Урал Мулюков
Карапуз
Булата в школу не брали. Мал еще. Ведь ему еще только-только стукнуло шесть лет. А он, наоборот, говорил, что уже целых шесть лет. Но он уже умел писать, хотя и только печатными буквами, чем страшно гордился. Дома были еще трое детей, все старше его. И когда им было скучно, они принимались натаскивать младшего, тому, что сами умели. Вот и научили его читать, а потом и писать. Они недавно приехали из далекой башкирской деревни Зуяково. Там в основном все по-башкирски говорили. Но сестры учили малыша по-русски, как их самих учили в школе. У Булата была книжка-раскраска. Были нарисованы дети, сидящие дома. Дети, идущие в лес. Дети в лесу. И возвращающиеся из лесу домой. Булат раскрасил картинки, а потом подписал. Получился маленький такой рассказик.
– Ух, ты мой писатель – взъерошил ему волосы отец.
А мама дала Булату ягоды, такие же красивые, как на картинке, только лучше, потому что съедобные.
А вот от школы такого уважения и признания добиться не удалось. Ведь долго просился Булат в школу. Клянчил у папы, клянчил у мамы, жаловался своему другу песику Тузику, да все бесполезно. Жалко было маме малыша отправлять на учёбу. А папе было жалко маму, не хотел, чтобы она волновалась, поэтому он поддержал маму. Но однажды папа вдруг сжалился над Булатом, взял его за руку и повел в школу. Там папа зашел аж к самому директору. Директор – тетенька в очках – понимающе кивала, но не соглашалась брать Булата в школу. «Он у вас не только возрастом, но еще и росточком не вышел. Куда такому малышу в школу?» – заявила она.
Когда папа стал настаивать, возражать, что главное не рост, а развитие ребенка, директриса пошла на хитрость. «Хорошо, раз так, – сказала она, пусть он сначала докажет свое развитие». И отправила Булата к учительнице первого класса на проверку. Было ясно, что эта строгая учительница враз осадит малыша своими вопросами. Учительница сразу поняла, зачем прислали мальчишку, и стала засыпать его вопросами. Теми самыми, какими она первоклашек мучила. Да вот незадача, Булат все задания выполнил и держался уверенно, и отвечал грамотно. Сказывалась муштра старших детей.
Зашла учительница к директору: «Извините, не получилось срезать, уж больно смышленый чертенок».
Делать нечего. Пришлось принять Булата в первый класс.
Пришел Булат 1 сентября в школу. Довольный-предовольный. Дивятся первоклассники, как такого маленького в школу взяли. А может, просто чей-то учительский сынишка-детсадовец к ним в класс по ошибке заскочил. Булат тоже своих одноклассников рассматривает. Вдруг увидел он большого-пребольшого мальчишку. Не только ростом велик, но и толщиной взял: один живот чего стоит. Волосы черные, а сам тоже черный-черный. То ли загорел, то ли еще что. Мгновенно в голове у Булата пронеслись, смешавшись, башкирские и русские слова. «Вот карапуз!» – громко воскликнул Булат. Громадный мальчишка не обиделся, а неожиданно засмеялся: «Привет, великан!» – еще громче произнес он.
Весь класс грохнул от хохота. «Что я смешного сказал, – удивился Булат. – Все правильно – это самый настоящий карапуз. Ведь «кара» по-башкирски «черный», а «пузо» – всем понятно, что это такое».
А класс почему-то продолжал смеяться, все никак не мог остановиться. Здоровенный же мальчишка и вовсе согнулся, сотрясаясь в оглушительном смехе. Засмеялся со всеми и Булат.
Чудо-фонарик
Фонарик был просто великолепен. Это был не просто фонарик, а самый настоящий ФОНАРИК. Он мог светить обычным ярким «белым» светом. А когда надо, то выдвигаешь цветные экраны и обычный свет становился зеленым или красным. А можно было закрыть свет лампочки экраном выбранного цвета лишь частично и тогда он становился наполовину зеленым или наполовину красным. Если хотите, то и на одну треть, хоть на четверть. А хочешь – задвигай обе створки и тогда появлялся какой-то загадочный, почти фантастический лиловый свет. Сказка, да и только!
Ни у кого не было такого фонаря, ведь его прислали третьекласснику Азамату аж из самой Москвы. Азамат везде таскал его с собой, даже ложился с ним спать. Когда принес фонарик в школу, у всех друзей загорелись глаза. Чтобы они не потухли, дал каждому посветить. Но ненадолго. Ведь это его же, Азамата, брат прислал ему эту волшебную диковину. Пусть сначала заведут себе таких братьев, а потом играют, сколько хотят с подаренными им вещами.
Больше всех понравился фонарик Артуру, аккуратному такому мальчику, всегда чистенькому, отутюженному и почти отличнику. Тот никак не хотел отдавать обратно фонарик. А когда вернул, то целый день просил продать фонарик ему.
На перемене перед последним уроком Азамат положил фонарик в парту. Уроки кончились, Азамат засобирался домой, но вдруг фонарика на месте не оказалось. О чем он тут же возвестил всему классу. Пацаны долго не сомневались, догнали торопившегося домой Артура и вернули его в класс. Тот не смог долго отпираться и выложил фонарик. Что тут началось! Артура стали дергать за выглаженный костюм и рубашку. Поставили к доске и все, проходя мимо, стали плевать в него, считая себя вправе это сделать. Ведь каждый тоже хотел себе такой изумительный фонарик, но не украл же! Артур стал свекольного цвета и, молча, терпел все оскорбления, даже не заплакал. Один только Азамат не плевал и не кричал на него, а схватил фонарик, насупился и быстро ушел домой. Ночью он плохо спал. Ему снился Артур у школьной доски. На следующий день, подходя к школе, Азамат столкнулся с Артуром. Тот шарахнулся от Азамата к стенке. Азамат, зачем-то глядя под ноги, неловко сунул Артуру фонарик. Тот заплакал. Почему-то заплакал и Азамат.
Михаил Ефимов
8-й класс, гимназия № 47г. Уфа
***
Тот день был не очень – дождливо и серо,
Но в сквере девчонка кружилась и пела.
Я просто шел мимо, и что мне за дело?
Смешная девчонка кружилась и пела...
А мне не до песен, и в небе нет солнца,
И тучи на небе как будто без донца,
Но я вдруг подумал: «И что тут такого,
Ведь мама ждет дома и книга Толстого.
Ненастье сменяется солнечным летом,
А я почему-то забыл вдруг об этом,
Но помня о солнце, вот видно в чем дело,
Смешная девчонка кружилась и пела».
Риана Халикова, 5-й класс
МБОУ «Лицей с.Толбазы» Аургазинский район,
СКАЗКА ПРО ОСЕНЬ
В одной далекой-далекой стране жили-были времена года: Осень, Весна, Зима и Лето. Лето, Зима и Весна были подружками, они весело проводили время: играли, секретничали, веселились, ходили друг к другу в гости. Только с Осенью никто не дружил. Все думали, что с ней скучно, и веселиться она не умеет, и ходит она серее тучи, и глаза у нее всегда на мокром месте. Из-за этого Осень становилась только все грустнее и грустнее, хмурее и хмурее, серее и серее.
Как-то раз, когда очередной раз Осень увидела, как весело проводят время Лето, Зима и Весна, она призадумалась:
- А ведь правду говорят Лето, Зима и Весна, что я самое грустное время года. Ведь летом можно купаться, загорать, ягоды собирать, зимой в снежки играть, с горки и на коньках кататься, снеговика лепить, весной кораблики в весенних ручейках пускать и птиц встречать. А что можно делать осень? Ничего, ничегошеньки… Только сидеть и смотреть, как идет дождь за окном.
Расстроилась Осень еще сильнее:
- Никому я здесь не нужна, я уйду, и никто не заметит этого, - подумала Осень и ушла из страны далеко-далеко.
Не сразу Лето, Зима и Весна заметили пропажу Осени. Три месяца они были в гостях у Зимы, играли в снежки, с горки и на коньках катались, снеговика лепили. Три месяца они гостили у Весны, делали бумажные кораблики и пускали их в весенние ручейки, с радостью встречали они перелетных птиц, наблюдали за тем, как птицы вили свои гнезда. Потом ещё три месяца они загорали, купались и в лес за ягодами ходили.
Устали подружки играть, секретничать, веселиться и ходить друг к другу в гости, надоело им все это, загрустили. Только тогда вспомнили они о своей грустной соседке. Так захотелось им посидеть и посмотреть, как идет дождик за окном. Глядь Лето, Зима и Весна по сторонам, а Осени нет.
А в это время на земле начался переполох. Дети не пошли в школу, потому что не наступило 1 сентября. Ребята, у которых день рождения осенью, перестали расти и остались маленькими. Взрослые уже не знали чем себя заняться, потому что они устали загорать, купаться и собрали все-все ягоды. Да и птицы, и звери не знали, куда себя деть: метались куда-то, хотели куда-то улететь, уйти, что-что делать, а куда лететь и что делать не знали и не понимали. Всем было плохо без Осени.
Посмотрели подружки на весь этот кавардак и решили срочно разыскать Осень. Лето, Зима и Весна сели на своих крылатых коней и в один миг облетели весь свет. Очень обрадовались подружки, когда нашли Осень в самой глубокой пещере на краю света, обняли они ее и говорят:
- Осень, дорогая Осень, ты нам очень-очень нужна, нам так без тебя плохо, возвращайся скорее к нам.
Осень обрадовалась таким словам, и Осень, Лето, Зима и Весна стали близкими подружками. Все встало на свои места: дети пошли в школу, ребята стали расти, птицы и животные начали готовиться к зиме. С тех самых пор никто не считает Осень грустной-прегрустной, хмурой-прехмурой, серой-пресерой.
Танчулпан Ахмаева, 8-й класс
МБОУ «Лицей с. Толбазы» Аургазинский район
Я ЛЮБЛЮ СВОЁ СЕЛО!
Я люблю своё село!
Лучше в мире нет его!
Юным жителям села
Будет жизнь здесь весела!
Летом, осенью, весною
Юрко бегаем толпою,
То на танцы, то в кино!
О, школа музыки здесь во!
Любим мы спортшколе заниматься,
Бегать, на площадке развлекаться!
А зимой Ледовый город есть,
Зимних игр там не счесть!
МЫ растем здесь, как цветы
Для процветания страны!
Матвей Антропов, 9-й класс,
РЦДО г. Уфа
Спасённая ёлочка
В одном ауле жила обычная башкирская семья. Папа, мама и их дети: дочь Айбика и сын Айрат. Они были очень дружными, трудолюбивыми. Дети помогали родителям по хозяйству, когда те уходили на работу.
И вот, накануне Нового года, Айбика и Айрат решили сходить в лес, чтобы срубить ёлку.
Одевшись потеплее, ребята отправились в лес. Все тропинки в лесу запорошило снегом. Поэтому дети с трудом пробирались между спящими деревьями. Ели, сосны, березы стояли, словно волшебные белые великаны. На головах у них были белоснежные шапки из снега, а на ветвях притаились озябшие вороны.
Вдруг налетел сильный ветер. С деревьев посыпался снег. Небо покрылось тучами. И в одно мгновенье ветер подхватил ребят. И они оказались около какого-то странного дерева. Вокруг никого... Только на снегу непонятные следы. И вдруг дети услышали чей-то голос. Айбика и Айрат испугались, закрыли глаза, прижались друг к другу.
Открыв глаза, они увидели перед собой маленького старичка-лесовичка. Старичок говорит:
– Что вы делаете в моем сказочном зимнем лесу?
Ребята хором ответили:
– Мы пришли за ёлкой. Хотим срубить её и нарядить дома. Ведь скоро Новый год.
–А разве можно рубить ёлочки? – спрашивает старичок. Они ведь тоже, как и мы, живые.
Айбика отвечает:
– Мы хотим её поставить в наш дом, чтобы было красиво.
И дети расплакались.
Дедушка успокоил их и пригласил к себе в гости. Он напоил ребят горячим башкирским чаем с мёдом.
– А теперь, ребятки, идёмте со мной в сказочный лес. Я вам помогу,- сказал старичок.
Когда ребята вышли из дома и оказались в лесу, они услышали такой разговор.
– Ой, мамочка, я боюсь. Меня сейчас срубят и увезут от тебя далеко-далеко.
– Не бойся, дочка. Наш дедушка не позволит.
Айбика и Айрат сразу поняли, что это разговаривают жители волшебного леса. Дедушка кивнул головой. Ведь в лесу была такая тишина, что старичок боялся нарушить её.
Заботливой хозяйкой пришла в наши леса зима. Она укутала все деревья пушистым снегом. И они уснули до весны. На поляне красовались крохотные ёлочки. Их совсем занесло. Как хороши они теперь!
Под ногами скрипел снег. А воздух был чистым, свежим.
Дети шли завороженные природой своего родного башкирского края. Какая была красота вокруг!
Айрат говорит дедушке:
– Да, жалко тревожить такую красоту!
Айбика согласилась и сказала:
– Тогда мы пойдем домой.
Но старичок предложил ребятам срезать нижние веточки от ёлочек. А дома поставить их в воду и нарядить. Будет очень красиво!
Ребята поблагодарили старичка и довольные пошли домой. Обратная дорога показалась им легкой. Ведь они не навредили природе, сохранили молоденькие ёлочки. И поэтому им было хорошо и весело. Наша природа, природа башкирского края, величественная и неповторимая!
Айбика и Айрат украсили свой дом еловыми веточками, повесили новогодние игрушки. Дома стало красиво! Родителям очень понравилось. А дети еще долго вспоминали свою встречу со старичком-лесовичком.
Диана Гумерова,10-й класс
МБОУ «Гимназия №86» г. Уфа
Мой декабрь
Посвящается моей поездке в образовательный
центр «Сириус на литературную смену
Вот декабрь на дворе,
Принесёт он детворе
Много игр, шуток, смеха…
Ну а я уже взрослею
И об этом не жалею.
В «Сириус» я полечу,
Ведь поэтом стать хочу.
Ах, ну как же тут красиво!
Солнце, море – очень мило…
Нас встречают педагоги,
Толи люди, толи боги.
Очень много всего знают
И удачи нам желают,
Напишу я стих крутой,
Будут все гордиться мной.
Быстро время пролетело.
Мне писать не надоело,
Но пора уже домой.
Сердце полнится тоской.
Вот сажусь я в самолёт,
Скоро будет перелёт.
Дома ждут меня подарки,
Ёлки, лыжи, снег, каталки…
И декабрь завершён,
Новый Год в страну пришёл.