Все новости
Краеведение
6 Сентября 2018, 15:38

№09.2016. Семёнова Светлана. «Деревянный» классицизм. Из цикла «Прогулки по Уфе»

Дом Бухартовских на перекрестке улиц бывшей Большой Успенской (Коммунистической) и бывшей Каретной (Аксакова) Светлана Юрьевна Семёнова – кандидат архитектуры, автор книг «Архитектура мира», «Русская усадьба», «Башкирский край», «Страницы минувшего», «Как строилась и жила губернская Уфа». Не каждый город может похвастаться наличием «деревянного» классицизма. Есть ли он в старой Уфе? Для ответа я провела небольшое исследование, признаюсь, труднее всего мне было изложить его результаты, чтобы доходчиво описать наряды домов, заменяя профессиональные термины простыми словами, подбирая сравнения. Казалось, что вышиваю бисером. Судите сами.

Светлана Юрьевна Семёнова – кандидат архитектуры, автор книг «Архитектура мира», «Русская усадьба», «Башкирский край», «Страницы минувшего», «Как строилась и жила губернская Уфа».
«Деревянный» классицизм
Из цикла «Прогулки по Уфе»
Не каждый город может похвастаться наличием «деревянного» классицизма. Есть ли он в старой Уфе? Для ответа я провела небольшое исследование, признаюсь, труднее всего мне было изложить его результаты, чтобы доходчиво описать наряды домов, заменяя профессиональные термины простыми словами, подбирая сравнения. Казалось, что вышиваю бисером. Судите сами.
По утверждению специалистов, становление архитектурного стиля «классицизм» в России началось в XVIII веке в столице, распространяясь по губерниям с помощью образцовых проектов, которые создавали придворные архитекторы. Со временем, благодаря широкому применению «дерева в штукатурке», родилась вторая, более долговечная, ветвь развития стиля, которая получила название «“деревянныйˮ классицизм», к которому, понятно, относят дома из дерева. На первых порах они повторяли формы и декор каменных зданий, но постепенно не без участия местных губернских проектировщиков классические детали соединялись с народным зодчеством. С начала XIX века, когда сам классицизм уже угасал, «деревянный» классицизм продолжал вызревать в русле стиля «эклектика».
Такую долгую жизнь «деревянного» классицизма объясняют простотой исполнения из дерева элементов ордерной архитектуры и русской избы, ворот: кокошников, подзоров, крылец, мезонинов, пилястр, колонн, фронтов и др. Во времена эклектики они не только копировались, варьировались, усложнялись, упрощались, но и утрировались, трансформировались до неузнаваемости, вызывая порой улыбку и удивление у знатоков.
Как выглядели фасады первых образцов уфимского «деревянного» классицизма? Точнее, те здания, которые не являлись подражанием аналогам из каменной архитектуры, а были точной их копией, с соблюдением основных пропорций и форм. Надеюсь, подобными были исчезнувшие ещё в XIX веке дома губернатора и других государственных учреждений. В 1864 году краевед, преподаватель Уездного училища Михаил Сомов написал: «Деревянный, довольно длинный, с мезонином на одной стороне и с двумя наружными крыльцами, из которых одно уже разрушилось. В этом доме живали некогда губернаторы». Сегодня здесь незастроенный участок северо-восточного угла улиц Цюрупы и Пушкина.
Хочется думать, что учитель Сомов крыльцом назвал колонный портик, увенчанный треугольным фронтоном – одна из отличительных черт особняков «деревянного» классицизма. Повод предполагать есть, ведь, когда он описывал церкви с портиками, то о последних не сказал ни слова. Сомов отмечает одно из представительных сооружений на нынешней улице Тукаева: «На месте же Магометанского собрания существовал прежде деревянный дом Губернского Правления, который был первою жертвою пожара в 1821 году».
В архивах я нашла упоминания деревянных резиденций обывателей Жульбина, Жилина, Буданова и майора Иванова, которые в начале XIX века могли быть классическими. Перечисленные строения находятся в границах генплана Уфы, утвержденного в 1819 году. Западная его часть с прямоугольной сеткой (ул. Революционная, Гафури, Валиди, Цюрупы), по мнению Сомова, отличалась «обилием каменных и лучших деревянных домов». Надеюсь, некоторые, пусть и в переделанном виде, дожили до наших дней, как, например, дома Лопатиных и Судаковых по улице Аксакова, 82 и 84/2, которые когда-то украшали исчезнувшую Сенную площадь (ул. Революционная, Аксакова, Красина, Зенцова).
Почему я решила, что строения Судаковых и Лопатиных существовали и при М. Сомове в 1860-х годах? Дело в том, что по моему анализу архивных источников, возведение этих творений проходило в несколько этапов. Первый этап начался не ранее 1820-х годов ХIХ века с постройки деревянного трехоконного одноэтажного дома по адресу Аксакова №82 и такого же рядом – №84/2. Сегодня они спрятаны под фасадной кирпичной облицовкой. Никто не сможет опровергнуть то, что их владельцы мещане Судаковы и из «офицерского сословия» Лопатины при перестройке в начале ХХ века не выкинули старые деревянные наличники, карниз и фриз, а прикрепили на новые фасады. Словом, архитектуру прежних домов, которая явно относилась к «позднему» классицизму, взяли за основу при дальнейшей достройке для превращения в двухэтажный полукаменный доходный дом по улице Аксакова, 82 и в одноэтажный каменный жилой дом с лавкой по улице Аксакова, 84/2.
После переделок к началу ХХ века по улице Аксакова, 82 получился главный полукаменный фасад в шесть осей окон и с деревянными сенями, примыкающими к боковому фасаду. Сени закрывают лестницу с балясинами на второй этаж, завершаются гладким трехступенчатым аттиком (декоративная стеночка).
Убранство верхнего деревянного этажа, вероятно, сделано не в начале ХХ века, а, как мне кажется, перенесено со старого фасада. Соответствует ли «классицизму»? Венчающая часть наличников окон представляет собой типичный классический треугольный сандрик (козырёк от дождя над наличником) из составных реек, обработанных филёнками с профилями различной формы: полочек, валиков, гуськов, каблучков. О кирпичном декоре окон нижнего этажа можно сказать почти то же самое, только сандрик лучковый, а к названным формам профилей добавлена форма из «сухариков» (прямоугольные зубчики).
Довольно точно копируются каменные прообразы на деревянных лопатках-пилястрах (вертикальные прямоугольные выступы на углах стены). А именно, лопатки имитируют каменные пилястры с капителями и базами, вдобавок, украшены орнаментом, восходящим к традиции оформления каменных зданий. Он состоит из рисунка, так называемого «овал в квадрате», точнее, заключенный в квадрат или прямоугольник. Этот изящный узор, выпиленный с помощью рельефно-заоваленной накладной резьбы, на лопатке варьируется: меньший овал в квадрате играет роль «капители», второй такой же «базы» пилястры, а среднюю часть пилястры представляет вытянутый овал. «Овал в квадрате» повторяется на каменных базах лопаток-пилястр, которые украшают углы цоколя дома. Здесь овал сложен из кирпича, поэтому выглядит более грубо, чем в дереве.
В целом, в пластике декора Лопатинского дома подчеркивается тектоника (несущие части конструкции – стены, балки, проёмы и др.). Например, лопатки (вертикальные выступы) выявляют торец сруба несущей стены второго этажа. Тёсовая обшивка прибита с разным направлением: между окнами вертикальная, на фризе и под окнами горизонтальная. В узорах дома Лопатина можно насчитать пять вариантов элемента, который возник на основе «сухариков» – ряд небольших прямоугольных выступов-зубчиков. «Сухарики» расположены под карнизом межэтажной тяги, захватывая фасадные лопатки, на сандриках окон первого этажа, на карнизе аттика (стеночка на крыше) сеней.
Итак, в убранстве фасадов повторены элементы классического ордера, но только один элемент модерна, которым является большое окно с десятичастной расстекловкой (окно-фонарь), отодвигает это строение по эволюционной шкале стиля от эклектики «зрелой» к эклектике «поздней».
Здесь изменения за ХХ век видны даже не специалисту, например, не используется парадный вход и утрачены его двойные двери. По свидетельству жителей дома, в советское время в правой части фасада в стилистическом единстве вырублены из дерева следующие приделки: ложные высокие сени, внешне похожие на сени с левой стороны; одноэтажный жилой пристрой вдоль правого бокового фасада, а также вдоль всей стены заднего фасада сени с лестницами.
Почему некоторое недоумение вызывает решение кирпичных наличников окон одноэтажного семиоконного дома Судаковых по улице Аксакова, 84/2? Разве для каменного зодчества характерна такая форма?
Как я указывала, в начале ХХ века в конструкцию этого дома «замуровано» деревянное трехоконное здание середины XIX века. В завуалированном виде оно занимает примерно 1/3 площади и является серединой. Кажущиеся мне странными наличники окон с лучковой перемычкой принадлежат именно ему. Верхняя часть данного наличника сделана в виде кирпичной арочки, в центре которой лепная розеточка-четырёхлистник. Арочка поставлена на лепной лучковый сандрик (карниз от дождя) с «ушками» и железным «подзором». Проблема в том, что арочка совсем не подходит к сандрику, будто она надставлена позднее и в спешке. Впрочем, здесь и с другими элементами дело обстоит подобным образом. Например, в старой половине дома были жилые комнаты, а в левой, возведенной в начале ХХ века, лавка. Их фасады отличаются декором и формой окон. Так, имеется узкий гладкий подкровельный фриз (полоса) в правой жилой части, а в левой лавочной этот же фриз с геометрической розеткой-цветком над входом и с орнаментом, имитирующим классические триглифы и метопы. К лавке относились без наличников 2 окна, а между ними вход (сегодня переделан в окно).
Словом, описанный дом относится к образцам, о которых специалисты с улыбкой говорят: «Наивный декор делает улочки более уютными. Насмешка, шутка архитектора! Профессиональный кич!»
На этой же улице Аксакова я нашла и другой пример, где странное соединение деталей из каменного и деревянного зодчества не испортило настоящее произведение искусства. Такой «каменный» элемент наложен на фасад деревянного дома Махниновых по улице Аксакова, 18. Данное украшение – это тетраэдр, который называют «бриллиантовым» рустом, имитирующим огранку самоцветов. На угловых лопатках дома Махниновых «бриллианты» выглядят слишком массивными, так как окружаются более мелкими узорами. Последние не имеют никакого отношения ни к каменному строительству, ни к классицизму, а к одной из линий эклектики – «ропетовскому» направлению «русского» стиля.
«Дом с бриллиантами» по ул. Аксакова, 18, если его обнажить (убрать обшивку досками), представляет собой двухэтажный сруб-пятистенок (основные габариты в плане 14,2 x 6,0 метров) с сенями (14,2 х 2,6 метра) под двухскатной кровлей.
Главный фасад в три оси окон представлен следующим убранством: подкровельным карнизом с причелинами, украшенными зубчатым подзором; на плоскости стены узким из горизонтальных досок фризом (пояс), фризовой доской, декорированной ромбиками с круглой прорезью, что напоминает «капельки».
Оформление треугольного фронтона (часть стены под крышей) главного фасада трудно описать: на обшивные доски стены прикреплено резное утрированное восходящее солнце - «полусолнце», которое лежит на фризовой доске, а по вертикали оно разорвано пополам «полотенцем» (свисающая с конька крыши доска), доходящим до уровня фризовой доски. Конструкция «полотенца» не менее замысловатая: состоит из трех, отстоящих друг от друга, реек, каждая заканчивается формой, повторяющей в чуть увеличенном масштабе вышеназванную фризовую «капельку», на эти рейки прибито кольцо, в который вставлен меньший по размеру круг. Над «солнцем» поднимался шпиль, пронизанный двумя шариками (символ Земли и Луны). К огорчению, описанный солярный знак и шпиль недавно исчезли. Без сомнения, их должны вернуть, так как этот «солнечный теремок» украшает линию гостевого маршрута, который буквально через два квартала приводит к главным достопримечательностям федерального значения – памятнику Салавату Юлаеву с видовыми точками на речные дали и дворец «Конгресс-холл». Вдобавок, дом – «солнце с бриллиантами» находится в сердце музейно-учебной зоны, где сосредоточены университеты, музеи поэта М. Гафури, имени художника М. Нестерова и Музей истории развития образования РБ.
В пластике убранства «солнечного теремка» присутствуют измененные орнаменты народной резьбы, включающие символические знаки дождя, растений. К примеру, окна второго этажа обрамлены резными наличниками, где верхняя часть с высоким и выступающий над уровнем стены «кокошником» (защитный козырёк от дождя) над высоким очельем (верхняя дощечка наличника) и с «фартуком» (подоконная дощечка наличника). В прорезном рисунке «кокошника» я нахожу мотивы древнего орнамента, включающего знаки или Солнца с растениями, или сильно трансформированное изображение богини в окружении священных животных, вроде драконов. Наличники на первом этаже отличаются отсутствием «кокошника».
Одеянию дома – «солнце с бриллиантами» под стать «кокошники с ушками и серьгами» одноэтажного пятиоконного дома Е.К. Ушковой, расположенного по улице Октябрьской Революции, №25/1. Обрамление их представляет собой украшенный пропильным кружевом и подзором треугольник на полочках, под ним очелье сплошь покрыто накладной резьбой растительного орнамента. «Серьги» свисают почти до трети окна, украшены завитками в виде латинской буквы «S», ниже ещё один похожий завиток, и «фартук» (низ наличника) с «капельками».
Угловые лопатки (вертикальные прямоугольные выступы) на фасаде «дома с серьгами» похожи на пилястру с капителькой-ширинкой и базой-ширинкой (ширинка – это горизонтальная прямоугольная впадинка или углубление). Названные лопатки выявляют торцы сруба несущих стен. Стены покрыты тёсом с рисунком, похожим на кирпичную кладку. В интерьере сохранились изящные высокие двухстворчатые двери, створки с финагериями со сложным рисунком.
Четырехступенчатый карниз кровли на фасадах подпирают кронштейны в форме плавной линии буквы «S», они чередуются с деталью «бриллиантовый руст». Эта лента орнамента отдалённо напоминает из стиля «классицизм» ордерные метопы и триглифы.
Итак, «деревянный» классицизм небольшого особняка Ушковой содержит элементы классицизма и «русского» стиля периода «зрелой» эклектики. Почему «зрелой»? Как отличить от «поздней»?
Для ответа предлагаю рассмотреть двухэтажный дом Бухартовских по ул. Аксакова, 48. Здесь карниз кровли сделан без кронштейнов, но с двухступенчатыми пропильными подзорами: верхний из «сухариков», нижний из «капелек». Вдобавок, в почти всегда затемненном месте соединения карниза и стены есть двухступенчатый подзор из мелких «сухариков»? Зачем? Это удивляет, ведь данная красота заметна только при специальном рассмотрении!
Накладным деревянным подзором из треугольных зубчиков и объемными кронштейнами украшен сандрик (козырёк от дождя) над окнами. Для оформления наличников использованы филёнки с разными видами профилей: полочек, валиков, гуськов, каблучков. Окна второго этажа имеют более роскошный наряд, например, на углы их сандрика поставлены «шишечки» (большинство утрачены), боковые доски наличника наделены полуколонкой с балясинками, перемычками, выкружками. Очелье наличников и подоконные доски украшены резьбой с растительным орнаментом, где есть косые крестики, ромбики, фестончики, капельки, фиалки, сердечки, завитки и др.
Уличные фасады «дома с подзорами» фланкируют деревянные сени. Последние имеют двойные двухстворчатые двери, окно над ними. Сени завершаются гладким прямоугольным аттиком (стенкой), украшенным подкровельным подзором, гладким фризом из вертикальных досок, подфризовым ступенчатым карнизом из полосок из «сухариков» и прорезного подзора в виде завитков разной формы. Бока оконного наличника украшены полуколонками с полубалясинками, перемычками, выкружками. Низ наличника имеет «фартук» из досок с пропильным узким косым крестиком и завершается внизу фестончиком или капелькой с дырочкой, кто-то его называет набалдашником. По свидетельству старожилов, подвалы глубокие, пол выложен камнем. Первоначальная анфиладно-коридорная планировка комнат почти не изменилась, судя по сохранившимся лепным фигурным потолочным и подкарнизным филенкам и плафонным розеткам. Из подлинных элементов интерьера особый интерес представляет одномаршевые лестницы с перилами из тонких балясин, печи с металлическими деталями, высокие двухстворчатые филенчатые двери и с люнетами, и без люнетов, створки, украшенные тремя финагериями, паркет.
«Дом с подзорами» находится на перекрестке улиц бывшей Большой Успенской (Коммунистической) и бывшей Каретной (Аксакова). Здание состоит из двух соединенных под прямым углом одинаковых домов с уличными фасадами в девять осей окон на каждом. Ориентированный на перекресток скошенный угол выделен на крыше аттиком (декоративная стенка) в виде или деформированного сердца, или лепестка розы. На заднем фоне аттика поднимается трапециевидная башенка, которую венчает с большим выносом грибовидная равнобедренная четырехгранная пирамида. Последнюю завершает флюгер в виде флажка. Описанную скошенную часть дополняет на втором этаже балкон, под которым когда-то был парадный вход с филёнчатыми дверями (сегодня замурован). Металлические перила и кронштейны балкона имеют растительный рисунок.
Элементы модерна, которыми являются указанные необычные башенка и аттик, отодвигают постройку по эволюционной шкале стиля к «поздней» эклектике.
В заключение, можно сделать вывод, что, к счастью, «деревянный» классицизм в Уфе уничтожен пока не полностью! Похож ли он на одновременную застройку других регионов России?
Обычно архитектуру старой Уфы отождествляют с Поволжьем, что понятно: долго над ней работали вятские плотники и резчики. Хотя я нашла и много общих черт, которые объединяют описанные выше творения с архитектурой Северного, Среднего Урала и Сибири. Так, по определению иркутских исследователей В.А. Асманкиной и М.Г. Мееровича, там отмечаются следующие элементы: гладкий фриз, монументальное обрамление окон, особенно второго этажа, иерархия в декорировании фасадов (уличный фасад более наряден), наличие тёсовой обшивки, аттиков, башенок; если сначала деревянные «подражания» соответствовали каменным оригиналам, образцовым проектам, то в начале ХХ века еле угадывались.
Имеется ли общее у «деревянного» классицизма Уфы с остальными регионами страны? Ответ дать не могу, так как исследовала только небольшую часть домов.
Читайте нас: