Все новости
Краеведение
6 Сентября 2018, 15:42

№10.2016. Семёнова Светлана. «Кирпичный ренессанс». Прогулки по старой Уфе

Дома Т. Н. Мартемьянова и Ф. С. Хаева по ул. Гоголя, 53 и 57 Светлана Юрьевна Семёнова – кандидат архитектуры, автор книг «Архитектура мира», «Русская усадьба», «Башкирский край», «Страницы минувшего», «Как строилась и жила губернская Уфа». Достаточно пройтись по старой Уфе, чтобы сделать простой вывод о том, что раньше уфимцам нравилось украшать деревянные дома резьбой, а каменные – кирпичным орнаментом. Популярное в дореволюционной России направление стиля эклектики в народе нарекли «кирпичным», а часть искусствоведов называют «рациональным», чтобы не все подряд кирпичные дома причислять к стильным, то есть относящимся к области искусства. Согласитесь, нелепо искать художественный стиль в обычном кирпичном здании, где декор слишком примитивный, да и качество кирпича оставляет желать лучшего. Если знатоки архитектуры совершат экскурсию по нашему городу, то заявят: «Из всего разнообразия исторических направлений эклектики уфимцы предпочитали неоренессанс, а неоклассицизм на втором месте».

Светлана Юрьевна Семёнова – кандидат архитектуры, автор книг «Архитектура мира», «Русская усадьба», «Башкирский край», «Страницы минувшего», «Как строилась и жила губернская Уфа».
«Кирпичный ренессанс»
Прогулки по старой Уфе
Достаточно пройтись по старой Уфе, чтобы сделать простой вывод о том, что раньше уфимцам нравилось украшать деревянные дома резьбой, а каменные – кирпичным орнаментом.
Популярное в дореволюционной России направление стиля эклектики в народе нарекли «кирпичным», а часть искусствоведов называют «рациональным», чтобы не все подряд кирпичные дома причислять к стильным, то есть относящимся к области искусства. Согласитесь, нелепо искать художественный стиль в обычном кирпичном здании, где декор слишком примитивный, да и качество кирпича оставляет желать лучшего.
Если знатоки архитектуры совершат экскурсию по нашему городу, то заявят: «Из всего разнообразия исторических направлений эклектики уфимцы предпочитали неоренессанс, а неоклассицизм на втором месте».
Дело вкуса. Чем неоренессанс отличается от неоклассицизма? Можно ответить кратко, что они являются игровым отражением античного ордера (колонна, арка, портик и др.), но неоклассицизм отличается более строгим убранством и гладкими стенами. В Уфе такие строения в основном покрыты светлой штукатуркой, к примеру, дом Козлова по ул. Пушкина, 70 – одноэтажное строение с подвалом, антресольным этажом и чердаком; двухэтажное в 12 осей окон «Кузнецовское училище» (сегодня корпус педуниверситета) по ул. Октябрьской Революции, 55; одноэтажный в открытом кирпиче четырехоконный дом И. Бондовского по ул. Аксакова, 85 и другие.
Каковы же все-таки были нюансы «кирпичного ренессанса» в губернской Уфе?
Я попытаюсь ответить с помощью семи жилых домов. Они не самые крупные в городе, но, на мой взгляд, именно частная застройка дает более полную информацию для характеристики местных особенностей, чем строгие казенные сооружения, которые стали в последней трети XIX века пионерами уфимского «кирпичного ренессанса» – пожарно-полицейские части, каланчи, вокзал, больницы, училища и другие. Обыватели тоже не отставали от моды, хотя часто качество и разнообразие профилей фигурного кирпича у них было ниже. Узоры из открытого (без штукатурки) кирпича создавались с помощью метода под названием «раскреповка» – это разных величин выступы, впадины, утолщения. Повторю, нельзя к «кирпичному» стилю причислять строения, где декор слишком скромный, в раскреповке практически отсутствует «фигурный» (с выточенными фигурами) кирпич.
Можно ли стиль четырехоконного особняка дворянина А.М. Щепина по ул. Гоголя, 45 окрестить «кирпичным»? Ведь он сложен из кирпича достаточно грубого, зато как красиво сделан наличник лучковых окон! Верх его напоминает «кокошник» с длинными «серьгами-подвесками», а его венец (замковый камень) – полусложенный веер. Этот «кокошник-сандрик» (козырёк от дождя) выступает над плоскостью стены и в середине окна по двум ступенькам переходит на более узкую и менее выступающую лопатку (вертикальный выступ), которая, не доходя до подоконника, сужается в скошенный клинок. Дверной проем имел такой же убор (видны следы). Интересную отделку имеют и высокие аттики (декоративная стенка на крыше). Один аттик венчает крышу над межоконным пространством, второй – над входом; они сделаны в виде арки, опирающейся на колонки. Арка у первого завершается маленькой арочной шляпкой, а у аттика над входом шляпка выше и несколько другой формы, которую сложно описать.
Уличный с цокольным этажом фасад Щепина имеет четыре больших окна, в правой его части есть выделенный лопатками (вертикальные узкие выступы) ложный ризалит (выступ) с парадной дверью (сегодня замурована). Подоконный фриз (пояс) состоит из кирпичной двухступенчатой тяги, а также из лопаток в форме перевернутой буквы «Е», которые размещены под каждым окном. В декоре угловых (на углу дома) лопаток (вертикальные выступы) наблюдается имитация под пилястру с простой капителькой и муфтированной (рустованной) базой.
Итак, в фасадном убранстве использованы с некоторой долей деформации элементы стиля «ренессанс», например, подкровельный фриз из кронштейнов в виде ступенчатых утрированных «арочек-машикулей», – похожие видим на подкровельном фризе резиденции В.А. Петунина по улице Октябрьской Революции, 13.
Главный двухэтажный фасад дома купца В.А. Петунина до реконструкции был симметричным и в семь осей окон (сегодня – 9). От прежнего убранства остался в центре ложный ризалит (выступ). Последний охватывает три оси окон, выделен с помощью вертикальных муфтированных (рустованных) лопаток (вертикальных выступов от карниза до цоколя). Когда-то в его центре был балкон и парадный вход с более широкими проёмами – с четырехчастной расстекловкой. Дополняют наряд угловые муфтированные (с рустом) лопатки; межэтажный фриз из ряда прямоугольных ширинок, расположенных под каждым окном; узкая надоконная тяга нижнего этажа. В оформлении названных лопаток наблюдается слабая имитация под пилястру с капителькой и базой.
На втором этаже верхняя часть наличника – это чуть выступающая часть фризовой профилированной тяги, в результате получился ложный сандрик (козырёк от дождя), под ним гладкое очелье, напоминающее клинчатую с замком перемычку. Окна первого этажа почти идентичны, но зрительно кажутся ниже, так как надоконная тяга гораздо уже.
Дом Петунина стоит на линии гостевого маршрута, который буквально через три квартала приводит к важным достопримечательностям города – Монументу Дружбы, где стояла крепость, и создающийся музей древней Уфы на площадке археологических раскопок.
Недалеко от дома Петунина можно увидеть тот же фриз из «арочек-машикулей», но более вытянутых, семиступенчатых. Они украшают четырёхоконный одноэтажный дом Е.К. Ушковой по улице Октябрьской Революции, 25. Уличный фасад имеет боковое крыльцо под металлическим узорчатым козырьком. Профилированный прямоугольный фронтон сандрика (козырька) окон держится на трёх разновеликих кронштейнах – «сухариках» с тремя ступеньками. Сандрик шире оконного проема и от его боковых кронштейнов тянется узкая лопатка до подоконника. Угловые (на торцах фасада) лопатки имитированы под пилястру с капителькой и базой с квадратной ширинкой (впадинкой).
Знакомые «арочки-машикули» красуются на подкровельном фризе многокомнатного дома Мартемьянова Т.Н. по ул. Гоголя, 53. Симметричный уличный фасад украшают семь осей одинаковых окон и в центре неширокий ложный ризалит (выступ) с парадной дверью. Имеется межэтажный фриз из ряда, расположенных под каждым окном, прямоугольных ширинок с «таблеткой» в каждой; цокольный фриз из ряда прямоугольных ширинок под каждым окном. У лучковых окон выступает из плоскости стены клинчатая перемычка с замковым камнем в виде «полусложенного веера». Верхняя часть наличника, не доходя до середины окна, изменяется в более узкую лопатку, которая, дойдя до подоконника, превращается в базу с каблучком. Дверной проем балконной двери второго этажа имеет одинаковое с окнами оформление. Двухстворчатые филенчатые входные двери с люнетом украшены деревянными наличниками с узкими полубалясинами и поясками.
Лопатки ризалита на верхнем этаже муфтированы (рустованы), наблюдается слабая имитация под пилястру с простой капителькой и базой. Лопатки ризалита на нижнем этаже имеют другой рисунок – «квадрат в квадрате». Невысокий аттик на крыше представляет собой люкарну (вентиляционное окно) с лучковым оконным проёмом. Арочный фронтончик аттика опирается на прямые крылья, фланкированные парапетными столбиками, верх обрамлён карнизом с «сухариками».
Первоначальная внутренняя планировка здания почти не изменилась, судя по сохранившимся лепным потолочным и подкарнизным филёнкам и плафонным розеткам. Представляют интерес мраморные лестницы, решётки перил с металлическим узором в стиле «модерн», тамбур с филёнчатыми дверями, высокие двухстворчатые двери комнат с люнетами, филенчатые створки, украшенные шестью финагериями на каждой.
К дому Мартемьянова в стилистическом единстве пристроен двухэтажный дом Ф.С. Хаева по ул. Гоголя, 55. В последнем присутствует аналогичный набор элементов, но решены они несколько иначе. Над парадным входом повешен металлический лучковый козырёк на кронштейнах, украшенный очень оригинальным рисунком с плавными линиями стиля «модерн». Хорошо сохранился тамбур с застекленными дверями и люнетом, нижние части створок украшены «бриллиантовым» рустом, филенчатые створки с шестью финагериями на каждой.
Итак, на многих образцах уфимского «кирпичного ренессанса» присутствуют «арочки-машикули», но при их отсутствии здания выглядят не менее нарядно. Примером виртуозной кирпичной кладки является особняк с арочными воротами невестки муфтия М.Т. Султановой по ул. Тукаева, 33. Его пять окон смотрят на мечеть и на Софьину аллею.
На главном фасаде ризалит (выступ) выглядит ложным, а на боковом он является настоящим выступом, спроектирован специально только для лестничной клетки с тамбуром. Его несущие стены держат винтовую лестницу. На главном фасаде на плоскости ризалита размещен парадный вход с крыльцом и двойным окном над ним. Над дверью повешен металлический треугольный козырёк на кронштейнах с узором в виде переплетающихся завитков, он повторяется на фронтоне козырька, куда вписан вензель с инициалами владелицы: «М С» (Марьям Султанова). Судя по старым фотоснимкам, филенчатые двери были когда-то сделаны с двумя створками, каждая с тремя финагериями.
На лучковых окнах имитируются наличники: полоска с профилем «каблучок» обрамляет верхнюю часть фронтона с «ушками», его очелье – клинчатая перемычка с замковым камнем. Межоконное пространство и все лопатки рустованы горизонтально, руст подчёркнут желобками.
Геометрический орнамент межэтажного фриза описать трудно, но необходимо: под каждым окном есть с закруглёнными боками и с «ушками» удлиненные горизонтальные прямоугольнички, подчеркнутые снизу желобками-филёнками, эта фигура чередуется с вертикальной гладкой межоконной полосой, вдобавок, по её центру проходит в горизонтальном направлении филенчатый желобок руста. Названная полоса фланкирована по бокам узкой полоской с профилем «плинт», которая венчается полоской с профилем «каблучок».
Лопатки напоминают муфтированные пилястры с базами и капителями, сложенными из профилей: «валик», «каблучок». Верх аттика (стенка на крыше) обрамлён ступенчатым карнизом (профили «плинт», «валик»).
С улицы к правой части фасада примыкает кирпичная надвратная арка, карнизики её пилонов и створки ворот утрачены. Лучковая арка ворот обрамлена трехступенчатым карнизом, ступени которого с профилем «валик», ниже с профилем «скоция» и следующая из узких «сухариков», ширина которых соответствует вертикальному русту фриза арки, руст подчеркнут желобками, в центре фриза арки – замковый камень. Пилоны, на которые опирается арка, завершаются парапетными столбиками (полуразрушены) с квадратными ширинками (впадины), в центре последних фигура – «закруглённый снизу квадрат». Ствол пилона имеет более вытянутые вертикальные ширинки (впадины) с «ушками», в центре последних полуколонна с закруглённым верхом. Цокольная часть пилона имеет крестообразную ширинку (впадинку) с «таблеткой» в центре.
Надо отметить, кирпичный орнамент как ковёр покрывает плоскость стены, не оставляя необходимого во времена классицизма и ренессанса пространства между фризами (пояс) и верхом наличника окон. В эпоху «поздней» эклектики – неоренессанса – допускается фриз и окно прилепить друг к другу. Этот художественный приём повторяется на особняке господина И.И. Шембеля по ул. Гафури, 70. По качеству архитектуры он не уступает своему ровеснику дому Султановой, хотя находится далеко не в центре Уфы.
Симметричный двухэтажный фасад Шембеля имеет восемь осей окон. Центральная часть здания с вестибюлем и лестничной клеткой на переднем и заднем фасадах выделена настоящими прямоугольными выступами – ризалитом с парадной дверью и окном над ней. Ризалит похож на классический портик (фронтон, который опирается на колонны). Здесь роль фронтона портика играет установленный на крыше прямоугольный аттик, на переднем плане которого выступает треугольный фронтон с антаблементом, в центре рисунок – «занавес с кистями». Лопатки ризалита напоминают пилястры. Парадный вход оформляют арочный козырёк на металлических кронштейнах с узором и двухстворчатые филенчатые двери с арочным люнетом, каждая створка с двумя финагериями разной высоты.
Фризом из «арочек-машикулей» наделена и обычная водонапорная башня городского водопровода по улице Алтайской, на высокой горе, на высоте 100 метров от реки. Сооружение возведено в 1901 году; сегодня не используется; утраты за ХХ век очевидны: отсутствует низкая шатровая крыша с толстым шпилем, дверные и оконные переплёты.
Сегодня башня представляет собой трёхэтажное строение под купольной кровлей и восьмигранное в плане. Все фасады симметричные и почти одинаковые, только два наделены одной осью окон. Фасады снабжены следующими элементами: угловыми гладкими лопатками (вертикальные выступы); небольшого выноса многоступенчатым карнизом кровли; подкровельным фризом из «арочек-машикулей», подчеркнутым снизу тягой; верхним межэтажным фризом из трёхступенчатой тяги; нижним межэтажным фризом из железного карниза, тяги, пояса из крупных «сухариков» и двухступенчатой тяги; чуть выступающим гладким цоколем.
В оформлении северного и южного фасадов участвуют на 2-м и 3-м этажах арочные окна без наличников, но с широкой арочной перемычкой с замковым камнем, а на нижнем этаже есть аналогичный дверной проём. Стена нижнего этажа имеет крупный горизонтальный руст, в том числе и лопатки. Лопатки напоминают пилястры. Один из фасадов на уровне середины верхнего окна не имеет угловых пилястр, и эта горизонтальная линия выделена трёхступенчатой полосой.
Башня вместе с другими домами и сегодня продолжает формировать архитектурный облик речной панорамы города, то есть остается высотной доминантой города. Поэтому бывшая водонапорка гидами давно включена в гостевой маршрут и является объектом показа во время экскурсий с видовой точки, находящейся на площадке перед памятником Салавату Юлаеву.
Современные исследователи стиля эклектики нашей страны давно отметили, что у зодчих был определенный набор декоративных деталей, которые они варьировали, переставляли, переворачивали, меняли масштаб и т. п., чтобы придумать более нарядный фасадный рисунок. Судя по вышеизложенному, в нашем городе тоже создавался «уфимский набор» из предпочитаемых местными жителями украшений: лучковое окно с клинчатой перемычкой, с замковым камнем в виде «веера», «наличник-кокошник» с «серьгами-подвесками», из разных видов «сухариков» и «арочек-машикулей», сандрики и подкровельные карнизы, рустованные лопатки-пилястры (полуколонны), парапетные столбики на крыше, разные виды рустовки. В Уфе из орнаментов чаще встречается геометрический, а растительный в основном в металлических решетках и кронштейнах. Иногда в рисунке на фасаде применялись утрированная буква «П», перевернутая буква «Е», каменные гирлянды, розетки, таблетки, «занавесь с кистями», еще реже фризы из кокошничков, полубалясин, полуколонок, а волютообразные формы, вазоны или с какой-то символикой я не встречала. Может быть, пропустила?
Все вышеперечисленные здания «кирпичного ренессанса», свидетельствует, что уфимцы выбирали симметричный фасад, ложный и реальный ризалит (выступ) с лестничной клеткой и без нее, козырёк над парадным входом, на крышах аттики (стенки) с вентиляционным окном (люкарна) или без окна, и простую планировку помещений. Если уфимские заказчики строительства могли купить в достаточном количестве качественный фигурный кирпич, то удавалось создать образцовые дома «кирпичного ренессанса», которые современные историки архитектуры не боятся причислить к «кирпичному» стилю.
Сколько же их в старой Уфе? А вы сможете посчитать?
Расшифровка терминов
Капитель (от позднелат. сapitellum – головка) – пластически выделенная венчающая часть вертикальной опоры (столба или колонны), передающая ей нагрузку от архитрава и других расположенных выше частей здания (или образно выражающая эту функцию, например, в пилястре).
Люне́т, люнетта (фр. la lunette – диминутив от «луна») – в изобразительном искусстве и архитектуре поле стены, ограниченное аркой и её опорами в форме полукруга или сегмента круга и горизонталью снизу, располагающееся над дверями или окнами. В сквозных люнетах помещаются окна. Глухие люнетты часто украшались живописным или скульптурным декором. Люнеттами также называют дугообразные части створчатого алтаря и полукруглые картины на античных стелах.
Машикуль (франц. machicoulis) – навесные бойницы, расположенные в верхних частях стен и башен средневековых укреплений. Утратив с развитием огнестрельного оружия оборонительное значение, машикули использовались как элемент архитектурного декора.
Очелье – верхняя декоративная часть древнерусского или деревянного наличника
Пилястра (итал. pilastro, от лат. pila – столб) – плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба.
Тяга (также поясок) – архитектурный элемент в виде горизонтального пояса или выступа. Тяги используются для расчленения поля стены (например, для разделения этажей) и для обрамления панелей. При штукатурных работах тягами называют любые профилированные полосы из штукатурного раствора, сделанные с помощью протягивания шаблонов по прямой или криволинейной траектории.
Ширинка – разновидность кессона, распространённый в русской архитектуре XVI – XVII веков элемент декора в виде квадратного углубления в стене, внутри которого иногда помещался изразец или резное украшение.
Читайте нас: