8 Б класс, МОБУ гимназия № 5 г. Давлеканово
Номинация: «Мой бессмертный полк»
Асфальтированной лентой убегает дорога вдаль. Быстро мчится наша машина, разрезая воздух. Весело смотрю по сторонам, любуясь знакомыми с детства пейзажами. Весна вступила в свои права: курятся холмы, освобожденные от снега, шумят ручьи в глубоких балках, торопясь пополнить собою красавицу Дему, еще немного - и легкой дымкой покроются леса. Все дышит весною и радуется ее приходу. Испытываю удивительные минуты блаженства в предчувствии встречи с дорогими мне людьми – бабушками и дедушками. Еще бы, ведь я еду на родину своих родителей, в Альшеевский район, село Кипчаки, а оттуда - в деревню Ибраево. Вглядываюсь вдаль: вот-вот с правой стороны должен показаться высокий холм под удивительным названием Сусак-тау, что обозначает, по образному выражению местных жителей, «дарующий жизнь». Холм по ширине невелик, но подняться на него сможет не каждый: уж слишком крут. А вот и он! Стоит важно и торжественно, словно древний витязь, готовый в любую минуту ринуться на врага и защитить родную землю от всех тех, кто посягает на ее мирную жизнь и покой. Мы рады его видеть, и он тоже как будто рад встрече с нами. Еще немного, и появятся на горизонте крыши домов нашего села, раскинувшегося вдоль петляющей реки.
Встреча с родными сегодня необычная: мы едем поздравить всю нашу многочисленную семью с самым главным и святым праздником - Днем Победы. Такое трепетное отношение к этой дате у нас не случайное: в страшные годы Великой Отечественной войны были призваны на фронт и защищали родину многие родственники со стороны как матери, так и отца. Страшные потери пришлось пережить нашим семьям: дед отца, Мухамедьяр Гайсин, погиб на войне, а дед матери, Ахияр Шаймарданов, вернулся с войны искалеченным и умер спустя два года после ее окончания. По словам его дочери, он был немногословным. Однако то, о чем успел рассказать бывалый солдат, засело в нашей памяти и приводит в оцепенение до сих пор. Я точно знаю, при каких обстоятельствах мой прадед получил тяжелое ранение. А дело было так… Группа бойцов, в числе которой был и он, отправились в разведку, чтобы узнать, как обстоят дела в занятой фашистами деревне. Они стали свидетелями того, как враг, вероломно вторгшийся в чужую жизнь, бесцеремонно хозяйничал в ней, устанавливая свои варварские порядки. Со всех концов деревни раздавались пулеметные очереди - это немцы стреляли по мирным жителям, - несло гарью. У одного из плетней возле убитой женщины лежал и плакал младенец. Один из немцев взял одной рукой вилы, а другой - подбросил вверх ребенка и насадил его на них. Все это время вражеский солдат самодовольно улыбался под одобрительные возгласы других. Наши разведчики, возмущенные увиденным, вступили в бой с врагом. Силы были неравными, многие из бойцов погибли, а моего прадеда тяжело ранило в бедро. Товарищ не оставил его в беде и на себе донес до отряда. Прадедушка долго лежал в госпитале, но восстановить здоровье полностью ему так и не удалось. Вспоминая годы войны, он часто говорил о доброте и человечности наших солдат, об их строгой жизни по законам военного времени, где любое отступление от нравственных норм поведения по отношению к мирным жителям, даже если они со стороны врага и в свое время поддерживали его, строго наказывалось.
Не обошла стороной война и тетю Загифу, золовку моей бабушки с папиной стороны. Загифа Минигалеевна Газизова родилась в 1923 году в деревне Сураево, недалеко от Кипчаков и Ибраево. Маленькая живописная деревушка стояла у самого подножия горы Сурай. Ее отец, знатный бахчевод, работал в колхозе и выращивал томаты, огурцы, дыни и арбузы на склоне горы. Природа благоволила, и урожай всегда получался богатый. Девушка еще с детских лет, видя, с какой любовью и заботой занимается земледелием отец, мечтала продолжить его дело. Однако и ей, совсем еще юной, в годы войны пришлось взять в руки оружие и встать на защиту родины. И сегодня в ее памяти тот день 1943 года, когда она объявила матери, что отправляется на фронт с намерением отомстить за брата Сахарьяра, о смерти которого они узнали накануне из “черной бумаги” – похоронки. Провожать еще одного своего ребенка на войну для убитой горем матери было выше сил, подвластных человеческому разуму, но женщина в конце концов смирилась. Наутро Загифа отправилась на прием к секретарю районного комитета комсомола и попросилась зачислить ее в ряды добровольцев. Испытывая острую нехватку в хороших специалистах, комсомольский вожак района не хотел отпускать добросовестного и инициативного работника, но из-за настойчивости девушки, которой двигало святое чувство отомстить за погибших брата и сельчан, пошел ей навстречу. Хрупкую девчушку от военного комиссариата отправили в Давлеканово, где на тот момент размещалось авиационное училище, в котором готовили военных летчиков.
Через семь месяцев, помимо освоения военной профессии фотолаборанта, она научилась стрелять из пистолета, автомата, прыгать с парашютом, даже водить самолет. По окончании семимесячных курсов обучения в Давлекановском авиационном училище девушка начала служить в авиаполку № 92, где занималась аэрофоторазведкой. Природная наблюдательность и умение сосредоточиться, мужество и отвага Загифы, не раз привозившей точные сведения о размещении вражеских позиций, являлись залогом успешных боевых действий наземных войск. Враг был чрезвычайно хитер и всячески старался маскироваться, прикрывая себя и технику то срубленными молодыми деревцами, то стожками сена, то якобы деревенскими домишками, и в этом случае очень важно было для командиров сопоставлять данные, полученные разведкой с воздуха и с земли. Здесь, как говорится, найди десять отличий местности, изученной накануне и увиденной сегодня. Немцы ненавидели зависающий на одном месте, парящий маленький самолетик У-2, старались как можно быстрее сбить его зенитками или даже из автомата, и минуты, проведенные под обстрелом, казались для девушки вечностью. Но Загифа делала свою работу уверенно, понимая, как много от нее зависит. Ни одна крупная операция не обходилась без аэрофоторазведки, которая была «глазами» армии.
Войну Загифа Минигалеевна встретила в Берлине. Она была все такая же юная и хрупкая, веселая и неунывающая, только седина как свидетель неимоверных усилий над собой предательски высыпала на висках и разбавила иссиня-черный цвет густых волос девушки. После Великой Победы летчикам из авиационного полка воздушной разведки отдыхать не приходится, и им поручают очень важное и ответственное дело. Они летят в полуразрушенный фашистами Львов, который для них на тот момент служил местом квартирования, и делают фотографии освобожденных от нацистов городов, чтобы составить их карты и помочь им в восстановлении.
На новом месте все чужое, неизвестное, но Загифа не унывает. Она, искавшая с товарищами столовую, решила разузнать к ней дорогу у милиционера, стоявшего посередине улицы на посту. Подойдя к нему и отдав, как положено, честь, девушка обратилась: «Товарищ милиционер!» И эта встреча двух молодых людей в центре большого старинного города впоследствии стала семейной легендой, звучащей каждый раз во время застолий и праздников, в кругу близких и друзей. Оказалось, что дежурившим милиционером был Тимербай Газизов – молодой человек родом из соседней деревни Ибраево. Он тут же узнал свою землячку и громко по-башкирски ее окликнул: «Загифа, это ты?!» Девушка от неожиданности смутилась, сердце застучало часто, да и было, от чего: высокий, широкоплечий, в военной форме, Тимербай напомнил о далекой родине и выглядел как настоящий «уральский орел»!
Тимербай Газизов уже с первых дней войны находился на фронте. Участвовал в боях под Сталинградом, в Курском сражении. Был тяжело ранен два раза. После госпиталя командировали во Львов для наведения порядка на территории Западной Украины и борьбы с бандеровцами, которые бесчинствовали и зверствовали не хуже фашистов. Немало наших ребят, тех, кому далеко не безразличны были завоевания нашего народа в деле освобождения мира от фашистской гадины, погибло уже после окончания войны: в борьбе с нацистскими прихвостнями. Надо было восстанавливать справедливость, в числе неравнодушных оказался и Тимербай.
Вот так удивительным образом свела судьба двух молодух людей из соседних деревень на фронтовых дорогах. Они сразу же почувствовали друг в друге родственные души и с того дня никогда не расставались. 9 августа 1945 года, еще находясь во Львове, Тимербай и Загифа поженились. В ноябре 1945 года младший сержант Загифа по состоянию здоровья возвращается в родные края. Осенью 1946 года демобилизуется Тимербай. Они селятся в родной деревне Тимербая - Ибраево. У них рождается 5 детей. Молодые люди устраиваются работать в родной колхоз - Тимербай бригадиром, а Загифа на ферме. Они жили вместе долго и счастливо в мире и согласии шестьдесят четыре года. Дядя Тимербай умер, кода ему исполнилось 86 лет, и его последние слова, полные признательности и благодарности, были обращены к своей любимой. А тетя Загифа живет, окруженная большой, заботливой и дружной семьей, в деревне Ибраево. О своей непростой жизни, совпавшей со страшными годами самой кровопролитной из всех войн ХХ века, тетя Загифа написала книгу воспоминаний на башкирском языке.
Вот они – мои самые дорогие люди. Я горда и счастлива, что принадлежу к такой славной семье – семье воинов - победителей, сумевших дать отпор врагу, посягнувшему на самое дорогое и святое, что есть у нас – на нашу жизнь, жизнь родных нам людей, наше государство, где народы веками живут в мире и согласии и хранят заветы предков, – и имею возможность учиться у них самым обыденным вещам, без которых человек не может состояться как личность. Тетя Загифа, которая с юных лет узнала, что такое война и какие жертвы были принесены ради Великой Победы, своим детям, внукам и правнукам всегда говорит, что нужно каждое утро смотреть на голубое небо и радоваться, что мы живем в великой стране, гордиться своей историей, бережно хранить память о победителях. Я знаю, что сегодня она обязательно наденет свой серенький пиджак и при малейшем ее движении по комнате будет раздаваться тихий, тонкий, короткий звон: это напомнят о себе ее многочисленные военные награды, размещенные по обе стороны груди, и среди них – Орден Отечественной войны II степени. Своим звоном они вновь напомнят нам обо всех тех, кому мы обязаны жизнью.