо свидетельства прошлого Уфы, они прекрасно иллюстрируют составляющие метода терапии творческим самовыражением в авторском исполнении.
Марат Адгамов
2 октября 1984 г. Уфа
Фотографировал дом, в котором жил Ленин, на восстановленной части старинной Старо-Жандармской улицы. Рядом – Центральная улица (теперь – улица Ленина). И добрая лошадь с телегой на ней.
5 октября 1984 г. Уфа
Ещё два снимка на улице Ленина.
6 октября 1984 г. Уфа
Снял Республиканскую консультативную поликлинику, в которой работаем.
Вчера с Кашаповыми в Башкирском театре драмы. «Галия» Тагирова и Исрафилова. Это был праздник башкир: нарядные, в национальных одеждах зрители, говорят только по-башкирски. Простые люди и башкирская интеллигенция. Прекрасная театральная игра; простые, милые декорации. Башкирская одухотворённость (сгущённый дух народа).
7 октября 1984 г. Деревня Михайловка под Уфой
Озеро. Дубрава.
Дмитрий Мельников привёз нас сюда с Елизарычем в башкирскую деревню в гости к родственникам своих знакомых.
Снял башкирскую семью у дома.
Долгий башкирский завтрак. Домашний паштет (плотный, густо-сложный); богатые беляши (под тонким тестом крупный конгломерат мяса, лука и всякого другого); нежный творог с розово-густой сметаной; коньяк; югославский вишнёвый ликёр; чак-чак, гречишный, тёмно-коричневый мёд.
Неподалеку от Михайловки снял в деревне Алексеевка забитую деревянную ветхую церковь.
Всюду под моросящим дождём пласты жирного чернозёма. Поблекло золото берез.
Снял тут и реку Белую (Агидель).
Хозяин дома рассказывал, что главное дерево в Башкирии – липа. Липовые громадные леса, и в них – пчёлы. Только здесь ещё осталась бортевая пчела. Но в этих липовых лесах и клещи живут. Есть случаи клещевого энцефалита.
В Башкирии растёт, зреет виноград. Созревают дыни и арбузы. Но осенью обычно холоднее, чем в Москве. В Башкирии встречаются немецкие деревни – с немецким языком, немецкими домами, немецкой аккуратностью (район Языково, примерно 100 км от Уфы).
9 октября 1984 г. Уфа
Снимал, стоя спиной к гостинице «Агидель»: первый снег в Уфе, афиши Башкирского академического театра.
14 октября 1984 г. Уфа
Выставка достижений народного хозяйства. Фотографировал природу.
15 октября 1984 г. Уфа
Башкирские и татарские танцы в филармонии. Татарские – аристократичнее, изощрённее; даже удар хлыста звучит тоньше, пронзительнее. В башкирских танцах больше простодушия.
17 октября 1984 г. Уфа
В 9 утра в ожидании автобуса в Республиканскую поликлинику на лекции сделал у гостиницы «Агидель» несколько снимков. Например, «Башкирский театр оперы и балета», «Моросящее утро».
***
После заседания секции психиатров и наркологов были на уфимской кафедре психиатрии. Заведующая кафедрой – одухотворённая, интеллигентная, стройная профессор Маргарита Николаевна Красильникова. Пенистый кумыс из бутылок и многие угощения в просторном кабинете Красильниковой – вместе с сотрудниками её кафедры. По-домашнему тепло. И винегрет домашний.
Психиатрическая больница – в новых и старинных домах. В палатах помногу больных, но палаты просторные, светлые, с цветами и по-знакомому застывшими напряжённо-трогательными картинами природы, видимо, нарисованными пациентами. Зелёные уголки с растениями для успокоения пациентов. Есть и «Музей истории психиатрии в Башкирии», кропотливо, добротно собранный доцентом Магарифом Магсумовичем Гатауллиным – застенчиво-синтонным, грустным председателем секции психотерапевтов.
20 октября 1984 г. Уфа
Башкирский курорт Янгантау. Приехали сюда с психотерапевтом уфимского санатория «Зелёная Роща» Евгением Ивановичем Максимовым и завмедом одной уфимской поликлиники Константином Михайловичем Лапиным. Шофёр Сергей. Главный врач курорта (санатория) – Рашит Шагеевич Акбашев. Высота горы Янган-тау («горящая гора») – 413 м. Лечение в ваннах паром («дымом») из этой горы. Корпуса санатория в берёзовой роще. На снегу – следы лисиц и зайцев. В 3,5 км отсюда – минеральный источник Кургазак.
Снимал с горы Янган-тау леса, Юрюзань («быстрая река»). Потом, когда отъехали, – гору Янган-тау, Юрюзань, леса.
По дороге в Уфу останавливались в лесу. Евгений Иванович охотился на рябчиков, свистел им манком. Никто не подбежал к нему. Кучи лосиного помёта, природно-душистые. Пасётся в поле много лошадей. Башкиры верхом и в телегах.
22 октября 1984 г. Уфа
Снял старинную красно-кирпичную амбулаторию возле Республиканской больницы. Снимал виды из окна гостиницы «Агидель».
На экскурсии по Уфе снял дом губернатора, мечеть, памятник Салавату Юлаеву, дом с деревянным балконом, где жил С.Т. Аксаков в конце XVIII века.
Доктор Ф.Б. Кандаров рассказывал, что пар Янган-тау очень силён. Во время войны был там эвакогоспиталь, и переломы неимоверно быстро срастались, и всё легко заживало под паром. Но и много онкологии после этого лечения (если в зачатке что-то было, особенно онкологическое или гинекологическое).
28 октября 1984 г. Уфа. Поезд Уфа – Москва «Башкирия»
Вчера фотографировал старую Уфу: церковь, белые дома церковного управления, реку Белую.
Читайте нас: