МОБУ СОШ №2 с. Кармаскалы
Учитель-куратор Усманова А.В.
Недалеко от деревни Таунсенгирово есть чудный уголок природы. Это большая поляна, окруженная лесом. В этой живописной местности каждой весной, после завершения весенних полевых работ, проходит народный праздник Сабантуй. Люди приезжают туда, чтобы состязаться в различных конкурсах, посмотреть на захватывающее зрелище скачек, а некоторые — отведать настоящего башкирского кумыса в жаркий день и отведать народные блюда. Каждый находит занятие по душе - одни умело распиливают брёвна, другие – зрители и участники национальной борьбы «кураш», третьи — носят воду в ведрах с коромыслом.
Для нас этот праздник не только весёлое мероприятие, но и возможность встретить своих близких, увидеть родные места, где выросла моя бабушка, где родился и провел первые годы своей жизни мой отец.
Гуляя в этот день по поляне, наблюдая за всем происходящим, не перестаёшь удивляться красоте наших мест. В глубине леса, меж тополей, осин и берёз, можно найти родник, из которого раньше можно было напиться прохладной водицы. А когда выйдешь на окраину леса, так среди этих деревьев маленькими группами встречаются яблоньки. Необычные деревья для леса, не правда ли?
Мало кто знает, почему здесь растут старенькие яблони. Почему весной стоят они в цвету? Как они там появились?
А дело в том, что рядом с большой поляной сабантуя раньше стоял посёлок с удивительным названием — Родник.
Именно здесь родилась и выросла моя бабушка, Жилина Екатерина Яковлевна. Ей сейчас шестьдесят три года. С любовью и грустью она рассказывает о своем детстве.
По её рассказам я узнал, что посёлок Родник образовался после революции, когда появились первые колхозы. На одной длинной улице стояло около тридцати дворов. И жили там дружно русские, татары, украинцы и белорусы. Не было между ними вражды, зависти, корысти. Они вместе помогали строить колхоз «Светлый путь».
Трудолюбивые люди работали в колхозном саду, выращивая сладкие антоновские яблоки, которые и по сей день считаются образцом цвета и аромата. На пасеке добывали душистый мёд. На полях растили не только зерновые культуры, но и овощи. Именно на том месте, где сейчас проводят скачки, раньше растили свои арбузы и дыни. А чуть правее был зерноток. В посёлке еще занимались разведением лошадей.
У взрослых было много работы, поэтому детям часто приходилось им помогать. Десятилетние ребята наряду со взрослыми работали на колхозных полях. Бабушка вспоминает, что несмотря на усталость, они все равно оставались детьми. В свободное время резвились на поляне, играли в догонялки и лапту, собирали полевые ягоды, грибы. Девочки плели венки из полевых цветов. Мастерили своими руками игрушки для себя, в которые потом весело играли. Наигравшись,голодные бежали домой. У плетёных изгородей ловили свисающие ветки со спелыми сочными яблоками, набирали их за пазухи, платки, кепки. А потом садились на скамеечки перед домом и ели их, рассказывали друг другу забавные истории до самой темени.
Зимой ребята учились. После школы носили хворост из леса для топки печи, чистили дорожки от снега. А потом катались на санках и лыжах, рыли длинные тоннели в высоких сугробах, кидались снежками, лепили, как и мы, снеговиков. А какие крепости они строили из снежных глыб! Бабушка рассказывала, что некоторые из них были в два, а то и три раза выше их самих.
Время, наполненное весельем и радостью, быстро и незаметно пролетало. Дети выросли, стали уезжать учиться, строить города и фабрики. Молодежь не спешила возвращаться в свой посёлок. Многие стали жить в селе Кармаскалы, ведь оно бурно росло и развивалось. Старики доживали свой век. Так к 80-му году развитие посёлка прекратилось полностью, оттуда уехали последние жители. И жизнь в нём остановилась…
Бабушка часто с тоской вспоминает о том счастливом времени. Говорит о своих подругах, с которыми училась в поселковой начальной школе. И хотя там был всего один класс, который делили на четыре ряда, учились они с желанием и усердием. С радостью бежали они в свою любимую школу, в которой сами топили печь, убирались.
Она до сих пор помнит, как иногда учительница сажала её себе на колени, потому что она была очень маленького росточка и плохо доставала до парты. Ей помнится, как учительница проводила пальцем по странице учебника, ласково объясняя ей тему. Эти годы ей запомнились особенно.
Когда-то посёлок жил полной жизнью, наполненной заботами, радостями, печалями, счастливыми моментами. Бабушка частенько говорит нам о доме, в котором выросла. Мне как-то грустно от мысли, что она не может прийти в тот двор, отворить калитку, войти в родительский дом.
Я слушаю её внимательно и представляю, как она, маленькая, в цветастом платьице, выбегает на крыльцо, машет рукой своей маме, пробегая мимо окошка, заходит в яблоневый сад. Она тянет ветку, чтобы сорвать большое ароматное яблоко...