Детский писатель Евгений Пермяк – наш земляк: он родился на Урале в городе Перми. Родная земля очаровала его своей красотой: необыкновенные уральские пейзажи, суровый климат и люди, настоящие умельцы, те, про которых говорят «золотые руки», – все это повлияло на выбор писательского псевдонима.
Сегодня рассказы Евгения Пермяка выглядят чуть-чуть наивными, слишком простыми, а кому-то могут показаться и скучными. Может быть, потому, что в нашей современной жизни очень много шумного и наносного, много хайпа и мало по-настоящему ценной информации и открытий, много имитации радости и мало счастья, много искусственной суррогатной еды и мало настоящих вкусных продуктов.
Писатель говорит нам о простых вещах, таких ясных и очевидных, но, к сожалению, на осознание которых иногда может не хватить и целой жизни.
Евгений Пермяк
Пичугин мост
По пути в школу ребята любили разговаривать о подвигах.
– Хорошо бы, – говорит один, – на пожаре ребенка спасти!
– Даже самую большую щуку поймать – и то хорошо, – мечтает второй. – Сразу про тебя узнают.
– Лучше всего на Луну полететь, – говорит третий мальчик. – Тогда уж во всех странах будут знать.
А Сема Пичугин ни о чем таком не думал. Он рос мальчиком тихим и молчаливым.
Как и все ребята, Сема любил ходить в школу короткой дорогой через речку Быстрянку. Эта маленькая речка текла в крутых бережках, и перескакивать через нее было очень трудно. В прошлом году один школьник не доскочил до того берега и сорвался. В больнице даже лежал. А этой зимой две девочки переходили речку по первому льду и оступились. Повымокли. И тоже крику всякого было много.
Ребятам запретили ходить короткой дорогой. А как длинной пойдешь, когда короткая есть!
Вот и задумал Сема Пичугин старую ветлу с этого берега на тот уронить. Топор у него был хороший. Дедушкой точенный. И стал он рубить им ветлу.
Нелегким оказалось это дело. Уж очень была толста ветла. Вдвоем не обхватишь. Только на второй день рухнуло дерево. Рухнуло и легло через речку.
Теперь нужно было обрубить у ветлы ветви. Они путались под ногами и мешали ходить. Но когда обрубил их Сема, ходить стало еще труднее. Держаться не за что. Того гляди, упадешь. Особенно если снег.
Решил Сема приладить перильца из жердей.
Дед помог.
Хороший мостишко получился. Теперь не только ребята, но и все другие жители стали ходить из села в село короткой дорогой. Чуть кто в обход пойдет, ему обязательно скажут:
– Да куда ты идешь за семь верст киселя хлебать! Иди прямиком через Пичугин мост.
Так и стали его называть Семиной фамилией – Пичугин мост. Когда же ветла прогнила и ходить по ней стало опасно, колхоз настоящий мосток перекинул. Из хороших бревен. А название мосту осталось прежнее – Пичугин.
Вскоре и этот мост заменили. Стали спрямлять шоссейную дорогу. Прошла дорога через речку Быстрянку, по той самой короткой тропинке, по которой ребята бегали в школу.
Большой мост возвели. С чугунными перилами. Такому можно было дать громкое название. Бетонный, скажем… Или какое-нибудь еще. А его все по-старому называют – Пичугин мост. И никому даже в голову не приходит, что этот мост можно назвать как-то по-другому.
Вот оно как в жизни случается.
Валерия Цуканова
7-й класс,
СОШ № 6 имени М. А. Киняшова
г. Благовещенска РБ
Сказка о страже города Благовещенска
Жила-была девочка. Она с родителями переехала однажды в новый дом в новом городе. Ей это не особо нравилось. Всю дорогу, а после и весь вечер она только и делала, что жаловалась.
– Ева, это отличный город, куда лучше нашей деревни, – успокаивала девочку мама.
– А мне он не нравится. Раньше мы часто ездили в большой город по соседству, а теперь вы будете говорить, что всё есть тут, – не унималась девочка. – И в этом городе абсолютно никакого развития, он скучный, серый, невзрачный…
Дом, в который они приехали, находился рядом с городским прудом, который, как оказалось, осушили. Это ещё больше ухудшило настроение Евы.
Ночью девочка не спала. Она с грустью стояла у окна и, смотря на противоположный берег пруда, тяжело вздыхала. Тут она услышала шорох и обернулась. Рядом с её кроватью парило в воздухе Нечто. Ева хотела закричать, но не смогла. Её охватил страх.
Она всматривалась в привидение. Это был старичок с редкими седыми вьющимися волосами.
– Вы кто? – шёпотом спросила Ева.
– А я уже не помню. Столько лет не живу, да никто и не спрашивал давно, – ответил старик.
– А вы…
– Слушай, девочка, – перебил незнакомец, – я обычно в этих домах хожу, патрулирую, так сказать, за порядком слежу, а тут ты не спишь. Давай договоримся, что ты меня не видела. Понимаю, город красивый, но ночью спать надо.
– Он некрасивый. Благовещенск. Я только один с таким названием на карте нашла, и то в Амурской области. А этого даже на карте нет!
Старик помрачнел и приблизился к девочке, но вдруг изменился.
– А знаешь что? Пойдём-ка со мною.
Он протянул свою серую холодную руку.
Старик стал взлетать и уносить девочку с собой. Странно, но ей не было страшно. Наоборот! Она пришла в восторг оттого, что летит! Они летели над впадиной пруда, а та вдруг стала заполняться водой… Перед Евой раскинулся чистый пруд, в котором плескалась детвора. Было светло как днём. Блики яркого солнца сверкали на воде…
– Смотри! Родители тебе уже рассказывали об Арматурном заводе? Так вот, когда-то это была Потехинская медеплавильная фабрика дощатой меди и полосового железа. Её в 1756 году основал сибирский купец… Вроде Матвеем его звали. Мясниковым. Так вот. От основания этого завода и пошёл город. А вообще меня забавляет: почему именно здесь он решил поставить фабрику? Но не в этом суть. В XIX веке отсюда и вырос посёлок Благзавод…
Внизу Ева видела, как по дощатым тротуарам бежали странно одетые люди, а сам город со своей современной инфраструктурой вдруг пропал, уступив место деревенским домикам и баракам. Ева с интересом рассматривала всё, что происходило внизу.
– Ой, а это что? Домик Бабы Яги?
– Нет, девочка, это лабазы. В них раньше крупы да зёрна хранили. Вон и лавки, и купцы тоже. А ещё тут раньше было много старообрядцев.
– А это кто такие? Стар… Староообрядники.
– Старообрядцы-то? Ну… это такие люди, они старую религию чтут, старые традиции у них там. Бороды не бреют, в сорочках да платках ходят. До сих пор такие здесь есть. И в Москве такие встречаются… Ну так вот. Старообрядцев раньше, ну… не совсем любили. Но тут их со временем тайно, а после и открыто стали брать на работу. При строгом отношении к работе и трезвой жизни, они с течением времени занимали ответственные должности, оказывали влияние на заводскую жизнь. Время ускорилось. К фабрике уже и целые общины присоединялись. Рабочие руки-то важны.
– Клёвый завод. Раз он столько просуществовал и вокруг него целый город вырос, от него, наверное, много денег в городскую казну шло. А почему тогда город такой неказистый и несовременный?
– Погоди! Ты ещё по городу не гуляла и все места не узнала. Да и завод приносил убыток. А оставили его только потому, что пожалели жителей воспитанные люди! А именно, Дмитрий Дашков, – тут старик улыбнулся. – Хороший паренёк был. Славный. И брат его Андрей. Он, кстати, Уфе больше пользы принёс. Благодаря ему там стало развиваться дорожное строительство, межевание земли, страхование, бухгалтерия, некоторые кустарные промыслы.
– А что с его братом? Он, наверное, больше в завод вложил?
Привидение усмехнулось и слегка даже удивилось: умные дети пошли, только вредные и капризные местами.
– Правильно мыслишь. Князь Дмитрий безвыездно проживал в Благовещенском заводе, видел главный смысл жизни своей в «устроении народной жизни». Открыл производство сельскохозяйственных машин для крестьянского обихода. Завел конский завод для улучшения породы крестьянской рабочей лошади. Организовал сбор ягод, зря пропадавших в здешних лесах, и выделку из них ягодных вин. Открыл на заводе больницу-амбулаторию и медицинский пункт. Организовал в поселке общедоступную библиотеку и «аудиторию» – будущий Народный дом. Выстроил учительскую семинарию для подготовки сельских учителей ближайших губерний и оренбургского и уральского казачества. И не зря он старался. Смотри, какой город. Вон у вас и парк Победы есть, и сколько школ, магазинов, административных зданий. Город сейчас растет, и ты можешь за этим наблюдать.
– Ого... – девочка зевнула.
– Ой, тебе же домой пора.
Тут Ева обнаружила, что сидят они с призраком на крыше Арматурного завода, слева был виден осушенный пруд, а небо над их головами было усеяно звёздами. Но девочка уже почти засыпала, так что даже не испугалась.
– Давай ты мне еще что-нибудь расскажешь.
– Вот завтра проснёшься, сама в своём железном ящике всё и посмотришь. Я у твоих родителей такой, раскладной видел уже. Давай, Евушка, мне пора…
Отнёс он свою собеседницу и невольную соучастницу незапланированного полёта в кровать, а сам исчез, растаял в воздухе. Вернулся вечный страж Благовещенска в свой невидимый нам, жителям города, сон, долгий и вечный. А Ева всю ночь во сне летала над городом…
Утром, проснувшись в своей кровати, она с удивлением поняла, что больше ей не грустно, а вид за окном не такой уж и унылый, как ей показалось поначалу.
– Ну что ж, – подумала она, – здравствуй, Благовещенск, здравствуй, новый день, здравствуй, новая история, история города и меня в нём!
Рината Галина
МАОУ «СОШ №30» г. Стерлитамак
Башкортостан, земля родная!
(отрывок)
Но за Планету взрослые в ответе,
За то, как будут жить потом их дети,
Что пить, что есть и чем дышать,
Уже сейчас пора решать!
Природу дети в школе изучают,
Как ей помочь по книжкам тоже знают.
А что мы для Планеты сделать можем,
Как мы ей, школьники, поможем?
Об этом я частенько рассуждаю,
И, кажется, ответ теперь я знаю.
Простые эти правила вполне;
Всё начинается на «не»:
– Не засоряйте водоёмы, дети,
За чистоту воды мы вместе все в ответе!
– Не разоряйте гнёзда птичьи,
Птенцов вы в руки не берите!
– Не приносите маленьких зверят,
Они в лесу с родными жить хотят!
– Не рвите редкие цветы,
Всех не лишайте красоты!
– Не разжигайте вы в лесу костры,
Ведь тут недалеко и до беды!
– Не разрушайте муравейники, друзья,
Без дома муравьишкам жить нельзя!
Запомни! Всё, что создано природой,
Должно приумножаться год от года.
В природе создано всё гармонично,
Нет ничего ненужного и лишнего.
Слова простые эти всем важны:
«МЫ ВСЕ ДРУГ ДРУГУ ТАК НУЖНЫ!»
Давайте с детства думать о Планете,
За будущее быть её в ответе,
Ведь будущее – это мы и наши дети!
Елизавета Синицына,14 лет,
МАОУ Лицей № 46, г. Уфа
Ночные путешествия
Часто ночами я выхожу на улицу, забираюсь на крышу бани (скорее, на пристроенный железный навес для дров), чтобы посмотреть на звёзды. Наверное, для кого-то это звучит немного странно и даже глупо, но, если попробовать, – это чудесно. Так откуда же берет начало моя страсть к ночным «путешествиям»?
Все началось довольно давно, еще прошлой зимой, примерно в декабре, точно не помню. Было три часа ночи, снаружи светлая, бледно-желтая луна освещала холодным светом всю комнату. На улице шел снегопад и холодный ветер играл в чехарду, разбрасывая хрупкие снежинки по воздуху. Из-за воя собак за приоткрытой рамой окна приятная дрожь пробегала по телу резкими волнами. Через легкую дремоту я открыла глаза, чтобы посмотреть на время, и, невольно расстроившись от мысли, что завтра в школе не обойтись без неприятного сонного состояния, я с ужасом посмотрела на темное, словно дно океана, небо, такое глубокое и недосягаемое, такое далекое и пугающее своими размерами.
И вдруг я впервые осознала, что мир огромен! Он бескраен! Он безграничен! Он – всё!.. И тут я осеклась: почему до этой ночи я не задумывалась о нем? Видимо, мой день так полон забот и событий, что недосуг думать об окружающем его огромном мире? Наверное, мой день туго забит мыслями обо всем? И ни о чем…
Так каждую ночь, закрывая глаза, я отправляюсь в ночные путешествия по бесконечным звездным мирам, по глубоким морям и океанам, по бесконечным пещерам и бездонному небу…
А бабушка говорит, что это я взрослею…